ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.09.2024
Просмотров: 212
Скачиваний: 0
снятого двумя объективами с некоторым параллаксом. При раздель ном рассматривании изображений правым и левым глазом они сли ваются в одно и создают иллюзию объемности.
Раздельное рассматривание изображений обеспечивается с помо щью очков, которыми пользуются зрители при проекции изображе ний на специальный экран. Существует много стереоскопических си стем. Стереоскопические фильмы бывают на разных по ширине кино
|
|
пленках, на двух отдельных или на од- |
|||||||||
|
1 |
ной кинопленке, |
с |
классическим |
или |
||||||
|
|
кашетированным |
кадром, расположен |
||||||||
|
|
ными рядом или друг над другом, и т. д. |
|||||||||
|
|
Наиболее |
|
распространенной |
системой |
||||||
|
|
является |
п о л я р о и д н а я . |
|
|
|
|||||
|
|
Отечественные |
стереоскопические |
||||||||
|
|
фильмы снимают на 70-мм цветную не |
|||||||||
|
|
гативную |
кинопленку |
парными |
объек |
||||||
|
|
тивами, создающими |
стереопару |
(рис. |
|||||||
|
|
VII. 4). |
Позитивное |
изображение |
ка |
||||||
|
|
жется объемным, |
если |
зритель |
через |
||||||
|
|
поляризационные |
очки |
рассматривает |
|||||||
|
|
стереопару, |
проецируемую |
на |
экран |
||||||
|
|
двумя объективами, |
экранированными |
||||||||
|
|
поляризационными светофильтрами. |
|
||||||||
|
|
Съемку и прочие операции при из |
|||||||||
|
|
готовлении |
стереоскопического изобра |
||||||||
|
|
жения выполняют с большой точностью |
|||||||||
Рис. VII.4. |
Стереоскопическое |
по оптическим |
и |
фотографическим |
ха |
||||||
изображение |
(стереопара): |
рактеристикам: например, повышенные |
|||||||||
а — негатив, |
б — позитив |
||||||||||
|
|
требования предъявляются к фокусным |
|||||||||
|
|
расстояниям |
парных |
объективов |
в |
съемочном и кинопроекционном аппаратах, к устойчивости кадра на экране и т. д. Для печатания фильмокопий применяют копироваль ные аппараты, обеспечивающие одинаковую плотность изображений в стереопаре. Фотографическая обработка кинопленок ведется при стандартном технологическом процессе.
§ 43. Фильмокопии для телевидения
Фильмокопии для телевидения могут быть сделаны по негативно-по зитивному и обращаемому процессам, черно-белым или цветным и на 35-, 16- и 8-мм кинопленках.
По экономическим и технологическим соображениям наиболее распространены процессы на 16-мм кинопленках.
Телевизионные системы пока не способны передавать весь диапа зон оптических плотностей, который может иметь кинопленка. По этому фильмокопия для телевидения должна отвечать определенным техническим требованиям, обусловленным спецификой электронной передачи изображения и условиями рассматривания.
Телетракт наносит значительный ущерб проецируемому изобра-
жению; теряются мелкие детали, изменяется контрастность и т. д. Вследствие этого в изображении для передачи по телевидению предъявляют повышенные требования к четкости деталей. Она зави сит от многих факторов: кинопленки, съемочного аппарата, объек тива и процесса, по которому получено изображение. Особенно ве лико влияние на четкость изображения разрешающей способности и зернистости киноплепки, режима ее фотографической обработки
и др. операций.
Наилучшее качество изображения получают на обращаемых кино пленках, т. е. по одноступенному процессу. Несколько ниже по каче ству позитивы, полученные по двухступенному процессу, так как в этом процессе участвуют две кинопленки и копировальный аппарат. Еще больше снижается качество изображения, если в процессе созда ния фильмокопии пользуются контратипированием.
Плотности общая, минимальная и максимальная, а также конт растность позитивного изображения не должны превышать возмож ности телевизионной системы, которые всегда меньше, чем допусти мые для обычной кинопроекции.
Для позитивов, проецируемых по телевидению, отношение макси мальной и минимальной плотностей в изображении должно быть 1,6 ±0,1. Чтобы достичь этого показателя, многие фирмы изготовля ют специальные позитивные и обращаемые кинопленки с понижен ной контрастностью: цветные позитивные с у — 2,2—2,4, цветные
обращаемые с Y~150—1>2.
