ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.09.2024
Просмотров: 182
Скачиваний: 0
Леонид Коновалов |
как разобраться в кинопленках |
Копировальное серое поле в негативе состоит из трех цветоделенных изображений (желтого, пурпурного и голубого). Спектральное пропускание используемых красителей и соответствующие плотности по трем зонам известны для любой концентрации красителя (табл. 20 и 21), поэтому численно легко определить вклад каждого красителя в это серое поле (рис. 28, и табл. 22).
D |
|
|
|
0,9 |
|
|
|
|
ИС |
|
|
0,6 |
|
|
|
0,3 |
Ж |
П |
Г |
|
|
|
|
|
не маскирован |
|
|
400 |
500 |
600 |
700 λ,HM |
D |
|
|
|
0,9 |
|
|
|
|
ИЗ |
|
|
0,6 |
|
|
|
0,3 |
Ж |
П |
Г |
|
|||
|
не маскирован |
|
|
400 |
500 |
600 |
700 λ,HM |
Рис 28. Спектральные кривые поглощения серого (вверху) и зеленого (внизу) полей в негативе (пурпурный краситель немаскирован): ж,п,г — желтая, пурпурная, голубая составляющие интегрального серого (ИС) и интегрального зеленого (ИЗ) полей
Таблица 22. Распределение интегральной плотности серого поля по плотностям частичных (цветоделенных) изображений (пурпурный краситель не маскирован)
Обозначение зональ- |
Значения зональных плотностей для частичных (цветоделенных) изоб- |
Интегральная плот- |
||
ных плотностей |
ражений, Б |
|
|
ность серго поля,Б |
|
|
|
|
|
|
желтое |
пурпурное |
голубое |
|
|
|
|
|
|
Dсин |
0,45 |
0,11 |
0,04 |
0,60 |
|
|
|
|
|
Dзел |
0,05 |
0,49 |
0,06 |
0,60 |
|
|
|
|
|
Dкр |
0,03 |
0,08 |
0,49 |
0,60 |
|
|
|
|
|
Также легко пересчитывается концентрация каждого красителя в негативном изображении зеленого поля. Поскольку известна интегральная плотность поля по трем зонам (0,58 — 0,75 — 0,65), то имеется лишь единственный вариант, как
53
как разобраться в кинопленках |
Леонид Коновалов |
получить эти значения из плотностей желтого, пурпурного и голубого красителей (рис. 28, внизу и табл.23).
Чтобы оценить эффект маскирования, заменим немаскированный пурпурный
Таблица 23. Распределение интегральной плотности зеленого поля по плотностям частичных (цветоделенных) изображений (пурпурный краситель не маскирован)
Обозначение зональ- |
Значения зональных плотностей для частичных (цветоделенных) изобИнтегральная плот- |
|||
ных плотностей |
ражений, Б |
|
|
ность серго поля,Б |
|
желтое |
пурпурное |
голубое |
|
Dсин |
0,39 |
0,14 |
0,05 |
0,58 |
Dзел |
0,05 |
0,63 |
0,07 |
0,75 |
Dкр |
0,03 |
0,10 |
0,52 |
0,65 |
D |
|
|
|
|
0,9 |
|
|
|
|
|
|
ИС |
|
|
0,6 |
|
|
|
|
0,3 |
Ж |
П |
|
Г |
|
|
|
|
|
|
маскирован |
|
|
|
400 |
|
500 |
600 |
700 λ,HM |
D |
|
|
|
|
0,9 |
|
|
|
|
|
|
ИЗ |
|
|
0,6 |
|
|
|
|
0,3 |
Ж |
П |
|
Г |
маскирован |
|
|
|
|
400 |
|
500 |
600 |
700 λ,HM |
Рис 29. Спектральные кривые поглощения серого (вверху) и зеленого (внизу) полей в негативе (пурпурный краситель маскирован). Обозначения те же, что и на рис. 28
краситель на краситель маскированный с такой же плотностью в зеленой зоне, т. е. плотность в белах цветоделенного пурпурного изображения 0,14 - 0,63 - 0,10 (см. табл. 21 и 23) заменим плотности маскированного пурпурного красителя, равные 0,08 - 0,63 - 0,10 (см. табл. 21 и 25). Соответственно заменим пурпурный
54
Леонид Коновалов |
как разобраться в кинопленках |
Таблица 24. Распределение интегральной плотности серого поля по плотностям частичных (цветоделенных) изображений (пурпурный краситель маскирован)
Обозначение зональ- |
Значения зональных плотностей для |
|
Интегральная плот- |
|
ных плотностей |
частичных (цветоделенных) изображений, Б |
|
ность серго поля,Б |
|
|
|
|
|
|
|
желтое |
пурпурное |
голубое |
|
|
|
|
|
|
Dсин |
0,45 |
0,07 |
0,04 |
0,56 |
|
|
|
|
|
Dзел |
0,05 |
0,49 |
0,06 |
0,60 |
|
|
|
|
|
Dкр |
0,03 |
0,08 |
0,49 |
0,60 |
|
|
|
|
|
Таблица 25. Распределение интегральной плотности зеленого поля по плотностям частичных (цветоделенных) изображений (пурпурный краситель маскирован)
Обозначение зональ- |
Значения зональных плотностей для |
|
Интегральная плот- |
|
ных плотностей |
частичных (цветоделенных) изображений, Б |
|
ность серго поля, Б |
|
|
|
|
|
|
|
желтое |
пурпурное |
голубое |
|
|
|
|
|
|
Dсин |
0,39 |
0,08 |
0,05 |
0,52 |
|
|
|
|
|
Dзел |
0,05 |
0,63 |
0,07 |
0,75 |
|
|
|
|
|
Dкр |
0,03 |
0,10 |
0,52 |
0,65 |
|
|
|
|
|
краситель и в сером поле, поскольку краситель изменяется во всей пленке. Плотности пурпурного красителя серого поля 0,11 - 0,49 - 0,08 (см. табл. 22) заменим на плотности 0,07 - 0,49 - 0,08 (см. табл. 24). И тогда получим то, что представлено на рис. 29 и в табл. 24 и 25.
