ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.09.2024
Просмотров: 1242
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Осипова а.А. Общая психокоррекция. Учебное пособие. М.: сфера, 2002 г. 510 с.
Раздел I. Введение в практическую психокоррекцию
Глава 1. Психологическая коррекция как сфера деятельности практического психолога
§ 1. Психологическая коррекция и ее виды
§ 2. Основные принципы, цели и задачи психокоррекционной
§ 3. Требования, предъявляемые к психологу, осуществляющему психокоррекционные мероприятия
Глава 2. Особенности составления психокоррекционных программ
§ 1. Принципы составления и основные виды психокоррекционных программ
§ 2. Оценка эффективности психокоррекционных
Раздел II. Основные направления в зарубежной психокоррекционной практике
Глава 1. Психодинамическое направление
§ 1 Коррекционные воздействия в классическом
§ 2. Аналитическая индивидуальная психокоррекция а.
§ 3. Клиент-центрированный подход к. Роджерса
§ 5. Экзистенциальное направление
Глава 2. Поведенческое направление
Глава 3. Когнитивное направление
§ 1. Особенности когнитивной психокоррекции
§ 2. Рационально-эмотивная терапия (рэт) а. Эллиса
§ 3. Когнитивный подход а. Бека
§ 4. Реальностная терапия у. Глассера
§ 1. Трансактный анализ э. Берна
Глава 5. Гештальттерапия ф. Перлза
Раздел III. Методы практической коррекции
§ 1. Общая характеристика метода
§ 2. Основные виды и формы игротерапии
§ 3. Игровая комната и ее оснащение
§ 4. Требования, предъявляемые к психологу-игротерапевту
§ 1. Общая характеристика метода
Глава 4. Методы поведенческой коррекции
§ 1. Метод систематической десенсибилизации и
§ 3. Методы, основанные на принципе биологической
3. Дублирование (множественное дублирование).
Раздел IV. Индивидуальная и групповая психокоррекция
Глава 1. Индивидуальная психокоррекция
§ 1. Показания к индивидуальной психокоррекции
§ 2. Психологические особенности индивидуальной
Глава 2. Групповая психокоррекция
§ 1. Специфика групповой формы психокоррекции
§ 2. Особенности комплектования группы
§ 4. Руководство психокоррекционной группой
Глава 3. Виды коррекционных групп
§ 1. Тренинговые группы и социально-психологический
Часть 2. Начало фраз: "я не могу...". Замена - "я не хочу...".
§ 5. Телесно-ориентированные группы
Глава 4. Групповая дискуссия как метод групповой
Раздел V. Психокоррекция детско-родительских и
Глава 1. Психокоррекция семейных отношений
1. Психотехнические игры, цель которых - снятие психической напряженности, развитие внутренних психических сил конкретного человека; среди основных типов психотехнических игр можно выделить:
· игры-релаксации,
· адаптационные игры,
· игры-формулы,
· игры-освобождения.
Регулярное выполнение каждым членом группы психотехнических игровых упражнений поможет ему правильно ориентироваться в собственных психических состояниях, адекватно оценивать и эффективно управлять собой.
2. Игровые методы разрешения конфликта. Эти методы основываются на всемерном развитии способности обучаемых рефлексии, т.е. воспроизведению в сознании мыслей и чувств партнеров по общению (хотя бы и конфликтному), а также эмпатии, представляющей из себя технику проникновения во внутренние переживания другого человека.
3. Игры-защиты от манипулирования. Для повседневной практики психолога неоценима роль игр, защищающих от манипулирования и развивающих интуицию.
4. Игры для развития интуиции.
5. Позиционные игры. Эффективно зарекомендовали себя позиционные игры, которые проводятся на основе концепции трансактного анализа Э. Берна. В ходе этих игр
каждый клиент учится занимать позицию, оптимальную для общения с партнером. Наиболее продуктивное обогащение возможно, если психолог в любом клиенте видит и признает субъекта общения. В этом случае он способен строить общение, используя параллельные трансакции - элементарное взаимодействие равных партнеров. Эти трансакции наиболее плодотворны в отличие от трансакций, провоцирующих обучаемых на сопротивление психолого-педагогическому воздействию.
6. Игры-коммуникации. Чтобы осуществить принцип горизонтального общения, необходимо: во-первых, мысленно ставить себя рядом с клиентом, а во-вторых, таким образом представлять идею, занимать такую позицию при
345
проведении занятий, чтобы не возвышаться над группой или отдельным человеком, не смотреть на него в момент общения "сверху вниз". Несоответствие позиций контакта предполагает и приверженность к определенному способу изложения материала, который на подсознательном уровне воспринимается аудиторией как средство для самовыражения и самоутверждения психолога, с одной стороны, и как недостаточное внимание к слушателям - с другой.
Используя монолог, трудно формировать аттракцию - это первое условие успешного вхождения в контакт и дальнейшего эффективного общения.
В целях проведения качественного и количественного замеров хода и итогов тренинга могут использоваться: самоотчеты участников тренинга (ощущение ими психологического комфорта и решение задач социально-психологического взаимодействия), экспертные оценки руководителей СПТ (оценка применимости отдельных методик тренинга).
346 Упражнения, используемые при проведении социально - психологического тренинга
1. "Представление". В начале работы группы участник оформляет карточку-визитку, где указывает свое тренинговое имя. При этом он вправе выбрать собственное имя, имя друга, знакомого, литературного героя и т.д. Имя пишется достаточно крупно и разборчиво, оно может быть оформлено в виде эмблемы. В дальнейшем участники обращаются друг к другу только по тренинговому имени. Ведущий дает 3-5 мин для того, чтобы участники сделали свои визитки, подготовились к взаимному представлению.
В ходе представления они объединяются в пары и каждый рассказывает о себе своему партнеру. В последующем каждый участник представляет своего партнера в группе, стараясь подчеркнуть его индивидуальность.
2. "Правила группы". Ведущий рассказывает о правилах группы, объясняя сущность таких принципов, как представление "Я" участника; открытая обратная связь; экспериментирование; принцип "здесь и теперь"; доверительность в общении.
3. "Список претензий". Предлагается проанализировать недовольство окружающими людьми. Для этого на листе бумаги составляется список людей из ближнего и отдаленного окружения (родители, жена, дети, друзья, сослуживцы, женщины, человечество и т.д.) и в их адрес излагаются конкретные претензии. На эту неприятную работу отводится 5-346
7 мин. Затем участники объединяются в микрогруппы (по 4- 5 человек) и обсуждают эти претензии, обращая внимание на сходство и различия. Обсуждение занимает до 15 мин.
4. "Тренинг саморегуляции". Первый этап занятия включает в себя упражнения на релаксацию - достижение измененного состояния осознания и визуализацию, направленную на развитие навыков создания мысленно-зрительных образов.
Ведущий задает определенный визуальный ряд: "Сосредоточьтесь на своем дыхании. Вообразите большой белый экран. Представьте на экране любой цветок. Уберите цветок с экрана, вместо него поместите на экран белую розу. Поменяйте белую розу на красную. Если возникли трудности, вообразите, что вы кисточкой покрасили розу в красный цвет. Уберите розу. Представьте комнату, в которой вы находитесь, всю ее
обстановку, мебель, цвет. Переверните картинку. Посмотрите на комнату с потолка. Если это трудно сделать, вообразите себя на потолке, смотрящего на комнату и всю обстановку сверху вниз. Теперь снова вообразите большой белый экран. Поместите фильтр перед источником света так, чтобы весь экран стал ярко-синим. Поменяйте синий цвет на красный. Сделайте экран зеленым. Представляйте любые цвета и изображения по своему упражнению".
После выполнения данных упражнений необходимо спокойным ровным голосом вернуть участников в обстановку "здесь и теперь", например, с помощью монотонного обратного отсчета: "После того как я просчитаю от 10 до 1, вы медленно, на вдохе, откроете глаза и вернетесь в эту комнату".
Далее участникам необходимо обменяться своими впечатлениями, из которых руководитель получит информацию о готовности группы к созданию зрительных образов. При необходимости упражнение по визуализации можно повторить. После этого повторно выполняется упражнение на релаксацию и по достижении необходимого его уровня происходит плавный переход к следующей части занятия.
Внешние признаки релаксации
· Расслабленные мышцы лица (воскообразное состояние).
· Отсутствие глотательного и моргательного рефлекса.
· Ровное глубокое брюшное или поверхностное грудное
· дыхание.
· Расслабленные кисти рук.
· Общее снижение мышечного тонуса.
347
На следующем этапе упражнения носят различный характер в зависимости от типа личности участников.
