ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 159

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Любое предприятие, которое осуществляет свою деятельность в современных рыночных условиях, действует в рамках определенной среды. Именно среда во многом предопределяет успешность работы предприятия, а кроме того, она формирует определенные ограничения в деятельности данного предприятия.

Таким образом, каждое действие предприятия возможно только при условии того, что его осуществление допускает среда. Различают внутреннюю и внешнюю среду, которые в рамках системного подхода, отражают взаимосвязь и взаимодействие многочисленных внутренних и внешних факторов, влияющих на решения, принимаемые менеджерами предприятия.

Актуальность темы исследования заключается в том, что современная практика стратегического управления предприятием определяет важность анализа внутренней и внешней среды. Стоит подчеркнуть, что стратегический анализ среды является первым этапом выработки стратегии предприятия и, как следствие, процесс изучения данной среды требует тщательного отслеживания и оценки факторов, формирующих среду, а также определения степени взаимовлияния данных факторов.

Именно изучение среды предприятия позволяет обеспечить успешное продвижение к его стратегическим целям. Кроме того, следует отметить, что среда предприятия никогда не является статичной, поэтому на каждом этапе функционирования предприятия существует необходимость анализа ее состояния. Эта потребность возникает в силу, того, что принимаемые менеджерами предприятия стратегические решения должны быть эффективны.

Формируемая стратегия поведения предприятия должна соответствовать условиям среды и обеспечивать возможности достижения стратегических целей данного предприятия. Однако качественное исследование среды возможно только при условии наличия у менеджеров знаний процесса и методов стратегического анализа, а также навыков их использования.

Цель исследования заключается в осуществлении стратегического анализа внутренней и внешней среды предприятия для разработки мер по улучшению ее влияния на АО «Молочный комбинат «Ставропольский».

В соответствии с поставленной целью в ходе исследования были определены следующие задачи исследования:

  • раскрыть понятие и факторы внутренней и внешней среды предприятия;
  • дать оценку состояния внутренней и внешней среды предприятия;
  • разработать предложения по улучшению влияния внутренней и внешней среды на предприятие.

Объектом исследования в данной работе выступает предприятие молочной отрасли России — АО «Молочный комбинат «Ставропольский».

Предметом исследования выступает внутренняя и внешняя среда предприятия.

Теоретическая основа исследования работы базируется на трудах таких авторов, как: Е.Е. Абушова, О.С. Виханский, Е.П. Голубков, Н.И. Кабушкин, Н.А. Казакова, М.М. Максимцов, А.И. Наумов, М.Н. Сидоров, С.Б. Сулоева и др.

При решении поставленных в данной работе задач использовались общенаучные и специальные методы исследования: индукции и дедукции, системный и специальные методы стратегического анализа.

Практическая значимость работы заключается в возможности применения сделанных в процессе анализа выводов и разработок в практике работы предприятия с целью повышения его эффективности.

Структура работы обусловлена ее содержанием и включает: введение, три главы, заключение, список использованной литературы, приложения к работе.

Глава 1. Теоретические основы анализа внутренней и внешней среды организации

1.1 Структура и основные факторы внутренней среды организации

Все предприятия функционируют в определенной среде, которая обусловливает их действия, и выживание их в долгосрочном периоде зависит от способности адаптироваться к ожиданиям и требованиям среды. При этом стоит отметить, что «среда предприятия — это совокупность объективных условий, в которых осуществляется его деятельность».

Среда предприятия подразделяется на внутреннюю и внешнюю среды. Такое деление среды обусловлено системным подходом. Так согласно данному подходу, предприятие (организация) рассматривается как открытая система, взаимодействующая с внешним окружением и условиями, в которых оно осуществляют свою деятельность.

Приведем определения внутренней и внешней среды. Что касается внутренней среды предприятия, то это среда, которая определяет технические и организационные условия предприятия и является результатом управленческих решений. Н.И. Кабушкин под внутренней средой организации понимает ситуационные факторы внутри организации.


Информация о внутренней среде фирмы необходима, чтобы определить внутренние возможности, потенциал, на которые фирма может рассчитывать в конкурентной борьбе для достижения поставленных целей. О.С. Виханский и А.И. Наумов дает следующее определение: «внутренняя среда организации является источником ее жизненной силы. Она заключает в себе тот потенциал, который дает возможность организации функционировать, существовать и выживать в определенном промежутке времени». По мнению Н.А. Казаковой, внешняя среда организации — это условия и факторы, возникающие независимо от ее (организации) деятельности и оказывающие существенное воздействие на нее.

Также под внешней средой организации понимают совокупность объектов, факторов и сил, не входящих в организацию, которые могут менять состояние организации и возможности ее успешного развития и на которые организация не может оказывать прямых управленческих воздействий.

Типичная структура среды предприятия, характерная для большинства экономических субъектов представлена в приложении 1. Рассмотрим более подробно факторы, формирующие внутреннюю и внешнюю среду предприятия. Внутренняя среда предприятия является одним из важнейших объектов управления, так как именно ее состояние определяет возможности нормального функционирования предприятия.