У позитивов нормируют и плотность деталей: белые детали объ екта должны иметь плотность 0,3—0,4; самые темные детали, еще различимые на экране,— не выше 2,0. Плотность изображения ли ца — в пределах 0,5—1,0.
Следовательно, позитивы, сделанные для обычной кинопроекции, имеющие контрастность выше 2,5 и соответственно иные плотности
визображении, непригодны для показа по телевидению.
§44. Бессеребряные фильмокопии
Дефицит и высокая стоимость серебра явились основанием для ве дения интенсивных работ по созданию бессеребряных светочувстви тельных материалов.
Известно много процессов, позволяющих получать изображение на бессеребряных материалах. Практическое значение при изготов лении фильмокопий имеют везикулярные кинопленки.
В е з и к у л я р н ы й , т. е. пузырьковый, процесс, часто называе мый «Кальвар», основан не на поглощении света, как в обычном фотографическом процессе, а на его рассеянии.
Кинопленки для везикулярного процесса имеют светочувстви тельный слой, в котором равномерно распределено вещество типа диазосоединений, чувствительное к ультрафиолетовому излучению. Во время печатания изображения под действием ультрафиолетовых
пучей |
светочувствительное вещество разлагается с выделением |
газа. |
Под давлением газ в светочувствительном слое образует скры- |
200 |
201 |
|
тое изображение — микроскопические скопления сжатого газа. Что бы сделать изображение видимым, светочувствительный слой нагре вают горячими валиками или другим способом. При нагревании дав ление газа увеличивается до такой степени, что в размягченном слое возникают микроскопические пузырьки. Их диаметр — от 0,5 до 2 мк. Пузырьки, рассеивая свет, образуют видимое изображение.
Проявленное изображение закрепяют путем общей засветки кино пленки. Засветка должна быть во много раз большей чем при созда нии изображения. Во время засветки происходит полное разложение оставшегося в слое светочувствительного вещества, которое в виде газа удаляется из кинопленки. Правильно экспонированное, прояв ленное и закрепленное везикулярное изображение при проекции на экран почти не отличается от обычного черно-белого серебряного изображения.
§45. Субтитрированные фильмокопии
Су б т и т р ы — краткие пояснительные надписи, впечатываемые не посредственно в изображение.
Субтитрирование — процесс дополнительной обработки фильмоко пии или промежуточного изображения, с которого печатается филь мокопия.
Существует много способов субтитрирования; практическое при менение нашли следующие: механический, физико-химический и оптический.
М е х а н и ч е с к о е субтитрирование основано на выдавливании в фотографическом слое фильмокопии надписи с помощью клише. Фотографический слой предварительно размягчают, а клише — подо гревают. В результате изображение оказывается продавленным до подложки.
Осуществляют механическое субтитрирование на специальной ма шине, в которой фильмокопия сначала увлажняется, затем на нее печатаются титры металлическим клише, после чего фильмокопия высушивается. Каждое звено в этом процессе строго регламентиро вано по времени, температуре и другим параметрам.
Ф и з и к о - х и м и ч е с к о е |
субтитрирование |
заключается в том, |
что надпись вытравливают в |
фотографическом |
слое фильмокопии. |
По этому способу изображение предварительно покрывают защит ным слоем. Затем нагретым металлическим клише выдавливают надпись в защитном слое до фотографического слоя. После чего кинопленку обрабатывают специальным раствором, вытравляющим надпись в эмульсии. Заканчивается процесс снятием защитного по крытия с кинопленки ее промывкой и сушкой. Все операции произ водятся в субтитровой машине.
Механическое и физико-химическое субтитрирование предусматри вает индивидуальную обработку каждой фильмокопии, что экономи чески и технологически нерационально, особенно при тиражирова нии в большом количестве. Чтобы эти процессы сделать экономиче ски и технологически оправданными, субтитры делают в промежу-
точном позитиве или контратипе, с которых ведут тиражирование фильма. Такой способ не всегда возможен, вследствие того что одни и те же промежуточные материалы часто используют для тиражиро вания на разные языки.
О п т и ч е с к о е субтитрирование ведется с помощью копироваль ного аппарата, имеющего устройство для впечатывания надписи в изображение.
