ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.09.2024

Просмотров: 219

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

11. Проблема духовно-нравственного совершенствования в древнеиндийской (ведической) традиции.

12. Этика и ритуал в культурной традиции Древнего Китая.

Вопрос 17. Пацанчик Платон.

Вопрос 18. Пацанчик Аристотель.

21. Своебразие древнеримской культуры. Культура humanitos ( по материалам текстов Сенеки и Цицерона)

22. Европейская культура V -XVIII вв. Процесс культурного самосознания индивида. (общая характеристика тенденции развития, культурных эпох и форм).

23. «Храмовое действо» и его роль в формировании нравственной культуры индивида («культура обязанностей»).

Символизм храмового действа у о.Павла Флоренского.

26. Проблема человека в ренессансной культуре humanitas.

27. Поэзия, наука и искусство в культурной системе Ренессанса («Культура призвания»).

Искусство эпохи Возрождения

Литература Возрождения

28. Роль «Академии» в развитии гуманистической культуры Возрождения.

29. Культура Нового времени. Общая характеристика (по текстам д. Вико, р. Декарта, т. Гоббса, ж.-ж. Руссо, г.Гердера, и. Канта).

30. Формирование «научной картины мира». Декарт о способности «правильно мыслить» как высшем выражении индивидуальной культуры.

34. Антропологические тенденции в философии культуры 18 века и культурное самосознание личности. Культура, традиция, свобода.

36. Культура, мифология и духовный мир современного человека (з.Фрейд, э.Фромм, к.Юнг, а.Лосев, р.Барт)

37. Религия и культура в современном мире (н.Бердяев, п.Флоренский, п.Тейяр де Шарден)

41.2. Историческая типология культуры.

42.1. Мир культуры и ее символические формы (э. Кассиер, р. Барт, а. Белый)

46. Культура в условиях техногенной цивилизации. Массовая культура. (м. Хайдеггер, к. Ясперс, х. Ортега-и-Гассет)

47. Культура как коллективная память и диалог (по работам ю. Лотмана и м. Бахтина).

48. Культура и «общество потребления» (ж. Бодрийяр). Культура в системе мирового хозяйства и рынка.

Итак, вот она – основная идея Возрождения: человек становится на одну ступень с Богом, становится божественным мастером.

Все рассуждения философов Возрождения были проникнуты одной главной идеей — преклонением перед разумом и его творческой мощью. Разум — это бесценный дар природы, который отличает человека от всего сущего, делает его богоподобным. Для гуманиста мудрость являлась высшим благом, доступным людям, и поэтому своей важнейшей задачей они считали пропаганду классической литературы. В мудрости и познании, верили они, человек обретает настоящее счастье — и в этом состояло его подлинное благородство. Именно в это время живопись из ремесла превратилась в искусство, а в число свободных искусств вошла поэзия, а в основу самого искусства легла эстетика. В этой среде возник новый идеал личности, порожденный светскими и классическими устремлениями гуманистического мировоззрения. В гуманистической литературе он получил свое развитие.

Невероятно последователен Джордано Бруно в своем учении о человеке. В первой части диалогов трактата «О героическом энтузиазме» он пишет: «…божественный свет всегда имеется близ нас, всегда предстает нам, всегда зовет нас, стучит в двери наших чувств и других познавательных и воспринимающих сил… этот божественный свет вводит себя, выявляет себя и овладевает душой, возвышая ее и обращая к богу»; «…об умственной пище надо сказать, что ею может быть лишь то, чего ум сильно желает, ищет, принимает и вкушает охотнее, чем что-либо иное, в силу чего он наполняется, удовлетворяется, получает пользу и становится лучше, — а это и есть истина, о которой в любое время, во всяком возрасте и во всяком состоянии, в каком находится человек, он всегда мечтает, и при помощи которой презирает всякую усталость, выносит всякое усилие, не обращает внимания на тело и ненавидит эту жизнь». И, в отличие от многих великих теоретиков, Бруно верен своему убеждению: за него он поднимается на костер, обличая своих судей «Сжечь – не значит опровергнуть!», и гибнет за истину, являя собой тот самый идеал человека эпохи Возрождения – человека-Энтузиаста, человека-борца за истину, любящего Бога и этой любовью преображенного.

Об этой же любви к Богу пишет и Марсилио Фичино (любовь представляет собой вид «обожествления» бесконечной игры вечности — воссоединение в Боге человека эмпирического с метаэмпирической Идеей путем постепенного восхождения по лестнице любви): «…если в настоящем времени мы будем любить Бога во всех вещах, то в конце концов будем любить все вещи в нем. Ибо, живя так, мы достигнем той степени, когда будем видеть Бога и все вещи в Боге... К подлинной жизни мы приходим посредством божественной любви».



27. Поэзия, наука и искусство в культурной системе Ренессанса («Культура призвания»).

Эпоха Возрождения - очень важный этап развития европейской культуры. Хронологически входящее в средневековую историю европейских народов, возникшее в недрах феодальной культуры, Возрождение открывает принципиально новую культурную эпоху, знаменуя собой начало борьбы буржуазии за господство в обществе.

Наука в эпоху Возрождения

Развитие науки в XIVXVI веках существенно повлияло на представления людей о мире и месте человека в нем. Великие географические открытия, гелиоцентрическая система мира Николая Коперника изменили представления о размерах Земли и её месте во Вселенной, а работы Парацельса и Везалия, в которых впервые после античности были предприняты попытки изучить строение человека и процессы, происходящие в нем, положили начало научной медицине и анатомии.

