ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.09.2024
Просмотров: 331
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Технология творчества
Глава 2. Внутрикадровый монтаж
Глава 4. Звукозрительный монтаж
Глава 5. Монтаж дикторского текста,
Глава 6. Монтаж шумов и шумовых фонограмм
3. Функция создания определенного настроения
4. Драматургическая функция шумов
5. Функция выражения состояния среды
6. Функция символизации события
7. Функция замещения изображения и действия
Разберем по порядку весь текст.
«Это — наш герой» — ненужная фраза. Зритель всегда сам без подсказки понимает, что действующее лицо, находящееся в центре композиции кадра есть предмет интереса авторов рассказа.
«Сегодня он, как обычно, идет на работу». Подчеркивать для зрителя факт настоящего времени — «сегодня» — нет никакой необходимости, потому что все действия живого героя на экране зрители трактуют как действие, происходящее сейчас, даже если им известно, что съемка сделана 10 лет назад. Хотя сам текст может быть написан и в прошедшем времени. Но в момент съемки для героя это было настоящее время.
«...как обычно, идет на работу». С этой частью фразы можно согласиться, ибо куда направляется герой и как часто это происходит по изображению понять нельзя. Это — дополнительная информация, которой нет в кадре.
«На остановке ему не пришлось долго ждать свой автобус». То, что герой приходит на остановку, понятно без слов. А то, что он уедет на автобусе станет ясно из следующего кадра. Данная фраза вообще не нужна.
3-й кадр. «5-й подрулил как раз к его приходу». Без дополнительных объяснений вы и сами поняли, что этот комментарий тоже дублирует содержание изображения.
4-й кадр: «Не мешкая, он поднялся в салон и взял билет». Опять все понятно без слов.
5-й кадр: «В автобусе оказались свободные места». Та же ошибка. Куда бы он сел, если бы не было свободных мест!
«Свежий номер газет был еще не прочитан». Зачем герою раскрывать газету, если бы он ее прочитал! Об этом зритель догадается сам без подсказки.
«Ничто не предвещало опасности». Последняя фраза, звучащая на пятом кадре, не повторяет информацию изображения, но вызывает сомнение: нужно ли предвкушать предстоящие события? Зачем заранее раскрывать зрителям то, что вот-вот произойдет? Может быть лучше неожиданность сделать полной неожиданностью? Ответить на такой вопрос, рассматривая столь короткий фрагмент,
145
довольно сложно. Это — вопрос общего драматургического решения произведения.
6-й кадр: «Никто из пассажиров не проявил интереса к новому попутчику. Сонные люди поглядывали в окна, чтобы не проехать остановку». Опять грубое нарушение заповеди звукозрительного монтажа.
7-й кадр: «В газете он увидел свою фотографию и подпись: «Разыскивается преступник».
Нужно было срочно скрыться от возможного преследования».
Первая фраза раскрывает нам смысл того, что нельзя «прочитать» глазами с экрана. Ее правомерность присутствия в тексте не вызывает сомнений. Зато вторая объясняет то, что разумеется само собой. Действие героя в кадре раскрывает нам тот же смысл. А, следовательно, она лишняя.
Надеемся, что разбор второго варианта по аналогии вы сделаете сами.
А как же нужно писать текст, спросите вы? Какие существуют правила?
Первое и самое главное вы уже знаете: не повторять текстом содержание кадров.
Второе: нельзя делать так, чтобы словесный комментарий звучал беспрерывно. Зрителю требуются паузы для осмысления происходящего на экране. Лишь в коротких сюжетах новостей, в отдельных случаях, можно допустить присутствие сплошного текста.
В документальном и просветительском кино считается, что чрезмерное обилие текста свидетельствует о низком профессиональном уровне его автора и режиссера.
Третье: оптимальное наибольшее количество текста допускается из расчета слово — секунда. Сколько в монтажной подборке секунд изображения, столько и слов. Меньше лучше. При таком количестве слов в тексте возникают необходимые зрителю паузы. Больше — нельзя!
На телевидении, особенно в новостях, журналисты стремятся сказать как можно больше. По этой причине им приходится говорить с большой скоростью, что по-русски называется—тараторить. Мало того, что такая форма речи считается плохим тоном, психологи экспериментально установили ее отрицательные параметры. С возрастанием плотности текста в единицу времени притупляется внимание зрителя, снижается эмоциональное переживание, а самое 146
главное — информация не успевает усваиваться, и падает доверие к сообщению.
Четвертое: высоким искусством написания комментария считается умение отдельными словами сплетать изображение и текст, отдельные связки совершенно конкретного действия и его словесной трактовки.
Пятое: от точности попадания слова на кадр и конкретное действие в нем зависит общий смысл сообщения, трактовка действий героя зрителем. Чуть опоздаешь или опередишь, и смысл может оказаться противоположным задуманному.
Шестое: в подавляющем большинстве случаев изображение первично, а текст вторичен. Не изображение подбирается подтекст, а текст пишется по канве изображения. Монтаж изображения намного труднее поддается трансформации под текст, чем подгонка, перестановка фраз и слов текста для попадания на нужное место в кадре. Вспомните, длительность кадра зависти от его крупности, содержания, действий в нем и ритма рассказа образами. Нельзя механически увеличить длину кадра только потому, что вы не успели все сказать, что хотелось. И нельзя кадр укорачивать, зарезать, только потому, что вам нечего на этом кадре сказать.
Грустно смотреть по телевидению, когда логически связанный и внятный текст сюжета бывает уложен на случайный и бессвязный навал старых кадров.
