ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.09.2024
Просмотров: 319
Скачиваний: 2
монтажное решение эпизода «усыновление Ванюши» из фильма «Судьба человека» по М. Шолохову (режиссер С. Бондарчук, опе ратор В. Монахов).
. . С У Д Ь Б А Ч Е Л О В Е К А "
Отрывок из монтажного листа
479. Общ. 4 м 47 к. Из Н П Л . Солдаты и Соколов поднимают кружки. Голос солдата: Соколов, к команди ру роты!
Соколов уходит.
480. Общ. 4 м 43 к. В комнате два командира, входит Соколов. Соколов: Рядовой Соколов по вашему при казанию . . .
Командир: К тебе, Соколов ...
(Песня).
481.Кр. 1 м01 к. Смотрит Соколов.
482.Общ. 3 м 12 к. К Соколову подходит командир.
Командир: ... мужайся, отец!
483. Ср. 2 м 42 к. Смотрит Соколов, мотает головой.
Голос командира: ...твой сын, капитан Со колов ...
Н П Л .
484. Общ. с движ.
5 м 11 к. Из Н П Л . Бетонированное шоссе. (Музыка.)
ВН П Л .
485.Общ. 7 м 48 к. Из Н П Л . Панорама по лицам солдат.
486. Ср. 7 м 11 к. В гробу лежит Анатолий, Соколов подходит
ицелует Анатолия.
487.Общ. 2 м 29 к. Плачет девушка на фоне строя солдат.
488.Кр . 4 м 06 к. Смотрит Соколов.
489.Общ. 1 м 02 к. Стреляют орудия.
490.Кр. 4 м 08 к. Смотрит Соколов.
491.Общ. отъезд.
7 м44 к. Памятник. Надпись: «Соколов А. А. 1924— 1945».
Панорама на здании, где висят белые флаги. Крики «ура».
492. Общ. 9 м 17 к. Панорама. Бегут солдаты, кричат«ура». Про ходят танки. Соколов и командир едут в машине.
493. Общ. 3 м 01 к. Соколов и командир проезжают мимо ликую щих солдат.
494.Обш. 1 м 14 к. Идут танки.
495.Обш. 2 м 50 к. Идут танки с солдатами, мимо проходят не
мецкие пленные.
496.Обш. 1 м 28 к. Народ приветствует освободителей.
497.Кр. 2 м 35 к. Лицо Соколова.
498.Обш. 1 м 18 к. Пробегают солдаты.
Голос Соколова: Похоронил...
499. Кр. 7 м 34 к. Лицо Соколова.
Голос Соколова: . . . я в чужой немецкой зем ле последнюю свою радость и надежду... и словно что-то во мне оборвалось... куда же мне теперь? В Воронеж? Ни за что!
500. Общ. с крапом.
12 м 51 к. Вывеска: «Чайная Урюпинского РПС» . Из чайной выходят люди. Ванюшка поднимает арбузную корку и начинает есть.
501.Ср. 5 м 00 к. Соколов сидит за столом.
502.Ср. 2 м 44 к. Ванюшка ест корку арбуза.
503.Общ. 8 м 08 к. Ванюшка ест корку. Мимо Ванюшки прохо
дит шофер, дает ему булку.
504. Ср. 11 м 37 к. Панорама. Соколов встает, идет к выходу. Соколов: Эй, Ванюшка!
505. Обш. 5 м 40 к. Около чайной стоит Ванюшка, ест булку. Голос Соколова: Ка к сегодня дела? Ванюшка: Вот! (Бежит к Соколову.) — А от куда вы знаете, дядя, что меня зовут Ваней?
506. Ср. 4 м 39 к. На пороге чайной стоит Соколов. Соколов: Я человек бывалый, все знаю.
507. Ср. 2 м 40 к. Ванюшка провожает Соколова взглядом.
ВЗ Т М .
508.Общ. 11 м 45 к. Из З Т М . Соколов ходит по комнате. В З Т М .
509.Общ. 3 м 22 к. Машина Соколова подъезжает к чайной.
510.Ср. 1 м 01 к. Ванюшка сидит на бочке.
511.Ср. 1 м 08 к. Соколов в машине.
512.Обш. 13 м 00 к. Через Соколова на Ванюшку.
Соколов: Ванюшка! Садись скорее в машину. Прокачу на элеватор... (Ванюшка бежит
к Соколову)... а оттуда вернемся сюда, по обедаем, ну быстро!
Панорама: Ванюшка садится в машину. Соколов: О п ! Ну, вот ...
513. Общ. 5 м 14 к. Соколов отъезжает от чайной.
ВН П Л .
514.Ср. 2 м 22 к. Машина Соколова идет по дороге.
515.Кр. 3 м 00 к. Соколов сидит за рулем, рядом с ним
Ванюша.
