ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.09.2024

Просмотров: 124

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Высшее театральное училище (институт) им. М.С.Щепкина при государственном академическом малом театре российской федерации

II. Учебно-материальное обеспечение:

III. Расчет учебного времени:

IV. Литература для самостоятельной работы обучающихся

2. Законодательные и нормативные документы:

3. Рекомендуемая литература (дополнительная)

Методические основы

Введение

«Место курса «Безопасность жизнедеятельности» (бжд) в профессиональной подготовке»

1.1. Цель и задачи учебного курса «Безопасность жизнедеятельности» (бжд).

1.1.1. Основные требования гос

1.1.2. Основная цель курса «Безопасность жизнедеятельности»

1.1.3. Основные задачи курса бжд

1.1.4. Место курса в профессиональной подготовке выпускника

1.1.5. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

1.2. Организация учебного процесса и порядок изучения дисциплины бжд

«Особенности современного комплекса проблем безопасности»

2.1. Общие сведения об опасностях для личности, общества и государства.

2.2. Значение человеческого фактора в системе безопасности.

2.3. Роль курса бжд в формировании культуры личности безопасного типа.

Заключение

Тема 1. Глобальные угрозы от жизнедеятельности - новая эпоха

Тема 2. Безопасность и жизнедеятельность

Тема 3. Безопасность жизнедеятельности на национальном уровне

Методические основы

Актуальность темы лекции обусловлена наличием проблем формирования у студентов вузов театрального искусства представлений о неразрывном единстве эффективной профессиональной деятельности с требованиями к безопасности человека. Решение этих проблем гарантирует сохранение работоспособности и здоровья человека, готовит его к действиям в условиях опасности.

Степень разработанности проблемы лекции Разработанность проблемы обеспечения безопасности в сфере театрального искусства слабо отражена в содержании современных нормативных правовых, нормативно-технических документов, исторических книгах, научной литературе и других источниках.

Нормативные правовые и нормативно-технические документы в основном включают общий перечень, не направленный специально на театральную деятельность. Среди этого перечня необходимо выделить Конституцию Российской Федерации, Федеральные конституционные законы «О чрезвычайном положении» и «О военном положении», Федеральные законы «О защите населения территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О пожарной безопасности», «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», «О гражданской обороне», «Об обороне», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и др., Закон Российской Федерации «О безопасности», Стратегию национальной безопасности Российской Федерации, утвержденную Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г., национальные стандарты, своды правил, ГОСТы, СНиПы и др.

В сфере искусства в разное время были приняты Постановление Правительства Российской Федерации от 25 марта 1999 г. № 329 (в редакции от 23 декабря 2002 г. № 919) «О государственной поддержке театрального искусства в Российской Федерации», включающее «Положение о театре в Российской Федерации», «Правила техники безопасности и производственной санитарии в театрах», утвержденные Президиумом ЦК профсоюза работников культуры и Министерством культуры СССР 30 августа 1965 г., Правила техники безопасности для театров и концертных залов, утвержденные Министерством культуры СССР 23 мая 1979 года, Правила охраны труда в театрах и концертных залах, утвержденные приказом Министерства культуры Российской Федерации от 6 января 1998 г. № 2 и др. Для цирковой деятельности можно отметить довоенное постановление Народного комиссариата труда СССР от 5 июля 1929 г. № 15, утвердившее «Правила об охране труда работников цирка».Большой объем информации в сфере БЖД можно получить в Интернете, но можно утверждать, что эта информация не полностью систематизирована, тем более – в сфере театрального искусства. Кроме того, информация в Интернете зачастую имеет просто повествовательный вид, без ссылок на использованные источники, что отражает спорный характер этой информации или ее недостаточную достоверность.


Фундаментальные научные труды по проблематике обеспечения безопасности в сфере театрального искусства практически отсутствуют.

Содержание имеющихся научных, учебных, документальных и справочных источников определило объект, предмет, цель и задачи лекции.

Объект изучения – Общие сведения о курсе «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД) в профессиональной подготовке по направлению (специальности) ФГОС 050100 «Актерское искусство», особенностях современного комплекса проблем безопасности.

Предмет изучения – тематическое содержание курса БЖД по направлению (специальности) ФГОС 050100 «Актерское искусство», состав современного комплекса проблем безопасности.

Цель лекции состоит в формировании знаний о курсе БЖД для направления (специальности) ФГОС 050100 «Актерское искусство», общем составе современного комплекса проблем безопасности.

