Файл: Kak_razobratsya_v_kinplenkakh.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.09.2024

Просмотров: 181

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Леонид Коновалов

как разобраться в кинопленках

ρ

Ж.

0,8

ОР.

0,4

КР.

400

500

600

700

Рис 34. Кривые спектрального отражения (слева направо) желтых, оранжевых и красных садовых цветов

фильтр W-29, пропускающий лучи только красной зоны, а потом, после проявки, промерить на спектрофотометре вышедший голубой краситель, то горбик в зеленой зоне спектра, имеющий максимум подъема около 530 нм, на спектральной характеристике голубого красителя пленки ЛН-9 однозначно скажет о присутствии в нем пурпурного красителя (рис. 33). Конечно же, спектральной сенсибилизацией, а не мифической диффузией красителей из одного слоя в другой объясняется тот факт, что под действием красных лучей в негативной кинопленке ЛН-9 образуется не только голубой краситель, но отчасти и пурпурный.

Итак, первое необходимое требование точной передачи красного цветового тона должно заключаться в том, что свет, отраженный от красного объекта (или испускаемый красным объектом), должен регистрироваться только красночувствительным слоем.

Максимум отражательной способности у многих реальных красных объектов начинается около 600 нм.

Следовательно, граница зеленочувствительного слоя должна обрываться до 600 нм, чтобы зеленочувствительный слой не оказался проэкспонированным красными лучами.

Сам же максимум сенсибилизации зеленочувствительного слоя в данном вопросе не играет никакой роли. Его смещение влево-вправо никак не повлияет на цветовой тон красных объектов. Какое значение может иметь максимум сенсибилизации зеленочувствительного слоя для воспроизведения красных тонов, если этот слой красными лучами вообще не экспонируется?

С этой точки зрения являются ошибочными выводы, сделанные в статье «Исследование цветовоспроизведения в негативно-позитивном процессе с кинопленками ЛН-7, ЛН-8, ЦП-8р»8 в той части, где говорится, что смещение максимума чувствительности зеленочувствительного слоя «с длин волн 540-600 нм на длины волн 510570» улучшит цветопередачу красных тонов. Однако причину такого вывода понять можно. Дело в том, что в исследовании рассматриваются не реальные красные цве-

8 «Техника кино и телевидения», журн., 1984, № 11, с.12-18.

59


как разобраться в кинопленках Леонид Коновалов

Sc

Dλ

Sз'

 

кр

 

 

 

1,0

 

 

п

Dз г

ж

0,5

 

 

400

500

600

700

λ, HM

Рис 35. Кривые D красителей пленки ЦП-8Р (ж - желтый, п - пурпурный, г - голубой, кр - метамерный красный цвет) и зоны спектральной чувствительности слоев пленки ЛН-9

1,0

τλ

ОР

Sз'

0,5

кр

КР

400

500

600

700 λ, HM

Рис 36. Кривые спектрального пропускания красного (КР) и оранжевого (ОР) светофильтров, метамерно красный цвет, составленный из красителей позитивной пленки (кр) и предлагаемое смещение зоны спектральной чувствительности зеленочувствительного слоя негативной кинопленки

та, а искусственно сымитированные из красителей позитивной пленки.

Так, красный цвет представляется сочетанием желтого и пурпурного красителей. В поглощении он выглядит так, как изображено на рис.35, а в пропускании так, как на рис.36.

А поскольку у такого красного цвета (рис.36, кр) подъем кривой начинается уже после 540-550 нм, то отсюда делается вывод, что максимум сенсибилизации зеленочувствительного слоя негативной кинопленки (Sз’) следует сместить к

60


Леонид Коновалов

как разобраться в кинопленках

максимуму поглощения пурпурного красителя — это 530-540 нм (рис.35), а зону сенсибилизации ограничить длиной волны 570 нм (Sз’).

Но к чему это приведет на самом деле? К тому, что реальные оранжевые цвета станут ничем не отличимы от красных: в рекомендуемых зонах (510-570 нм для «зеленого» слоя и 630-690 нм для «красного» слоя) красный и оранжевый цвета имеют совершенно одинаковые коэффициенты отражения или, если речь идет об оранжевом (рис. 36, ОР) и красном (рис. 36, КР) светофильтрах, одинаковый коэффициент пропускания. Поэтому ограничение спектральной чувствительности среднего слоя приведет к ухудшению цветоразличия оранжево-красных тонов.

