ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 142

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Их приход на рынки города Ставрополя объясняется, в основном, более низкими ценами. Основные конкуренты предприятия представлены в таблице 2, при этом они распределены по группам продукции, которую выпускает АО «Молочный комбинат «Ставропольский».

Данные таблицы 2 позволяют сделать вывод о том, что предприятие в различных сегментах рынка имеют различные позиции. Лидирующие позиции предприятие занимает по категории «пастеризованное молоко» (83,3%), «сухое молоко» (91,2%), кисломолочная продукция (66,8%).

Необходимо отметить, что такие позиции предприятия обусловлены объемами заготовки молока. Позиции следования за лидером предприятие занимает по производству и реализации «масло животное» (17,5%), «мороженое» (19,1%), «сыр и сырные продукты» (18,9%).

Таблица 2

Доля рынка АО «Молочный комбинат «Ставропольский» и его основных конкурентов на рынке молочной продукции Ставропольского края в 2020 году

Наименование группы продукции

Доля рынка конкурентов

Доля рынка АО Молочный комбинат «Ставропольский»

Пастеризованное молоко

ООО «Пятигорский молочный комбинат» 4,7%

АО «Буденовскмолпродукт» 4,2%

ООО «Бригантина» 2,5%

ООО «Вита» 2,1

Прочие производители 3,2%

83,3%

Кисломолочная продукция

АО «Молочный завод «Зеленокумский» 2,1%

АО «Кисловодский молочный

комбинат» 3,7%

ООО «Вита» 8,3%

ООО «Бригантина» 7,4%

ООО «ВимБильДан» (Москва) 4,8%

ООО «Данон Россия» (Москва) 5,2%

Прочие производители 1,7%

66,8%

Масло животное

АО «Маслосыродельный завод Александровский» 11,2

ООО «Молоко» 14,4%

АО «Маслосыродельный завод «Кугультинский» 18,1%

Прочие 38,8%

17,5%

Мороженое

АО «Холод» (Пятигорск) 19,5%

«Nestle» (Москва) 10,5%

«Айсберри» (Москва) 13,8%

«Инмарко» (Омск, Тула) 11,6%

АО «Иней» (Ставрополь) 21,3%

Прочие 4,2%

19,1%

Сыр и сырные продукты

АО «Сыродел» 27,3%

Производители Беларуси 12,7%

АО «Маслосыродельный завод

«Александровский» 20,4%

АО «Маслосыродельный завод

«Кугультинский» 17,1%

Прочие производители 3,6%

18,9%

Сухое молоко

Производители Беларуси 5,3%

Российские производители 3,5%

91,2%

Хлебобулочные изделия

ООО «Ставропольский хлеб» 8,1%

ООО «Хлебодар» 11,5%

ООО «Хлебокомбинат» 19,4%

АО «Хлебзавод 3» 20,2%

Прочие производители 33%

7,8%


В соответствии с тем, что у предприятия по ряду групп продукции достаточно сильные позиции, конкурентная стратегия предприятия нацелена на удержание данных позиций. По группам продуктов, доля предприятия которых не обеспечивает лидирующих позиций в Ставропольском крае, АО «Молочный комбинат «Ставропольский» применяет стратегии следования за лидером.

Необходимо отметить, что по сырам лидером в крае является АО «Сыродел», которое имеет более широкий ассортимент сыров и сырных продуктов и достаточно большой ценовой диапазон цен. По категории мороженое лидерами в крае являются АО «Холод» и АО «Иней».

Конкурентное преимущество данных производителей заключается в активной рекламе данной продукции, а также в наличии широкого ассортимента и ценовой линейки, которая отражает наличие продукции как премиум-класса, так и продукции низкой ценовой категории. Таким образом, данные конкуренты охватывают потребителей с разным уровнем платежеспособности.

2.2 Оценка факторов внутренней среды организации

Для изучения внутренней среды предприятия осуществим оценку факторов данной среды с помощью SWOT-анализа. Внутренние факторы, которые были проанализированы в рамках изучения внутренней среды, позволили определить сильные и слабые стороны предприятия. К факторам внутренней среды, которые были рассмотрены в рамках SWOT-анализа, отнесены:

  • финансы;
  • маркетинг;
  • кадры;
  • производство;
  • менеджмент.

