ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.09.2024

Просмотров: 109

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Высшее театральное училище (институт) им. М.С.Щепкина при государственном академическом малом театре российской федерации

II. Учебно-материальное обеспечение:

III. Расчет учебного времени:

IV. Литература для самостоятельной работы обучающихся

2. Законодательные и нормативные документы:

3. Рекомендуемая литература (дополнительная)

Методические основы

Введение

«Место курса «Безопасность жизнедеятельности» (бжд) в профессиональной подготовке»

1.1. Цель и задачи учебного курса «Безопасность жизнедеятельности» (бжд).

1.1.1. Основные требования гос

1.1.2. Основная цель курса «Безопасность жизнедеятельности»

1.1.3. Основные задачи курса бжд

1.1.4. Место курса в профессиональной подготовке выпускника

1.1.5. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

1.2. Организация учебного процесса и порядок изучения дисциплины бжд

«Особенности современного комплекса проблем безопасности»

2.1. Общие сведения об опасностях для личности, общества и государства.

2.2. Значение человеческого фактора в системе безопасности.

2.3. Роль курса бжд в формировании культуры личности безопасного типа.

Заключение

Тема 1. Глобальные угрозы от жизнедеятельности - новая эпоха

Тема 2. Безопасность и жизнедеятельность

Тема 3. Безопасность жизнедеятельности на национальном уровне

1.1.2. Основная цель курса «Безопасность жизнедеятельности»

Актуальность введения курса БЖД в вузах Российской Федерации обоснована наличием проблемы, заключающейся в необходимости преодоления противоречий между имеющимся и прогнозируемым уровнем угроз среде обитания и развитию цивилизации и недостаточным современным уровнем обеспечения их безопасности.

Сегодняшняя статистика аварий, катастроф и эпидемий делает очевидным большинству граждан тот факт, что количество и масштабы угроз человеку непрерывно возрастают в результате преобразовательной деятельности людей. Возникшие новые опасности достигли уровня, угрожающего даже существованию жизни на Земле. Однако большая часть населения России, озабоченная привычными будничными бытовыми или служебно-производственными делами, надеется, что имеющиеся опасности обойдут ее стороной и не желает активно участвовать в устранении противоречия между имеющимся и требуемым уровнем обеспечения безопасности. Надеются «на авось» и многие руководители органов управления и организаций, непосредственно ответственные за поддержание систем обеспечения безопасности на уровне равном или превышающем уровень опасности.

В создавшихся условиях благоприятный выход по преодолению возникших противоречий заключается в переходе от прежней культуры безопасности, сформированной на основе готовности к ликвидации уже возникших угроз, к новой культуре безопасности, формируемой на основе готовности к реагированию и эффективного предотвращения опасностей. Для этого необходимо максимально знать широкий спектр источников опасностей, риски их возникновения и перечень возможных последствий. Это станет основой для определения состава мер защиты, а также – для определения состава сил и средств, необходимых для реализации этих мер.

Основным путем внедрения современной культуры безопасности должно стать обучение всех категорий населения, включая изучение дисциплины БЖД, введенной в российских вузах с 1995 г. За это время в содержании дисциплины БЖД определены разделы, относящиеся к охране труда, к защите окружающей среды и к безопасности учреждений и предприятий в чрезвычайных ситуациях.

Исходя из сказанного, актуальность введения курса БЖД в театральных вузах Российской Федерации также обоснована наличием проблемы, заключающейся в необходимости преодоления противоречий между имеющимся и прогнозируемым уровнем угроз театральной среде и недостаточным современным уровнем обеспечения безопасности театра. Нами выделены объект и предмет изучения дисциплины.


Объект изучения БЖД в театральных вузах – состояние защищенности систе­мы «человек – театральная среда» от внутренних и внешних угроз.

Предметом изучения БЖД в театральных вузах – совокупность мер обеспечения безопасности системы «человек – театральная среда» как элемента системы «человек – среда обитания».

Основной целью дисциплины «БЖД» для специальностей «Театральное искусство» и «Актерское искусство», согласно Примерной программы дисциплины, рекомендованной Учебно-методическим объединением по образованию в области театрального искусства и утвержденной Департаментом содержания высшего профессионального образования Минобрнауки России, является формирование у студентов театральных вузов представлений о неразрывном единстве эффективной профессиональной деятельности с требованиями к безопасности человека. Реализация этих требований гарантирует сохранение работоспособности и здоровья человека, готовит его к действиям в условиях опасности

Достижение этой цели позволит утверждению в театральных коллективах современной культуры безопасности, отвечающей современным особенностям обеспечения безопасности театральной деятельности.


1.1.3. Основные задачи курса бжд

В интересах достижения целей дисциплины БЖД сформулированы задачи этой дисциплины.

