ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.09.2024

Просмотров: 107

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Высшее театральное училище (институт) им. М.С.Щепкина при государственном академическом малом театре российской федерации

II. Учебно-материальное обеспечение:

III. Расчет учебного времени:

IV. Литература для самостоятельной работы обучающихся

2. Законодательные и нормативные документы:

3. Рекомендуемая литература (дополнительная)

Методические основы

Введение

«Место курса «Безопасность жизнедеятельности» (бжд) в профессиональной подготовке»

1.1. Цель и задачи учебного курса «Безопасность жизнедеятельности» (бжд).

1.1.1. Основные требования гос

1.1.2. Основная цель курса «Безопасность жизнедеятельности»

1.1.3. Основные задачи курса бжд

1.1.4. Место курса в профессиональной подготовке выпускника

1.1.5. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

1.2. Организация учебного процесса и порядок изучения дисциплины бжд

«Особенности современного комплекса проблем безопасности»

2.1. Общие сведения об опасностях для личности, общества и государства.

2.2. Значение человеческого фактора в системе безопасности.

2.3. Роль курса бжд в формировании культуры личности безопасного типа.

Заключение

Тема 1. Глобальные угрозы от жизнедеятельности - новая эпоха

Тема 2. Безопасность и жизнедеятельность

Тема 3. Безопасность жизнедеятельности на национальном уровне

Потребность в социальных связях, в объединении, возникает после удовлетворения потребности в безопасности индивида от очевидных угроз и вызвана стремлением к повышению уровня его безопасности. Тем же стремлением вызвана потребность в уважении. Она служит основанием для того, чтобы интересы безопасности общества стали личными интересами, что в итоге повышает и безопасность индивида. Высшей потребностью является духовное развитие личности, позволяющее формировать в сознании высшие общественные ценности. Все потребности более высокого уровня вырастают из потребности в безопасности, которую называют коренной.

Понятие безопасности жизнедеятельности

Понятие безопасность связано с широким спектром разнообразных опасностей и угроз для человека. Новая эпоха охарактеризовалась появлением особых, глобальных опасностей от жизнедеятельности человека. Это вызвало разработку специального научного направления и образовательной области «Безопасность жизнедеятельности». Стало необходимым к базовым понятиям теории безопасности прибавить понятия жизнедеятельность и безопасность жизнедеятельности.

Жизнедеятельность, свойственна любому живому организму, но применительно к схемам теории безопасности имеется в виду жизнедеятельность только человека. Жизнедеятельность - это процесс преобразования человеком вещества, энергии и информации в себе и в окружающей среде.

Безопасность жизнедеятельности - это такое качество жизнедеятельности, при котором она не создаёт опасностей и угроз, способных нанести неприемлемый вред (ущерб) жизненно важным интересам человека. Понятие безопасность жизнедеятельности отличается по смыслу от понятий безопасность и безопасность жизни.

Способы обеспечения безопасности

Любое животное реагирует на угрозу его жизни защитными действиями. Действия человека, благодаря его разуму, отличаются от инстинктивных действий животных предвидением развития событий, оценкой последствий своих действий, анализом причин опасностей, выбором наиболее эффективного варианта действий.

Человек не только разумно защищается в уже сложившейся ситуации (защита), предвидя опасности, старается избежать их, но, установив причины опасностей, своей жизнедеятельностью преобразует окружающую среду с целью устранения этих причин (предотвращение). Под окружающей средой имеются в виду все её составляющие - природная, социальная, техногенная.


Именно преобразовательная жизнедеятельность позволяет человеку в полной мере использовать разум для повышения своей безопасности.

Уровень безопасности

Безопасность человека, обеспечиваемая его жизнедеятельностью, может быть измерена уровнем безопасности. Интегрально он характеризуется продолжительностью жизни.

