ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 136

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Также требуют внимания угрозы внешней среды с позиции поиска резервов для защиты деятельности от данных угроз:

  • угроза возникновения дефицита сырья-молока;
  • угроза роста процентных ставок и изменений валютных курсов;
  • угроза укрепления позиций зарубежных производителей.

Для решения проблемы недостаточной ликвидности и финансовой неустойчивости предприятия можно предложить следующие мероприятия:

  • осуществить сокращение дебиторской задолженности за счет использования факторинга, а высвобожденные средства могут быть направлены на погашение краткосрочных обязательств предприятия. Стоит заметить, что анализ структуры дебиторской задолженности показал, что наибольший объем задолженности наблюдается по поставкам для торговых сетей.

Такая ситуация обусловлена тем, что на предприятии используется практика товарного кредита для крупных оптовиков. Таким образом, именно данная дебиторская задолженность может быть профинансирована за счет факторинга, так как факторинговые компании предпочитают работать с задолженностью торговых сетей;

  • изменить структуру источников финансирования за счет реструктуризации сроков погашения краткосрочных займов;
  • увеличить поступления денежных средств за счет реализации новых видов продукции, а также распродажи запасов готовой продукции.

Для организации системы переобучения рекомендуется назначить начальника отдела кадров в качестве ответственного за организацию и реализацию данной системы. Для того чтобы начальник отдела кадров, мог планировать обучение работников необходимо, чтобы начальники всех функциональных подразделений осуществляли формирование аналитических записок о внедряемых технологиях, оборудовании и прочих изменениях в производственном процессе.

Также необходима информация об изменениях в системе качества и безопасности молочной продукции и о числе работников, чья работа изменится. На основе информации аналитических записок начальник отдела кадров будет осуществлять поиск и планирование расписания данных семинаров или обучающих курсов.

В части совершенствования маркетинговой деятельности предприятия в первую очередь предлагается изменить подход к управлению предприятием по модели «маркетинг-менеджмент». Данная модель предполагает, организацию деятельности предприятия таким образом, чтобы каждый отдел и подразделение предприятия были вовлечены в создание ценности, удовлетворение потребителя.


Учитывая двусторонние риски рынка это возможно в случае налаживания цепочки «взаимодействия» на протяжении от производителей сырья до конечного потребителя. Таким образом, улучшение состояния среды в стратегическом управлении подразумевает под собой установление долгосрочных взаимовыгодных отношений между всеми задействованными субъектами рынка, которые выстраиваются на основе доверия и взаимной лояльности.

Кроме того, в рамках маркетинговой деятельности рекомендуется разрабатывать план рекламных мероприятий на год с учетом планов обновления ассортимента продукции. При этом с учетом фактора сезонности более активная рекламная деятельность требуется в сезон рынка покупателя, т.е. в период с мая по сентябрь.

Следует отметить, что в настоящее время предприятие продвигает свою новую продукцию в большей степени через свои фирменные магазины и в рамках выкладываемой на официальном сайте информации. Такой подход включает рекламные буклеты с информацией о новинках ассортимента в местах фирменной торговли.

На наш взгляд для продвижения новых продуктов этого недостаточно, поэтому предлагается задействовать рекламирование данных продуктов посредством наглядной рекламы на транспорте, а также телевизионные ролики на местном телевидении. Еще можно рекомендовать обеспечивать оптовых покупателей рекламными материалами, содержащими информацию о новом продукте.

Кроме того, предприятию необходимо продолжить курс социально- ориентированного маркетинга, что проявляется в участии в благотворительных акциях в пользу детских домов или интернатов для престарелых. Такой подход обеспечит укрепление положительного имиджа предприятия и привлечение внимания потребителей.

Кроме того, для снижения влияния угроз внешней среды предприятию можно рекомендовать:

  • снизить финансирование деятельности за счет краткосрочных кредитов, заменив их средствами, высвобождаемыми в процессе факторинга дебиторской задолженности;
  • негативное влияние роста валютных курсов может быть нивелировано за счет сокращения закупки импортных ингредиентов и переход на отечественные аналоги;
  • при ухудшении ситуации в отрасли, а именно сокращения сырьевой зоны или уменьшения объемов заготовляемого молока, АО «Молочный комбинат «Ставропольский» рекомендуется осуществить меры по закупкам сырья из соседних регионов и зарубежья.

