ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.09.2024
Просмотров: 112
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
II. Учебно-материальное обеспечение:
IV. Литература для самостоятельной работы обучающихся
2. Законодательные и нормативные документы:
3. Рекомендуемая литература (дополнительная)
«Место курса «Безопасность жизнедеятельности» (бжд) в профессиональной подготовке»
1.1. Цель и задачи учебного курса «Безопасность жизнедеятельности» (бжд).
1.1.1. Основные требования гос
1.1.2. Основная цель курса «Безопасность жизнедеятельности»
1.1.3. Основные задачи курса бжд
1.1.4. Место курса в профессиональной подготовке выпускника
1.1.5. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
1.2. Организация учебного процесса и порядок изучения дисциплины бжд
«Особенности современного комплекса проблем безопасности»
2.1. Общие сведения об опасностях для личности, общества и государства.
2.2. Значение человеческого фактора в системе безопасности.
2.3. Роль курса бжд в формировании культуры личности безопасного типа.
Тема 1. Глобальные угрозы от жизнедеятельности - новая эпоха
Тема 2. Безопасность и жизнедеятельность
Тема 3. Безопасность жизнедеятельности на национальном уровне
Научные организации добились в конце ХХ века регулярного рассмотрения вопросов безопасности жизнедеятельности на уровне Организации Объединенных Наций (ООН):
Конференция Организации Объединенных Наций по проблемам окружающей человека среды, приняла в Стокгольме 16 июня 1972 года специальную Декларацию;
Конференция ООН по окружающей среде и развитию, Рио-де-Жанейро, 3–14 июня 1992 года, приняла Декларацию «Повестка дня на XXI век» и открыла Рамочную конвенцию об изменении климата (РКИК ООН);
Третья Конференция Сторон РКИК в декабре 1997 г. в Киото был принят Киотский Протокол РКИК;
Всемирная встреча на высшем уровне по устойчивому развитию (Йоханнесбург, Южная Африка, 26 августа — 4 сентября 2002 года) приняла «Йоханнесбургская декларация по устойчивому развитию» и др.
В соответствии с «Повесткой дня на XXI век», принятой Организацией Объединённых Наций (1992 г.), все люди должны получить ясное представление об опасностях, угрожающих им и их потомкам. Такое представление должно стать фундаментом современной культуры безопасности, формирование и внедрение которой послужит преобразованию мировоззрения людей, в котором сегодня главной недальновидной ценностью является потребление.
В результате учета современных опасностей, в России была принята Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г., утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537, которая указывает, что основные источники угроз национальной безопасности в сфере государственной и общественной безопасности, стратегические цели обеспечения национальной безопасности в области повышения качества жизни. Отдельным разделом рассмотрены цели обеспечения национальной безопасности в сфере культуры.
Повышение качества жизни российских граждан гарантируется путем обеспечения личной безопасности, а также доступности комфортного жилья, высококачественных и безопасных товаров и услуг, достойной оплаты активной трудовой деятельности
Современный комплекс проблем безопасности – это системно выстроенное на базе современной науки представление:
о совокупности взаимосвязанных угроз безопасности личности, общества, государства и мирового сообщества, сложившейся в настоящее время от природных причин и преобразовательной жизнедеятельности человека;
о найденных обществом путях предотвращения чрезвычайных ситуаций и катастроф.
С учетом сказанного безопасность личности мы можно определять как такое взаимоотношение человека с объектами внешней среды, при котором незапланированные (неожидаемые) изменения в их состоянии не приводят к потере жизни, здоровья или имущества.
При различных формах взаимоотношений с объектами окружающей среды параметры воздействий прямых и обратных связей всегда имеют определенный диапазон значений. Однако в результате отклонения воздействия прямой связи на входе объекта внешней среды от ожидаемой нормы или из-за возмущающего воздействия на этот объект другого объекта (человека), параметры воздействия обратной связи могут превышать значения, соответствующие персональному порогу адаптации или иметь формы, небезопасные для человека, т.е. создавать человеку экстремальные условия жизни.
К самым опасным явлениям применяют термин «чрезвычайная ситуация».
Для каждого конкретного человека эти цели определяются по-другому, но в контексте с каждой вышеприведенного списка (вне безопасности общества не существует безопасности личности):
выбор адаптированной социальной среды и масштаба, уровня социальных приоритетов (даю без комментариев, но они есть);
выбор ролевого поведения, минимизирующего возможность вовлечения в криминальные ситуации и ущерб от непреднамеренного попадания в них;
недопущение действий по созданию и попаданию в аварии и катастрофы, готовность к действиям при возникновении экстремальных ситуаций;
поведение, исключающее бытовой и производственный травматизм;
учет и снижение факторов, ухудшающих экологическую обстановку;
образ жизни, направленный на сохранение здоровья и работоспособности и др.
Для достижения этих целей каждому человеку необходимо решать три задачи:
1. Идентификация опасности, то есть распознавание опасности по ее признакам, определение ее характера, направления действия и степени воздействия.
2. Защита (уклонение) от опасности, то есть принятие мер по минимизации ущерба путем выполнения адекватных степени опасности мер, зависящих от фазы, когда опасность была идентифицирована.
3. Ликвидация отрицательных последствий воздействия опасных факторов.
Безопасность личности — формирование комплекса правовых и нравственных норм, общественных институтов и организаций, которые позволяют ей развивать и реализовывать социально значимые способности и потребности, не испытывая противодействия государства и общества.
