Файл: osipova_a_a_obshaya_psihokorrekciya.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.09.2024

Просмотров: 1225

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Осипова а.А. Общая психокоррекция. Учебное пособие. М.: сфера, 2002 г. 510 с.

Раздел I. Введение в практическую психокоррекцию

Глава 1. Психологическая коррекция как сфера деятельности практического психолога

§ 1. Психологическая коррекция и ее виды

§ 2. Основные принципы, цели и задачи психокоррекционной

§ 3. Требования, предъявляемые к психологу, осуществляющему психокоррекционные мероприятия

Глава 2. Особенности составления психокоррекционных программ

§ 1. Принципы составления и основные виды психокоррекционных программ

§ 2. Оценка эффективности психокоррекционных

Раздел II. Основные направления в зарубежной психокоррекционной практике

Глава 1. Психодинамическое направление

§ 1 Коррекционные воздействия в классическом

§ 2. Аналитическая индивидуальная психокоррекция а.

§ 3. Клиент-центрированный подход к. Роджерса

§ 4. Логотерапия

§ 5. Экзистенциальное направление

Глава 2. Поведенческое направление

Глава 3. Когнитивное направление

§ 1. Особенности когнитивной психокоррекции

§ 2. Рационально-эмотивная терапия (рэт) а. Эллиса

§ 3. Когнитивный подход а. Бека

§ 4. Реальностная терапия у. Глассера

Глава 4. Трансактный анализ

§ 1. Трансактный анализ э. Берна

Глава 5. Гештальттерапия ф. Перлза

Раздел III. Методы практической коррекции

Глава 1. Игротерапия

§ 1. Общая характеристика метода

§ 2. Основные виды и формы игротерапии

§ 3. Игровая комната и ее оснащение

§ 4. Требования, предъявляемые к психологу-игротерапевту

Глава 2. Арттерапия

§ 1. Общая характеристика метода

§ 2. Музыкотерапия

§ 3. Библиотерапия

§ 4. Танцевальная терапия

§ 5. Проективный рисунок

§ 6. Сочинение историй

§ 7. Сказкотерапия

§ 8. Куклотерапия

Глава 3. Психогимнастика

Глава 4. Методы поведенческой коррекции

§ 1. Метод систематической десенсибилизации и

§ 2. Иммерсионные методы

§ 3. Методы, основанные на принципе биологической

§ 4. "Жетонный" метод

§ 5. Метод морита

§ 6. Холдинг

§ 7. Имаго-метод

Глава 5. Психодрама

§ 1. Описание метода

§ 2. Формы и виды психодрамы

§ 3. Методики психодрамы

3. Дублирование (множественное дублирование).

Раздел IV. Индивидуальная и групповая психокоррекция

Глава 1. Индивидуальная психокоррекция

§ 1. Показания к индивидуальной психокоррекции

§ 2. Психологические особенности индивидуальной

Глава 2. Групповая психокоррекция

§ 1. Специфика групповой формы психокоррекции

§ 2. Особенности комплектования группы

§ 3. Групповая динамика

§ 4. Руководство психокоррекционной группой

Глава 3. Виды коррекционных групп

§ 1. Тренинговые группы и социально-психологический

§ 2. Группы встреч

§ 3. Гештальт-группы

Часть 1. Начало фраз: "я должен..." продолжить, добавив окончание. Заменить начало фразы "я должен..." на "я предпочитаю..." (а окончания фраз оставить прежними).

Часть 2. Начало фраз: "я не могу...". Замена - "я не хочу...".

Часть 3. Начало фраз: "Мне надо...". Замена - "я хочу...". Часть 4. Начало фраз: "я боюсь, что...". Замена - "я хотел бы...".

§ 4. Группы умений

§ 5. Телесно-ориентированные группы

Глава 4. Групповая дискуссия как метод групповой

Раздел V. Психокоррекция детско-родительских и

Глава 1. Психокоррекция семейных отношений

§ 1. Семья как объект психокоррекционного воздействия

§ 2. Методики коррекции детско-родительских и семейных

Каждая психокоррекционная группа устанавливает свои нормы поведения, но в каждой из них обычно поощряется эмпатия, правдивость, теплота и открытость.

