Файл: Головня А - Мастерство кинооператора.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.09.2024

Просмотров: 321

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При всем разнообразии приемов съемки движущейся камерой

их можно подразделить на два основных вида:

 

с т а ц и о н а р н о е п а н о р а м и р о в а н и е

— т. е. съемка

камерой, вращающейся вокруг оси с помощью специальной штативной головки;

д и н а м и ч е с к о е п а н о р а м и р о в а н и е — т. е. съемка камерой, движущейся в пространстве. Сюда относятся съемки с движущегося поезда, парохода, самолета, автомобиля и т. п.; съемка со специальных операторских тележек, кранов, с руки пр.

Каждый из этих приемов панорамной съемки дает различный изобразительный эффект.

С т а ц и о н а р н о е п а н о р а м и р о в а н и е позволяет по­ казать в кадре пространство более обширное, чем способен охватить объектив с неподвижной точки съемки: панорамы местности, архитектурных сооружений, групп людей. Кино­ панорама на экране создает впечатление, аналогичное тому, которое возникает при «оглядывании» (осматривании) окружаю­ щего пространства с поворотом головы.

В кинопанорамных «оглядываниях» пространства, как пра­ вило, требуется четкость изображения, что зависит от темпа панорамирования. Поэтому обычно при панорамной съемке при­ держиваются медленного и равномерного движения камеры. Но если панорамирование применено для того, чтобы следить за дви­ жением фигуры в пространстве, то темп панорамирования обус­

ловливается скоростью

движения объекта.

 

Д и н а м и ч е с к о е

п а н о р а м и р о в а н и е камерой, сво­

бодно перемещающейся

в

пространстве, включает

следующие

приемы

— наезд,

отъезд и

проезд.

 

При

н а е з д е ,

когда

камера движется вдоль

оптической

оси по направлению к объекту, наблюдается постепенное укруп­ нение главного объекта и выход за рамку кадра элементов окружения.

При о т ъ е з д е , когда камера движется вдоль оптической оси, удаляясь от объекта, масштаб изображения главного объекта уменьшается и в кадр постепенно входят новые детали.

При п р о е з д е , когда камера движется в направлении, пер­ пендикулярном оптической оси, в кадр непрерывно входят новые части предметного пространства.

Если движущейся камерой снимается движущаяся фигура, то возможно осуществить

следование камеры за объектом, следование объекта за камерой, параллельное движение камеры и объекта.

При съемке с движения возможны любые изменения ракурса, направления и темпа движения камеры, что дает большие воз­ можности — по сравнению со съемкой стационарной камерой — показа широты пространства и движения фигур в простран­ стве.

80



Приемом движущейся камеры пользуются обычно для съем­ ки актерских проходов, пробегов, проездов, проплывов, пролетов и т. д., а также сложных психологических сцен.

Скорость

движения аппарата

при кинопанораме и съемка

с движения

— важный фактор

получения выразительного

кадра.

 

 

Опытом и расчетом установлено, что если смазанность конту­ ров на пленке не превышает величины в 1/20 мм (0,05 мм), то экранное изображение в условиях обычной проекции восприни­ мается как четкое.

Приняв норму допустимой смазанности при панорамирова­ нии, равную 1/20 мм, можно рассчитать допустимые угловые ско­ рости панорамирования при нормальной частоте кадросмен — 24 кадра в секунду и открытии обтюратора в пределах 180—160° (что обеспечивает время съемочной экспозиции, приблизительно равное 1/50 сек.).

Для практического использования существует легко запоми­ наемое правило — панорамирование неподвижного объекта на 150° может быть произведено за время в секундах, равное фокус­ ному расстоянию объектива в миллиметрах1.

Движущийся объект может сниматься панорамой с большого расстояния посредством длиннофокусной оптики, т. е. объекти­ вами с малым углом изображения. В этом случае даже при боль­ шой поступательной скорости объекта для его сопровождения требуется малая угловая скорость панорамирования. При этом

кадр получается

очень динамичным

и смотрится

как снятый

с параллельного

проезда.

Иллюзия

параллельного

движения

камеры создается

за счет

того, что

вследствие большого рас­

стояния масштаб изображения остается практически неизмен­ ным.

Главным техническим условием при выполнении

наездов и

отъездов является плавность,

равномерная скорость

движения

и отсутствие толчков.

 

 

Максимально допустимая

скорость движения камеры при

проезде в направлении, перпендикулярном оптической оси, обус­ ловлена двумя факторами: фокусным расстоянием и расстоянием от объектива до камеры. Приняв за норму допустимой смазан­ ности изображения на пленке 1/20 мм» легко рассчитать и допусти­ мую скорость движения камеры.

При съемке с движения, так же как и при панорамировании, не следует уменьшать щель обтюратора, так как это не увели­ чивает резкости изображения на экране, а лишь создает впечат­ ление толчкообразности движения и дрожания контуров.

Для создания иллюзии наезда часто пользуются оптическими насадками, изменяющими во время съемки фокусное расстояние

объектива (трансфокаторы). Это дает возможность

переходить

1 Формула выведена доцентом ВГИКа П. А. Ногиным.