Надписи — черные буквы на прозрачном фоне, снятые на кино пленку, проецируются в экспозиционное окно копировального аппа рата и экспонируются одновременно с изображением. Продолжитель ность впечатывания каждой надписи в кадр регулируется паспортом. С помощью этого же паспорта на период печатания изображения, не имеющего надписи, на пути светового пучка лампы устанавливают прозрачный кадр. Эти надписи впечатывают в промежуточный пози тив или контратип. После фотографической обработки промежуточ ного позитива или контратипа с них ведут тиражирование субтит рированных фильмокопий.
При любом виде субтитрирования наиболее трудоемкой опера цией является набор и печатание надписей на бумажные планшеты, с которых затем делают матрицы.
Субтитрированию подвергают разные фильмокопии, в зависимости от формата кадра устанавливают и размеры надписей, например, 35-мм фильмокопия с классическим форматом кадра может иметь следующие субтитры:
а) длина фрагмента, в кадры которого впечатывается надпись, должна быть не менее 0,5 м, при условии что эта надпись не превы шает 5—6 знаков;
б) в тексте субтитра, расположенного на фрагменте длиной 1 м, надпись должна быть не более одной строки, т. е. не более 25 знаков для латинского и не более 22 знаков для русского шрифта;
в) количество строк ограничивается двумя, в редких случаях — тремя с соответствующим количеством знаков в каждой из строк; расстояние между строками должно быть не менее 0,7 мм;
г) края строк надписи должны быть расположены на расстоянии 3,55 мм от краев кадра каждый;
д) длина строки субтитра не должна быть более 15 мм, нижняя строка должна быть расположена от края на расстоянии не менее 0,9 мм, строки субтитра должны быть параллельны кадровой рамке без перекоса.
§46. Видеодиск
Ктиражированию фильмов условно можно отнести и перевод их на видеодиски.
Ви д е о д и с к — тонкая эластичная и упругая пластинка из поливинилхлоридной, полиуретановой и прочих подобных пленок с записью изображения и звука.
Запись и воспроизведение могут быть осуществлены механиче ским, магнитным, оптическим и другими способами.
203
Видеодиск с м е х а н и ч е с к о й записью |
изображения и звука |
имеет спиральные канавки, форма которых обусловлена записывае |
|
мыми сигналами. |
|
Процесс изготовления видеодиска идет по |
схеме (рис. VII. 5): |
сигналы изображения и звука, поступающие из телекинопроектора, от кинопроектора или от видеомагнитофона, через частотный моду
Рис. VII.5. Схема механической записи |
|||
изображения |
на |
видеодиск: |
1 — телеки |
нопроектор, |
2 — частотный |
модулятор, |
|
3 — рекордер, |
4 — лаковый |
диск, 5 — |
|
первый оригинал, |
6 — второй оригинал, |
||
7 — матрица, |
* — поливинилхлоридная |
||
пленка в рулоне, |
9 — видеодиск |
лятор передаются на рекор дер, который нарезает канав ки на специальном диске. Частотный модулятор обес печивает запись разных ча стот одинаковыми амплиту дами, с канавками, располо женными вплотную друг к другу. В зависимости от яр кости видеосигнала меняется длина волны записи, т. е. расстояние между впадинами и возвышениями в канавке, расположенными на посто
янном уровне. Звуковой сигнал, имеющий более узкую полосу частот, записывается в одной канавке с изображением. Один оборот видео диска соответствует телевизионному кадру. С этого диска гальвани ческим способом изготовляют металлическую копию, с которой дела ют матрицы. Затем матрицей штампуют видеодиски из рулона пленки.
Видеодиск может иметь запись черно-белого или цветного изо бражения. Как правило, эти изображения совмещены на одном диске путем добавления к основному черно-белому сигналу, несущему ин формацию о яркости деталей изображения, сигналов и о цвете деталей.
Видеодиск с м а г н и т н о й записью отличается от записи на магнитной ленте только материалом подложки и формой. В каче стве подложки используют алюминиевый сплав. Поверхность диска покрыта обычным магнитным лаком или слоем из никель-кобальто вого сплава. Запись каждой круговой дорожки на магнитном носи теле соответствует одному кадру изображения.
