Файл: Kak_razobratsya_v_kinplenkakh.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.09.2024

Просмотров: 180

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

как разобраться в кинопленках

Леонид Коновалов

Но ничего сделано не было. Идею никто не проталкивал, и она, так и не запротоколированная, продолжала храниться где-то в уголке памяти, пока в один прекрасный день я не зашел на «Свеме» к начальнику 8-го цеха и не увидел у него на столе то, что она, моя милая и парадоксальная, ненаглядная и любимая, она, моя неоткрытая Америка, лежала на столе и даже не глядела на меня. Это была сенситограмма кинопленки ЦП-12с, и рядом с ней лежала спектрограмма, на которой ясно были видны именно те красители, которые я мысленно представлял.

Финал размышлений был такой: чтобы улучшить цветопередачу красного цвета в изображении (то есть на позитивной пленке), в цветной позитивной кинопленке необходимо изменить голубой краситель.

Не правда ли, парадоксально: чтобы повлиять на красный цвет в позитиве, нужно в позитиве изменить не желтый и не пурпурный краситель, из которых состоит этот красный цвет, а именно голубой краситель. Вы, наверное, не оценили парадоксальности. Посмотрите: чтобы изменить цвет красного объекта в позитиве, нужно изменить голубой краситель, который в создании цвета красного объекта вообще не принимает участия. Мысль была на первый взгляд парадоксальна. Именно за это я ее любил. — Голубой краситель не должен быть голубым. Голубой краситель должен быть бирюзовым.

Снять покров парадоксальности с этого высказывания поможет схематическая диаграмма печати негативного изображения на позитив.

Возьмем идеально отмаскированную негативную кинопленку и рассмотрим, как печатаются на позитив два отснятых поля цветной шкалы: красное и серое. Возьмем случай, когда соотношение плотностей в негативе в точности соответствует соотношению яркостей объекта по трем зонам спектра. Серое поле имеет равные коэффициенты отражения во всех трех зонах (18%), в негативе это будут равные плотности в районе 0,6 Б (рис. 38, точки a,b,c). Красное поле имеет максимум отражения (около 70%) в красной зоне и небольшие, но равные коэффициенты отражения (5-6%) в синей и зеленой зонах. Соответственно этому распределятся зональные плотности красного поля в негативе (рис. 38, точки d,e,f).

Если pассматривать дальше процесс печати негативного изображения только одного красного поля в абстрактном виде, все получится как нельзя лучше, и никакого парадокса не обнаружится. Действительно, если представить, как свет от лампы копировального аппарата проходит через негатив и попадает на позитив, то голубой краситель позитива здесь вовсе ни при чем: негативное изображение красного поля в равной степени задерживает синие и зеленые лучи от лампы кинокопировального аппарата, поскольку плотность в синей и зеленой зоне одинакова (точки d и e). Эти лучи, проходя через негатив, вызывают в позитиве равные количества желтого и пурпурного красителей, что в принципе должно в позитиве восприниматься как чисто красный цвет. Голубой краситель позитива практически не задействован, ведь поток красных лучей от лампы копираппарата почти весь будет задержан высокой плотностью красного поля в негативе в красной зоне (точка f ). Да если и выйдет немного голубого красителя в позитиве под действием тех лучей, которые всетаки пробьются через негатив, то это вызовет небольшое загрязнение красного цвета — снижение насыщенности, но никак не изменение цветового тона.

А вот дальше и начинается парадокс, точнее, его разгадка. У нас есть еще серое поле, о котором мы совсем забыли. Ведь серое поле в позитиве должно быть серым, и его плотность должна быть в районе 0,8-1,1 Б (в изображении на цветном кинопозитиве обычно рекомендуется держать плотность 18%-ного серого поля плотностью около D=1,0). Световой поток, прошедший через негативное изображение серого поля (точки a,b,c), должен вызвать такой выход желтого, пурпурного и голубого красителей в позитиве, которые в сумме создадут плотность

64


Леонид Коновалов

как разобраться в кинопленках

Dλ

 

 

 

1,0

 

 

f

a

b

 

c

d

e

 

 

 

 

 

400

500

600

700 λ,HM

Рис 38. Зональное распределение плотностей в негативе: a,b,c - плотности серого поля; d,e,f - плотности красного поля

1,0 - 1,0 - 1,0 (по синей, зеленой и красной зонам). Три световых потока, идущие от лампы аддитивного копираппарата должны быть количественно одинаковыми, чтобы одинаково проэкспонировать все три слоя позитивной кинопленки, и тем самым вызвать одинаковый выход позитивных красителей. Но позитивные красители не идеальны, их кривые поглощения заходят в соседние зоны спектра, привнося тем самым дополнительные плотности. Например, голубой краситель, который используется в кинопленке ЦП-8р (компонента 546) имеет плотности 0,21- 0,66 - 2,00 (соответственно с-з-к).