516.Кр. 2 м 38 к. Ванюшка смотрит на Соколова.
517.Ср. 18 м 21 к. Соколов и Ванюшка в машине.
Соколов: Где же твой отец, Ваня? Ванюшка: Погиб на фронте. Соколов: А мама?
Ванюшка: Маму убило бомбой, когда мы ехали в поезде.
Соколов: А откуда вы ехади? Ванюшка: Не знаю, не помню ...
Соколов: И никого у тебя тут родных нету?.. Ванюшка: Никого.
Соколов: А где же ты ночуешь? Ванюшка: А где придется...
НП Л .
518.Общ. 4 м 12 к. Из Н П Л . Соколов едет по дороге.
519.Кр. 4 м 09 к. Соколов за рулем, рядом Ванюшка.
520.Ср. 2 м 07 к. Соколов смотрит на Ванюшку.
Соколов: Ванюшка, а ты знаешь, кто я та кой?
521. Кр. 2 м 20 к. Ванюшка смотрит на Соколова. Ванюшка: Кто?
522. Ср. 1 м 24 к. Соколов и Ванюшка в машине. Соколов: Я твой отец.
523.Кр . О м 23 к. Ванюшка смотрит на Соколова.
524.Ср. О м 23 к. Ванюшка и Соколов в машине.
525.Кр . 1 м 49 к. Ванюшка бросается на шею Соколова.
|
|
|
Ванюшка: П а п к а ! . . |
|
526. |
Ср. |
1 м 27 |
к. Соколов и Ванюшка в машине. Ванюшка об |
|
|
|
|
нимает и |
целует Соколова. |
|
|
|
Ванюшка: |
...родненький. Я знал ... |
527. |
К р . |
1 м 36 |
к. Ванюшка |
обнимает Соколова. |
|
|
|
Ванюшка: |
. . . я знал, что ты меня найдешь. |
Все равно ...
63
528. Ср. 2 м 10 к. Ванюшка и Соколов.
Ванюшка: ...найдешь! Я так долго ж д а л . . .
когда ты меня ...
529. Ср. 3 м 29 к. Соколов и Ванюшка.
Ванюшка: ...найдешь! Родненький, папка!
530.Ср. 1 м 29 к. Руки Соколова еле справляются с рулем.
531.Общ. 2 м 00 к. Машина едет по дороге и съезжает в кювет.
Соколов заводит мотор, машина трогается. В Н П Л .
Эпизоду «усыновление Ванюши» предшествует эпизод «смерть сына Анатолия», который состоит из нескольких монтажных кад ров. Начинается эпизод панорамой по лицам бойцов-друзей, сто ящих у гроба Анатолия; затем показывается подход Соколова к гробу сына; в следующих кадрах мы видим сначала плачущую девушку на фоне солдатских шеренг, а потом от общего плана памятника герою идет прямая панорама на окна немецких до мов, усеянных белыми флажками капитуляции. Становится ясно, что Анатолий погиб в последний день войны, что уже наступил величественный День Победы и что похоронен Анатолий на не мецкой земле. И когда мы видим Соколова в машине вместе с командиром Анатолия, мы понимаем, что Соколову была ока зана честь и почет, как солдату и отцу героя-солдата.
В этом сложном по драматургической теме эпизоде прояви лись специфические возможности кинематографа создавать об общенную картину, где каждый кадр «читается» не как натураль ная фотография объекта, а как образ, как метафора.
Такая трактовка изображения ставит перед оператором осо бые задачи изобразительной композиции.
Эпизод «смерть сына Анатолия» соответственно настраивает на восприятие следующего эпизода фильма — «усыновления Ванюши».
После своеобразного монолога Соколова: «...похоронил я в чужой немецкой земле последнюю свою радость и надежду...
и словно во мне что-то оборвалось... Куда же мне теперь? В Воронеж? Ни за что!», на экране изображается вывеска чайной Урюпинского Р П С и далее панорамой показывается мальчик, под бирающий арбузные корки (кадр 500). Нужны ли здесь, в этом драматически насыщенном эпизоде, такие натуралистические де тали, как вывеска? Безусловно, нужны. Зритель, читая текст вывески, понимает, что Соколов не поехал в Воронеж, что он поселился в случайном, чужом месте, и, видя Соколова в чайной и на грузовой машине, зритель понимает, что Соколов работает шофером. В кадрах 502 и 503 показан Ванюша, собирающий ар бузные корки, т. е. по его поведению ясно, что он беспризорный.