Запись и воспроизведение осуществляют одним и тем же аппа ратом с универсальной магнитной головкой.
Видеодиском широко пользуются в случаях, когда необходимо показать замедленное движение объекта, например во время спор тивных игр. Замедленное воспроизведение производится многократ ным повторением сигналов дорожки путем перемещения магнитной головки.
Есть видеодиски с двусторонним носителем. Тогда запись и вос произведение ведут двумя универсальными магнитными головками, работающими поочередно.
Видеодиск с о п т и ч е с к о й записью представляет собой поливинилхлоридную пленку со спиральными дорожками записи, имею-
204
щими канавки с микроскопическими углублениями. Запись осущест вляют так (рис. VII. 6): сигналы изображения и звука, поступаю щие из телекинопроектора или видеомагнитофона, преобразуются и поступают к модулятору света — лазеру, луч которого выжигает на металлизированной поверхности стеклянного диска канавки с ми кроскопическими углублениями. После записи на диск наносится тонкий слой из специального светочувствительного материала, кото-
Рис. VII.6. Схема оптической |
записи изобра |
жения на видеодиск: 1 — датчики изображения |
|
(телекамера, видеомагнитофон, |
телекинопроек |
тор), 2 — лазер, 3 — модулятор, |
4 — объектив, |
5 — видеодиск |
|
рый после засвечивания ультрафиолетовым светом и обработки в растворителе остается в канавках и делает их рельефными. С этого рельефа электролитическим способом изготовляют никелевую матри цу видеодиска. Затем матрицей при термическом процессе штампуют видеодиски из рулона пленки.
Воспроизведение записи осуществляют видеопроигрывателем с лазером. Световое пятно лазера просвечивает или отражает запись на видеодиске и через сложное электронное устройство создает цве товые и звуковые сигналы на антенном входе телевизора. Видеодиск, работающий по принципу отражения светового пятна, дополнительно металлизируют, что повышает его оптические свойства.
Помимо рассмотренных видеодисков существуют и другие виды записи, также многочисленны и способы изготовления видеодисков. Отсутствие международного стандарта на видеодиски ограничивает их распространение.
§ 47. Контроль фильмокопий
Обработанные рулоны позитивной кинопленки контролируют цели ком или выборочно по сенситометрическим показателям и по изобра жению на экране.
205
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
35 |
||
|
|
|
|
Дефекты фильмокопий |
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
N |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
п/г |
|
Вид дефекта |
|
|
|
|
Вероятные причины возникновения |
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
дефекта |
|
|
||
202 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Допечатка не совпадает |
с |
основ |
Ошибка при |
отборе |
в |
контратипе |
||||||||||
|
||||||||||||||||
|
ным изображением |
|
|
|
|
|||||||||||
203 |
|
|
|
|
участка |
для допечатки |
|
|
||||||||
Кадры изображения не в рамке |
|
|
||||||||||||||
Неправильно |
склеен |
контратип, |
с |
|||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
204 |
Крупнозернистое |
изображение |
которого печаталась фильмокопия |
|
||||||||||||
|
Изображение многократно контрати- |
|||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
205 |
Метраж фильма |
не |
соответствует |
пировалось |
|
|
|
|
|
|||||||
|
а) |
Ошибка при |
определении метра |
|||||||||||||
|
указанному в монтажном |
листе |
||||||||||||||
|
жа, |
|
|
|
|
|
|
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
206 |
Некомплектность фильмокопии |
б) |
отсутствует |
часть изображения |
|
|||||||||||
|
Неправильно |
проведена |
комплекта |
|||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
207 |
Несовпадение цветоделенных изоб |
ция |
|
|
|
|
|
|
||||||||
208 |
ражений |
|
|
|
|
|
Недоброкачественное |
изготовление |
||||||||
|
|
|
|
|
гидротипной фильмокопии |
|
||||||||||
|
Несовпадение частей в |
фильмоко |
Плохая комплектация |
фильмокопии |
||||||||||||
209 |
пии по плотности или цвету |
|
Допущены ошибки в какой-либо опе |
|||||||||||||
Несоответствие фильмокопии конт |
||||||||||||||||
|
||||||||||||||||
|
рольному позитиву |
|
|
|
|
рации при изготовлении |
фильмоко |
|||||||||
210 |
Пятна и полосы |
|
|
|
|
|
пии |
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
211 |
Разной плотности или |
|