Как нельзя лучше это подтверждает анализ цветопередачи в системе цветной сканер — компьютер. Например, сканер «HP ScanJet IIc» совершенно не различает по цветовому тону оранжевый и красный светофильтры, спектральные кривые пропускания которых приведены на рис.36. На экране компьютера они выглядят одинаково красными (при любой яркости монитора).

Длинноволновая ветвь ортохроматического сенсибилизатора в кинопленке не должна обрываться на длине волны 560-570 нм, а должна плавно спускаться до 590-600 нм.

Использование желтых, пурпурных и голубых красителей вместо реальных объектов вызвано следующими соображениями. Любой объект, который мы снимаем, в конечном итоге на киноэкране будет воспроизведен только красителями позитивной пленки, и поэтому, по дубликационной теории Нюберга9 , мы вправе заменить реальный объект специальным тест-объектом, состоящим из определенных концентраций желтого, пурпурного и голубого красителей позитивной кинопленки.

Однако это можно сделать только в том случае, если выполняется условие фотографической эквивалентности визуально тождественных излучений. Это условие может быть сформулировано в следующем виде: «излучения объекта съемки, тождественные по визуальному воздействию, независимо от их спектрального состава, должны быть эквивалентными и по фотографическому действию»10.

«Для того чтобы все одинаковые по цвету излучения (реальные объекты и сымитированные — Л.К.), несмотря на различный спектральный состав, оказывали на светочувствительные фотографические приемники равное воздействие, необходимо, чтобы эти приемники обладали кривыми спектральной чувствительности, подобными кривым сложения»11.

Мы заменяем реальный красный цвет (рис.36, линия кр) визуально ему подобным соотношением желтого и пурпурного красителей (метамерно красным цветом). Эта замена равнозначна визуально, но неравнозначна с точки зрения негативной кинопленки. Спектральная чувствительность кинопленки заметно отличается от спектральной чувствительности глаза (если за спектральную чувствительность глаза принимать опытным путем найденные кривые сложения)11.

Цвет, изображенный на рис. 35 (кр), с «точки зрения» цветной негативной кинопленки, т.е. с точки зрения зональной чувствительности кинопленки Sс и Sз будет оранжевым: зональная интегральная плотность Dс существенно выше зональной плотности Dз. Желтого красителя явно больше пурпурного. Это означает, что для проведения исследования красный цвет вообще не был взят. И поэтому вывод, сделанный в статье «Исследование цветовоспроизведения в негативнопозитивном процессе с кинопленками ЛН-7, ЛН-8, ЦП-8р» относится к тому, как оранжевый с точки зрения кинопленки цвет превратить в цвет с точки зрения кинопленки красный; но этот вывод никак не может быть применим к визуально красному цвету.

9 Нюберг Н.Д. Теоретические основы цветной репродукции, М., Советская Наука, 1948.

10Артюшин Л.Ф. Основы воспроизведения цвета в фотографии, кино и полиграфии. М., Искусство, 1970, с.42.

11там же

61


как разобраться в кинопленках

Леонид Коновалов

Итак, первым шагом на пути точного воспроизведения красного цвета объекта должно явиться выполнение следующего условия: длинноволновая ветвь ортохроматического сенсибилизатора в зеленочувствительном слое не должна заходить в красную зону спектра, а должна плавно спускаться, оканчиваясь примерно около 600 нм. Только в таком случае красные цвета не будут на стадии цветоделения превращаться в оранжевые, а оранжевые цвета — становиться красными.

Часть 2. Кинопленка не сдается

Красный цвет долго не сдавался, и как бы мы на «Свеме» с инженерами 17го цеха ни маскировали голубой краситель и ни сокращали зону спектральной чувствительности среднего слоя, все равно в репродукции красный цвет получался оранжевым.

Тогда мы пошли «от обратного». Сначала добились в позитиве красного цвета, а затем промерили плотности негатива, которые обеспечили этот результат.