Наиболее долгое сохранение жизни, является одной из основных целей жизнедеятельности, несмотря на то, что философы до сих пор спорят о смысле и целях жизни. Безопасность относится к коренным потребностям человека, а сохранение жизни и здоровья ученые называют первым и главным жизненным интересом личности. Заложенная природой, продолжительность жизни индивидов каждого вида живых организмов (в нашем случае вида Homo sapiens) укорачивается за счет реализации опасностей от окружающей среды. Поэтому реальная продолжительность жизни, будучи зависимой от природной видовой величины, но отличная от нее, характеризует уровень безопасности. Нужно иметь в виду три различных показателя:

· биологическую продолжительность жизни, определённую природой человеку как виду;

· индивидуальную продолжительность жизни, относящуюся к конкретной личности (с её особенностями);

· среднюю продолжительность жизни в данном сообществе.

Биологическая продолжительность жизни служит исходным показателем. Для природы (для биосферы), создавшей человека и предусмотревшей эту продолжительность, важно воспроизводство человеческого рода. Человек должен вырасти до взрослого состояния и произвести потомство, затем вырастить своих потомков до взрослого состояния. После этого данный индивид природе не нужен, поскольку воспроизводство рода будут осуществлять уже его потомки. Ориентировочно биологическая продолжительность жизни 75 - 100 лет. «Дополнительные» годы можно рассматривать как время, отведенное природой для творческой жизнедеятельности личности на благо общества (люди, занимающиеся творческим трудом, чаще живут долго).

Значительная часть людей до биологического предела не доживает. Их индивидуальная продолжительность жизни укорачивается необеспеченностью безопасности, которая зависит, от их собственного поведения в повседневной жизни и в складывающихся опасных ситуациях. Личность, пренебрегающая принципами здорового образа жизни, не умеющая предвидеть, избегать опасностей, а в случае необходимости рационально действовать, не может надеяться на продолжительную жизнь.


Безопасность личности зависит не только от её личного поведения, но также от количества и силы угроз, формируемых окружающей средой (природной, социальной, техногенной). Состояние окружающей среды во многом определяется результатами преобразовательной жизнедеятельности общества. Уровень безопасности, достигнутый преобразовательной жизнедеятельностью данного сообщества для обеспечения защищённости своих членов от различного рода угроз, характеризуется средней продолжительностью жизни в сообществе. Уровень безопасности сообществ с прогрессом цивилизации постоянно растёт.

Уровень безопасности личности, измеряемый индивидуальной продолжительностью жизни, зависит не только от её поведения, но и от уровня безопасности общества. Поведение конкретной личности позволяет ей только реализовать (или не реализовать) достигнутый обществом уровень безопасности. Рост уровней безопасности, личности, и общества стал результатом преобразовательной жизнедеятельности.

Впечатляющим является ускоряющийся до настоящего времени рост (тесно связанного с первым) показателя уровня безопасности общества - численности населения Земного шара. До появления первых технологий преобразования окружающей среды (сельского хозяйства), на всей Земле жило около 5 млн. человек, т. е. 10 тысяч лет назад население всей планеты составляло половину населения сегодняшней Москвы.

К началу новой эры (2 тысячи лет назад) людей на Земле стало уже 200 - 300 млн., что соизмеримо с населением сегодняшней Западной Европы. С прогрессом цивилизации, с увеличением преобразованной среды - техносферы - численность населения планеты стала возрастать всё стремительнее, составляя сегодня уже более 6 млрд. человек. Этот рост есть прямое следствие роста безопасности человека (как вида) вследствие его преобразовательной жизнедеятельности.

Особенности проблем безопасности в новой эпохе

В новой эпохе на планете всё изменилось. Современная жизнедеятельность людей во всех своих проявлениях - социальном, политическом, техническом, экономическом, военном - не гарантирует выживание человека как биологического вида. Комплекс проблем безопасности расширился, стал более взаимосвязанным и приобрел качественно новый характер из - за возникновения новой и непрекращающейся угрозы существованию всего человечества от собственной жизнедеятельности. Угроза чрезвычайной ситуации в глобальном масштабе стала постоянной. Поэтому действия каждой личности и жизнедеятельность сообществ людей любых уровней должны постоянно удовлетворять требованиям глобальной безопасности.


Главная черта новой эпохи в том, что безопасность личности и общества теперь не может быть обеспечена без постоянно поддерживаемой глобальной безопасности. Постоянно действующей - вместо периодических войн - стала конкуренция между народами за использование ресурсов для жизнедеятельности. Проблемы безопасности общества - и национальные и глобальные - касаются каждого человека.

