ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.09.2024
Просмотров: 111
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
II. Учебно-материальное обеспечение:
IV. Литература для самостоятельной работы обучающихся
2. Законодательные и нормативные документы:
3. Рекомендуемая литература (дополнительная)
«Место курса «Безопасность жизнедеятельности» (бжд) в профессиональной подготовке»
1.1. Цель и задачи учебного курса «Безопасность жизнедеятельности» (бжд).
1.1.1. Основные требования гос
1.1.2. Основная цель курса «Безопасность жизнедеятельности»
1.1.3. Основные задачи курса бжд
1.1.4. Место курса в профессиональной подготовке выпускника
1.1.5. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
1.2. Организация учебного процесса и порядок изучения дисциплины бжд
«Особенности современного комплекса проблем безопасности»
2.1. Общие сведения об опасностях для личности, общества и государства.
2.2. Значение человеческого фактора в системе безопасности.
2.3. Роль курса бжд в формировании культуры личности безопасного типа.
Тема 1. Глобальные угрозы от жизнедеятельности - новая эпоха
Тема 2. Безопасность и жизнедеятельность
Тема 3. Безопасность жизнедеятельности на национальном уровне
Следует четко осознавать, что наличие источника опасности не означает того, что человеку или группе людей присущи какие-то недостатки. Существование источника опасности свидетельствует всего лишь о существовании или же возможности образования конкретной опасной ситуации, которая может нанести вред, привести к материальным убыткам, повреждению, вреда здоровью или летальному исходу.
Под поражающими факторами понимают такие факторы жизненной среды, которые в определенных условиях наносят ущерб людям и системам жизнеобеспечения людей, приводят к материальным убыткам. За своим происхождением поражающие факторы могут быть физические, в том числе энергетические, химические, биологические, социальные и психофизиологические. В зависимости от последствий влияния конкретных поражающих факторов, они в некоторых случаях разделяются на вредные и опасные.
Вредными факторами принято называть такие факторы жизненной среды, которые приводят к ухудшению самочувствия, снижения работоспособности, заболевания и даже смерти как следствию заболевания.
Опасными факторами называют такие факторы жизненной среды, которые приводят к травмам, ожогам, обморожениям, другим повреждениям организма или отдельных его органов и даже внезапной смерти.
Хотя деление поражающих факторов для опасных и вредных довольно условно, оно эффективно используется в охране труда в организации расследования и учета несчастных случаев и профессиональных заболеваний, налаживания работы, направленной для разработку мероприятий и средств защите работников, профилактику травматизма и заболеваемости для производстве.
По характеру и естественному влиянию опасные и вредные факторы разделяются для четыре группы: физические, химические, биологические и психофизиологические.
Их основная характеристика:
физические:
повышена скорость движения воздуха;
повышена или снижена влажность;
повышено или снижено атмосферное давление;
недостаточная освещенность;
конструкции, которые разрушаются;
повышен степень статического электричества и др.
химические:
химические элементы, вещества и соединения, которые пребывают в разном агрегатном состоянии (твердом, газообразном, жидком);
элементы, которые различными путями проникают в организм человека (через органы дыхания, желудочно-кишечный тракт, через кожные покровы и слизевые оболочки);
выделяющие вредные вещества (токсичные, наркотические, раздражающие, удушающие, сенсибилизующие, канцерогенные, мутагенные, тератогенные и др., влияющие на репродуктивную функцию).
биологические:
макроорганизмы (растения и животные);
микроорганизмы (бактерии, вирусы, риккетсии, спирохеты, грибки, самые простые).
психофизиологические:
физические перегрузка (статическая, динамическая);
нервно-психические перегрузки (умственные перегрузки, перегрузки анализаторов, монотонность труда, эмоциональные перегрузки).
Опасные и вредные факторы бывают скрытыми, неявными или же такими, которые трудно обнаружить или распознать. Это касается любых опасных и вредных факторов, равно как и источников опасности, которые порождают их.
Солнечное излучение, необходимое для существования всех живых организмов на Земле, в том числе человека, может служить причиной заболевания кожи. Привлекательная детская игрушка может выделять вредные вещества, а пассажир, который мирно клюет носом в кресле салона самолета, может быть террористом. В каждом из этих случаев, как и во всех других, если источник опасности является очевиднее чем, например, взрывчатка, оружие, автомобиль, влиятельный вулкан, дом, который разрушается, мы говорим о наличии источника опасности, впрочем это не всегда означает наличие опасной ситуации.
Следует также знать, какой единственный источник опасности может ссылаться к разному роду опасных ситуаций, а последние порождают разные поражающие факторы. В свою очередь, поражающие факторы могут быть причиной новых опасных ситуаций или источников опасности.