В таблице 3 представлены результаты SWOT-анализа.

Таблица 3

Результаты SWOT-анализа АО «Молочный комбинат «Ставропольский»

Сильные стороны

Слабые стороны

  1. Широкий ассортимент выпускаемой продукции.
  2. Наличие устойчивых отношений с поставщиками.
  3. Использование новых безопасных технологий, в том числе безопасных с экологической точки зрения.
  4. Большой охват целевых сегментов рынка.
  5. Наличие высококвалифицированных специалистов.
  6. Наличие собственной фирменной торговли.
  7. Положительная репутация предприятия в крае.
  1. Наличие проблем с платежеспособностью и финансовой устойчивостью.
  2. Высокий уровень дебиторской задолженности.
  3. Значительная доля краткосрочных обязательств в структуре источников финансирования.
  4. Сокращение рентабельности продаж, активов.
  5. Низкая рекламная активность.
  6. Отсутствие системы переобучения кадров.
  7. Недостаток складских помещений специально оборудованных для продукции с небольшим сроком хранения.

Возможности

Угрозы

  1. Выход за пределы регионального рынка, охват более масштабной целевой аудитории (Ростовская, Волгоградская область, Республика Калмыкия).
  2. Разработка проекта лактозы для фармацевтической и пищевой промышленности.
  3. Появление новых технологий обработки и переработки молочного сырья.
  4. Расширение продаж за счет экспорта продукции.
  5. Увеличение объемов производства по категории «Сыры».
  1. Рост процентных ставок по кредитам.
  2. Изменение валютных курсов.
  3. Рост цен на ресурсы.
  4. Сезонные перепады поставки сырья, дефицит сырья.
  5. Усиление позиций в регионе зарубежных производителей.
  6. Снижение платежеспособного спроса у населения.

Проведенное исследование показало, что слабые стороны предприятия в основном находятся в зоне «Финансы», что обусловлено результатами сформированной оценкой финансового состояния предприятия. Кроме того, стоит отметить, что слабости предприятия находятся в зоне фактора «Маркетинг», которые заключаются в низкой рекламной активности предприятия, что ведет к слабой реакции потребителей на обновление ассортимента.

Такой фактор внутренней среды как «Кадры» по большому счету является сильной стороной предприятия. Вывод обусловлен тем фактом, что в составе работников предприятия 19 кандидатов экономических наук, 3 аспиранта, 3 доктора технологических и экономических наук. Кроме того, в составе кадров предприятия 315 человек имеют высшее образование, 275 человек имеют среднее специальное образование, а 34 человека в настоящее время обучаются на заочном отделении.

Заметим, что работники предприятия получают или получили образование в пределах Северокавказского и Южного федерального округов. Эти два округа считаются ориентированными на сельское хозяйство и перерабатывающую промышленность, но не в полной мере располагают специализированными базами для подготовки специалистов по молочной промышленности.

Выпускники вузов получают хорошую общую теоретическую основу, но без отраслевой специализации для последующего практического применения. Таким образом, это снижает ценность отдельных кадров, так как каждая отрасль имеет свою специфику и соответственно специалистам предприятия необходимо переобучение в соответствии со спецификой работы предприятия. Однако негативным моментом, выявленным в ходе изучения кадровой политики, является отсутствие системы переобучения работников.

Положительным фактором является тот факт, что на предприятии наблюдается снижение показателя текучести кадров за последние три года с 2,94% до 1,71%, что свидетельствует о стремлении руководства предприятия сохранять постоянным состав персонала. Анализ фактора «Производство», показал, что предприятии не в полной мере использует свои производственные мощности, при этом одной из причин является недостаток складских помещений для продукции с небольшим сроком хранения.

Еще стоит обратить внимание на угрозы, которые были выявлены в ходе SWOT-анализа для предприятия. Одной из угроз является рост процентных ставок по кредитам, что достаточно актуально для предприятия, так как оно активно использует краткосрочные заемные средства. При этом кредиты, которые предприятие берет для обеспечения текущей деятельности, бывают как российских рублях, так и в иностранной валюте. Поэтому одной из угроз может быть и изменение валютных курсов.


