ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.09.2024

Просмотров: 174

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ей возлюбленной. Теперь ему лично грозит кровная месть рода Капулетти. Возникла новая коллизия, конфликт обострился еще больше.

Перипетия

Термин «перипетия» возник в древней Греции усилиями Аристотеля. Он применил его для объяснения события, меняющего ход действия в трагедии вплоть до противоположного. Таким событием может быть приход нового персонажа, неожиданная фраза героя, внезапно сменившаяся погода или случайно выпавший из кармана предмет. Все это способно оказаться событием, которое перевернет ход действия, поменяет решения героев, их поведение и даже их цели.

Яго говорит Отелло: «Берегитесь ревности, сеньор». И этого оказывается достаточно, чтобы заставить мавра подозревать свою возлюбленную в измене. Счастье кончилось. Одна фраза из трех слов, и состояние героя сменилось на противоположное.

Кульминация

В жизни каждого бывали случаи, когда, оказавшись в критической ситуации, нужно было делать окончательный выбор. От этого выбора зависела вся дальнейшая жизнь.

Куда пойти учиться после школы? В ветеринарный техникум (колледж)? Или в институт телевидения? Или заберут в армию? Вы, конечно, любите животных, но не настолько, чтобы потом всю жизнь лечить коров в деревне. Мечтаете вы о телевидении, но в такой институт огромный конкурс, и можно пролететь. И тогда уж точно окажитесь в армии — не по своей воле.

И вот проблема: рисковать или не рисковать? Наступил критический момент. Хотите или нет, но вы должны сделать выбор. Иначе жизнь вас подомнет под себя. А может и сломать! И от высокой мечты работать на телевидении останутся только рожки да ножки.

Это — кульминационный момент в вашей жизни!

Вы человек темпераментный и безрассудный или вы осмотрительны и осторожны в своих поступках, выход у вас один: рисковать! Вы бросаетесь в огонь конкуренции за место в институте. Вступительные экзамены -- продолжение кулъми-32

нации, ее обострение. Предельное возрастание напряжения и эмоционального переживания. Вся предыдущая жизнь сошлась в этой критической точке.

Термин «кульминация» все трактуют одинаково — как момент наивысшего напряжения действия в произведении, наивысшего накала страстей.

Обратимся к классике. У В. Шекспира Призрак в первом акте говорит Гамлету: «Отмсти за подлое его убийство. Змея -убийца твоего отца — в его короне» (завязка). Гамлет клянется отомстить за отца. Устраивает спектакль, в котором персонажи повторяют сцену убийства отца. Король (его дядя-убийца) срывается, не выдерживает этого испытания и таким образом разоблачает себя (главная перипетия пьесы). Дальше все идет к отмщенью. Но король тоже не дремлет. Он ищет способы расправиться с Гамлетом. Оба вступают на путь сложной борьбы не на жизнь, а на смерть. Король решил воспользоваться ссорой Гамлета с Лаэртом и его руками убить принца.

На площади начинается состязание на шпагах. Уже готовы отравленная шпага для Лаэрта и кубок с отравленным вином для Гамлета. Но случилось так, что вино выпила мать и умерла. Лаэрт ранил принца отравленной шпагой. Но потерял ее, и она перешла в руки Гамлета. Он ранил ей Лаэрта. Перед смертью Лаэрт признается: «Король всему виновник»! Здесь — апогей кульминации. Гамлет закалывает короля и после двух реплик умирает сам.

Некоторые считают это развязкой, но максимальное напряжение действия пьесы возникает именно здесь — в сцене дуэли и смерти. Здесь и кульминация.

Пример с институтом — пример кульминации в документалистике. Пиком этой кульминации становится момент, когда абитуриент отыскивает свою фамилию в списке принятых в институт. Второй пример—в художественном сюжетном произведении.

Однако не всегда наступает разрешение конфликта в произведениях. Существует такой прием, когда конфликт (пол-носью или частично) остается неразрешенным до конца, как в «Горе от ума». Разрешился только конфликт между Чацким и Софьей. Между героем и обществом произошел разрыв, но не случилось разрешение конфликта. Этот конфликт сохранился.

33



Развязка

Если в произведении есть завязка, завязался узел интриги, само собой разумеется, что должна быть и развязка. Развязка-момент завершения,

разрешения конфликта в действии, конец интриги. Действие еще может продолжаться некоторое время, но интриги больше нет.

Убил Гамлет короля — закончилась интрига. Зло наказано. Конфликт исчерпан. Правда, цена наказания оказалась слишком высокой — Гамлет сам умирает от яда, попавшего в рану с отравленной шпаги Лаэрта. Наступила трагическая развязка в пьесе В. Шекспира.

Аналогии могут быть найдены и для документальных фильмов. В них тоже при добротном построении драматургии должна наступать развязка.