Поскольку в молокоперерабатывающей промышленности России существует сезонность заготовки и переработки молока, то в весенне-летний период комбинат должен направлять свои усилия на выпуск продукции длительного срока хранения, в том числе сыров, сливочного масла и сухих продуктов; в случае повышения цен на сырье, энергоносители, услуги партнеров, используемые АО «Молочным комбинатом «Ставропольский» в своей деятельности, необходимо проводить работы по изменению ассортимента в части увеличения выпуска продукции маложирной. Кроме того предлагается замена дорогостоящих импортных ингредиентов на более дешевые отечественные, что позволит не уменьшать объемы производства, и как следствие избежать сокращения штатов и сохранить рабочие места.


Предложенные рекомендации позволят улучшить внутреннюю среду предприятия, а также обеспечить защиту предприятия от угроз внешней среды.

Предложение о совершенствовании маркетинговой деятельности, базирующейся на базе модели «маркетинг-менеджмент» может быть представлен в виде следующего рисунка 3.

Рисунок 3. Предлагаемая модель «Маркетинг-менеджмент» для АО Молочный комбинат «Ставропольский»

Все элементы данной модели взаимосвязаны и совокупность их усилий позволит обеспечить эффективность деятельности предприятия в целом. При этом именно в данной модели формируется цепочка «взаимодействия» от производителей сырья до потребителя, которая при этом организует функциональные отделы АО «Молочный комбинат «Ставропольский» вокруг потребителя.

Таким образом, потребители являются ядром данной модели. Взаимодействие и взаимоотношения, формируемые в данной модели, позволят достичь миссии предприятия. Механизм реализации данной модели должен включать использование таких инструментов как: товарная, сбытовая, рекламная, ценовая и коммуникативная политики.

При организации процесса внедрения маркетингового механизма, выстроенного на принципах маркетинг-менеджмента, на АО «Молочный комбинат «Ставропольский» целесообразно задействовать сотрудников всех отделов, стимулируя при этом использование потенциала их компетенций. Рекомендуемая для реализации модель маркетинг-менеджмента должна включать как внутренний маркетинг предприятия, так и управление отношениями с внешними субъектами рынка.

Результатами такой модели маркетинга станет выполнение собственной миссии предприятия, которая заключается в наиболее полном удовлетворении потребителей, а также за счет этого укрепление лидирующих позиций на рынке молочной продукции Ставропольского края. Кроме того, предприятие сможет увеличить доли рынка в рамках тех видов продукции, в которых АО «Молочный комбинат «Ставропольский» испытывает высокое давление со стороны конкурентов.

Вывод по главе 3

Резюмируя все вышеизложенное в главе 3, целесообразно сделать следующие выводы:

  • Для создания условий достижения стратегических целей и миссии предприятия было предложено в первую очередь улучшить состояние внутренней среды. При этом, предложения касались таких факторов как финансы, и в частности финансовое состояние предприятия, кадры и маркетинг.
  • Улучшение использования кадрового потенциала рекомендуется осуществить за счет организации системы переобучения кадров, с учетом специфики деятельности предприятия.
  • Для улучшения финансового состояния предприятия было предложено решить проблему недостаточной ликвидности и финансовой устойчивости за счет ускорения оборачиваемости дебиторской задолженности с помощью факторинга.
  • Для улучшения структуры источников финансирования было предложено провести реструктуризацию сроков погашения краткосрочных кредитов и займов.
  • Кроме того, рекомендуется увеличить объем денежных поступлений за счет реализации новых видов продукции и распродажи части запасов готовой продукции.
  • Совершенствование маркетинговой деятельности предлагается осуществить с учетом перехода к модели «маркетинг-менеджмент». При этом особое внимание в рамках данной модели должно включать эффективную цепочку взаимоотношений «поставщик—переработчик—торговый посредник—потребитель», формируемая, на условиях взаимной выгоды, доверия, системности, регулярности, долгосрочности.
  • Совершенствование внешней среды прямого влияния, т.е. непосредственного окружения, предлагается осуществлять на основе укрепления отношений АО «Молочный комбинат «Ставропольский» с бизнес- партнерами и покупателями, что позволит обеспечить повышение эффективности деятельности предприятия в целом, сохранении лидирующих позиций по всем видам продукции на рынке Ставропольского края.

