ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.09.2024
Просмотров: 108
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
II. Учебно-материальное обеспечение:
IV. Литература для самостоятельной работы обучающихся
2. Законодательные и нормативные документы:
3. Рекомендуемая литература (дополнительная)
«Место курса «Безопасность жизнедеятельности» (бжд) в профессиональной подготовке»
1.1. Цель и задачи учебного курса «Безопасность жизнедеятельности» (бжд).
1.1.1. Основные требования гос
1.1.2. Основная цель курса «Безопасность жизнедеятельности»
1.1.3. Основные задачи курса бжд
1.1.4. Место курса в профессиональной подготовке выпускника
1.1.5. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
1.2. Организация учебного процесса и порядок изучения дисциплины бжд
«Особенности современного комплекса проблем безопасности»
2.1. Общие сведения об опасностях для личности, общества и государства.
2.2. Значение человеческого фактора в системе безопасности.
2.3. Роль курса бжд в формировании культуры личности безопасного типа.
Тема 1. Глобальные угрозы от жизнедеятельности - новая эпоха
Тема 2. Безопасность и жизнедеятельность
Тема 3. Безопасность жизнедеятельности на национальном уровне
Методические основы
Актуальность темы лекции обусловлена наличием проблем формирования у студентов вузов театрального искусства представлений о неразрывном единстве эффективной профессиональной деятельности с требованиями к безопасности человека. Решение этих проблем гарантирует сохранение работоспособности и здоровья человека, готовит его к действиям в условиях опасности.
Степень разработанности проблемы лекции Разработанность проблемы обеспечения безопасности в сфере театрального искусства слабо отражена в содержании современных нормативных правовых, нормативно-технических документов, исторических книгах, научной литературе и других источниках.
Нормативные правовые и нормативно-технические документы в основном включают общий перечень, не направленный специально на театральную деятельность. Среди этого перечня необходимо выделить Конституцию Российской Федерации, Федеральные конституционные законы «О чрезвычайном положении» и «О военном положении», Федеральные законы «О защите населения территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О пожарной безопасности», «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», «О гражданской обороне», «Об обороне», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и др., Закон Российской Федерации «О безопасности», Стратегию национальной безопасности Российской Федерации, утвержденную Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г., национальные стандарты, своды правил, ГОСТы, СНиПы и др.
В сфере искусства в разное время были приняты Постановление Правительства Российской Федерации от 25 марта 1999 г. № 329 (в редакции от 23 декабря 2002 г. № 919) «О государственной поддержке театрального искусства в Российской Федерации», включающее «Положение о театре в Российской Федерации», «Правила техники безопасности и производственной санитарии в театрах», утвержденные Президиумом ЦК профсоюза работников культуры и Министерством культуры СССР 30 августа 1965 г., Правила техники безопасности для театров и концертных залов, утвержденные Министерством культуры СССР 23 мая 1979 года, Правила охраны труда в театрах и концертных залах, утвержденные приказом Министерства культуры Российской Федерации от 6 января 1998 г. № 2 и др. Для цирковой деятельности можно отметить довоенное постановление Народного комиссариата труда СССР от 5 июля 1929 г. № 15, утвердившее «Правила об охране труда работников цирка».Большой объем информации в сфере БЖД можно получить в Интернете, но можно утверждать, что эта информация не полностью систематизирована, тем более – в сфере театрального искусства. Кроме того, информация в Интернете зачастую имеет просто повествовательный вид, без ссылок на использованные источники, что отражает спорный характер этой информации или ее недостаточную достоверность.
Фундаментальные научные труды по проблематике обеспечения безопасности в сфере театрального искусства практически отсутствуют.
Содержание имеющихся научных, учебных, документальных и справочных источников определило объект, предмет, цель и задачи лекции.
Объект изучения – Общие сведения о курсе «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД) в профессиональной подготовке по направлению (специальности) ФГОС 050100 «Актерское искусство», особенностях современного комплекса проблем безопасности.
Предмет изучения – тематическое содержание курса БЖД по направлению (специальности) ФГОС 050100 «Актерское искусство», состав современного комплекса проблем безопасности.
Цель лекции состоит в формировании знаний о курсе БЖД для направления (специальности) ФГОС 050100 «Актерское искусство», общем составе современного комплекса проблем безопасности.
