Файл: Kak_razobratsya_v_kinplenkakh.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.09.2024

Просмотров: 173

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Леонид Коновалов

как разобраться в кинопленках

которая работает в тех зонах, где нужно и именно так, как это нужно. Другими словами, мы наконец отыскали нужную маскирующую компоненту для голубого красителя. Компоненту, которую вот уже много-много лет используют наши коллеги за рубежом во всех своих негативных и контратипных пленках.

ПОД КАКУЮ ЦВЕТОВУЮ ТЕМПЕРАТУРУ

СБАЛАНСИРОВАНЫ КИНОПЛЕНКИ ТИПА «ЛН» ?

Стремление разделить пленки на типы «ДС» и «ЛН» вполне закономерно и понятно — съемка чаще всего осуществляется либо при дневном свете (с цветовой температурой около 5500 К), либо при свете ламп накаливания (с цветовой температурой около 3200 К). Соответственно под эти цветовые температуры и балансируют пленки. Однако изготовителям не всегда удается точно выдержать необходимый светочувствительности слоев, в результате чего кинопленка оказывается разбалансированной при заданной цветовой температуре, а значит, сбалансированной под какую-то другую цветовую температуру, которая может существенно отличаться от той, к которой стремились.

Что же все-таки означает, что цветная негативная кинопленка сбалансирована, например, под цветовую температуру 3200 К? Это означает, что соотношение светочувствительностей кинопленки по трем слоям обратно пропорционально соотношению потоков излучений источника света по трем зонам (свет, излучаемый при такой цветовой температуре, является для пленки балансным, т. е. «белым»). Если в излучении мало синих лучей, как в излучении лампы накаливания, то, чтобы быть сбалансировнной под цветовую температуру лампы накаливания, кинопленка должна иметь в абсолютном значении высокую светочувствительность синечувствительного слоя. И, соответственно, иметь малую светочувствительность красночувствительного слоя, поскольку красных лучей в излучении лампы накаливания как раз много. Проведя сенситометрические испытания такой пленки при 3200 К, мы получим у пленки три равные светочувствительности, например, 100 - 100 - 100 единиц ГОСТ (соответственно по синему, зеленому и красному слоям), поскольку избыточная светочувствительность синего слоя во время экспонирования будет компенсирована недостатком синих лучей в излучении лампы накаливания.

Если же сенситограмму при цветовой температурой 3200К впечатать в пленку ДС5м, то синий слой этой пленки «ДС» окажется сильно недоэкспонированным, так как в излучении лампы накаливания мало синих лучей (по сравнению с дневным светом).

Недоэкспонированный синий слой и высокая светочувствительность красночувствительного слоя являются верным признаком того, что кинопленка в действительности сбалансирована под более высокую цветовую температуру, чем та, при которой проводились сенситометрические испытания.

И если вдруг попадется такая ось пленки типа «ЛН», у которой во время сенситометрического испытания при цветовой температуре 3200 К синий слой оказался сильно недоэкспонированным, а красный слой — переэкспонированным, то такая пленка сбалансирована практически под дневной свет.

Если, впечатав в кинопленку типа «ЛН» сенситограмму при цветовой температуре 3200 К, мы получаем соотношение светочувствительностей 25 — 50 — 100 ед. ГОСТ (соответственно по с-з-к слоям), то у нас есть все основания утверждать, что эта пленка сбалансирована под цветовую температуру не 3200 К, а 5500 К. Светочувствительность по «красному» (т.е. по красночувствительному) слою в 4

73


как разобраться в кинопленках

 

 

 

 

 

Леонид Коновалов

Ф,%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

120

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

100

 

 

 

 

 

 

 

5500 К

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

80

 

 

 

 

 

 

 

4100 К

 

 

 

 

 

 

60

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

40

 

 

 

 

 

 

 

3200 К

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20

 

 

 

 

 

 

 

с

 

 

з

 

к

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

400

500

600

700 (HM)

Рис 42. Спектральные кривые излучения источников с разными цветовыми температурами: 1 - 3200 К (лампа накаливания); 2 - 4100 К; 3 - 5500 К (дневной свет)

раза выше, чем светочувствительность по «синему» (т.е. синечувствительному) слою. А именно таким соотношением отличается дневной свет от излучения ламп накаливания.

Поэтому когда светочувствительность «синего» слоя пленки типа «ЛН» в 4 раза меньше, а чувствительность «зеленого» меньше в 2 раза, чем чувствительность «красного» слоя, можно утверждать, что данная кинопленка сбалансирована точно на 5500 К, и с ней следует обращаться на натуре как с пленкой типа «ДС», т.е. при съемке не ставить никакого оранжевого компенсационного фильтра, который был бы необходим для пленки типа «ЛН».

Соотношение мощностей излучений по трем основным зонам (с-з-к) спектра для любой цветовой температуры точно определено. Цветовая температура 4100 К отличается от цветовой тем-пературы 3200 К тем, что мощность излучения в синей зоне при 4100 К в 2 раза больше мощности излучения в красной зоне, а в зеленой зоне это соотношение около 1,4. И под цветовую температуру 4100 К окажется сбалансированной такая кинопленка типа «ЛН», у которой при сенситометрических испытаниях получилось следующее соотношение светочувствительностей: 1 - 1,4 - 2, на-пример, 50 - 70 - 100 ед. (соответственно для с - з - к слоев).