Заключение

Проведенное в данной работе исследование позволяет сделать следующие выводы:

Одним из важных элементов стратегического управления является среда предприятия, которая представляется собой совокупность объективных условий, в которых осуществляется деятельность данного предприятия. При этом было определено, что среда предприятия делится на внутреннюю и внешнюю. В работе раскрываются понятия «внутренней среды» и «внешней среды» предприятия.

Внутренняя среда представляет собой факторы внутри предприятия, которые формируются и контролируются его руководством. Внутренняя среда включают такие факторы как: финансовые, маркетинговые, организационные, производственные, кадры, организационная культура.

Внешней средой предприятия является совокупность объектов, факторов и сил не входящих в предприятие, которые могут менять его состояние и возможности его успешного развития и на которые предприятие не может оказывать прямых управленческих воздействий.

Структура внешней среды предприятия включает макросреду (среду косвенного воздействия) и микросреду (среду прямого воздействия). В макросреде выделяют как минимум четыре фактора (социальные, политические, экономические и научно-технические). Однако часто выделяют также дополнительно такие факторы как: правовые, международные, демографические, природные.

В состав микросреды, которую часто называют непосредственным окружением предприятия, входят конкуренты, поставщики, потребители, контактные аудитории, посредники и государство. Все факторы взаимодействуют между собой и создают те или иные условия, в которых приходится функционировать предприятию.

Для принятия верных управленческих решений необходимо располагать достоверной информацией о состояние внешней и внутренней среды предприятия. Получение такой информации возможно только при использовании методов стратегического анализа, которые способны сформировать оценку как о состоянии внутренней, так и внешней среды. Так были кратко рассмотрены основные и наиболее часто применяемые методы стратегического анализа среды.

Результаты анализа внутренней и внешней среды АО «Молочный комбинат Ставропольский» показали, что сильное влияние на деятельность предприятия оказывают в большей степени экономические и социальные факторы, что обусловлено спецификой продукции предприятия. Несмотря на то, что предприятие имеет устойчивые и лидирующие позиции на рынке молочных продуктов в Ставропольском крае по отдельным группам продукции, тем не менее, есть ряд угроз со стороны внешней среды прямого воздействия. Анализ внутренней среды показал, что есть ряд факторов, которые ослабляют положение предприятия.


Анализ факторов внешней среды прямого воздействия показал, что на деятельность предприятия сильное влияние оказывают покупатели, поставщики и внутриотраслевая конкуренция.

В частности слабости предприятия связаны с недостаточно эффективным управлением финансовым состоянием АО «Молочный комбинат Ставропольский», в результате которого были выявлены проблемы с платежеспособностью и финансовой устойчивостью. Кроме того, в части стратегического управления персоналом отсутствует система переобучения работников в соответствии со спецификой деятельности предприятий в сфере производства молочных продуктов.

Также анализ маркетинга показал, что слабостью данной деятельности является недостаток рекламных мероприятий. В сфере производства недостатком стало неполное использование производственных мощностей как в силу дефицита сырья и сезонности производства, так и недостатка специальных складских помещений для молочных продуктов с короткими сроками годности.

Как следствие, анализ внутренней и внешней среды предприятия определил необходимость формирования стратегических решений, направленных на устранение слабостей и угроз для деятельности предприятия.

В третьей главе работы на основе результатов исследования внутренней и внешней среды были разработаны предложения по улучшению их состояния.

Предложения, сформированные для АО «Молочный комбинат «Ставропольский» ориентированы в первую очередь на корректировку слабых сторон внутренней среды:

      1. Улучшение использования кадрового потенциала рекомендуется осуществить за счет организации системы переобучения кадров, с учетом специфики деятельности предприятия.
      2. Совершенствование маркетинговой деятельности предлагается осуществить на основе перехода к модели «маркетинг-менеджмент». При этом особое внимание в рамках данной модели должно включать эффективную цепочку взаимоотношений «поставщик-переработчик- торговый посредник- потребитель», формируемая на условиях взаимной выгоды, доверия, системности, регулярности, долгосрочности.

3. Улучшение финансового состояния предприятия предложено обеспечить за счет:

  • ускорения оборачиваемости дебиторской задолженности с помощью факторинга.
  • проведения реструктуризации сроков погашения краткосрочных кредитов и займов.
  • увеличения объемов денежных поступлений за счет реализации новых видов продукции и распродажи части запасов готовой продукции.