Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 168
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы анализа внутренней и внешней среды организации
1.1 Структура и основные факторы внутренней среды организации
1.2 Структура и основные факторы внешней среды организации
Глава 2. Состояние внутренней и внешней среды АО «Молочный комбинат «Ставропольский»
2.2 Анализ состояния внутренней и внешней среды предприятия
2.2 Оценка факторов внутренней среды организации
Глава 3. Улучшение влияния внутренней и внешней среды на АО «Молочный комбинат «Ставропольский»
2.2 Анализ состояния внутренней и внешней среды предприятия
Анализ среды предприятия следует начать с изучения внешней среды и в частности с оценки влияния факторов внешней среды косвенного воздействия с помощью PEST-анализа. В таблице 1 представим основные критерии, которые формируют внешнюю макросреду АО «Молочный комбинат «Ставропольский». Для оценки каждого фактора введем следующую систему шкал:
- важности для отрасли по шкале: 3 - большая, 2 - умеренная, 1 - слабая;
- влияния на организацию по шкале: 3 - сильное, 2 - умеренное, 1 - слабое, 0 - отсутствие влияния;
- направленности влияния по шкале: +1 - позитивная, (-1) - негативная.
Таблица 1
PEST-анализ внешней среды АО «Молочный комбинат «Ставропольский»
Факторы |
Важность для отрасли |
Влияние на предприятие |
Направлен ность влияния |
Интегральная оценка |
|
---|---|---|---|---|---|
Политические факторы |
|||||
1.Ввод контроля молочной продукции с помощью системы Меркурий |
3 |
3 |
+ 1 |
+9 |
|
2.Ужесточение требований к маркировке молокосодержащих продуктов |
2 |
3 |
-1 |
-6 |
|
3.Изменения в налоговом законодательстве |
2 |
2 |
-1 |
-4 |
|
Рост импорта молочной продукции |
3 |
2 |
-1 |
-6 |
|
4.Юридическая защита бизнеса |
2 |
2 |
+ 1 |
+ 2 |
|
Падение государственно поддержки молочной отрасли |
3 |
3 |
-1 |
-9 |
|
Экономические факторы |
|||||
изменение цен на продукцию |
3 |
3 |
-1 |
-9 |
|
Рост цен на ресурсы |
3 |
3 |
-1 |
-9 |
|
Регулирование цен с помощью государственных закупок |
2 |
3 |
+ 1 |
+6 |
|
Инфляция |
3 |
3 |
-1 |
-9 |
|
Инвестиционный климат |
2 |
3 |
+ 1 |
+6 |
|
Сокращение поголовья коров |
3 |
3 |
-1 |
-9 |
|
Рост процентных ставок по кредитам |
2 |
3 |
-1 |
-6 |
|
Социальные факторы |
|||||
Рост численности населения в регионе |
3 |
3 |
+ 1 |
+9 |
|
Сокращение реальных доходов населения |
2 |
3 |
-1 |
-6 |
|
Повышение потребительской образованности населения |
1 |
1 |
+ 1 |
+ 1 |
|
Мода на продукцию, не содержащую молока |
2 |
2 |
-1 |
-4 |
|
Рост безработицы |
2 |
2 |
-1 |
-4 |
|
Технологические факторы |
|||||
Появление новых технологий обработки и переработки молочного сырья |
3 |
3 |
+ 1 |
+9 |
|
Выход на рынок новых поколений оборудования |
2 |
2 |
+ 1 |
+4 |
|
Рост использования информационных технологий |
1 |
1 |
+ 1 |
+ 1 |
Анализ факторов влияния внешней среды, которые не подконтрольны предприятию, показал, что набольшую важность из четырех имеют экономические, социальные и политические. Среди политических факторов, оказывающих сильное влияние на молочную отрасль, является введение электронной ветеринарной сертификаций в рамках системы отслеживания продукции в России.
Влияние данного фактора на предприятия можно считать положительным, так как введение такой системы позволит обеспечить сокращение фальсификата молочной продукции и обеспечит сокращение затрат на получение сертификатов в бумажном виде, а также позволит экономить время на получение разрешений для транспортировки пищевых грузов. Кроме того, данная система контроля позволит обеспечить автоматический учет всей продукции, как поступившей, так и отгруженной с конкретного предприятия.