После замены немаскированного пурпурного красителя маскированным плотность в синей зоне у серого поля уменьшилась в абсолютном значении на 0,04 Б, а плотность зеленого поля в той же синей зоне также в абсолютном значении — на 0,06 Б. Относительно же серого поля плотность в зеленом поле уменьшилась всего на 0,02 Б. То есть маскирование пурпурного красителя привело к изменению плотности насыщенного зеленого цвета в синей зоне только на 0,02 Б.
Подобная поправка плотности никак не отразится на цветовом тоне зеленого объекта, так как глаз этого просто не заметит. К тому же 0,02 Б — погрешность работы денситометра. В итоге получается, что никакого изменения в цветопередачу маскирование не вносит.
Эта разность плотностей в 0,02 возникает вследствие того, что при замене немаскированного красителя маскированным как в сером поле, так и в зеленом, используются различные концентрации пурпурного красителя с разным падением плотности в синей зоне. Если же концентрация заменяемого красителя в сером поле и в зеленом объекте будут равны, как, например, при съемке растительной зелени, вообще никакого эффекта маскирования наблюдаться не будет. На сколько изменится плотность в сером поле, на столько же изменится плотность и в зеленом объекте. И относительно серого поля зеленое поле никак не изменится.
О том, что серое поле в негативе состоит из тех же самых красителей, что и все сильно или слабо насыщенные объекты, почему-то забывают. Изменяя маскированием один из красителей с целью улучшения передачи насыщенных цветов, мы те же изменения автоматически вносим и в красители, из которых строится изображение серой шкалы. И маскирование, которое изменяет абсолютные значения плотностей красителя, тем не менее, не вносит никаких изменений в относительное распределение плотностей, т.е. в цветопередачу.
Из всего сказанного можно сделать вывод, что при маскировании негативных красителей цветопередача изменяется в таких узких пределах, что результат этого изменения невозможно уловить глазом на киноэкране. Разговор о влиянии на
55
как разобраться в кинопленках |
Леонид Коновалов |
цветопередачу изменения плотности в негативе на 0,02 Б или даже на 0,03 Б, конечно, интересен, но интересен скорее с чисто теоретической, чем практической точки зрения.
Это просто ювелирная работа — вводить маскирующую компоненту для того, чтобы изменить плотности насыщенного объекта в негативе на 0,01 — 0,02 Б. Такая же тонкая работа, как и венские кружева.
ОВОСПРОИЗВЕДЕНИИ
КРАСНОГО ЦВЕТА
Часть 1. Этот пожелтевший красный цвет
Когда мне рассказали об этом кадре, я тут же пошел в монтажную и отыскал этого кинооператора. Он со смущением (по-видимому, я был не первым) и одновременно с гордостью показал план, о котором шла речь. Красное полотнище там действительно было красным.
Снято было зимой и на пленке ДС-5м. А поскольку этот план, как и весь эпизод, был снят на «отечественной» кинопленке, то этот факт казался почти невероятным. Вот уже лет сорок кинооператоры тяжело вздыхают об одном и том же: невозможно передать на наших пленках красный цвет красным. Он все время стремится стать оранжевым. А тут — чистый красный цвет.
До поры до времени я считал, что этот дефект цветопередачи связан с недомаскированием голубого красителя негатива. Казалось, достаточно поменять маскирующую компоненту, увеличить, в случае необходимости, ее количество, — и проблема красного цвета будет решена. В 1988 году по предложению А.Д.Кириллова, главного технолога «Свемы» по цветным кинофотоматериалам, я перепробовал всевозможнейшие соотношения оранжевых маскирующих компонент и только что синтезированной в Казани розовой маскирующей компоненты Н-616м.