В интересах достижения поставленной цели сформулированы задачи лекции:

1) формирование представлений о целях и задачи учебного курса БЖД;

2) формирование знаний об организация учебного процесса и порядке изучения курса БЖД со студентами ВТУ(И) им. М.С.Щепкина;

3) совершенствование знаний об опасностях для личности, общества и государства, значении человеческого фактора в системе безопасности;

4) формирование знаний о роли курса БЖД в формировании культуры личности безопасного типа.

Методологические основы. Методологической основой лекции явились методы устного изложения, анализа и синтеза и др.

Основные результаты, ожидаемые при проведении лекции:

1. Повышение уровня представлений об обеспечении безопасности в сфере театрального искусства.

2. Сформированные представления об целях и задачи учебного курса БЖД.

3. Сформированные знания о порядке изучения курса БЖД со студентами ВТУ(И) им. М.С.Щепкина в 2012/2013 учебном году, о роли курса БЖД в формировании культуры личности безопасного типа.

4. Совершенствованные знания об опасностях для личности, общества и государства, значении человеческого фактора в системе безопасности.

5. Мотивация к самостоятельному изучению вопросов безопасности жизнедеятельности в сфере театрального искусства.

Структура лекции: введение, основная часть из двух вопросов и заключение.



Введение

Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД) введена в сферу высшего образования в Российской Федерации по результатам оценки современного роста масштабов угроз жизнедеятельности человека и его среде обитания. Многие угрозы порождены собственной опасной деятельностью человека.

Для сохранения человеческой цивилизации, создания адекватных систем безопасности, у всех слоев населения необходимо сформировать знания об опасностях, их развитии и способах защиты. Это относится ко всем сферам человеческой деятельности, включая и сферу искусства. Адекватная защита требуется и в области обеспечения безопасности театров и охраны труда в театрах и концертных залах.

Достижение современного уровня личной безопасности и охраны театрального труда творческих театральных коллективов и производственного персонала театров требует вооружить обучаемых теоретическими знаниями и практическими навыками, необходимыми для:

создания комфортного (нормативного) состояния среды обитания в зонах трудовой деятельности и отдыха человека;

идентификации негативных воздействий среды обитания естественного, техногенного и антропогенного происхождения;

реализации мер защиты человека и среды обитания от негативных воздействий;

обеспечения устойчивости функционирования организаций культуры и искусств в штатных и чрезвычайных ситуациях;

принятие решений по защите персонала и населения от возможных воздействий аварий, катастроф, стихийных бедствий и применения современных средств поражения, а также принятия мер по ликвидации их последствий;

прогнозирования развития негативных воздействий и оценки последствий их действия и др.

Подготовка студентов театральных вузов осуществляется в соответствии с существующими государственными требованиями.

Все государственные и большинство негосударственных высших образовательных учреждений в Российской Федерации руководствуются государственными образовательными стандартами. Эти стандарты в данный момент разработаны по направлениям:

физико-математические науки;

естественные науки;

гуманитарные науки;

социальные науки;

образование и педагогика;

здравоохранение;


культура и искусство;

экономика и управление;

информационная безопасность;

сфера обслуживания;

сельское и рыбное хозяйство;

геодезия и землеустройство;

геология, разведка и разработка полезных ископаемых;

энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника;

металлургия, машиностроение и материалообработка;

авиационная и ракетно-космическая техника;

оружие и системы вооружения;

морская техника;

транспортные средства;

приборостроение и оптотехника;

электронная техника, радиотехника и связь;

автоматика и управление;

информатика и вычислительная техника;

химические и биотехнологии;

воспроизводство и переработка лесных ресурсов;

технология продовольственных продуктов и потребительских товаров;

архитектура и строительство;

безопасность жизнедеятельности, природообустройство и защита окружающей среды.

Они периодически обновляются.

11 августа 2003 был зарегистрирован Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования в области культуры и искусства (ГОС), включающий специальность 050100 «Актерское искусство» и квалификации:

артист драматического театра и кино;

артист музыкального театра;

артист театра кукол;

артист эстрады.

Разработчиками настоящей программы учитывались требования Постановления Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2000 г. № 841 «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны», приказа МЧС России и Минобразования России от 16 мая 2000 г. № 1435/266, указаний Минобразования России «Об изучении БЖД в вузах» от 4 сентября 2000 г. № 38-55-40/38-02», предложениями Всероссийской научно-практической конференции «Преподавание дисциплины БЖД в вузах культуры и искусства» 2000 г., а также использовались следующие методические документы:

примерная программа «Безопасность жизнедеятельности» Минобразования России для всех направлений и специальностей высшего профессионального образования (2000 г.);

примерная программа дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» для специальностей высшего профессионального образования Минкультуры России (2002).