Если сравнивать излучения относительно мощности в красной зоне, то по мере повышения цветовой температуры мощность излучения в зеленой зоне постоянно, с определенной скоростью нарастает; постоянный прирост с повышением цветовой температуры наблюдается и в синей зоне, причем скорость прироста здесь почти в два раза больше, чем в зеленой.

Поскольку соотношение мощностей излучений абсолютно черного тела по зонам для любой цветовой температуры давно определено и внесено во всевозможные справочники, то становится элементарно просто пересчитать, какие соответственно светочувствительности должна иметь кинопленка типа «ЛН», чтобы быть сбалансированной под ту или иную цветовую температуру, отличную от цветовой температуры 3200 К. Приняв за отправную точку светочувствительность по «красному» слою за 100 ед. ГОСТ, получим соотношения (значения округлены), представленные в таблице 28.

74


Леонид Коновалов

как разобраться в кинопленках

Рассмотрим пленку типа «ЛН», соотношение светочувствительностей которой 50 - 50 - 100 ед. ГОСТ. Эта пленка никак не укладывается в вышеприведенные соотношения: для того, чтобы быть сбалансированной под цветовую температуру 4100 К, светочувствительность по «зеленому» слою должна быть выше (50 - 70

-100 ед. ГОСТ), а для того чтобы быть сбалансированной под цветовую температуру 5500 К, светочувствительность по «синему» слою должна быть ниже (25 - 50

-100 ед. ГОСТ). Не укладывается такая пленка ни в какое другое соотношение светочувствительностей для иных цветовых температур. Эту пленку нельзя признать сбалансированной ни под цветовые температуры 4100 К и 5500 К, ни под промежуточную цветовую температуру, ни тем более под 3200 К.

Таблица 28. Соотношение светочувствительностей кинопленки типа «ЛН» по слоям и соответствующая этому соотношению цветовая температура

Соотношение S, отн.ед.

Соотношение S, ед. ГОСТ

Балансная Тцв, К

 

 

 

 

 

 

1,5 - 1,2 - 1

150 - 120 - 100

2800 K

 

 

 

1,0 - 1,0 - 1

100 - 100 - 100

3200 K

 

 

 

0,7 - 0,8 - 1

70 - 85 - 100

3700 K

 

 

 

0,5 - 0,7 - 1

50 - 70 - 100

4100 K

 

 

 

0,35 - 0,6 - 1

35 - 60 - 100

4700 K

 

 

 

0,25 - 0,5 - 1

25 - 50 - 100

5500 K

 

 

 

0,2 - 0,4 - 1

20 - 40 - 100

6800 K

 

 

 

Другими словами, соотношение светочувствительностей не подходит ни под какую цветовую температуру. Набор цветовых температур оказался неспособен охарактеризовать эту пленку. Поэтому, говоря о точке баланса пленки, следует воспользоваться не шкалой цветовых температур, а графиком цветового охвата, на котором линия цветовых температур (линия излучения абсолютно черного тела) занимает только вертикальную линию и охватывает цвета лишь от оранжевого до синего, с белым светом посередине. Синему цвету соответствует высокая цветовая температура, а оранжевому — низкая цветовая температура (рис. 43).

На периферии рис. 43 на окружности находятся все основные цвета: синие, голубые, зеленые, желтые, красные, пурпурные, фиолетовые. Из точки цветовой температуры 3200 К исходят три оси: Sс/Sмин, Sз/Sмин, Sк/Sмин. Отложив соответствующие коэффициенты, полученные при делении светочувствительностей, и проведя линии, параллельные соответствующим осям, получим точку баланса кинопленки на графике цветового охвата.

Для пленки типа «ЛН» с соотношением светочувствительностей 50 - 70 - 100 ед. ГОСТ имеем два коэффициента:

Sз/Sмин = 70/50 = 1,4,

Sк/Sмин = 100/50 = 2.

Третий коэффициент Sс/Sмин равен единице, он превращается в точку в центре координатных осей и поэтому в дальнейших построениях не участвует.

Как видно из рис. 43, точка баланса кинопленки оказывается вблизи 4100 К (пленка № 1 на рис. 43).

А вот для кинопленки типа «ЛН», имеющей соотношение светочувствительностей 50 - 50 - 100 ед. ГОСТ, точка баланса не попадает на линию цветовых температур, а находится правее ее (пленка № 2 на рис. 43). Поэтому ни один из компенсационных светофильтров (из набора синих или оранжевых), служащих

75


как разобраться в кинопленках

 

 

 

 

 

 

Леонид Коновалов

 

C

Тцв, К

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

мин

 

5500

 

 

 

 

/S

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2,8

к

 

 

Ф

 

 

 

S

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4600

 

№1

2

Г

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

№2

 

 

 

 

 

4000

 

 

 

 

 

 

 

 

1,4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

S3 Sмин

3600

 

 

 

 

 

 

З

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

1,4

 

 

№3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3200

 

 

 

 

 

 

 

1,4

К

Ж

2

Ор Sc/Sмин

Рис 43. Три разбалансированные по светочувствительности кинопленки на графике цветового охвата:

с, г, з, ж, о, к, п, ф — соответственно синий, голубой, зеленый, желтый, оранжевый, красный, пурпурный и фиолетовый цвета

для повышения или понижения цветовой температуры, не сможет уравнять все три слоя по светочувствительности.