При этом необходимо отметить, что факторы внутренней среды в наибольшей степени поддаются контролю и управлению со стороны менеджмента предприятия. Наиболее часто в структуре внутренней среды предприятия выделяют такие группы факторов как: кадры, производство, финансы, маркетинг, организация и культура (Рис.1).

Рисунок 1. Факторы внутренней среды предприятия

Кадры (персонал) предприятия являются одним из важнейших факторов, формирующих его внутреннюю среду. Так персонал выступает важнейшим ресурсом, которым зачастую обладает предприятие. От способностей, образования, квалификации, опыта зависит во многом результат деятельности предприятия.

Кроме того, необходимо учитывать мотивационную направленность работников, формировать их лояльность в отношении предприятия, а также их приверженность к ценностям и целевым установкам компании. В результате одной из задач стратегического управления не только поиск и отбор наиболее подходящих специалистов, создание им комфортных условий для выполнения должностных функций, но обеспечение высокой мотивации и возможностей развития потенциала работников в рамках их профессиональной деятельности.


Так же стоит отметить, что в процессе управления персоналом необходимо умело выстраивать и регулировать взаимоотношения между работниками предприятия таким образом, чтобы результаты деятельности коллектива обеспечивали рост и развитие предприятия.

Производственные факторы включают объем, структура и темпы производства, ассортимент продукции предприятия, обеспеченность сырьем и материалами, уровень запасов, скорость их использования, наличный парк оборудования и степень его использования, применяемые технологии, система контроля качества, инфраструктура производства. Совокупность производственных факторов определяет возможности предприятия производить качественный и востребованный потребителем продукт.

Важной составляющей внутренней среды выступают маркетинговые факторы, которые объединяют процессы связанные с реализацией продукции, производимой предприятием. Так в состав данных факторов включаются маркетинговые исследования, стратегия продукта, стратегию ценообразования на продукцию, стратегию продвижения продукции на рынке, практика стимулирования сбыта, изучение целевых групп потребителей, реклама продукции, используемые каналы сбыта продукции.

Данные факторы определяют возможности предприятия осуществлять производство продукции, которая будет удовлетворять потребности покупателей и обеспечивать необходимый уровень прибыли предприятию. При этом, именно маркетинговые факторы позволяют определить требуемый объем, качество и основные характеристики продукции, которые будут востребованы потенциальным покупателем.

Финансовые факторы обеспечивают способность предприятия эффективно оперировать финансовыми ресурсами и тем самым поддерживать платежеспособность и финансовую устойчивость на заданном уровне, использовать максимально выгодно различные источники финансирования и обеспечивать инвестиционные возможности для развития предприятия.

К данным факторам можно отнести наличие и состояние системы управления финансами, качество работы финансового менеджера, эффективность контроля использования финансовых ресурсов предприятия. Организационные факторы включают: организационную структуру предприятия, систему управления, уровень менеджмента на предприятии, квалификация менеджеров, способности и интересы высшего руководства, организация системы коммуникации.

Организационные факторы определяют в конечном счете определяют возможность эффективного управления как в текущем периоде, так и в долгосрочном. Поэтому организационным факторам уделяется особое внимание при формировании стратегических планов развития предприятия.


Наряду с прочими факторами внутренней среды большое значение имеют факиры организационной культуры, которая является непременным атрибутом любого предприятия. Она пронизывает любую организацию насквозь, проявляясь в том, как осуществляют свою работу сотрудники организации, как они относятся друг к другу и к организации в целом.

Организационная культура может способствовать тому, что организация выступает сильной, устойчиво выживающей в конкурентной борьбе структурой. Но может быть и так, что организационная культура ослабляет организацию, не давая ей успешно развиваться даже в том случае, если она имеет высокий технико-технологический и финансовый потенциал.

Несмотря на то, что организационная культа не имеет явного проявления, тем не менее о нем можно судить по наличию правил, провозглашаемых и культивируемых ценностях предприятия, неписанные нормы поведения, ритуалы и традиции, поддерживаемые на предприятии, символика и атрибутика предприятия, коллективные мероприятия, направленные на формирование имиджа и корпоративного духа.

Следует подчеркнуть, что изучение факторов внутренней среды предприятия в целях стратегического менеджмента нацелено в первую очередь на определение сильных и слабых сторон предприятия. Сильные стороны служат базой, на которую организация опирается в конкурентной борьбе и которую она должна стремиться расширять и укреплять. Слабые стороны - это предмет пристального внимания со стороны руководство, которое должно делать все возможное, чтобы избавиться от них.

1.2 Структура и основные факторы внешней среды организации

Рассмотрим структуру и основные факторы внешней среды. Так в первую очередь стоит отметить, что внешняя среда предприятия обладает следующими характеристиками:

  • взаимозависимость факторов, что означает изменение одного фактора может влиять на состояние другого;
  • сложность, что предполагает наличие большого числа и разнообразия факторов внешней среды на которые предприятие должно реагировать;
  • динамичность. Данная характерная черта внешней среды свидетельствует о том, что она является подвижной и постоянно изменяющейся;
  • неопределенность. Данная черта внешней среды определяется наличием большого объема информации о среде и не всегда достаточная уверенность в ее точности.