Непосредственно сцена Ванюши и Соколова начинается в 509 кадре, когда машина Соколова подъезжает к чайной. Здесь сле-
64
дует обратить |
внимание |
на |
|
||||||
экономное решение кадров |
|
||||||||
эпизода по времени (дли |
|
||||||||
не). Средние планы Ваню |
|
||||||||
ши, |
который |
смотрит |
на |
|
|||||
подъехавшего Соколова, и |
|
||||||||
кадры |
Соколова в машине |
|
|||||||
занимают всего по 1 м, а |
|
||||||||
сцена, когда Соколов приг |
|
||||||||
лашает Ванюшу в машину, |
|
||||||||
снята как бы изнутри ма |
|
||||||||
шины, |
через |
Соколова, |
с |
|
|||||
переводом камеры на садя |
|
||||||||
щегося в машину Ванюшу, |
|
||||||||
и занимает всего 13 м. |
|
|
|||||||
Все |
дальнейшее |
|
дей |
|
|||||
ствие, |
насыщенное |
душев |
|
||||||
ной |
теплотой |
и |
драматиз |
|
|||||
мом, происходит |
в |
кабине |
|
||||||
грузовика. Во |
время |
всей |
|
||||||
сцены Соколов продолжает |
|
||||||||
управлять |
машиной. Диа |
|
|||||||
лог |
Соколова |
и |
Ванюши |
|
|||||
решен |
монтажно, крупны |
|
|||||||
ми планами, с композици |
|
||||||||
онными и |
световыми |
ак |
|
||||||
центами |
на |
отдельных |
|
||||||
важных |
моментах |
|
дей |
|
|||||
ствия. Сначала Соколов и |
|
||||||||
Ванюша показаны |
вместе, |
|
|||||||
затем — каждый |
отдельно, |
|
|||||||
крупными |
планами. Здесь |
|
|||||||
монтаж позволил |
сопоста |
|
|||||||
вить лица актеров в наи |
|
||||||||
более напряженные и выра |
|
||||||||
зительные |
моменты. |
Сле |
|
||||||
дует учесть, что один из |
|
||||||||
исполнителей |
— |
мальчик, |
|
||||||
и нам кажется, что имен |
|
||||||||
но |
благодаря |
монтажному |
|
||||||
решению |
режиссеру |
|
и |
|
|||||
оператору |
удалось |
сооб |
Кадры из фильма «Судьба человека» |
||||||
щить |
его |
поведению |
на |
||||||
экране |
|
выразительность |
|
иестественность, создав впечатляющие портреты Ванюши.
Особенно важны для понимания происходящего кадры 530 и 531, где крупно показаны дрожащие от волнения руки Соколова на руле и финальный кадр сцены. Машина как бы неуверенно
5 |
65 |
идет по дороге, медленно-медленно съезжает в кювет и останав ливается. Затем начинается движение камеры — так же медленно подъезжает к машине и останавливается. В это время мы слышим, как Соколов вновь заводит мотор, и машина трогается с места.
Таким образом, зритель не видит Соколова и Ванюши, но благодаря оригинальному использованию возможностей худо жественно-образного выражения содержания фильма отчетливо ощущает то робкое, боязливое, но сильное чувство радости и счастья, которое испытывают они оба.
Показ неуверенно движущегося грузовика вместо непосред ственного действия актеров является своеобразной зрительной кинометафорой, создаваемой в монтажном контексте всего эпи зода.
Отдельные кадры, составляющие эпизод, приобретают силу, значение и выразительность лишь в монтажном контексте этого эпизода.
2. Изобразительная конструкция кадра
Отдельный кадр является постановочной, композиционной и монтажной единицей.
Взвуковом художественном (игровом) фильме кадр воспри нимается на экране как видимое (оптическое) и слышимое (фони ческое) изображение, где нельзя отделить оптические элементы от фонических, мимику лица от интонации голоса, смысл произно симых слов от характера действия.
Впрактике работы над кинофильмом следует различать съе мочные и монтажные кинокадры.
Всъемочном кадре объект фиксируется на киноленте съемоч ного аппарата с момента -включения механизма до момента его остановки. Съемка может быть начата раньше, чем начато игро вое действие, и закончена после его окончания.
Монтажный кадр — это тот отрезок пленки с изображением объекта действия, который вмонтирован в фильм.
Монтажный кадр содержит только то изображение, которое необходимо для связного и логического изложения содержания фильма.
Метраж съемочного кадра определяется техническими усло виями съемки, метраж монтажного кадра точно предусмотрен его содержанием.
В процессе монтажа съемочный кадр (пленка с изображением) может подвергнуться сокращению, при котором все ненужное, лишнее удаляется.
Фильм состоит из монтажных кадров. Метраж (длина) мон тажных кадров составляет метраж фильма.
Непременным условием и особенностью киноизобразительного решения фильма в целом является отношение к эпизоду как к единой изобразительной композиции, развернутой во времени и пространстве. Эта композиция строится на основе драматургии
66