Умеренное влияние на отрасль оказало ужесточение требований к маркировке молокосодержащих продуктов; в то же время на предприятие данный фактор оказывает сильное влияние. Направленность данного фактора будет иметь негативное влияние, так как предприятие должно будет указывать максимально полную информацию о составе продукта и тем самым не сможет снижать себестоимость продукции за счет разных технологических изменений состава, не меняя категорию продукта.
Средний уровень влияния окажут на отрасль и предприятие изменения в налоговом законодательстве. При этом, направленность является негативной, так как любые изменения такого рода несут в себе чаще все дополнительные расходы как средств, так и времени. Планируемые изменения в части роста налоговых ставок сокращают прибыль предприятия, а изменения в части заполнения налоговых отчетов или систем расчета требуют дополнительного времени на их освоение.
Сильное влияние на отрасль является рост импорта молочных продуктов из-за рубежа, так как они увеличивают конкурентную борьбу в отрасли. Среднее влияние данный фактор имеет на предприятие, так как хотя ввозимые продукты и создают ценовую конкуренцию, тем не менее, в Ставропольском крае потребитель более лоялен к местным производителям и тем самым продукция АО «Молочный комбинат «Ставропольский» более востребована покупателями, чем импортная.
Наличие юридической защищенности российского бизнеса имеет средний уровень влияния, как на отрасль, так и на предприятие. При этом направленность данного влияния является положительной. Экономические факторы имеют значительно большее влияние, чем политические факторы.
При этом наиболее сильное влияние имеют такие факторы как изменение цен на продукцию, рост цен на ресурсы, регулирование цен с помощью государственных закупок, ожидание роста инфляции, сокращение численности поголовья коров.
Например, изменение цен на продукцию в сторону их повышения, обусловленное ростом уровня затратоемкости продукции, влечет за собой сокращение спроса. Положительным фактором может выступать увеличение объемов государственных закупок молочной продукции (программы обеспечения школьников молоком, а также поставки в медицинские и дошкольные учреждения).
Негативное влияние на деятельность предприятия может оказать рост уровня инфляции, так как это влечет за собой рост цен и снижение покупательского спроса. Одной из острых проблем является сокращение поголовья крупного рогатого скота (коров) и как следствие сокращение сырьевой базы для предприятия и необходимость поиска новых поставщиков молока.
Негативным фактором, оказывающим сильное влияние на деятельность предприятия, является возможность роста процентных ставок по кредитам, так как АО «Молочный комбинат «Ставропольский» активно использует кредитные ресурсы и в частности краткосрочные.
Рост численности населения в регионе является положительным фактором, так как это может увеличить число потенциальных покупателей продукции предприятия и как следствие рост спроса и продаж предприятия. Сокращение реальных доходов населения является сильным негативным фактором, так как сокращается и уровень потребления молочных продуктов. Кроме того, снижение доходов населения может привести к переходу потребителей к более дешевым молочным продуктам.
Негативным фактором является также мода на продукцию, не содержащую молока, что может спровоцировать сокращение спроса на молочную продукцию. Рост безработицы отрицательно влияет на платежеспособный спрос населения и как следствие может спровоцировать сокращение продаж и прибыли предприятия.
Далее проанализируем внешнюю микросреду, изучив ближайшее окружение с помощью модели М. Портера пяти сил.
Уровень конкуренции внутри отрасли. Уровень конкуренции внутри отрасли в Ставропольском крае является высоким в силу следующих причин:
- количество предприятий молочной отрасли в крае составляет 12;
- степень стандартизации продукции относительно высокая, что также свидетельствует о высоком уровне конкуренции;
- уровень концентрации в отрасли — наиболее крупным переработчиком молока является АО «Молочный комбинат «Ставропольский», однако назвать его монополистом нельзя.
Сила влияния поставщиков. Сила влияния поставщиков является достаточно высокая. Так поставщиками сырья у анализируемого предприятия являются в основном локальные производители Ставропольского края. При этом стоит отметить, что объем заготовок молока от частных производителей в общем объеме заготовленного молока в 2020 году составило 31,55%.
Остальное сырье поступило на предприятие с крупных ферм, которые являются постоянными поставщиками АО «Молочный комбинат «Ставропольский»: колхозы и фермы Петровского, Грачевского, Кочубеевского районов Ставропольского края. Отношения с поставщиками сырья строятся на договорных отношениях. В настоящее время количество сырья, получаемого от поставщиков, обеспечивает загруженность производственных мощностей предприятия на 50%.