Наш документальный герой нашел свою фамилию в списке принятых в институт. Кульминация пройдена, но развязка еще не наступила. Угроза действий военкомата еще не снята. Развязкой в этом случае может стать сцена, когда герой получает справку о том, что он стал студентом — в его руках оказывается долгожданная «охранная грамота». Радостный, он выскакивает из канцелярии, приплясывает и размахивает заветной бумажкой над головой. Интрига закончилась.

Пролог

Вступительная часть произведения. Происходит от греческого слова из двух корней —pro (перед) и logos (слово, речь). Пролог как бы предваряет основное развитие действия, раскрывает события или обстоятельства, предшествовавшие началу сюжета. Иногда он даже может быть частично связан с сюжетом. В фильмах пролог часто выносят перед титрами. В классических греческих трагедиях в прологе участвовал хор.

Пролог может служить и называться предысторией сюжета.

Эпилог

Противоположная часть пролога, заключительный компонент произведения, послесловие. Тоже имеет греческое происхождение от epilogos — послесловие. Его еще можно назвать последействием, так он обычно не связан с сюжетом.

34

Авторы используют его для пояснения прошедших перед зрителями событий, их характеристики, рассуждений на тему произведения и выводов. Древние греки эту часть тоже поручали исполнять хору. Заключительная мораль в басне, пожалуй, может служить таким же примером эпилога, но только в очень короткой форме.

Прологи и эпилоги — не самые частые «гости» в современных экранных произведениях.

Герой Главное действующее лицо произведения. Бывает не одно, а несколько

главных действующих лиц. Любовный треугольник подразумевает, что в сюжете действуют три героя. Все остальные не могут называться героями. У них есть свои названия. Герой — совсем не обязательно положительный персонаж. Н. Гоголь отважился сделать героем в «Мертвых душах» отрицательного человека. Как он выразился: «нужно пристегнуть подлеца».

Персонаж

Название, как можно догадаться, происходит от слова «персона». Персонаж

— обобщающий термин всех действующих в произведении лиц. Но по отношению к герою может звучать несколько уничижительно.

Поэтому действующих лиц делят на главных, окружение, эпи-зодников,

второго плана, второстепенных, групповк\ имассовк\.

Под действующими лицами второго плана обычно подразумевают друзей героя, каким является Горацио у Гамлета. Слуги и другие персонажи, которые появляются на протяжении всего произведения, могут быть названы окружением. Деление на «окружение» и лица «второго плана» весьма условно и часто переплетается.

Особое место занимают так называемые «эпизодники». Они появляются только в одном или нескольких эпизодах, но не участвуют во всем развитии сюжета. Как правило, это — яркие или самобытные фигуры в развитии сюжета. К примеру, могильщик в том же «Гамлете».

Второстепенные персонажи называются так потому, что они

35


играют незначительную роль в ходе развития интриги. Авторы обычно дарят им мало слов и самостоятельных действий. Важнее их присутствие, чем самостоятельные поступки.

Групповкой называют персонажей, участвующих лишь в одном-двух событиях. Численность такого круга людей не может превышать 8-15 человек.

Массовка — это такое количество действующих лиц, которое по численности группой уже не назовешь. Их много больше. У древних греков они именовались толпой. Организованная и действующая в кадре армия тоже именуется массовкой.

Характер

Главное качество персонажа или героя. Злой, добрый, мстительный, хитрый,

растяпа, тупой, умный, болтливый, влюбчивый, безответственный, решительный, трус, унылый, веселый и т. д. По-другому то же самое мы называем чертами характера. Все перечисленное — внутренние качества человека и даже животного. Хлестаков был легкомысленным и глупым человеком. Чацкий — умным, образованным и принципиальным. Чичиков — умным, хитрым и жадным.

Кроме внутренних черт, в это понятие обязательно входят внешние черты, внешние данные, внешние проявления характера героя. Молодой или старый, высокий или коротышка, прямой или сгорбленный, сильный или хилый.

И, пожалуй, важнейшие внешние черты характера проявляются в лице персонажа и в его облике. Иногда про человека мы говорим, что он симпатичен, сразу располагает к себе, а бывает. что уже первый взгляд на его лицо вызывает отрицательную реакцию.

Для режиссера умение понимать, как зритель может по внешним данным истолковать характер его героя, является важной составной частью профессии. При подборе актеров на роли или при выборе документальных персонажей внешние качества характера имеют принципиальное значение. Даже костюм способен подчеркнуть, оттенить или скрыть отдельные его стороны.

Сопереживание и саспенс

Русское слово «сопереживание» представляет собой вполне

36

понятный термин. Сопереживание наступает в тот момент, когда зритель начинает переживать происходящее на экране вместе с героем. Зритель ему сочувствует, зритель волнуется за его судьбу. А. Митта считает, что сопереживание возникает от любопытства и лучший способ вызвать сопереживание — «поставить персонаж: в драматическую ситуацию».

Саспенс, по мнению этого же режиссера, — наивысшая точка сопереживания, «напряженное невыносимое ожидание», - так переводиться это слово с английского. Когда вы следите за действием героя и вам очень хочется крикнуть: Ну же! Давай! Действуй, наконец!

К книге А. Митты «Кино между адом и раем» мы обратимся еще не один раз, но только несколько позже.

Событие

С. Ожегов в своем словаре расшифровывает смысл слова «событие» как «то, что произошло», то, что случилось. Явился призрак короля Гамлета на площади перед замком — событие. Горацио сообщил принцу Гамлету, что он видел призрак его отца — событие. Гамлет-принц поклялся призраку отомстить за убийство отца — событие.

Поэтому и существует в нашем языке такой оборот речи: «произошло событие».

Действие

Под этим термином подразумевается некое активное поведение человека, активное проявление силы, знаний, интеллекта, добра, ненависти,зависти и т. д.

К. Станиславский ввел в профессиональный язык сцены два термина:

«физическое действие и словесное действие». Он объяснил, что слово способно кардинально менять обстоятельства, влиять на ход событий, направлять устремления героя и персонажей. Главное, что К. Станиславский вооружил нас пониманием равенства этих двух видов действия. Не только — «вошел», «сел», «убил», «ударил», но и «сказал», «выпалил», «сообщил» — имеют или могут иметь важнейшее значение для развития сюжета.

Физические и словесные действия бывают как весьма зна-

37


чимыми, даже поворотными и судьбоносными для героев, (ак и малозначимыми, не определяющими и почти не влияющими на ход событий.

Термины «действие» и «событие» в чем-то близки друг другу и часто употребляются в одном значении. Но событие - это почти всегда весомое действие, значимое, влияющее на ход сюжета. Однако с позиций теории информации, любое действие (словесное или физическое) принято называть событием. В будущем вчитывайтесь в контекст, чтобы правильно понять смысл изложения, когда употребляется термин «действие».

Тема

В обыденной жизни под словом «тема» мы подразумеваем то, о чем идет разговор, рассказ или спор. Такое толкование обычно ни у кого не вызывает раздражения. Но в драматургии термин «тема» требует определенных уточнений.

Происходит он от греческого слова thema, что в буквальном переводе означает — «то, что положено в основу». Или круг событий, который позволяет осветить и поставить какую-либо проблему. Это — предметное, «картинное» содержание произведения. Так трактует «тему» словарь.

Но некоторые теоретики и практики под термином «тема» подразумевают основную идею произведения, его сверхзадачу, и так и говорят: моя задача доказать или показать то-то и то-то.

У Г. Товстоногова мы можем прочитать, что на вопрос о теме («Как вы формулируете главную задачу БДГ («Большого драматического театра?») он отвечал: «Пробуждать совесть». В спектакле «Мы, нижеподписавшиеся...» тема выражена напрямую, она состоит в «утверждении, что за свой идеал надо бороться». По Г. Товстоногову получается, что, и его театр, и спектакли в его театре имели четко выраженную направленность — донести до зрителей определенные идеи, взгляды на жизнь и ее проблемы.

И А. Митта, как мне кажется, тоже стоит на подобной точке зрения. Он пишет: «У аудитории должна быть причина, по которой она хочет смотреть этот фильм. Эта причина и есть тема фильма. (...) Наша задача — превратить все идеи фильма в эмоции, доступные зрителям».1 1 А. Митта. Кино между адом и раем.—

М.: «Подкова». 2000. С. 320

38

Более того, А. Митта говорит о существовании и борьбе в произведении темы и контртемы, подразумевая борьбу двух противоположных начал.

Не могу согласиться с глубоко уважаемыми режиссерами.

Любая тема произведения («то, что положено в основу», то, о чем повествуется) позволяет решать несколько разных задач, раскрывать несколько разных мыслей автора или его идей. Например, в документальном фильм тема может называться «Беспризорные дети России» (то, о чем повествуется). А идеи, раскрываемые на этом материале, автор может выбрать самые различные.

Например, «Кто виноват?», что в России к началу XXI века вдруг образовалось 4 миллиона бездомных подростков — и на протяжении всего фильма искать ответ на этот вопрос.

Или «Чему учит улица бездомных детей?» — и раскрыть, как происходит научение худшим порокам, как идет распад и деградация несформированной личности под воздействием изгоев общества.

А может, «Что ждет в будущем 5 % населения страны?», и показывать, что эти несчастные уже никогда не смогут стать защитниками Родины, не смогут встать к сложным современным станкам, не станут полноценными гражданами страны.

Идея и тема — все-таки разные категории драматургии.

Объект

В игровых видах творчества данный термин употребляется редко и не имеет существенного значения.

Зато в драматургии документалистики и научно-популярных видов он играет важную роль. Объектом в любом случае обычно называют то, что можно снять и увидеть на экране. Если идет рассказ о зарождении жизни на Земле, то объектом окажутся бактерии. Если вы снимаете фильм или передачу о беспризорных, то объектами экранного рассказа станут сами беспризорные, условия, в которых они существуют, или те люди, которые могут дать вам интервью о проблеме. Объектом еще называют место съемки.

Главное не путать понятие «объект» с понятием «предмет».

39