Так же в практике своей деятельности предприятие может столкнуться с дефицитом сырья и сезонными перепадами поставок сырья. Такая угроза имеет достаточно высокий уровень вероятности, и сила ее влияния является большой, так как недостаток сырья молока влечет за собой сокращение производства продукции и как следствие прибыли предприятия. Также стоит отметить, что дефицит сырья может привести росту цен на заготавливаемое молоко и как следствие рост цен на молочную продукцию.

В то же время дефицит сырья может спровоцировать как рост импорта сухого молока, а также усиление позиций зарубежных производителей молочных продуктов за счет более низких цен. Одной из реальных угроз для предприятия является снижение платежеспособного спроса у населения, так как это может спровоцировать падение продаж или необходимость снижения цен, что повлечет за собой сокращение прибыльности и рентабельности деятельности предприятия.

Таким образом, анализ внутренней и внешней среды предприятия позволил выявить помимо сильных сторон предприятия, слабые стороны и угрозы, которые требуют разработки управленческих решений, направленных на улучшение среды предприятия.

Вывод по главе 2

Результаты анализа внешней и внутренней среды показали, что сильное влияние на деятельность предприятия оказывают в большей степени экономические и социальные факторы, что обусловлено спецификой продукции предприятия. Анализ факторов внешней среды прямого воздействия показал, что на деятельность предприятия сильное влияние оказывают покупатели, поставщики и внутриотраслевая конкуренция.

Несмотря на то, что предприятие имеет устойчивые и лидирующие позиции на рынке молочных продуктов в Ставропольском крае по отдельным группам продукции, тем не менее, есть ряд угроз со стороны внешней среды прямого воздействия. Анализ внутренней среды показал, что есть ряд факторов, которые ослабляют положение предприятия. В частности слабости предприятия связаны с недостаточно эффективным управлением финансовым состоянием АО «Молочный комбинат «Ставропольский», в результате которого были выявлены проблемы с платежеспособностью и финансовой устойчивостью.

Кроме того, в части стратегического управления персоналом отсутствует система переобучения работников в соответствии со спецификой деятельности предприятий в сфере производства молочных продуктов. Анализ маркетинга показал, что слабостью данной деятельности является недостаток рекламных мероприятий.


В сфере производства недостатком стало неполное использование производственных мощностей как в силу дефицита сырья и сезонности производства, так и недостатка специальных складских помещений для молочных продуктов с короткими сроками годности. Таким образом, анализ внутренней и внешней среды предприятия определил необходимость формирования стратегических решений, направленных на устранение слабостей и угроз для деятельности предприятия.

Глава 3. Улучшение влияния внутренней и внешней среды на АО «Молочный комбинат «Ставропольский»

Проведенный во второй главе работы стратегический анализ внутренней и внешней среды показал, что среда предприятия требует разработки предложений, направленных на улучшение ее состояния. При этом в рамках стратегического управления данные предложения должны быть нацелены на создание условий для достижения стратегических целей предприятия.

Прежде всего, определим, какие стратегические цели в настоящее время стремится достичь АО «Молочный комбинат «Ставропольский». Стратегия развития предприятия, разработанная на период 2020-2025 года, нацелена на достижение следующих стратегических целей:

  • завоевание лидирующих позиций по всем видам продукции, выпускаемой предприятием;
  • развитие производства в рамках программы импортозамещения по продукции «Сыры»;
  • увеличение продаж продукции за счет расширения рынка сбыта за пределами Ставропольского края.

Данные стратегические цели могут быть реализованы при условии наличия достаточных средств финансирования, финансово устойчивом положении предприятия и наличии прочих необходимых ресурсов. Соответственно необходимо, чтобы среда предприятия была благоприятной и обеспечивала возможность реализации стратегических целей предприятия.

В качестве основных направлений для разработки предложений по улучшению среды предприятия на наш взгляд стоит выбрать неудовлетворительные факторы внутренней среды, а именно:

  • проблема финансовой неустойчивости и недостаточность ликвидности и платежеспособности;
  • отсутствие системы переобучения работников предприятия;
  • слабая маркетинговая деятельность, в части рекламирования продукции предприятия.