В интересах достижения поставленной цели сформулированы задачи лекции:
1) формирование представлений о целях и задачи учебного курса БЖД;
2) формирование знаний об организация учебного процесса и порядке изучения курса БЖД со студентами ВТУ(И) им. М.С.Щепкина;
3) совершенствование знаний об опасностях для личности, общества и государства, значении человеческого фактора в системе безопасности;
4) формирование знаний о роли курса БЖД в формировании культуры личности безопасного типа.
Методологические основы. Методологической основой лекции явились методы устного изложения, анализа и синтеза и др.
Основные результаты, ожидаемые при проведении лекции:
1. Повышение уровня представлений об обеспечении безопасности в сфере театрального искусства.
2. Сформированные представления об целях и задачи учебного курса БЖД.
3. Сформированные знания о порядке изучения курса БЖД со студентами ВТУ(И) им. М.С.Щепкина в 2012/2013 учебном году, о роли курса БЖД в формировании культуры личности безопасного типа.
4. Совершенствованные знания об опасностях для личности, общества и государства, значении человеческого фактора в системе безопасности.
5. Мотивация к самостоятельному изучению вопросов безопасности жизнедеятельности в сфере театрального искусства.
Структура лекции: введение, основная часть из двух вопросов и заключение.
Введение
Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД) введена в сферу высшего образования в Российской Федерации по результатам оценки современного роста масштабов угроз жизнедеятельности человека и его среде обитания. Многие угрозы порождены собственной опасной деятельностью человека.
Для сохранения человеческой цивилизации, создания адекватных систем безопасности, у всех слоев населения необходимо сформировать знания об опасностях, их развитии и способах защиты. Это относится ко всем сферам человеческой деятельности, включая и сферу искусства. Адекватная защита требуется и в области обеспечения безопасности театров и охраны труда в театрах и концертных залах.
Достижение современного уровня личной безопасности и охраны театрального труда творческих театральных коллективов и производственного персонала театров требует вооружить обучаемых теоретическими знаниями и практическими навыками, необходимыми для:
создания комфортного (нормативного) состояния среды обитания в зонах трудовой деятельности и отдыха человека;
идентификации негативных воздействий среды обитания естественного, техногенного и антропогенного происхождения;
реализации мер защиты человека и среды обитания от негативных воздействий;
обеспечения устойчивости функционирования организаций культуры и искусств в штатных и чрезвычайных ситуациях;
принятие решений по защите персонала и населения от возможных воздействий аварий, катастроф, стихийных бедствий и применения современных средств поражения, а также принятия мер по ликвидации их последствий;
прогнозирования развития негативных воздействий и оценки последствий их действия и др.
Подготовка студентов театральных вузов осуществляется в соответствии с существующими государственными требованиями.
Все государственные и большинство негосударственных высших образовательных учреждений в Российской Федерации руководствуются государственными образовательными стандартами. Эти стандарты в данный момент разработаны по направлениям:
физико-математические науки;
естественные науки;
гуманитарные науки;
социальные науки;
образование и педагогика;
здравоохранение;
культура и искусство;
экономика и управление;
информационная безопасность;
сфера обслуживания;
сельское и рыбное хозяйство;
геодезия и землеустройство;
геология, разведка и разработка полезных ископаемых;
энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника;
металлургия, машиностроение и материалообработка;
авиационная и ракетно-космическая техника;
оружие и системы вооружения;
морская техника;
транспортные средства;
приборостроение и оптотехника;
электронная техника, радиотехника и связь;
автоматика и управление;
информатика и вычислительная техника;
химические и биотехнологии;
воспроизводство и переработка лесных ресурсов;
технология продовольственных продуктов и потребительских товаров;
архитектура и строительство;
безопасность жизнедеятельности, природообустройство и защита окружающей среды.
Они периодически обновляются.
11 августа 2003 был зарегистрирован Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования в области культуры и искусства (ГОС), включающий специальность 050100 «Актерское искусство» и квалификации:
артист драматического театра и кино;
артист музыкального театра;
артист театра кукол;
артист эстрады.
Разработчиками настоящей программы учитывались требования Постановления Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2000 г. № 841 «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны», приказа МЧС России и Минобразования России от 16 мая 2000 г. № 1435/266, указаний Минобразования России «Об изучении БЖД в вузах» от 4 сентября 2000 г. № 38-55-40/38-02», предложениями Всероссийской научно-практической конференции «Преподавание дисциплины БЖД в вузах культуры и искусства» 2000 г., а также использовались следующие методические документы:
примерная программа «Безопасность жизнедеятельности» Минобразования России для всех направлений и специальностей высшего профессионального образования (2000 г.);
примерная программа дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» для специальностей высшего профессионального образования Минкультуры России (2002).