Современную жизненную среду, даже бытовую, не говоря уже о производственной, содержит масса источников опасностей. Это и электроаппаратура, система водоснабжения, медикаменты, ядовитые и огнеопасные вещества и тому подобное. Для того, чтобы возникла реальная опасная ситуация, необходимо условие, «пусковой механизм», при котором потенциальная опасность переходит в реальную. Логическим путем развития опасности, реализации потенциальной угрозы является триада «источник опасности — корень (условие) — опасная ситуация».
[править] Нормирование опасностей
По характеру воздействия на человека опасности можно разделить на 2 группы:
факторы которые в зависимости от дозировки вредны или опасны, но не нужны для жизни и деятельности человека;
факторы, которые при выходе за допустимые уровни являются опасными, но способны оказывать полезный и даже необходимый эффект для человека.
[править] Принципы нормирования опасностей
Полное исключение воздействия опасности;
Регламентация предельно допустимой интенсивности действия опасности;
Допущение большей интенсивности воздействия при сокращении продолжительности воздействия;
Регламентация интенсивности воздействия с учетом накопления негативного эффекта за длительные периоды.
[править] Уровни воздействия на организм человека
Летальные уровни:
минимальные смертельные(единичные случаи гибели);
абсолютно смертельные;
среднесмертельные (гибель более 50 % организмов).
Пороговые уровни:
порог острого действия;
порог специфического действия;
порог хронического действия.
[править] Номенклатура опасностей на производстве
Номенклатура опасностей — перечень опасностей, характерных для производственного объекта и систематизированных по определенному признаку.
Номенклатура опасностей в алфавитном порядке по данным Всемирной Организации Здравоохранения(ВОЗ) состоит из более чем 100 факторов. На основе общей номенклатуры опасностей составляются номенклатура опасностей отдельных объектов(цехов, производств).
[править] Квантификация опасностей
Квантификация (лат. quatum — сколько) — количественное выражение, измерение, вводимое для оценки сложных, качественно определяемых понятий.
Опасности характеризуются потенциалом, качеством, временем существования или воздействия на человека, вероятностью появления, размерами зоны действия. Потенциал проявляется с количественной стороны, например уровень шума, запыленность воздуха, напряжение электрического тока. Качество отражает его специфические особенности, влияющие на организм человека, например частотный состав шума, дисперсность пыли, род электрического тока. Применяются численные, балльные и другие приемы квантификации. Мерой опасности может выступать и число пострадавших. Другой мерой опасности может быть и приносимый ее реализацией ущерб для окружающей среды, который только частично может быть измерен экономически (в основном через затраты на ликвидацию последствий). Наиболее распространенной оценкой является риск — вероятность потерь при действиях, сопряженных с опасностями.
[править] Идентификация опасностей
Под идентификацией (лат. indentifico) понимается процесс обнаружения и установления количественных, временных, пространственных и иных характеристик, необходимых и достаточных для разработки профилактических и оперативных мероприятий, направленных на обеспечение нормального функционирования технических систем и качества жизни. В процессе идентификации выявляются номенклатура опасностей, вероятность их проявления, пространственная локализация (координаты), возможный ущерб и др. параметры, необходимые для решения конкретной задачи.
Методы обнаружения опасностей делятся на:
инженерный. Определяют опасности, которые имеют вероятностную природу происхождения.
экспертный. Он направлен на поиск отказов и их причин. При этом создается специальная экспертная группа, в состав которой входят разные специалисты, дающие заключение.
социологический метод. Применяется при определении опасностей путем исследования мнения населения (социальной группы). Формируется путем опросов.
регистрационный. Заключается в использовании информации о подсчете конкретных событий, затрат каких-либо ресурсов, количестве жертв.
органолептический. При органолептическом методе используют информацию, получаемую органами чувств человека (зрением, осязанием, обонянием, вкусом и др.). Примеры применения — внешний визуальный осмотр техники, изделия, определение на слух (по монотонности звука) четкости работы двигателя и пр.
[править] См. также
Риск
[править] Литература
Заплатинский В. М. Терминология науки о безопасности. // Zbornik prispevkov z medzinarodnej vedeckej konferencie «Bezhecnostna veda a bezpecnostne vzdelanie». — Liptovsky Mikulas: AOS v Liptovskom Mikulasi, 2006, (CD nosic) ISBN 80-8040-302-3
Раздорожный А. А. Охрана труда и производственная безопасность: Учебно-методическое пособие — Москва: Изд-во «Экзамен», 2005. — 512 с. (Серия «Документы и комментарии»)