В периоды острой нехватки сырого молока, предприятие использует запасы собственного сухого молока. Однако следует отметить, что предприятие действует в условиях как сокращения объемов производимого молока, как из-за сокращения надоев молока, так и уменьшения поголовья молочных коров. Все это определяет достаточно высокий уровень влияния предприятия от поставщиков.
Поставщиками прочих ингредиентов, используемым в процессе производства молочной и хлебобулочной продукции являются: ООО «Атлант», ИП Гилева О.М., ЗАО «Желатиновый завод», ООО «Крахмалопаточный завод» и др. Одним из постоянных поставщиков-посредников оборудования является ООО «РосМолСнаб».
Сила влияния потребителей (покупателей). Рассмотрим силу влияния покупателей. Так предприятие АО «Молочный комбинат «Ставропольский» осуществляет реализацию, как по прямым, так и косвенным каналам сбыта. В частности оптовая торговля продукции предприятия реализуется через сеть таких торговых посредников как: АО «Тандер», ООО «Пятерочка», «Перекресток» гипермаркет «О' КЕЙ».
Розничная торговля продукцией предприятия осуществляется через собственную сеть фирменных магазинов и ларьков. В настоящее время открыты 56 фирменных магазинов, из них 42 — в пределах Ставропольского края и 7 за его пределами.
Особое внимание на предприятии уделяют оптовикам, помогающим реализовать продукцию за пределами г. Ставрополя. Для них предусмотрены:
- бесплатная погрузка;
- товарные кредиты;
- рекламная поддержка и другая помощь.
Влияние покупателей можно считать достаточно сильным, так продукция, которую производит, относится к категории повседневных продуктов и особо важным является приверженность покупателя к торговой марке.
При этом лояльность потребителя держится на сочетании цены-качества продукции, поэтому изменение данных факторов в сторону ухудшения могут способствовать резкому изменению объемов продаж.
Конкурентным преимуществом предприятия является тот факт, что его продукция реализуется в первую очередь в Ставропольском крае и покупатель отдает предпочтение наиболее свежему продукту, так как молоко предприятия поступает на прилавки магазинов на следующий день после надоя.
Однако нельзя не отметить, что у предприятия в крае достаточно много конкурентов, а продукция является стандартизированной, в результате покупатель может легко менять предпочтения в торговых марках и соответственно степень влияния покупателя на деятельность предприятия - высокая.
Сила влияния товаров-заменителей.
- Функциональное сходство:
- соевое молоко (не получило развития в Ставропольском крае);
- воспроизводство молока в домашних условиях (сухое молоко, смеси);
- с точки зрения пищевой ценности, как источника белка (мясо, яйца, орехи, рыба);
- высокие цены на субституты, поэтому они не влияют на потребление молочной продукции;
- рекламирование и продвижение в СМИ альтернативного молоку растительного продукта «Nemoloko» для тех, кто не хочет (не может) употреблять молоко. В Ставропольском крае широкого распространения данный продукт не получил и потребитель имеет более традиционные вкусы;
- входные барьеры в отрасль являются достаточно высокими в силу следующих причин:
- Наблюдается значительная экономия на масштабе (размеры предприятия влияют на прибыльность). Так, например «Молочный комбинат «Ставропольский» способен перерабатывать до 400 тонн молока в сутки.
- Приверженность потребителя к местной продукции.
- Издержки переориентации — низкие (у потребителя).
- Доступ к каналам распределения — низкий (дистрибьюторы предпочитают работать с известными марками молочной продукции, ввиду короткого жизненного цикла данного товара).
- Требования капитала — средние (стоимость оборудования - от 400 тыс. руб.).
Таким образом, анализ внешней микросреды по модели Портера, позволяет сказать, что молочная отрасль не является привлекательной, так как был выявлен высокий уровень конкуренции, значительное влияние как поставщиков, так и покупателей, а также наличие высоких входных барьеров.
Следующим этапом анализа внешней среды является анализ конкурентов. Как выше было отмечено конкуренция в отрасли достаточно высокая, при этом присутствуют как местные производители, так и производители других регионов (федерального уровня), а также зарубежные производители (в частности производители из Беларуси). На региональном рынке молочной продукции основными конкурентами АО «Молочный комбинат «Ставропольский» являются молочные предприятия Невинномысска, Светлограда, Изобильного, Ипатово и Армавира.