Для кинопленки с соотношением светочувствительностей 100 - 50 - 100 ед. ГОСТ точка баланса окажется на одном уровне с цветовой температурой 3200 К, но значительно смещенной вправо (пленка № 3 на рис. 43). Излучение, которое имеет цветовую температуру 3200 К, балансным для такой пленки являться не будет. Не будет балансным и излучение более холодное — синее (с высокой цветовой температурой) или более теплое — оранжевое (с низкой цветовой температурой). И только зеленоватое излучение окажется балансным, «белым» для такой пленки.

Под какую же цветовую температуру сбалансирована эта, последняя, кинопленка? Под цветовую температуру выше или ниже 3200 К? Вопрос столь же некорректен, как и вопрос: каким цветом является зеленый — оттенком синего или оттенком оранжевого? Смешением разного количества оранжевого и синего цвета невозможно получить зеленый цвет; невозможно получить и массу других цветовых оттенков: желтых, пурпурных, фиолетовых, голубых и пр.. Понятие «цветовая температура» слишком узко, чтобы определять им точки баланса разных цветных кинопленок на графике цветового охвата. Но можно ли сказать, что эта кинопленка сбалансирована под цветовую температуру 3200 К с отклонением в зеленую область? В принципе, можно. Точно так же, как о кинопленке типа «ДС» можно сказать, что и она сбалансирована под цветовую температуру 3200 К только с отклонением в синюю область.

76


Леонид Коновалов

как разобраться в кинопленках

Таблица 29. Сенситометрические показатели 20 осей кинопленки ЛН-9

Эмул.

Ось

Sсин

Sзел

Sкр

Бs

 

 

 

 

 

 

 

1

462

25531

116

78

62

1,9

 

 

 

 

 

 

 

2

155

3605

38

52

86

2,3

 

 

 

 

 

 

 

3

462

24872

86

40

36

2,3

 

 

 

 

 

 

 

4

2

26576

80

70

60

1,3

 

 

 

 

 

 

 

5

3

26573

80

90

70

1,3

 

 

 

 

 

 

 

6

3

26572

70

80

65

1,2

 

 

 

 

 

 

 

7

1

26518

80

80

70

1,1

 

 

 

 

 

 

 

8

837

56382

110

95

56

2

 

 

 

 

 

 

 

9

837

56962

110

90

60

1,8

 

 

 

 

 

 

 

10

40

69

100

95

56

1,8

 

 

 

 

 

 

 

11

318

16123

100

80

80

1,25

 

 

 

 

 

 

 

12

318

15910

80

70

64

1,25

 

 

 

 

 

 

 

13

441

25417

105

60

70

1,7

 

 

 

 

 

 

 

14

529

30175

140

90

70

2

 

 

 

 

 

 

 

15

529

30174

130

75

64

1,8

 

 

 

 

 

 

 

16

110

5560

100

70

64

1,5

 

 

 

 

 

 

 

17

110

4203

105

70

64

1,6

 

 

 

 

 

 

 

18

498

25635

110

100

90

1,2

 

 

 

 

 

 

 

19

498

30468

130

90

70

1,9

 

 

 

 

 

 

 

20

846

58187

140

140

70

2

 

 

 

 

 

 

 

Воспользовавшись вышеприведенным рисунком, мы провели статистический анализ 20 осей кинопленки ЛН-9, поступивших во ВГИК в течение двух лет. Анализ осуществлялся на основе сравнения светочувствительностей, определенных общепринятым методом по критерию 0,2 над минимальной плотностью (таблица № 29).

Полагая, что сбалансированной под цветовую температуру 3200 К является кинопленка «ЛН», попадающая в круг радиусом 18 майред с центром в 3200 К (допуск на отклонение цветовой температуры, незаметный для пленки), приходим к выводу, что только 5 из 20 осей можно считать сбалансированными на ту цветовую температуру, которая указывается во всех справочниках для кинопленки типа «ЛН» — 3200 К.

Число кинопленок, действительно сбалансированных под цветовую температуру 3200 К, составляет 25% от числа поступивших. Но если учесть, что по ТУ: 6-17-144.3-88 для кинопленок типа «ЛН» допустим разбаланс по светочувствительности до 1,5, то область пленок, укладывающихся в определение «ки- но-пленка типа ЛН» заметно расширяется (область, ограниченная штриховой линией на рисунке 44).

На основании сенситометрических испытаний цеха обработки пленки киностудии «Ленфильм», был составлен статистический разброс точек баланса цветных негативных кинопленок «Кодак 5296». На рис. 45 нанесены точки баланса 16 разных осей, прошедших через ЦОП киностудии «Ленфильм» в 1993 году.

77