 

6

81


от общего плана к крупному и наоборот, не прерывая съемки и не сдвигая камеры с места. Но полной иллюзии наезда или отъ­ езда при этом не создается и не может создаться. Различие со­ стоит в том, что при съемке с трансфокатором перспектива в кадре остается неизменной, отдельные детали объекта проекти­ руются в течение всей съемки на те же фона; объект и детали фона изменяются в масштабе в равной мере, так как меняется лишь угол охвата, а точка съемки неизменна. При съемке дви­ жущейся камерой перспектива непрерывно изменяется — в каж­ дой фазе (кадрике) объект проектируется на другие части фона и изменяется в масштабе иначе, чем детали фона, так как не­ прерывно изменяется точка зрения.

Проезд мимо неподвижного объекта несколько сходен с кино­ панорамированием, но кадры, снятые с проезда, более динамич­ ны, так как при проезде точка съемки перемещается относительно объекта.

Съемка камерой, находящейся в движении, открыла новые выразительные возможности кино — более разнообразно, более широко отражать действительность.

Движение фигуры на неподвижный аппарат или от него всегда связано с перспективными сокращениями и, следовательно, с пло­ хой различимостью мимики и жеста по мере удаления. При съем­ ке движущейся камерой фигура не ограничена рамкой кадра, человек может естественно и свободно двигаться в пространстве, так, как диктует смысл действия, а камера в состоянии показать его движение, мимику и жест, необходимые для выразительного раскрытия образа.

Съемка с движения — один из универсальных киноизобрази­ тельных приемов, который позволяет, сохраняя все возможности крупного плана, не ограничивать естественность движения че­ ловека в пространстве, не изолировать и не разобщать его с парт­ нером.

Активное движение камеры обеспечивает естественное движе­ ние как в ширину, так и в глубину пространства и, кроме того, возможность свободного выхода фигуры на первый план, т. е. освобождает режиссера от необходимости врезать крупные планы и дробить сцену на мелкие куски.

Кадры, снятые движущейся камерой, отличаются не только подчеркнутой реалистичностью и конкретностью, но и содержа­ тельной емкостью.

О насыщенности сюжетным материалом, показываемым в од­ ной кинетической ко.мпозиции (в одном кадре, снятом движущей­ ся камерой), можно судить на примере из фильма «Молодая гвар­ дия» (1-я серия, кадр № 167, 68 метров, 50 кадриков).

Вот его содержание по монтажному листу:

«Улица Краснодона. У колонки женщина набирает воду, по­ степенно улица заполняется немецкими частями. На общем плане выделяется голос (по-немецки)...

8 2


У водонапорной колонки из машины выскакивают немцы. Они орут, поливают друг друга водой и, приплясывая, поют ...

• Камера движется за выскакивающими из машины немцами. К появившемуся в кадре среди идущих немцев Сергею Тюленину подбегает Надя Тюленина.

Н а д я . Сережа1 Сережа, а у нас немцы Федора Федоровича убили.

С е р г е й . Ты чего здесь делаешь? Беги домой, да огородами беги!

Мимо Сергея Тюленина гестаповцы протаскивают бесчувст­ венного человека.

Аппарат движется дальше, мимо орущих немецких солдат, расстреливающих курицу. Регулировщик расталкивает солдат...

Панорама доходит до палисадника Кошевых.

В кадре у забора появляется Елена Николаевна. Приближает­ ся генеральская машина в сопровождении мотоциклов. Генерал выходит из машины, проходит м и м о . . .

Генерал проходит по палисаднику (генерал по-немецки): «Все вокруг вырубить!»

Для постановочной реализации этой сцены режиссер С. Гера­ симов и оператор В. Рапопорт на одной из улиц Краснодона выбрали соответствующую обстановку, определили технику съем­ ки кадра, разработали как форму движения камеры, так и форму и порядок внутрикадрового движения людей и техники.

Данная панорама отличалась технической сложностью и боль­ шим пространственным охватом. Так, в начале 95-метрового пути камера делает поворот под углом 30°, затем 82 м идет прямолинейное движение по рельсам с одновременным панора­ мированием влево и при въезде во двор дома Кошевых камера поворачивает под углом примерно 100°. В соответствии с движе­ нием камеры были организованы движение актеров и их работа в кадре.

Поскольку все действие этого кадра происходит в определен­ ный промежуток времени и в одном месте, вполне возможно было снять всю сцену — и действия немцев, и въезд генерала, и стоящих Кошевую и Тюлениных с одной точки в одном стати­ ческом кадре. Однако с помощью такого приема съемки авторы фильма могли дать только самую общую информацию о факте, о действии.

Впечатление же зрителя от данной конкретной сцены не могло быть организовано постановщиками, ибо зритель не в со­ стоянии был бы разглядеть ограниченных, жестоких физионо­ мий гитлеровцев, воспринять грубую тупость генерала, понять отношение к происходящему Кошевой и Тюленина.

Благодаря съемке движущейся камерой удалось придать большую достоверность происходящему, оттенить непринужден­ ность поведения героев, органически связать действие отдельных персонажей друг с другом и с окружающей обстановкой. Тот

6*

83