ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 158

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Внешние факторы - это в основном неконтролируемые силы, которые воздействуют на решения менеджеров и их действия и, в конечном счете, на внутреннюю структуру и процессы в организации. Необходимо подчеркнуть, что факторы внешней среды выступают источником, который обеспечивает предприятие ресурсами, позволяющие поддерживать его внутренний потенциал на должном уровне.

Кроме того, факторы внешней среды оказывают не только положительное влияние на предприятие, но могут и ослаблять его потенциал, а иногда и ограничивать его развитие и возможности. Говоря о структуре внешней среды, заметим, что она включает факторы как прямого воздействия (микросреда), так и косвенного воздействия (макросреда).

Среду прямого воздействия еще называют непосредственным деловым окружением организации. На рисунке 2 представлена структура внешней среды предприятия. К внешней среде прямого воздействия относятся: потребители, поставщики, конкуренты, контактные аудитории, посредники, законы и государство.

Рисунок 2. Структура факторов внешней среды предприятия

Потребители являются неотъемлемой составляющей бизнеса любого предприятия и одним из основополагающих факторов ближайшего его окружения. Предприятие существует в силу того, что у него есть потребители и как следствие стратегия функционирования предприятия должна быть ориентирована на наиболее полное удовлетворение нужд и потребностей потребителя.

При этом на каждом предприятии должна проводиться работа по изучению конкретных запросов потребителей в рамках направления деятельности предприятия и на основе получаемой информации разрабатываться четкие цели развития и программы их осуществления. Как следствие, чтобы привлечь и удержать потребителей в будущем, необходимо знакомить потребителей с предназначением предприятия, т.е. с ее стратегическими целями.

Анализ потребителей, как компонента непосредственного окружения предприятия, в первую очередь имеет своей задачей составление профиля тех, кто покупает продукт, реализуемый организацией. Кроме того, изучение потребителей позволяет прогнозировать будущие объемы продаж с учетом приверженности и платежеспособности потребителей, а также предполагать возможности увеличения числа потребителей в будущем.

Поставщики — это организации и частные лица, которые обеспечивают предприятию поступление необходимых ресурсов для производства и реализации продукции (работ, услуг). К ресурсам, поставляемым поставщиками, относятся сырье и материалы, энергия, оборудование и технологии, финансовые и информационные ресурсы, а также рабочая сила.


Таким образом, у каждого предприятия может быть достаточно большое число поставщиков, которые оказывают серьезное влияние как на ценообразование конечного продукта, производимого предприятием, так и на его качество, а также на избираемую стратегию развития предприятия.

Законы и государственные органы. Каждая организация имеет определенный правовой статус, являясь единоличным владением, компанией, корпорацией или некоммерческой корпорацией, и именно это определяет, как предприятие может осуществлять свою хозяйственную деятельность и какие налоги должна платить.

Как бы ни относилось руководство к законам страны, ему приходится придерживаться их или пожинать плоды отказа от законопослушания в форме штрафов или даже полного прекращении бизнеса. Как известно, государство в рыночной экономике оказывает на организации как косвенное влияние, прежде всего через налоговую систему, государственную собственность и бюджет, так и прямое — через законодательные акты и деятельность местных органов власти.

Конкуренты. Любому предприятию противостоит зачастую большое число конкурентов, которые оказывают сильное влияние как ценовую, товарную стратегию предприятия, непосредственно на поведение потребителей и стратегию продвижения продукции предприятия. Именно конкуренты заставляют предприятие находится в постоянном поиске и создании конкурентных преимуществ своей продукции для удержания покупателей и сохранения их приверженности продукции предприятия.

Посредники. Данный фактор прямого воздействия включает структуры, которые помогают предприятию рекламировать, продвигать на рынок, продавать и доставлять товар покупателю. При этом, чем бы ни занималось предприятие к основным посредникам можно отнести торговых, финансовых, рекламных и транспортных посредников.

К факторам прямого воздействия внешней среды также относятся контактные аудитории предприятия. Как отмечает Н.А. Казакова «под контактной аудиторией понимается любая группа, которая проявляет реальный или потенциальный интерес к предприятию или оказывает влияние на ее способность достигать поставленных целей».

Следует отметить, что любое предприятие действует в окружении контактных аудиторий семи типов:

  • финансовые группы (банки, инвестиционные компании, акционеры, фондовые биржи);
  • средства массовой информации (газеты, журналы, радиостанции, телевидение, и др.);
  • контактные аудитории государственных учреждений;
  • общественные организации;
  • местное население;
  • общество в целом;
  • внутренние контактные аудитории (добровольные помощники, члены совета директоров, профсоюзы).

Нельзя не подчеркнуть, что число факторов внешней среды прямого воздействия может быть намного больше, выше перечисленных и в зависимости от вида деятельности и отрасли, в которой работает предприятие, оно самостоятельно выделает наиболее значимые и сильно влияющие факторы ближайшего окружения, которые необходимо анализировать и изучать.

Далее рассмотрим внешнюю среду косвенного воздействия и ее факторы. Как отмечает Е.П. Голубков «под средой косвенного воздействия понимается совокупность крупных общественных и природных факторов, которые воздействуют на все субъекты микровнешней среды, но не прямым образом, и включающая в свой состав политические, социально-культурные, правовые, научно-технические, экономические и природные факторы».

В соответствии свыше представленным рисунком 2, определение внешней среды косвенного воздействия может быть дополнено такими важными факторами как международные факторы и демографические факторы.