Подчинение перечисленным нормам не является обязательным, но от их соблюдения или несоблюдения зависит эффективность работы психокоррекционной группы. Во многом выполнение норм поведения зависит от информированности и сплоченности группы. Имеются наблюдения, свидетельствующие о том, что в гомогенных группах подчинение нормам более выражено, чем в гетерогенных.

Нормы могут задаваться руководителем группы (общие принципы и правила проведения групповой работы) или вырабатываться самой группой (ритуалы встреч и прощаний, девиз группы и т.д.).

Нормы группы представляют собой совокупность неписаных правил, влияющих на отношение и поведение членов группы, частично затрагивающих даже внегрупповые связи. Индивид, не принимающий групповые нормы, оказывается в позиции девианта, которого группа вначале пытается подчинить нормам, а в случае неудачи - исключает из своей среды, объединяясь против него. К психокоррекционным нормам относятся: проявление эмоций, рассказ о своих проблемах, акцептация, толерантность по отношению к другим, активность в различных групповых дискуссиях и т.д. Иногда в группе складываются антикоррекционные нормы: утаивание истинных чувств, создание подгрупп, эротических пар, наигранные преувеличения чувств, табу на выражение агрессивных чувств к руководителю или на сексуальные темы, псевдокоррекционный поиск сексуальных мотивов каждого поступка.

Ведущий группы с самого начала знакомит участников с принципами работы, следование которым отвечает психокоррекционным

311

задачам. Он стремится к тому, чтобы эти принципы последовательно осуществлялись клиентами, превращаясь в нормы группы, психокоррекционные нормы. Реализация этих принципов-норм необходима для защиты участников от негативного группового опыта, возможных травматических переживаний. К принципам-нормам относятся следующие:

1. Откровенность и искренность. В группе необходимо быть искренним и не скрывать своих чувств, даже если они кажутся "неприличными". Если клиент испытывает симпатию или, наоборот, неприязненное чувство к какому-нибудь участнику группы, надо сказать об этом. Нельзя говорить неправду. Если кто-нибудь не хочет о чем-то говорить, то ему следует просто отказаться от высказывания.


2. Отказ от использования "ярлыков". Участники группы должны стремиться к пониманию, а не к оценке. Оценки - это ярлыки, которыми мы обозначаем человека в целом. Вместо того чтобы глобально оценивать личность человека, лучше говорить об отдельных ее аспектах, о поведении. Тогда можно избежать оскорблений и унижения достоинства другого человека. Не одно и то же назвать человека дураком и сказать, что он поступил неразумно. "Эгоист", "маменькин сынок", "подкаблучник", "размазня", "кисейная барышня" - все это ярлыки, и они не способствуют лучшему самопониманию, но вызывают у членов группы чувство обиды, оскорбленного самолюбия и желание дистанцироваться от группы.

3. Конструктивная обратная связь выражается в передаче своих чувств, даже негативных. Например: "Я увидел тебя в новом свете ,и мне это было неприятно"; "Я испытываю сильное раздражение, когда ты с таким пренебрежением говоришь о товарищах по работе".

4. Контроль поведения. Этот принцип выражается в формулах: "Обо всем можно говорить, но не все можно делать"; "Нельзя бесконтрольно проявлять свои эмоции, прежде всего агрессивные и сексуальные". Во время специальных групповых занятий иногда позволяется или поощряется реализация своих чувств, но только при условии контроля. Например: отреагирование аффектов в психодраматической сцене; пантомимическое выражение желаний и чувств в психогимнастике; выражение подавляемых чувств при помощи приемов, практикуемых в энкаутергруппах (нанесение ударов кулаками по подушке, заменяющей человека, спровоцировавшего

312 агрессию, поглаживание и укачивание члена группы, который нуждается в жалости и утешении, и т.п.).