Согласно Примерной программы дисциплины БЖД, основная задача дисциплины - вооружить обучаемых теоретическими знаниями и практическими навыками, необходимыми для:

создания комфортного (нормативного) состояния среды обитания в зонах трудовой деятельности и отдыха человека;

идентификации негативных воздействий среды обитания естественного, техногенного и антропогенного происхождения;

реализации мер защиты человека и среды обитания от негативных воздействий;

обеспечения устойчивости функционирования организаций культуры и искусств в обычных условиях и при чрезвычайных ситуациях;

принятие решений по защите персонала и населения от возможных воздействий аварий, катастроф, стихийных бедствий и применения современных средств поражения, а также принятия мер по ликвидации их последствий;

прогнозирования развития негативных воздействий и оценки последствий их действия.

Методы, используемые при изучении и выявлении закономерностей во взаимосвязях человека и его деятельности с окружающей средой разнообразны от математических анализов и моделирования до социальных опросов и анкетирования.

1.1.4. Место курса в профессиональной подготовке выпускника

Наряду с другими дисциплинами курс «Безопасность жизнедеятельности» ориентирован на повышение гуманистической составляющей при подготовке специалистов в области театрального искусства.

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования в области культуры и искусства (специальность: 050100 «Актерское искусство») включает учебную дисциплину «Безопасность жизнедеятельности» в состав федеральной компоненты блока общепрофессиональных дисциплин, наравне с «Историей театра», «Сценической речью», «Пластическим воспитанием», «Организация театрального дела в России» и «Гримом». Указанный ФГОС определяет основное содержание дисциплины БЖД:

1) Современный комплекс проблем безопасности. Человек и среда обитания. Защита населения в чрезвычайных ситуациях;

2) Безопасность в организациях культуры и искусства;

3) Правила техники безопасности. Ответственность работника за их соблюдение. Инструктаж по технике безопасности;


4) Должностные лица, ответственные за технику безопасности, их обязанности;

5) Требования безопасности к техническому и санитарному оснащению театров, концертных залов, цирков, кино- и телестудий;

6) Требования безопасности и санитарные требования к декорационным конструкциям, сценическим костюмам, реквизиту, пастижерным изделиям;

7) Трюковые сцены (номера), сцены боя и ответственность за безопасность. Условия безопасности при использовании животных;

8) Расследование несчастных случаев. Последствия несчастных случаев для работника. Страхование. Социальное обеспечение;

9) Противопожарная защита.

1.1.5. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Содержание дисциплины определено Примерной программой дисциплины БЖД, в которой учитывались требования Постановления Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2000 г. № 841, приказа МЧС России и Минобразования России от 16 мая 2000 г. № 1435/266, указаний Минобразования России «Об изучении БЖД в вузах» от 4 сентября 2000 г. № 38-55-40/38-02», предложениями Всероссийской научно-практической конференции «Преподавание дисциплины БЖД в вузах культуры и искусства» 2000 г., а также положения следующих методических документов:

примерной программы «Безопасность жизнедеятельности» Минобразования России для всех направлений и специальностей высшего профессионального образования (2000 г.);

примерной программы дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» для специальностей высшего профессионального образования Минкультуры России (2002 г.).

В Примерной программой дисциплины БЖД в ходе занятий рассматриваются:

современное состояние и негативные факторы среды обитания;

принципы обеспечения безопасности взаимодействия человека со средой обитания;

рациональные условия жизнедеятельности;

последствия воздействия на человека травмирующих, вредных и поражающих факторов;

принципы их идентификации; средства и методы повышения безопасности,

экологичности и устойчивости организаций культуры и искусств в чрезвычайных ситуациях;

прогнозирование чрезвычайных ситуаций;

разработка мероприятий по защите населения и персонала организаций культуры и искусств в чрезвычайных ситуациях, в том числе и в условиях ведения военных действий;


ликвидация последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий;

правовые, нормативно-технические, санитарные и организационные основы безопасности жизнедеятельности.

В результате изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» специалист должен знать:

теоретические основы безопасности жизнедеятельности в системе «человек - среда обитания»;

правовые, нормативно-технические и организационные основы безопасности жизнедеятельности;

рациональные условия деятельности;

последствия воздействия на человека травмирующих, вредных и поражающих факторов;

идентификацию травмирующих, вредных и поражающих факторов чрезвычайных ситуаций;

средства и методы повышения безопасности, экологичности и устойчивости организаций культуры и искусств;

методы прогнозирования чрезвычайных ситуаций.

Специалист должен уметь:

проводить контроль параметров и уровня негативных воздействий на их соответствие нормативным требованиям;

эффективно применять средства защиты от негативных воздействий;

разрабатывать мероприятия по повышению безопасности производственной деятельности;

планировать мероприятия по защите персонала и населения в чрезвычайных ситуациях и при необходимости принимать участие в проведении спасательных и других неотложных работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

уметь оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим.