ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.09.2024
Просмотров: 328
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Технология творчества
Глава 2. Внутрикадровый монтаж
Глава 4. Звукозрительный монтаж
Глава 5. Монтаж дикторского текста,
Глава 6. Монтаж шумов и шумовых фонограмм
3. Функция создания определенного настроения
4. Драматургическая функция шумов
5. Функция выражения состояния среды
6. Функция символизации события
7. Функция замещения изображения и действия
Важно другое: что режиссер хочет сказать зрителю этой сценой!
Вариантов может быть несколько.
Альпинист рассказывает о своем восхождении на вершину-Скромный человек в разговоре умалчивает и сглаживает трудности и риск, с которыми была связана эпопея штурма непреступной горы. В прямом синхроне режиссер показывает только начало рассказа. Герой называет место, дату, исходные позиции. А дальше его текст монтируется с кадрами, снятыми во время самого восхождения: скалолазы карабкаются по отвесной стене; герой забивает клин в расщелину и цепляет свой карабин к петле; еще два метра вверх, он срывается и повисает на веревке над пропастью; с трудом возвращается на прежнее место; еще один клин для страховки; начинается пурга, он подкрепляет силы куском шоколада и лезет дальше и т.д.
В данном случае режиссер не только хочет показать истинные трудности восхождения, мужество альпинистов, но еще и стремится подчеркнуть скромность героя, отсутствие самовосхваления.
Другой вариант.
Политический деятель на пресс-конференции долго рассказывал о своей поддержке малоимущих. А режиссер, делающий фильм или передачу, его красивые слова сопоставил с кадрами людей, копающихся в мусорных ящиках, с кадрами старух, собирающих на улицах пустые бутылки, с кадрами оборванных детей, идущих с портфелями в школу, и кадрами самого деятеля, подъезжающего на шикарном Мерседесе в окружении эскорта и угодливых охранников к фешенебельному подъезду...
Вот вам и разоблачение лжи методом звукозрительного монтажа. Налицо контрапункт изображения и текста, о котором говорили наши корифеи кино.
Еще пример.
Мать рассказывает подруге о том, как она переживает за судьбу дочери. Хвалит ее, убеждает в целом ряде достоинств, перечисляет положительные черты. Вспоминает, как с малых лет пыталась внушить ей высокие духовные ценности. Как переживает за нее, когда та уходит из дома и долго не возвращается.
А режиссер, оказывается, методом наблюдения снял жизнь этой Дочери вне дома и под рассказ матери поставил эти кадры.
Мать говорит, что ходила с ней в консерваторию, и что дочь любит Бетховена. А на экране девушка в трансе раскачивается под тяжелый рок, летящий со сцены, где неистовствуют полуодетые музыканты в наколках.
Мать утверждает, что ее дитя никогда не общалось с плохой компанией. А ее ненаглядная на экране покупает наркотик и направляется в грязный подвал с командой наркоманов получать «кайф». Голос женщины повествует о волнениях и вере в добрые начала своего ребенка. А на экране ее дочь в бессознательном состоянии срывает с себя одежды и выделывает неуклюжие па на дощатом помосте подвала в окружении таких же молодых людей со стеклянными невидящими глазами.
Зная принцип звукозрительного сопоставления содержания текста и содержания изображения, в своей творческой практике вы найдете еще десятки вариантов сочетания слов и зрительных образов. Надеюсь, что они не окажутся такими мрачными, как последний пример.
Недопустимо только одно — прямая иллюстрация текста изображением, чтобы не получился принцип «что вижу, то и пою». Иллюстрация — свидетельство творческой беспомощности режиссера.
Вес принципы и приемы, изложенные в разделе «Диалог в документальных жанрах», могут быть в той или ной форме использованы во всех игровых видах экранного творчества.
Это относится и к самым простым приемам — к захлестам, которые сглаживают зрительное впечатление от стыка кадров, и к самым сложным.
Рассказ героя с контрапунктом в изображении более распространен в игровом кино. Но в актерских сценах это уже стало обыденным, а документалистике — высший пилотаж.
Различные сокращения текста героев так же часто случаются в актерских сценах.
Принципам и приемам звукозрительного монтажа диалога не нужны пропуска на вход в любой вид экранного творчества.
Глава 5. Монтаж дикторского текста,
АВТОРСКОГО КОММЕНТАРИЯ,
ВНУТРЕННЕГО МОНОЛОГА
Монтаж дикторского текста
Долгие годы с момента появления звукового кино техника синхронных съемок оставалась очень громоздкой, тяжелой и неуклюжей. Для документалистов она была почти непреодолимым препятствием в условиях репортажа, далеких экспедиций и даже, казалось бы, несложных хроникальных съемок. Лишь игровой кинематограф с его многочисленными съемочными группами мог позволить себе «роскошь» работать с синхронными камерами, которые весили по 60 килограммов.
Но длительный исторический период развития экранного творчества при отсутствии легкой и простой техники примечателен становлением филигранного мастерства написания и укладки дикторского текста на изображение. Сформировалось даже словосочетание, которое определяло данный этап творческой работы: укладка дикторского теста. Новое поколение работников экрана, творящих свои произведения на видеотехнике, в массе своей не видело даже лучшие образцы фильмов того периода. Но зато унаследовало ложную легенду о якобы существующей «горе отрицательных качеств» дикторских текстов в экранных произведениях.
Так называемый дикторский текст используется во всех видах нашего творчества: и в игровом кино, и в телепередачах, и в документальных фильмах, и в научно-популярных, и в учебных, и в рекламе, и в мультипликации. И во всех жанрах — в комедии, в драме, в трагедии, в мелодраме, триллере и т. д.
Вошедший в обиход кинематографистов термин «дикторский текст» не только не отражает сути функций комментария, но главное — дезориентирует творцов в выборе выразительных средств. Ярлык «кондовости», «занудства» и даже одной из форм «марксис
тской пропаганды» налеплен на этот термин совершенно незалу-жено. Английский режиссер кино и телевидения, автор учебника по документалистике Майкл Рабигер стремится реабилитировать его в глазах нового поколения.
Текст, называемый «дикторским», лишь произносится артистом, которого в определенных случаях выбирали из числа дикторов радио. Естественно, что человек, владеющий искусством четкого произношения фраз и слов, употребляющий верные ударения, был предпочтительнее, чем артист, впервые оказавшийся наедине с микрофоном.
«Диктор» читает чужой текст с листа. Он — скрипач, исполнитель чужого произведения. А создатель этого произведения — автор, драматург, журналист. В лучшем случае диктору удается принять на себя личину автора, актерски перевоплотиться в него, но никак не стать им. Это представляет собой одну из форм условности экранного произведения, а не буквальную подмену одного другим.
Закадровый текст, написанный от третьего лица, лучше назвать по справедливости «авторским текстом» или «авторским словесным комментарием». Кстати, в игровом кино его так и величают.
Авторский текст всегда индивидуален. По крайней мере, должен быть таким. Он несет на себе черты личности его создателя, выражает отношение творцов произведения к экранным событиям, передает эмоции драматурга, режиссера, журналиста, возникшие у них в связи с действием в последовательности кадров. Словесный текст не может быть произнесен только от лица одного из авторов произведения. Он является выражением комплексной позиции авторов — драматурга-сценариста, драматурга-режиссера, драматурга-оператора. Каждый из них вложил в процессе съемок в изображение своими средствами и свое отношение, и свои чувства, и свой темперамент. Поэтому про голос, звучащий за кадром, иногда очень точно говорят — «голос самого фильма». В таком понимании закадрового авторского текста присутствует что-то более весомое, объективное, доверительное и убедительное.
От теории перейдем к делу.
Предлагается последовательность кадров и два варианта текста к ней.
Какой вариант по вашему мнению наиболее удачный? >:~
142
Второй
вариант
Первый
вариант ИЗО
Общ.
Мужчина идет по улице.
Оглядывается по
сторонам.
2. Ср. Мужчина подходит к ос тановке. Что-то увидел. \
Общ. - ср. Приближается ав тобус. Можно разглядеть его номер:5-й.
Ср. Герой поднимается в са лон машины, быстро компости рует билет. Это видно через окно.
Общ.-ср. Он проходит впе ред на камеру, садится, раскры вает газету, начинает читать.
Общ. Пассажиры в автобусе не обращают на вошедшего ни какого внимания. Все заняты своими мыслями.
Ср. - общ. Неожиданно герой сминает газету и на очередной остановке выскакивает из автобуса.
ИЗО
1. Общ. Мужчина идет по ули-Це. Оглядывается по сторонам.
ТЕКСТ
Это — наш герой. Сегодня он, как обычно, идет на работу.
На остановке ему не пришлось долго ждать свой автобус.
н 5-й подрулил как раз к его приходу.
Не мешкая, он поднялся в салон и проколол билет.
В автобусе оказались свободные места. Свежий номер газеты был еще не прочитан. Ничто не предвещало опасности.
Никто из пассажиров не проявил интереса к новому попутчику. Сонные люди поглядывали в окна.
В газете он увидел свою фотографию и подпись: «Разыскивается преступник». Нужно было срочно скрыться от возможного преследования.
ТЕКСТ
Наш герой шел в направлении...
143
Какую оценку вы
бы поставили автору того и другого
текстов?
С
точки зрения литературы, правильности
построения фраз, можно
сказать, никаких замечаний нет. А с
позиций экранного творчества: пять,
четыре, три или два? Думайте! Можете
перечитать еще раз.
Ваше мнение решающее.
В
обоих вариантах нарушена главная
заповедь звукозрительного монтажа
— не говорить то, что видно и понятно
без слов.
Больше
чем на двойку такое творчество «не
тянет»! Если проявить
слабинку, то за второй вариант можно
поставить три с мину-144
Общ. - ср. Приближается ав тобус. Можно рассмотреть его номер: 5-й.
Ср. Герой поднимается в са лон машины, быстро компости рует билет. Это видно через окно.
Общ. - ср. Он проходит впе ред на камеру, садится, раскры вает газету, начинает просмат ривать.
Общ. Пассажиры в автобусе не обращают на вошедшего ни какого внимания. Все заняты своими мыслями.
Ср. - общ. Неожиданно герой впопыхах, кое-как складывает газету и на очередной останов ке выскакивает из автобуса.
...автобусной остановки. Кажется, ему повезло. Запорошенная снегом машина...
... подкатила к остановке. Привычный для героя пятым номер выделялся на лобовом стекле.
Желающих сесть в автобус ие-много.
Процедура оплаты проезда тоже прошла без задержки.
Ему до работы ехать далеко. Поэтому лучше присесть на свободное место.
Утренний пассажир всегда досыпает в транспорте. Новенький его не интересует — лишь бы не толкался.
Спокойствие мгновенно сменилось паникой, как только он увидел, что с газетной полосы на него смотрит собственная фотография. А под ней подпись: «Разыскивается преступник!».
сом. В нем есть попытка не комментировать каждый кадр отдельно, а протянуть фразы с одного кадра на другой, что помогает слитности звукозрительного восприятия сцены. А в остальном оба варианта комментария страдают общими недостатками.