Человеку во Вселенной всегда угрожают какие-либо опасности. В пространстве и времени опасности угрожают не только человеку, но и обществу, государству и в целом всему живому и неживому миру. Поэтому защита от опасностей была всегда, является сегодня и останется в будущем актуальной задачей каждой отдельной личности, государства общества. К сожалению, но естественно, нельзя обеспечить абсолютную безопасность для личности, обществу и государству.
Существуют разные определения безопасности. С естественнонаучной и технической точек зрения под «безопасностью» понимают такой уровень опасности, с которым на данном этапе развития человечества можно смириться. С этой точки зрения: безопасность – это приемлемый риск. Чтобы его достичь, необходима выработка идеологии безопасности, формирование соответствующего уровня мышления и поведения человека и общества в целом. Именно этими проблемами и занимается научное направление безопасность жизнедеятельности.
2.2. Значение человеческого фактора в системе безопасности.
Одна из первых попыток раскрыть содержание понятия «Человеческие факторы» была предпринята в 1930 советским учёным Н. М. Добротворским (Н.М. Добротворский имевший специальность психиатра, в1927 году получил еще звание летчика-наблюдателя. Лаборатория разработала инструкции по медицинскому освидетельствованию летчиков. В 1930 году Н.М. Добротворский издал первое отечественное руководство по авиационной медицине v монографию 'Летный труд', которая долгое время служила основным руководством для авиационных врачей, а по некоторым вопросам и для авиационных инженеров), хотя сам термин был сформулирован позднее как результат перевода и сокращения выражения «human factors engineering» (буквально — техника человеческих факторов), используемого в США для обозначения как отрасли знаний, так и процесса проектирования систем «человек — машина» с целью обеспечения эффективности, надёжности и безопасности деятельности человека (группы людей). В 1957 в США было образовано Общество человеческих факторов, в 1958 началось издание журнала «Человеческие факторы». В европейских странах, в том числе в СССР, для обозначения специальной области знания и сферы профессиональной деятельности, аналогичной той, которую в США называют «Человеческие факторы», принят термин «эргономика».
Многие опасности и чрезвычайные ситуации порождены самим человеком. Особенно это касается техносферы и той части биосферы, которую человек «отнял» у биосферы.
Возникновение опасностей во многих случаях связано как с наличием неисправностей в технических устройствах, так и с неправильными действиями человека при их использовании.
Энергетические уровни техногенных опасностей существенно возросли в XX столетии, когда человек получил в своё распоряжение мощную технику (слайд 9), огромные запасы углеводородного сырья, химических и бактериологических веществ. В итоге история человечества породила очередной парадокс - в течение многих столетий люди совершенствовали технику, чтобы обезопасить себя от естественных опасностей, а в результате пришли к наивысшим техногенным опасностям, связанным с производством и использованием техники и технологий.
Антропогенные опасности в XX столетии также неуклонно нарастали и продолжают нарастать. Ошибки, допускаемые человеком, реализуются при проектировании и производстве технических систем, при их обслуживании (ремонт, монтаж, контроль), при неправильном выполнении обслуживаемым персоналом (операторами) процедур управления, при неправильной организации рабочего места оператора, при высокой психологической нагрузке на операторов технических систем, их недостаточной подготовленности и натренированности к выполнению поставленных задач. Статистика свидетельствует, что неблагоприятные психологические качества человека все чаще становятся причиной несчастных случаев, достигая на отдельных производствах 40% от общего комплекса причин.
Человеческий фактор все чаще становится определяющим при возникновении аварий в технических системах. Тревожной информация стала в конце ХХ века:
по данным ИКАО (Международная организация гражданской авиации (ИКАО от англ. ICAO — International Civil Aviation Organization) — учреждение ООН, устанавливающее международные нормы гражданской авиации и координирующее её развитие с целью повышения безопасности и эффективности) в 1985-1990 г.г. около 80% авиакатастроф были связаны с ошибочными действиями экипажей авиалайнеров;
60-80% случаев ДТП возникало из-за ошибок водителей автомобилей;
свыше 60% аварий на объектах с повышенным риском происходило из-за ошибок персонала.
Анализ данных о гибели людей свидетельствует, что человеческий фактор во многом влияет на возникновение негативных событий и в быту. По статистике:
утопленники ежегодно составляют до 8% от общего числа погибших людей;
самоубийцы - 19% (в 1996 г. в России число самоубийц составило 57812 человек);
лица, неосторожно обращающиеся с оружием - 0,26%.
Нарастает роль антропогенных опасностей и в социальной среде. Одной из наиболее распространенных опасностей становится ВИЧ-инфицированные. В 1999 году от СПИДа на планете умерло 3 миллиона человек, а число ВИЧ-инфицированных достигло 33,5 млн человек. В России численность ВИЧ-инфицированных (зарегистрированных) к октябрю 2000 года составило 56 тысяч человек, а прирост их численности достигает около 10 тысяч человек в год.
Серьёзную опасность для человека представляет потребление алкоголя.
Высокими темпами нарастает потребление наркотиков. К середине 2001 г. в России зарегистрировано 269 тысяч наркоманов (лишь малая доля лиц, потребляющих наркотики).
Являясь объектом безопасности, человек как личность играет активную роль в обеспечении защиты от опасностей, т.е. в обеспечении безопасности. Личность является субъектом безопасности.
Наряду с государством и обществом, личность должна активно участвовать:
в борьбе с источниками возникновения опасностей, предупреждении чрезвычайных ситуаций;
в минимизации негативных возникших угроз, ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий.
Во Всеобщей декларации прав человека, принятой и провозглашенной резолюцией Генеральной Ассамблеи от 10 декабря 1948 года № 217 А (III) указывается: «Статья 29. 1. Каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности».