ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.09.2024
Просмотров: 314
Скачиваний: 2
383. Ср. 7,08 Суворов целует Кутузова, говорит: «Вот спа сибо, хоть одного родного встретил!» Огля нувшись, с удивлением говорит: «Ой, маменьки! Генералов-то сколько!» Обращается к молодому офицеру: «Андрюша! Веди, Андрюша, склизко!»
384. Общ. 18,40 (Панорама.) Расступаются сановники и гене ралы, появляется идущий под руку с молодым офицером Суворов. Все окружающие кланяются ему. Он отвечает поклоном. Из противополож ной двери появляется Аракчеев. Суворов на правляется навстречу ему. Аракчеев низко кла няется Суворову. Суворов в свою очередь утри рованно почтительно кланяется Аракчееву и подходит к нему.
385. Ср. 6,34 Суворов говорит Аракчееву: «Здравствуй, граф необычайный! Я, милый, житие твое каждое утро наизусть повторяю».
Аракчеев удивленно спрашивает: «Как так?» Суворов отвечает: «А вот как ... »
386. Кр. 1,45 Суворов продолжает: « . . . |
Прошедшего года |
ноября седьмого — комендант».
387. |
Кр . |
1,03 |
Слушает Аракчеев. |
|
|
|
|
|
|
Голос Суворова: « |
...восьмого — |
генерал |
...» |
388. |
Кр. |
1,01 |
Суворов продолжает: «...девятого — в гвар |
|||
|
|
|
дию, двенадцатого — в бароны...» |
|
||
389. |
Кр . |
2,19 |
Аракчеев. |
|
|
|
|
|
|
Голос Суворова: «...четырнадцатого — Анну |
|||
|
|
|
первой степени да душ крестьянских двадцать |
|||
|
|
|
тысяч...» |
|
|
|
390. |
Кр . |
2,34 |
Суворов продолжает: « . . . А ноне, года не про |
|||
|
|
|
шло, — в графы. Где уж нам, старикам, за тобой |
|||
|
|
|
гоняться!» |
|
|
|
391. |
Кр . |
4,33 Аракчеев отвечает: |
«Я государю |
моему |
без |
|
|
|
|
лести предай. Воля его величества награждать |
|||
|
|
|
не по заслугам». |
|
|
|
392. |
Ср. |
4,08 |
Суворов говорит Аракчееву: «И-и, милый. Были |
|||
|
|
|
бы чины да ордена, а заслуги завсегда найдутся!» |
|||
393. |
Общ. |
3,18 Лакей, стоящий в |
дверях, произносит: «Его |
|||
|
|
|
императорское величество просит графа Суво- |
|||
|
|
|
рова-Рымникского пожаловать на личную ауди |
|||
|
|
|
енцию!» |
|
|
|
55
394. Ср. 2,05 Суворов говорит Аракчееву: «Вот, спасибо, ждать не заставил!» Уходит.
395. Обш. 4,46 К открытой двери подходит Суворов. Порав нявшись с лакеем, низко ему кланяется.
396.Кр. 1,04 Дама с удивлением говорит:«Лакею кланяется!»
397.Обш. 1,36 Молодой офицер, подбегая к Суворову: «Ваше
сиятельство...» 398. Кр. 4,13 Молодой офицер говорит Суворову: «...это
лакей!» Суворов отвечает: «Знаю, милый, знаю, оттого
и кланяюсь. Сегодня лакей, а завтра, гляди, барон!»
399. Общ. 4,25 Суворов проходит в дверь Тронного зала. Слышны возмущенные голоса сановников и ге
нералов.
400. Кр. 3,25 Аракчеев знаком предлагает свите замолчать. Голоса затихают.
Г л а в а I I
Композиция К И Н О К А Д Р А
ОСНОВЫ КИНОКОМПОЗИЦИИ
1. Изобразительно-монтажная композиция фильма и эпизода
В каждой области художественного творчества понятие к о м п о з и ц и я приобретает свое содержание в зависимости от идейно-художественных задач, решаемых данным видом ис кусства, специфики его изобразительно-выразительных средств и особенности технологии создания произведений.
В кино понятие к о м п о з и ц и я может иметь несколько значений.
Фильм как драматургическое произведение строится по за конам драматургической композиции.
Фильм как кинематографическое произведение требует изо бразительно-монтажной композиции сцен и эпизодов и органи зации снимаемого материала на картинной плоскости кадра (на пленке и экране), т . е . киноизобразительной композиции кадра.
В игровом фильме работа над композицией кадров эпизода осуществляется в тесной связи с изобразительно-монтажным ре шением этого эпизода на основе его драматургической компози ции в сценарии.
К о м п о з и ц и я |
к а д р а формируется на всех этапах созда |
ния фильма — при |
разработке режиссерского (постановочного) |
сценария, когда определяется изобразительно-монтажное решение эпизодов фильма; на съемочной площадке, когда выбирается кадр, строится мизансцена, решается освещение, выполняется операция съемки; и, наконец, в процессе монтажа фильма из снятого ма териала, когда уточняются и окончательно оформляются образы фильма, его изобразительная стилистика.
Драматургически фильм делится на эпизоды и сцены. Под эпи зодом обычно понимают отрывок фильма, объединенный единст вом драматургического действия, единством темы. Сценой мож но назвать часть эпизода, происходящую в течение определенного отрезка времени, в одном месте и с участием одних и тех же людей.
Сцены и эпизоды фильма состоят из отдельных кадров, т. е. отрывков драматургического действия, снятых на отдельных отрезках пленки. Содержание фильма излагается посредством
57
непрерывной демонстрации смонтированных кадров, воссоздаю щих на экране единую непрерывную, развивающуюся во времени и в пространстве картину.
Специфическим, присущим только киноискусству способом из ложения содержания, способом организации съемочного мате риала является изобразительно-монтажный метод построения фильма.
Изобразительно-монтажная форма построения кинофильма по зволяет свободно оперировать пространственными и временными связями, оптически выделять главное и существенное в дей ствии, усиливать его выразительность, сопоставляя с другими кадрами, наконец, достигать высокой образности киноповество вания.
Изобразительно-монтажная форма решения фильма, найден ная еще в немом кино, до сих пор не теряет своего зна чения.
...Действие в фильме «Чапаев» происходит на мчащейся по полю тачанке, на мосту через реку, на улице села, в железно дорожном вагоне, на полу избы. Артист Б. Бабочкин, исполняю щий роль Чапаева, стреляет из пулемета на тачанке, мчится на коне по полю боя, чертит схему боевой операции, лежа на полу избы, и т. д.
Тачанка, поле боя, река и пол избы являются своеобразными сценическими площадками, а скачка на коне, проезд на тачанке и чертеж карты, лежа на полу, — мизансценами, которые постав лены режиссером в предметном пространстве кадра и сняты на пленку оператором.
Проследим принцип решения одного из эпизодов фильма «Чапаев» — «Петька на крыльце». О содержании этого эпизода можно судить по отрывку из монтажного листа фильма.
1. Общ. 4,93 Из зтм. Деревенская улица. Около колодца отды хают отряды чапаевцев.
2. Ср. 1,77 За лафетом пушки два чапаевца смотрят и улы баются.
3. Общ. 3,11 На крыльцо выходит Петька и стреляет из писто лета в воздух.
4. Ср. 0,76 Группа чапаевцев в тревоге подняла головы.
5. Кр. 0,62 Недоуменно смотрят Анка и иваново-вознесенский рабочий.
6. Ср. 2,85 Петька подымает руку и кричит: «Тихо, граждане, Чапай думать будет!»
7.Ср. 0,83 Улыбаются Анка и рабочий.
8.Ср. 1,79 Широко улыбается Петька и, довольный, усажи
вается на крыльце.
58
Действие в этом эпизо де — по фильму — происхо дит в одном месте и в одно время — на улице села, занятого чапаевцами. Но каждый кадр был постав лен и снят самостоятельно. Отдельными кадрами снята сцена «Петька на крыльце» (кадры 3, б, 8), действия Анки и рабочего у колод ца (кадр 5), общий план улицы (кадр 1) и средний план группы чапаевцев (кадры 2 и 4).
В этом эпизоде мизан сцены статичны, за исклю чением мизансцены Петь ки, который выходит на крыльцо, стреляет, затем садится на ступеньки, но и его действие смонтировано из трех отдельно постав ленных и отдельно снятых кадров.
Изложение содержания этого эпизода выполнено монтажно. С помощью мон тажа показано развитие действия — сначала массо вая сцена, затем индиви дуальные действия \ от дельных персонажей, нап ример, Анки и рабочего, улыбнувшихся на действия Петьки. Такое решение ак терских эпизодов мы назы ваем изобразительно-мон тажным решением.
Изобразительно - монта жное решение актерских эпизодов на экране как бы заменяет сценическую ми зансцену. Изобразительномонтажная техника поз-
Кадры из фильма «Чапаев»
воляет свободно оперировать пространственными и временными связями. Так, например, хотя взаиморасположение Петьки, Анки и рабочего в действительности совершенно не указано, но благодаря монтажной последовательности кадров создается впечатление, будто персонажи находятся в одном физическом пространстве близко друг от друга. Действия Петьки, Анки, рабочего и чапаевцев тесно связаны между собой посредством монтажного сопоставления кадров.
Наконец, монтаж позволил выделить основное — мимические действия актеров, например, улыбку Петьки, с помощью крупного плана.
Построение этого эпизода представляет собой наглядный при мер изобразительно-монтажного решения актерской сцены. В нем отчетливо выражены основные принципы монтажа в кино, сфор мулированные еще С. Эйзенштейном.
С. Эйзенштейн писал: «Монтаж является такой же необходи мой составной частью кинопроизведения, как и все остальные элементы кинематографического воздействия»1.
Он резко критиковал тех кинематографистов, которые забы вают «основную его (монтажа) цель и задачу, неотрывную от по знавательной роли, которую ставит себе всякое произведение ис кусства, — задачу связно-последовательного изложения темы, сюжета, действий, поступков, движения внутри киноэпизода и внутри кинодрамы в целом»2. С. Эйзенштейн подчеркивал, что сама природа монтажа не только не отрывается от принципов реалистического письма фильма, но и действует как одно из наиболее последовательных и закономерных средств реалисти ческого раскрытия содержания.
Обращая внимание на то, что перед советским искусством стоят задачи не только логически связного, но именно макси мально-взволнованного эмоционального рассказа, С. Эйзенштейн утверждал, что монтаж — могучее подспорье в решении этой за дачи. Поэтому для него было чрезвычайно важно то положение, что в фильме «каждый монтажный кусок существует уже не как нечто безотносительное, а являет собой некое частное изображе ние единой обшей темы, которая в равной мере пронизывает все эти куски. Сопоставление подобных частных деталей в опреде ленном строе монтажа вызывает к жизни, заставляет возникнуть в восприятии то обшее, что породило каждое отдельное, и связы вает их между собой в целое, а именно — в тот обобщенный об раз, в котором автор, а за ним и зритель переживают данную тему».3
Примером такого обобшенно-образного, специфически кине матографического построения может служить изобразительно-
1 |
С. М. Э й з е н ш т е й н , Избранные статьи, стр. 252. |
|
2 |
Т а м |
же. |
3 |
Т а м |
же, стр. 255. |
60