Сам эксперимент был довольно прост. Голубой краситель негатива (компонента 654, Г-2) вместе со спектрально неизбирательным серым полем печатался

вкопировальном аппарате контактным способом на цветной позитив. Были подобраны такие условия печати, при которых серое поле в позитиве визуально получалось чисто серым. Сравнение производилось с серым полем, полученном на черно-белой кинопленке. Затем, не меняя режима печати, вносились изменения в голубой краситель. Серое поле при этом оставалось тем же самым, а к голубому красителю негатива по очереди добавлялись различные по плотности сначала желтые фильтры (из набора субтрактивных фильтров на триацетатной основе) от очень слабого до среднего по плотности. После этого к голубому негативному красителю добавлялся ряд различных по плотности пурпурных фильтров. Таким образом, одновременно с серым полем на позитив печатались различные оттенки голубого красителя: от зеленоватого до синего.

Синеватый голубой краситель передался в позитиве совершенно оранжевым, чисто голубой также сохранял ощущение оранжевого цвета. И только добавление полоски 25%-ного желтого фильтра к голубому красителю смогло обеспечить выход холодного красного цвета в позитиве. Поскольку плотность этого жёлтого фильтра в синей зоне (статус «М» денситометра) составляет 0,08 Б, то это значит, что в реальном негативно-позитивном процессе именно на столько, на 0,08 Б в синей зоне, следует увеличить плотность голубого красителя.

Следует отметить, что маскирование голубого красителя в пленках ДС-5м и ЛН-9 приводит пока к результату, что его плотность в синей зоне всегда меньше, чем в зеленой. Нам же необходим голубой краситель, имеющий в синей зоне большую плотность, чем в зеленой.

Приняв во внимание полученные результаты, мы во всех поливах негативной кинопленки ДС-5 «РЕТРО» добавляли в голубой краситель немного желтой компоненты (см. рис. 37). Из-за этого на однослойных поливах негативный краситель казался не голубым, а бирюзовым.

Увеличение плотности голубого негативного красителя в синей зоне приводило к тому, что синие лучи от лампы кинокопировального аппарата задерживались

вбольшей степени и поэтому оказывали на позитив несколько меньшее воздействие. В позитиве желтого красителя по отношению к пурпурному выходило меньше, и оранжевый оттенок в красных тонах исчезал.

Итак, в реальном негативно-позитивном процессе (ЛН-9 - ЦП-8р или ЛН-9 - РС-7) для точной передачи красного цвета недостаточно идеально отмаскировать голубой краситель негатива. В случае идеального маскирования красный цвет в репродукции все равно приобретет оранжевый оттенок: пурпурного красителя в

62


Леонид Коновалов

как разобраться в кинопленках

D,Б

1,0

0,5

2

0,08

1

400

500

600

700

λ, HM

Рис 37. Спектральные кривые поглощения:

1 - чисто голубой краситель (компонента Г-2); 2 - голубой краситель с добавлением желтого (компонента Ж-8)

позитиве выйдет меньше, чем желтого. (О причинах неравного выхода красителей в позитиве см. часть 3 и часть 4)

Чтобы уменьшить выход желтого красителя в позитиве и тем самым сделать красный цвет более холодным, следует изменить голубой краситель негатива так, чтобы его плотность в синей зоне была бы где-то на 0,08 Б выше, чем в зеленой. Один из способов достижения такого результата — смешивание голубой негативной компоненты с небольшим количеством желтой. Только в этом случае на реальных отечественных материалах можно добиться точной по тону передачи красного цвета.

Часть 3. «Украденная» идея

Эту идею я вынашивал года три и любил ее за парадоксальность. Иногда, представив мысленно все преобразования, и убедившись, что они лежат на верном пути, я проговаривал сквозь зубы: «Ай да Коновалов, ай да сукин сын!».

Раза два или три я обращался к главному технологу «Свемы» с этим предложением: изменить красители в позитивной кинопленке. И каждый раз встречал резонный ответ о трудности данного дела; о том, что при массовом выпуске позитивной пленки изменение красителей позитива может повлечь большие дополнительные расходы.

Эту идею постигла участь всех благих идей: она так и осталась невостребованной. Возможно, что причина ее неприятия заключалась в том, что она не была изложена письменно, а всякие устные доводы, как известно, выглядят всегда несколько неубедительно. Надо было бы изготовить экспериментальный ролик цветной позитивной пленки на других красителях и апеллировать к полученным результатам, ведь всякое вещественное доказательство убедительнее любого устного эксперимента.

63