Крупные изменения произошли и в общественных науках. В работах Жана Бодена и Никколо Макиавелли исторические и политические процессы впервые стали рассматриваться как результат взаимодействия различных групп людей и их интересов. Тогда же были предприняты попытки разработки «идеального» общественного устройства: «Утопия» Томаса Мора, «Город Солнца» Томмазо Кампанеллы. Благодаря интересу к античности были восстановлены многие античные тексты, многие гуманисты занимались изучением классической латыни и древнегреческого языка.

Успехи естественных наук постепенно привели к мысли о возможности научного, рационального познания мира, взамен религиозному познанию, которому следовало христианство средних веков. Развитие этих идей в дальнейшем позволило Фрэнсису Бэкону и Рене Декарту сформировать основополагающие принципы науки нового времени.

Искусство эпохи Возрождения

Изобразительное искусство в эпоху Возрождения достигает невиданного расцвета. Это связано с экономическим подъемом, с огромным сдвигом, происшедшим в сознании людей, обратившихся к культу земной жизни и красоты. В эпоху Возрождения объективное изображение мира было увиденное глазами человека, поэтому одной из важных проблем, ставших перед художниками, была проблема пространства.

Художники стали видеть мир иначе: плоскостные, как бы бестелесные изображения средневекового искусства уступили место трехмерному, рельефному, выпуклому пространству. Рафаэль Санти (1483-1520 г. г), Леонардо да Винчи (1452-1519 г.г.), Микеланджело Буонарроти (1475-1564 г. г) воспевали своим творчеством совершенную личность, в которой физическая и духовная красота сливаются воедино в соответствии с требованиями античной эстетики. Художники Ренессанса опираются на принципы подражания природе, используют перспективу, правило "золотого сечения" в построении человеческого тела. Леонардо да Винчи характеризует живопись как "величайшую из наук". Принцип "природосообразности", стремление как можно точнее воспроизвести изображаемый объект, а также присущий данному периоду интерес к индивидуальности сообщают тонкий психологизм работам мастеров Возрождения.


Работы художников становятся подписными, т.е. подчеркнуто авторскими. Все больше появляется автопортретов. Несомненным признаком нового самосознания является и то, что художники все чаще уклоняются от прямых заказов, отдаваясь работе по внутреннему побуждению. К концу XIV века ощутимо меняется и внешнее положение художника в обществе. Художники начинают удостаиваться всевозможных общественных признаний, должностей, почетных и денежных синекур. А Микеланджело, например, вознесен на такую высоту, что без боязни обидеть венценосцев он отказывается от предлагаемых ему высоких почестей. Ему вполне хватает прозвания "божественный". Он настаивает, чтобы в письмах к нему опускали всякие титулования, а писали просто "Микеланджело Буонаротти". У гения есть имя. Звание для него обуза, ибо сопряжено с неизбежными обстоятельствами и, стало быть, хотя бы с частичной утратой той самой свободы от всего, что мешает его творчеству. А ведь логический предел, к которому тяготел художник Возрождения, - обретение полной личной независимости, предполагая, понятно, в первую очередь свободу творческую.

Если Микеланджело можно назвать самым гениальным художником Возрождения, то Леонардо - самым великим замыслом художника Ренессанса. Микеланджело материализовал дух, а Леонардо одухотворял природу. Если Леонардо и Микеланджело можно представить как 2 полюса Возрождения, то его серединой можно назвать Рафаэля. Именно его творчество наиболее полно выразило все принципы Возрождения, оно уложилось внутри Ренессанса. Искусство Рафаэля на все времена стало символом гармонии, воплотило ее в себе.

В искусстве Ренессанса человек стал реальной и независимой ценностью. В архитектуре это проявляется не только в очеловечивании пропорций зданий, но и в создании идей этажа. В архитектуре особенно большую роль сыграло обращение к классической традиции. Оно проявилось не только в отказе от готических форм и возрождении античной ордерной системы, но и в классической соразмерности пропорций, в разработке в храмовом зодчестве центрического типа зданий с легко обозримым пространством интерьера. Особенно много нового было создано в области гражданского зодчества. В эпоху Возрождения получают более нарядный облик многоэтажные городские здания (ратуши, дома купеческих гильдий, университеты, склады, рынки и т.д.), возникает тип городского дворца (палаццо) - жилище богатого бюргера, а также тип загородной виллы. Разрешаются по-новому вопросы, связанные с планировкой городов, реконструируются городские центры. Формируется отношение к архитектуре как к проявлению индивидуального мастерства.


В музыке продолжается развитие вокальной и инструментальной полифонии. Особенно заметна сложившаяся в XV веке нидерландская полифоническая школа, игравшая значительную роль в профессиональной европейской музыке на протяжении двух столетий, вплоть до появления оперы (композиторы Ж. Депре, О. Лассо). В светской музыке появляются новые жанры: фроттоле - песня народного происхождения в Италии; вильяниско - песенка на любую тему, от лирических и пасторальных до исторических и нравоучительных - в Испании; мадригал - вид песенной лирики, исполнявшийся на родном языке. В то же время некоторые музыкальные деятели обосновывают преимущества монадической музыки, в противовес увлечению многоголосьем. Появляются жанры, способствующие утверждению гомофонии (одноголосья) - сольная песня, кантата, оратория. Развивается и теория музыки.