Одними из важнейших факторов внешней среды, который необходимо учитывать в процессе жизнедеятельности предприятия выступают экономические факторы. В состав данных факторов входят экономическое положение страны, покупательская способность граждан, динамика и структура потребления, финансовое, валютное, кредитное положение в стране, уровень инфляции, налоговая политика. Все эти факторы должны отслеживаться в рамках стратегического управления.

Экономические факторы являются наиболее существенными, поскольку текущее и прогнозируемое состояние экономики может негативно влиять на стратегические цели организации. Руководство должно уметь оценивать, как скажутся на операциях предприятия общие изменения состояния экономики.

Социокультурные факторы. К социокультурным факторам макросреды относят уровень культурного развития, формы культур, особенности культурных и нравственных ценностей групп потребителей, степень приверженности общественного сознания влиянию внешних факторов.

При этом стоит подчеркнуть, что культурная среда включает в себя учреждения, которые оказывают влияние на основные ценности, предпочтения и поведенческие нормы общества. В соответствии с данными факторами предприятие определяет формы подачи и контекст информации, как о продукции, так и о самом предприятии.

Демографические факторы зачастую выступают в качестве основного фактора внешней среды при принятии решений об увеличении объемов производства продукции или о создании новых видов продукции. При этом к демографическим факторам относят численность населения, его плотность, территориальное размещение, возрастная структура, рождаемость, смертность, количество браков и разводов, этническая и религиозная структура населения.


Научно-технические факторы отображают уровень научно-технического прогресса в стране, который определяет необходимость обновления производственных фондов предприятия, замены устаревших технологий, использование новых и более производительных машин, автоматизацию производств.

Технологические нововведения влияют на эффективность деятельности современных предприятий, так как позволяют усовершенствовать не только процесс производства, но и то, как собирать, хранить и обрабатывать информацию, прогнозировать изменения ожиданий потребителей от предприятия. В результате для поддержания конкурентоспособности предприятие должно отслеживать разработки в области научно-технического прогресса в своей сфере деятельности и своевременно их внедрять.

Политические факторы определяют общую политическую ситуацию в стране, уровень ее стабильности, предсказуемости. Высокий уровень политического риска приводит к замедлению научно-технического обновления производства, устареванию структуры, снижению конкурентоспособности национальных предприятий.

При этом следует учитывать такие важные движущие силы, как изменение общественно-политического строя, вспышки религиозной нетерпимости и оживление национализма, действия лоббистов. Нельзя сбрасывать со счетов угрозу вооруженных конфликтов, резкое сокращение импорта или экспорта, введение эмбарго и различных торговых санкций, рассчитанных на экономическое подавление.

Правовые факторы включают в себя законы и постановления, регулирующие деятельность отрасли и предприятия. Правовые акты регулируют условия труда и минимальный уровень социальной защищенности сотрудников. От судебной и исполнительной систем власти зависит защищенность и благополучие предприятия, например, в случае неблагонадежности или недобросовестности партнеров.

Хорошо работающие судебная и исполнительная системы позволяют производителям эффективно защищать свои интересы через суд. Это снижает транзакционные издержки, связанные с проверкой потенциальных партнеров, а также с принуждением недобросовестных партнеров к исполнению своих обязательств.

Большое влияние на деятельность предприятия могут оказывать природные факторы, которые зачастую могут влиять на качество сырья и материалов, на возможности производства продукции. Изменения природных факторов, таких как климат, состояние почвы, урожайность, риск стихийных бедствий (наводнение, засуха и др.), государственные ограничения на ресурсопотребление, уровень загрязнения окружающей среды могут существенно корректировать условия работы предприятия.


В последнее время все большее влияние на деятельность предприятий оказывают и международные факторы, которые связаны с изменениями на международном рынке товаров и услуг. Предприятие может использовать импортное сырье или материалы, либо осуществлять реализацию готовой продукции на международном рынке.

Любые изменения в виде ужесточения международных правил торговли, наличие санкций, запретов, изменений в таможенных правилах может сказаться как негативно, так и позитивно на стратегических планах предприятия. При этом подчас может потребоваться принятие решений о корректировке или создании новых стратегий действия на международном уровне. Кроме того, предприятию приходится сегодня учитывать в рамках международных факторов и политические решения стран-инвесторов.

Совокупность факторов внешней среды косвенного воздействия не ограничивается только выше перечисленными и здесь стоит подчеркнуть, что нами представлена только одна из классификаций данных факторов. В практической деятельности предприятия данных факторов может быть значительно больше и каждое действующее предприятие самостоятельно определяет наиболее значимые факторы, которые необходимо учитывать и под которые необходимо подстраиваться, чтобы бизнес предприятия процветал.

Вывод по главе 1

Обобщая все выше изложенное в главе можно сделать вывод о том, что стратегическое управление предприятия предполагает в качестве начального этапа формирования стратегии поведения оценку состояния среды, в рамках которой действует предприятие. При этом были определено, что структура среды предприятия включает наличие внешней и внутренней среды.

В свою очередь каждая из сред представляет собой совокупность определенных факторов, формирующих ее. Внутренняя среда чаще все состоит из таких функциональных факторов как: финансовые, организационные, производственные, маркетинговые, кадры, организационная культура. Внешняя среда предприятия состоит из макросреды и микросреды. При этом макросреда включает факторы косвенного воздействия, а микросреда — факторы прямого воздействия.

Глава 2. Состояние внутренней и внешней среды АО «Молочный комбинат «Ставропольский»