При решении проблем безопасности в новой эпохе необходимо учитывать последствия преобразования человеком окружающей природной среды - появление угроз от созданных им элементов «техносферы». Прогресс цивилизации сформировал современные направления развития социальной системы мира:

1. Постоянный рост демократизации общества на всех уровнях с закреплением прав и свобод личности (интересы его большинства).

2. Стремительная информатизация общества с небывалым увеличением скорости и масштабов обмена информацией.

3. Экономическая интеграция стран мира, ведущая к возрастанию роли транснациональных корпораций и к приоритету производительности общественного труда в исторической конкуренции народов и государств.

4. Взаимопроникновение культур вследствие информатизации, возникновение унифицированной культуры вследствие экономической интеграции.

Результаты жизнедеятельности по изменению социальных условий привели к изменению состава угроз личности и обществу, к изменению форм естественной конкуренции между сообществами. Постоянная конкуренция между народами и государствами ведётся в новой эпохе информационными, экономическими, политическими, в последнее время и террористическими средствами. Военное применение вооружённых сил осталось лишь как завершающее, по - прежнему кратковременное средство подавления особо стойких соперников.

Культура безопасности

Образование и воспитание людей должно быть построено на началах культуры безопасности. Воспитание в области безопасности осуществлялось всегда - от момента рождения человека до конца его жизни - родителями и близкими, обществом и государством. Но происходило это разрозненно, главное, стихийно. Новая эпоха требует формирования культуры безопасности на основе применения научных подходов и системного включения вопросов безопасности в образование молодежи.

Культура безопасности - это способы разумной жизнедеятельности человека в области обеспечения безопасности, результаты этой жизнедеятельности и степень развитости личности и общества в этой области.


Общие результаты жизнедеятельности привели человечество к глобальному кризису. Для благополучного выхода из кризиса в устойчивое развитие необходимо изменить степень развитости личности и общества в области обеспечения безопасности, для чего дополнить используемые до настоящего времени способы жизнедеятельности в этой области (защита, преобразование окружающей среды). Миропонимание, адекватное новой эпохе ноосферы, должно изменить систему ценностей и целей жизнедеятельности людей, переключить их с максимального удовлетворения постоянно и неограниченно растущих материальных потребностей на духовное развитие, на информационную сферу жизнедеятельности.

Становление новой культуры безопасности, опирающееся на повышение степени развитости личности и общества, возможно в результате преобразования сознания всех слоев общества. Образование должно носить опережающий характер, позволяющий обществу (профессиональному коллективу, нации, мировому сообществу) перейти от приоритета защиты в сложившихся ситуациях к приоритету предотвращения этих ситуаций, к устранению причин угроз, к обеспечению безопасности своей жизнедеятельности.

Важнейшим компонентом образования, его системообразующим стержнем, должны стать «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) - в школе, дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД) - в учреждениях профессионального образования.

Структура образовательной области «Безопасность жизнедеятельности» включает в себя разделы (модули):

· «Безопасное» (рациональное) поведение, индивидуальная защита в опасных и чрезвычайных ситуациях (ОС и ЧС);

· Защита населения государством (Минобороны, МЧС, МВД, Минздрав);

· Современный комплекс проблем безопасности (мировоззренческие модули разных уровней в школе и в профессиональных учебных заведениях);

· Защита учреждений и предприятий в ЧС;

· Обеспечение безопасности профессиональной жизнедеятельности для человека и среды его обитания (предотвращение ОС и ЧС).

Два последних раздела различаются в профессиональных учебных заведениях различных специализаций. Можно выделить четыре основных направления этих специализаций, разнящихся между собой: техническое, гуманитарное, педагогическое и специальное (защитного, «силового» типа).

Реальный переход в новой эпохе к устойчивому развитию возможен только при компромиссе между разными народами и цивилизациями, государством и бизнесом, «зелёными» и «патриотами», «экологами» и «хозяйственниками», «глобалистами» и «антиглобалистами», защитниками «прав человека» и сторонниками несущей надежду общечеловеческой Хартии Земли.