Попробуем все эти требования реализовать на нашем примере. Будем считать, что мы сработали по всем технологическим правилам творчества. Сначала, просматривая изображение с остановками, составили монтажный лист с указанием длительности каждого кадра в секундах (метрах). Просмотрели смонтированный материал еще раз с монтажным листом в руках и запомнили содержание и действия в каждом кадре. Начинаем сочинять текст, представляя себе картинки на внутреннем экране.
ТЕКСТ
ИЗО
Иван Иваныч...
Общ. Мужчина идет по ули це. Оглядывается по сторонам.
Ср. Мужчина подходит к ос тановке. Что-то увидел.
147
ражение,
глядя на экран. Такой вариант текста
чаще всего и называют
авторским комментарием.
Классическим
примером может служить текст, которым
сопроводил свой фильм «Обыкновенный
фашизм» М. Ромм.
Но
для того, чтобы встать на этот путь,
нужно быть уверенным, что
у автора хорошая дикция, соответствующий
жанру голос, что он
наделен умением устно четко выражать
свои мысли и попадать словами
на нужное действие в кадре, как это
сделал М. Ромм. Таким
мастерством, к сожалению, обладают
уникумы, таких очень мало.
Заикам, людям, у которых «каша во рту»
или «мыкающим» через
каждые три слова это категорически
противопоказано. И все же у такого
текста есть как свои недостатки, так и
свои преимущества.
Он всегда более живой, несет на себе
оттенок прямого обращения
в зал, в нем проступает намерение
напрямую контактировать
со зрителями.
Мы
приведем лишь короткий пример из
монтажных листов фильма
«Обыкновенный фашизм».
Голос М. Ромма:
240.
Общ. Нацистская хроника. На Шли
веселые ребята по камеру
идет взвод улыбающихся солдат.
нашей
земле.
Хорошо
ли — плохо ли, но, благодаря такому
тексту, нам удалось
создать законченную сценку, в которой
на конкретном примере
события проступает характер, особые
черты личности. Герой становится
вполне реальным чудаковатым человеком,
прячущимся на наших улицах.
Идеальный
может быть назван такой звукозрительный
монтаж изображения и текста, когда
текст не понятен без изображения, а
изображение
— без текста.
Монтаж авторского
комментария
Иногда
в документалистике не пишут отточенный
авторский текст,
а прибегают к эмоционально окрашенной
импровизации драматурга,
режиссера или журналиста, который
комментирует изоб-148
Ср. Герой поднимается в са лон машины, быстро компости рует билет. Это видно через окно.
Общ. - ср. Он проходит впе ред на камеру, садится, раскры вает газету, начинает просмат ривать.
Общ. Пассажиры в автобусе не обращают на вошедшего ни какого внимания. Все заняты своими мыслями.
Ср. - общ. Неожиданно герой впопыхах, кое-как складывает газету и на очередной останов ке выскакивает из автобуса.
...был от рождения мнительным и трусливым человеком. Ему всегда казалось, что кто-то хочет его обязательно обидеть.
Дома он боялся мышей и дворников, в автобусе — контролеров, а на улице—милиционеров.
Он всегда старался быть незамеченным и потому в автобусе закрывался газетой.
Представляете, что он подумал, когда на первой полосе увидел свой портрет и прочитал: \
... «Разыскивается преступник!».
А преступник был вовсе не он, а лишь похожий на него человек.
Кр. По пыльной дороге идут и едут улыбающиеся немецкие солдаты.
Кр. Фото. Улыбающийся немец кий солдат, на плече пулемет.
Кр. Фото. Гроздь винограда в Руке. ПНР вверх — улыбающийся эссе- совец.
Кр. Фото. Офицер вермахта.
Общ. Фото. Солдаты порют кре стьян.
Ср. Фото. Полуголый солдат слу шает патефон.
Такие симпатичные,.
... красивые,..
... воспитанные.
Работали...
и отдыхали.
149
Общ. Офицер вешает девушку. Снова работали.
Общ. Девушка повешена. Вок руг стоят солдаты.
Офицер прилаживает веревку на шее мужчины.
Обратите внимание: как скупо комментирует М. Ромм кадры своего фильма, как мало слов и как велика емкость смысла в этих словах. А последние кадры этого монтажного куска он вообще оставляет без комментария — все и так понятно — без текста. Высший пилотаж!
В игровом кино авторским комментарием обычно называют закадровый текст от автора (от третьего лица) или текст одного из героев, от имени которого идет рассказ.
Очаровательным примером такого приема может служить фильм французского режиссера Ле Шануа «Папа, мама, служанка и я». В картине главный герой по имени Робер не только участвует в сюжете, но еще и комментирует происходящее в кадрах. Он иронизирует по поводу самого себя, делится своими мыслями, подсмеивается над знакомыми и близкими.
Войдем в сюжет. Настали Рождественские праздники. В доме у героя—служанка Мария-Луиза. Ей под сорок. Красотой не блистала никогда. Она открывает дверь на звонки.
Сначала приходят и поздравляют мусорщики. Потом монахиня и девочка просят пожертвовать на елку для сирот. Затем почтальон предлагает календари и обещает счастье в новом году. Следом приходят мальчишки и просят бросить деньги в копилку для бедных школьников.
Ср. Сдвижения. Мария-Луиза открыва ет дверь. На пороге Посыльный: Нам посыльный. Вручает, заказывали шоколад\
Ср. Сдвижения. Мария-Луиза открыва- 150
ет дверь. На пороге посыльная.
Посыльная:
Это Вам для мсье Ланглуа!
Служанка берет из ее рук небольшой ящик и передает его хозяйке.
Мама открывает ящик и замирает.
Голос Робера за кадром: Это был семнадцатый по счету курительный прибор, который ученицы дарили папе к Рождеству. Для человека, который никогда не курил, это было многовато...