5. Ответственность. Каждый участник группы берет на себя ответственность за других членов группы. Он принимает обязательство не пропускать занятия и не бросать группу. Но если напряжение станет невыносимым и желание покинуть группу перевесит желание освободиться от своих проблем, то участник группы должен сообщить о своем решении, а не исчезать без предупреждения.

6. Правило "Стоп". Каждый участник имеет право без каких-либо объяснений остановить любой разговор, касающийся его личности. Остальные члены группы обязаны уважительно отнестись к его просьбе. Это право дает участникам уверенность и чувство самозащиты против давления группы. Обладание этим правом приводит к тому, что к нему прибегают очень редко.

7. Соблюдение конфиденциальности. Это требование невынесения за пределы группы информации интимного характера. В аналитически-ориентированных группах это правило формулируется еще более определенно:


· члены группы обязаны молчать обо всем, что происходит в группе;

· не должны обсуждать за пределами группы то, что происходит внутри.

8. Толерантность. Клиенты должны с терпимостью относиться ко всем откровенным суждениям других участников группы, хотя содержание этих суждений может не соответствовать их собственным убеждениям и их собствен ной морали. Каждая группа может вырабатывать и другие нормы, специфичные для нее.

Процессы групповой динамики можно стимулировать, используя разнообразные технические приемы с целью разнообразия групповой деятельности; устраняя первичную неуверенность членов группы предоставлением ясной, четкой, точной информации; указывая на совпадение групповой активности с мотивами прихода в группу каждого из его членов.

313 Структура группы и лидерства, групповые роли

Структура группы, с одной стороны, чисто формальная (тренер и клиенты), с другой - неформальная, т.е. формируемая интерперсональным взаимодействием людей. Структура группы связана с теми ролями, которые выполняют ее

313

участники, а также тем социометрическим статусом, которым они обладают. По мере развития группы и группового взаимодействия ролевая и статусная структуры могут измениться.

Роли - это поведение, принятое членами группы и рассматриваемое ими как соответствующее групповым интересам.

Опираясь на собственный опыт, каждый человек приходит в психокоррекционную группу с уже определенным настроем на ту роль, которую он будет в ней играть. Роль клиента в группе чаще всего отличается от той, которую он играет вне группы. Например, вне группы клиент - ответственный работник, руководитель, глава семьи, а группа определяет ему роль, не связанную с лидерством. Это требует от клиента психологической перестройки, понимания необходимости новой роли, а при ее принятии -гибкости в ролевой тактике.

Потребность в той или иной роли появляется в процессе формирования межличностных отношений, особенно при возникновении в группе острых ситуаций и конфликтов. Уже в самом начале формирования группы в ней обязательно появляются определенные персонажи.

Обычно наиболее типичные роли отличаются своей полярностью, они как бы противопоставлены друг другу: гнев - любовь, сила - слабость.

Принятая каждым клиентом новая роль помогает психо-коррекционной группе выполнять свои основные задачи. Эффективная группа нуждается в равновесии положительного и отрицательного. Поддерживающая корригирующая функция группы включает в себя не только дружеские, но и недружеские действия, не только согласие, но и несогласие. Чем более гибкими, пластичными будут участники группы в своих ролях, тем более эффективна будет группа в достижении своей конечной цели.


Групповые роли по Р. Шиндлеру

а - лидер, который импонирует группе, побуждает ее к действиям, составляет программу и придает отваги;

Р - эксперт, имеет нужные группе или уважаемые ею специальные знания, навыки или способности. Поведение его рационально, самокритично, нейтрально и безучастно;

V - преимущественно пассивные и легко приспосабливающиеся члены группы, старающиеся сохранить свою анонимность, большинство из них отождествляется с а;

314

5 - самый "далекий" член группы, отстает от нее в силу отличия от остальных или страха, иногда отождествляется и объединяется с противником, что провоцирует группу. Противник - символический представитель противоположной неприятельской группы или девиант.