разноцвет |
Проявочная машина неисправна |
|
|||||||||||
|
ное |
изображение в гидротипной |
Неравномерный перенос |
красителей |
||||||||||||
|
фильмокопии |
|
|
|
|
|
с матриц на бланкфильм |
|
|
|||||||
212 |
След вязкого проявителя на |
изоб |
Проявочная машина неисправна |
|
||||||||||||
|
ражении |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
213 |
Следы |
охлестанных концов рулона |
а) Охлестанные концы у |
смонтиро |
||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
ванного негатива, |
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
б) охлестанные |
концы |
у |
промежу |
|||||
214 |
Стартовка заходит |
на |
изображение |
точного позитива или контратипа |
|
|||||||||||
Недоброкачественная |
стартовка |
в |
||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
|
Стартовка с пропусками |
|
|
|
смонтированном |
негативе |
|
|
||||||||
215 |
|
|
|
Неправильная |
стартовка |
смонтиро |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
216 |
Субтитр, не обеспечивающий про |
ванного |
негатива |
напечатанный |
||||||||||||
Короткий или плохо |
||||||||||||||||
|
чтение |
|
|
|
|
|
|
субтитр |
|
|
|
|
|
|
||
217 |
Субтитры не синхронны с изобра |
|
|
|
|
|
|
|||||||||
Содержание субтитра не |
совпадает |
|||||||||||||||
жением |
|
|
|
|
|
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
с изображением во фрагменте |
|
|||||||||
218 |
Субтитры перевернутые |
|
|
|
|
|||||||||||
|
|
|
Неправильная зарядка |
фильмокопии |
||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
219 |
Ферромагнитная дорожка |
со зву |
в субтитровальную машину |
|
||||||||||||
Недоброкачественный |
ферромагнит |
|||||||||||||||
|
козаписью отслаивается |
от |
под |
|||||||||||||
|
ный лак или неисправная |
поливная |
||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
|
ложки |
|
|
|
|
|
|
машина |
|
|
|
|
|
|
||
220 |
Фрагменты в фильмокопии не вы- |
а) |
Недоброкачественный |
экспози |
||||||||||||
|
равнены по плотности или не скор |
ционный паспорт для печати изобра |
||||||||||||||
|
ректированы по цвету |
|
|
|
|
жения со смонтированного негатива, |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
б) сбой |
экспозиционного |
паспорта |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
во время печатания со смонтирован |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
ного негатива, |
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
в) невыравненный |
промежуточный |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
позитив или контратип |
|
|
|
|||||
|
|
206 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Часто фильмокопии при контроле проецируют с увеличенной ско ростью, например с частотой 32—48 кадр/с. Иногда контролер про сматривает фильмокопии одновременно с нескольких кинопроекто ров. Применяют и другие методы контроля готовой продукции.
Завершается производство фильмокопий к о м п л е к т а ц и е й , т. е. подбором частей фильма.
В правильно скомплектованной фильмокопии зритель не ощущает при просмотре переходов от одной части к другой по изменению цве тового оттенка или по оптической плотности изображения.
Если копировальная фабрика использует кинопленки нескольких фирм, выпускающих разные по фотографическим свойствам мате риалы, на которых получаются неодинаковые изображения, фильмо копии комплектуют по плотности и по цветовому тону изображения. Однако и в этом случае комплектация должна обеспечить выпуск фильмокопий, близких к контрольному позитиву фильма.
Визуальный подбор частей фильма, близких по оптической плот ности и по цвету изображения к контрольному позитиву, трудоемок, утомителен и не всегда дает положительные результаты. Поэтому сделано много попыток разработать объективные методы контроля фильмокопий. Эти методы основаны на создании аппаратуры, спо собной быстро оценивать плотность и цвет изображения в фильмо копии.
Вероятно, объективный контроль изображения при комплектации фильмокопий станет возможным, когда их производство будет осу ществляться автоматизированными системами управления техноло гического процесса (АСУТП). В этом случае ЭВМ поможет не толь ко полноценно комплектовать фильмокопии, но и повысить произво дительность и улучшить условия труда.
Дефекты, которые могут быть обнаружены при контроле филь мокопий, приведены в табл. 35, а также в табл. И и 20.