Чтобы получить в итоге чисто серый цвет, нам необходимо взять неравные количества позитивных красителей: одного красителя больше, другого меньше.

Реальный голубой краситель можно представить в виде идеального голубого, к которому прибавлено немного серого и немного пурпурного красителя. Поскольку реальный голубой краситель несет в себе дополнительно часть пурпура, то для получения серого цвета необходимо взять самого пурпурного красителя меньше, ведь часть пурпура уже содержится в голубом красителе. Кроме того небольшая часть пурпура есть и в желтом красителе.

Dλ

ВЭСП

1,0

Ж

П

Г

400

500

600

700 λ,HM

Рис 39. Вклад голубого красителя в визуально эквивалентное серое поле позитива

65


как разобраться в кинопленках

Леонид Коновалов

Серый цвет в позитиве (визуально-эквивалентное серое поле, ВЭСП) будет образован из красителей следующим образом — рис.39.

Реального пурпурного красителя требуется меньше, чем двух других красителей, чтобы «собрать» визуально серое поле. При этом выход голубого красителя в позитиве зависит только от количества красных лучей, прошедших через негатив на позитив, а количество пурпурного красителя в позитиве однозначно определяется только количеством прошедших зеленых лучей. Для получения серого цвета негатив необходимо осветить таким образом, чтобы через равные плотности серого поля проходило бы меньше зеленых лучей, чтобы вызвать в позитиве (согласно приведенному рисунку) меньшее количество пурпурного красителя.

Что же получается? Добиваясь, чтобы серое поле цветной шкалы выглядело в позитиве серым, мы вынуждены освещать негатив таким светом, в котором зеленых лучей меньше, чем синих и красных. И поскольку таким светом мы освещаем весь негатив, точно такое же соотношение световых потоков, будет действовать на изображение находящегося рядом в негативе красного поля.

Зеленых лучей через негатив проходит меньше, следовательно, в позитиве меньше выходит пурпурного красителя. Меньше, чем желтого. Добившись в позитиве серого цвета для серой шкалы, мы превратим красное поле в оранжевое. Чем больше в голубом красителе позитива будет присутствовать пурпура, тем сильнее цветовой тон красного поля будет смещаться в репродукции в желтооранжевую сторону.

Из имеющихся голубых компонент самой неудовлетворительной является компонента 686, ее зональные плотности 0,10 - 0,33 - 1,00 Б (промеры соответственно за синим, зеленым и красным фильтром статуса «А» денситометра); используемая сейчас в ЦП-8р компонента 546 мало чем лучше ее (0,15 - 0,30 - 1,00); лишь компонента 654, бирюзового цвета (0,13 - 0,13 - 1,00), может обеспечить наиболее правильное воспроизведение цветового тона одновременно серой шкалы и красных цветов.

Дело в том, что бирюзовый краситель имеет одинаковые «вредные» поглощения в синей и зеленой зонах, в то время как голубой краситель, который сейчас используется повсеместно в позитивных материалах, менее удовлетворяет условию идеальных красителей Гюбля.

Из-за того, что голубой краситель в кинопленке ЦП-8р слишком синего цвета, мы не можем получить в репродукции серую шкалу серой и красный цвет оригинала красным. Если серая шкала на позитивной пленке напечатана как серая, красное выглядит оранжевым.

Итак, мы видим, что точное воспроизведение красного цвета зависит не только от цветоделения в негативной части процесса репродуцирования (стадия анализа), но зависит также и от стадии синтеза — позитивной части процесса.

Необходимо, чтобы позитивный голубой краситель имел примерно равные эффективные плотности в синей и зеленой зонах спектра, следовательно, визуально выглядел бы не синим, а бирюзовым.

Новая цветная позитивная кинопленка Кодак 5386, отличается от предыдущей, Кодака 5384 тем, что в ней несколько изменен голубой краситель. Спектральная кривая поглощения нового голубого красителя выглядит несколько смещенной в длинноволновую область.

В обсуждении этого вопроса, спектрального поглощения красителя, некоторыми нашими специалистами неверно ставится акцент. Внимание в основном обращается на то, что максимум поглощения красителя уходит «зачем-то в инфракрасную зону», где мы ничего не видим. И без внимания остается другая сторона вопроса — что этот сдвиг по спектру приводит к уменьшению нежелательного поглощения красителя в зеленой зоне спектра (см., например, рис.18 на стр. 37).