В психокоррекционных группах стремятся распознать роли каждого участника, поскольку невротики в естественных группах часто неосознанно повторяют свои роли, их роли являются стереотипными, стойкими и мало адаптивными. Распознавание ролей в группе достигается посредством обсуждения, предоставления обратной связи и принятием противоположных ролей. С этой точки зрения задачи групповой психокоррекции можно сформулировать как расширение репертуара ролей. Необходимо научить индивида различным способам поведения, новым ролям, отличным от тех, к которым он привык. Однако саму возможность нового поведения в жизни за пределом психокоррекционной среды нужно оставить на собственное усмотрение клиента. Свобода выбора возникает у него тогда, когда он уже овладел новой ролью, когда она уже у него в репертуаре.

Исходя из данных социометрии, Д. Морено выделяет три основные роли лидера в группе:

1. Лидер по способности к руководству, который обычно характеризуется как спокойный, интеллигентный, рациональный, трудолюбивый, заслуживающий доверия, самоотверженный, активный, надежный.

2. Лидер по популярности, ими становятся люди общительные, веселые, увлекательные, мирные, сердечные.

3. "Черная овца" - человек, для остальных членов группы непривлекательный, равнодушный, несимпатичный и отрицательный.

315 Сплоченность группы

Групповая сплоченность является необходимым условием эффективности групповой психокоррекции. Она является аналогом психокоррекционных отношений "психолог - клиент" в индивидуальной психокоррекции и выражается в стремлении ее членов остаться в рамках группы, сохранить ее. Следствие сплоченности - особые отношения, которые складываются между членами группы, особая атмосфера, возникающая в ходе коррекционной деятельности. Существуют специальные технические приемы, направленные на


315

поддержание непосредственно сплоченности, например, организация пространственно тесного контактного расположения членов группы и т.д.

Среди факторов, содействующих сплоченности, наиболее часто отмечают следующие:

. Совпадение интересов участников группы - ожидание пользы от коррекционных занятий.

. Наличие симпатии между участниками группы.

. Наличие дружеской атмосферы в группе.

. Влияние групповой деятельности. С одной стороны, интересные увлекательные действия, а также совместно переживаемые позитивные эмоции, с другой - технические приемы, используемые психологом и направленные на усиление сплоченности (например, образование тесного круга, в котором все участники держатся за плечи и сосредоточиваются на чувстве близости; песни и танцы в этом круге и т.д.).

· Соперничество с другой группой. Сплоченность повышается самим фактом существования других групп, отличающихся и стилем поведения психолога, и групповой деятельностью, что сравнивается и обсуждается участниками разных групп.

· Присутствие в группе девианта. Возникновение сплоченности в группе имеет большое значение для психокоррекционного процесса. Между членами группы возникают искренние доверительные отношения. Очень важным следствием групповой сплоченности является возможность конструктивного проявления негативных чувств.

· Готовность членов группы поддерживать отношения и продолжать общение, даже при наличии конфликтной ситуации. Непроявляемая открыто, агрессивность мешает интерперсональному обучению. Клиент избегает общения с другим человеком, и поэтому трудно устранить возникающие враждебные чувства. Если же в группе существуют условия, позволяющие открыто разобрать конфликт, то эффективность психокоррекции резко повышается.

Сплоченная группа легко выражает негативное чувство по отношению к руководителю. Эти чувства закономерно возникают на первых фазах развития группы. Если группа не высказывает свои чувства открыто, то не складываются нормы, обеспечивающие открытость и искренность.

316 Групповое напряжение

Во время совместной деятельности члены группы могут противостоять друг другу во взглядах, отношениях и потребностях.

Необходимость приспособления к группе ограничивает потребности отдельных членов группы, расстраивает их планы. В результате появляется антипатия, неприязнь, агрессивность, конфликты между участниками группы, между группой и руководителем. Возникающее напряжение может быть проявлением протеста против авторитета, если руководитель действует директивно, и беспомощности и неуверенности, если руководитель уклоняется от роли лидера.