Оказалось, что добиться перемаскирования голубого красителя, особенно в области высоких плотностей, совсем не трудно, не говоря уже о нормальном маскировании. Две маскирующие компоненты в паре, оранжевая и розовая, примерно в равном количестве доводили голубой краситель до совершенства. Об этом же свидетельствовал анализ маскирования по разработанной в НИКФИ методике «Dвр/ Dпол» — по соотношению вредных и полезных плотностей. Голубой краситель на «Свеме» мы отмаскировали как нельзя лучше.
Но когда на опытной машине ОПЭ-400 были изготовлены первые 600 метров пленки ЛН с отличным маскированием голубого красителя, то выяснилось, что в цветопередаче ничего не произошло. Ничего существенного. Как получался красный цвет шкалы оранжевым, так оранжевым и оставался. А красный фотолабораторный фонарь, по-прежнему получался желтым. Особенно хороший желтый цвет наблюдался вокруг лампочки фонаря, просвечивающей сквозь красное стекло. К краю фильтра, где яркость света ослабевала, желтый цвет плавно переходил в оранжевый. Проблема была не в маскировании.
Причина оказалась в другом — в спектральной сенсибилизации. Оказалось, что в реальной плёнке ЛН красный цвет воздействует сразу на два слоя — на красночувствительный и зеленочувствительный — столь далеко зеленочувствительный слой киноплёнки заходит в красную зону.
Так, например, спектральная чувствительность пленки ЛН-9 в зеленой зоне формируется (так же, как это было и в ЛН-8) за счет трех ортохроматических сен-
56
Леонид Коновалов |
как разобраться в кинопленках |
lgS
2
1
3
400 |
500 |
600 |
700 |
Рис 30. Спектральные сенсибилизаторы зеленочувствительного слоя: 1 — 3845 и 2 — 4063, 3 — 4804
сибилизаторов: 3845, 4063, и 4804.
Первый сенсибилизатор, 4063, задающий «основной тон», имеет максимум сенсибилизации около 570 нм и дальнюю границу 580-590 нм, второй сенсибилизатор 3845 (или близкий к нему 4383) имеет максимум 545-550 и дальнюю границу 575-580 нм (рис. 30). Дальнейшее расширение зоны чувствительности достигается с помощью сенсибилизатора 4804: максимум — 560 нм, дальняя граница — 610 нм. Именно этот третий сенсибилизатор, хотя количественно его берется почти в 4 раза меньше основного, улавливает часть светового потока, прошедшего через красное стекло. Красный свет лабораторного фонаря будет воздействовать не только на красночувствительный слой, но и на зеленочувствительный, и к голубому красителю, вышедшему в красночувствительном слое прибавится какое-то количество пурпурного красителя зеленочувствительного слоя. При очень высокой яркости источника красного света выход голубого красителя в красночувстви-
3,0
lgSλ
B |
G |
R |
2,0
1,0
0,0 400 |
500 |
600 |
700 λ,HM |
Рис 31. Спектральная чувствительность цветной негативной кинопленки F-250D «Фудзи»
57
как разобраться в кинопленках |
Леонид Коновалов |
lgSλ
2
1
0 |
|
|
|
|
|
|
|
400 |
450 |
500 |
550 |
600 |
650 |
700 |
750 |
Рис 32. Спектральная чувствительность кинопленки «Кодак 5296»
тельном слое достигает своего насыщения (из характеристической кривой видно, что красночувствительный слой при увеличении экспозиции начинает загибается очень рано), пурпурного красителя при этом выходит приличное количество — и красный фонарь в негативе получается уже не голубым, а сине-фиолетовым. Оттого и выглядит яркий красный цвет в позитиве почти желтым.
Можно идеально отмаскировать голубой краситель в нижнем слое, это не так трудно, но это не улучшит передачу цветового тона красного цвета, поскольку под действием прошедших через красное стекло лучей с длиной волны 590-620 нм выходит дополнительно пурпурный краситель в соседнем слое.
Чтобы устранить этот недостаток, в средний слой кинопленки следует ввести такой ортохроматический сенсибилизатор, дальняя ветвь которого не уходила бы в красную зону, а обрывалась бы около 600 нм, как, например, это имеет место у негативных кинопленок «Фудзи» (рис 32) или у кинопленок «Кодак» (рис 32).
Если проэкспонировать кинопленку ЛН-9 и «Кодак 5248» через красный
Dλ
1,0
ЛН-9
К5248
0,5
400 |
500 |
600 |
700 |
λ, HM |
Рис 33. Спектральная характеристика голубых красителей в кинопленке ЛН-9 и Кодак 5248, полученных экспонированием сенситограммы за красным светофильтром W-29
58