66


Леонид Коновалов

как разобраться в кинопленках

Это означает, что голубой краситель становится визуально менее синим, более бирюзовым. Освобождая большую площадь в зеленой зоне спектра пурпурному красителю, создается возможность большего выхода пурпурного красителя как при образовании серого поля, так и при формировании красного цвета в позитиве. Вследствие этого на позитивных кинопленках «Кодак» мы можем получить более естественный по тону красный цвет, а, например, на позитивной кинопленке ЦП-8р («Свема») добиться подобного эффекта невозможно — голубой краситель в этой кинопленке (он почти совсем синий) слишком «загрязнен» в зеленой зоне спектра — из-за этого красный цвет по тону передается более оранжевым.

КАК БАЛАНСИРУЮТСЯ ПЛЕНКИ НА «ЛН» И «ДС»

СТОЧКИ ЗРЕНИЯ ТЕХНОЛОГА

Ясобирался в продолжении статьи о маскировании («Венские кружева») на основе сравнения кинопленок ЛН-9 и ДС-5м показать, что маскирование в пленке ДС-5м наполовину является фикцией, однако без предварительного обсуждения проблем, возникающих при балансировании пленок под дневной свет и лампы накаливания это оказалось сделать невозможным.

Вследствие этого в данной статье появилась информация о способах балансирования сначала немаскированной пленки ДС-4 (под дневной свет), а затем и маскированных ЛН-8, ЛН-9. О ДС-5м разговор заходит уже к концу статьи.

* * *

Как известно, свет ламп накаливания отличается от дневного света соотношением количества излучения синих и красных лучей.

Если принять за точку сравнения мощность излучения в красной зоне спектра, то можно сказать, что в излучении лампы накаливания с цветовой температурой 3200 К синих лучей примерно в 4 раза меньше, а зеленых — меньше в 2 раза, чем в дневном свете с цветовой температурой 5500 К (рисунок 40).

Соответственно этому соотношению пленка, сбалансированная на дневной свет, должна иметь светочувствительность, одинаковую во всех трех зонах спектра, а пленка типа ЛН, ввиду недостатка синих лучей в спектре излучения ламп накаливания, — иметь в абсолютном значении чувствительность в синей зоне в 4 раза выше, чем у пленки, сбалансированной на дневной свет. Чувствительность в зеленой зоне должна быть соответственно больше в 2 раза. По отношению к равноэнергетическому белому свету это можно изобразить так (рис. 41):

Начнем сначала конструировать пленку типа ДС-4 и посмотрим, с какими проблемами мы столкнемся. Эта фотопленка, которая до недавнего времени продавалась во всех фотомагазинах, является немаскированной, не имеет полуслоев, и поэтому не столь сложна (конечно, относительно) в строении.

Итак, нам нужно получить в готовой пленке три слоя одинаковой светочувствительности. Возьмем для всех трех слоев один и тот же тип эмульсии, одной и той же партии и потому одинаковой светочувствительности.

Первое, что мы должны учесть при расчете пленки, это тот факт, что слои наносятся один поверх другого, и поэтому нижний слой при экспонировании заведомо получит меньше света и будет иметь наименьшую светочувствительность.

67


 

как разобраться в кинопленках

 

 

 

 

Леонид Коновалов

 

Ф,%

 

 

 

 

 

 

 

 

160

5500 К - дневной свет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

120

 

 

 

 

 

 

 

 

80

 

 

 

 

 

 

 

 

40

 

3200 К - лампа накаливания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

син.

 

зел.

кр.

 

 

 

 

400

 

500

600

700 (HM)

 

 

Рис 40. Спектральные кривые излучения абсолютно черного тела при 3200 К и 5500 К

 

 

 

Sλ

 

 

 

 

 

 

 

 

240

 

 

 

 

 

 

 

 

200

 

 

 

 

 

 

 

 

160

 

 

 

 

 

 

 

 

120

 

 

 

 

 

 

 

 

80

 

 

 

 

 

 

 

 

40

 

 

 

 

 

 

 

 

350

400

450

500

550

600

650

700

λ, HM

Рис 41. Спектральная чувствительность слоев цветной негативной кинопленки по отношению к равноэнергетическому бе-

лому свету: (усл. схема) ЛН — сплошная кривая; ДС — пунктирная линия

 

 

 

 

68