"Комплимент". Сидя в кругу, каждый участник должен посмотреть на партнера, сидящего слева, подумать о том, какая черта характера, привычка того ему нравится, и сказать ему об этом, т.е. сделать комплимент. Тот, кому сделан комплимент, должен как минимум поблагодарить. Если кто-то не готов, он может пропустить ход и сделать комплимент после других.
Цель- развитие умения видеть в любом человеке положительное.
"Выявление лидера". Это работа в парах. Каждый из участников группы должен выбрать одно из упражнений физической зарядки и выполнить. Задача состоит в том, чтобы, ориентируясь друг на друга, через минуту придти к единому упражнению.
Вывод: уяснив распределение социальных ролей, ориентируемся на них при дальнейшем проведении занятий. Кроме того, это упражнение разогревает и в определенной мере сплачивает группу на основе занятий единой деятельностью.
Тест-упражнение "Иллюзии социальной перцепции". Участникам предлагается ответить на следующие вопросы: "Каких качеств, необходимых для общения, не хватает, по вашему мнению, вам? Каких качеств, необходимых для общения, не хватает другим людям?"
Обсуждение: чаще всего оказывается, что в других не хватает мягкости, теплоты и доброты, а в себе твердости, настойчивости и т.д. Эффективно общаться можно, лишь обладая достаточными психолого-педагогическими знаниями и перестраиваясь с одной ролевой позиции на другую.
"Эмоциональная поддержка". Отдельные участники тренинга играют роль человека, испытывающего радость (выиграл крупную сумму денег, родился ребенок, получил резкое повышение и т.д.). Остальные молча, невербально должны поздравить его. Анализируется, кто больше всего вчувствовался в ситуацию.
Вывод: общение на эмоциональном уровне формирует специфические взаимоотношения, причины которых мало осознаются, а именно симпатию
(положительный образ другого, расположенный к нему) или антипатию (отрицательный эмоциональный образ партнера, препятствующий конструктивному общению). При общении люди часто не понимают друг друга, а отсюда возникает иллюзия социального восприятия.
348
"Умение слушать". Каждый из участников в течение 1 мин должен рассказать свою автобиографию. При этом, прежде чем начать рассказ, каждый в двух-трех предложениях излагает содержание того, о чем говорил предыдущий выступающий.
По окончании упражнения надо обсудить, умеют ли участники слушать друг друга.
"Наблюдение за асимметрией". Необходимо разбиться на пары и поочередно выполнять следующее: вспомнить и изобразить мимикой, позой, жестами ощущение положительной эмоции. В то же время передать словами ощущение отрицательной эмоции. Убедиться в большей достоверности информации, передающейся по аналоговому каналу (невербальная информация).
Следующее задание - передать ощущение положительной эмоции стереоканальным способом, т.е. одновременно и по аналоговому, и по знаковому каналу. Оказывается, что меньше достоверности по знаковому каналу.
Вывод: мы зачастую не доверяем словам партнера и у нас возникает дискомфортное неосознаваемое состояние. По мимике, позе, жестам мы определяем, когда человек опирается на собственный опыт заключенного ощущения, когда на логические построения, а когда на то и другое.
Мимика, поза и жесты асимметрично отражают включенность правого полушария головного мозга, которое хранит опыт, опирающийся на ощущения, или левого, знакового полушария, которое отвечает за логические построения, базирующегося на символьной информации. Например, если один человек воспринимает яблоко как кислое, средних размеров, то для другого оно может быть сладким и большим. При передаче информация о яблоке для каждого имеет свое содержание. Поэтому важно уметь считывать эту информацию и по аналоговому, и по знаковому каналу, а также выразительно ее передавать.
"Проективный рисунок". Задача заключается в том, чтобы нарисовать по два рисунка: "Я - такой я есть" и "Я - каким хотел бы быть". Рисунки не подписываются. Все участники высказываются по цепочке, в том числе и анонимный автор. По желанию, автор в конце называет себя и называет тех, чьи интерпретации ему понравились.
Цель - развитие перцептивной стороны общения, развитие способности к эмпатии, групповая оценка личности как средство самосовершенствования.
349
"Определение репрезентативных систем". Клиент рассказывает о каком-либо событии из прошлого, лучше всего из детских воспоминаний. В ходе повествования определяется основная репрезентативная система по вербальным ключам доступа, т.е. по тем словам, которые используются. Ведущая репрезентативная система, отражающая деятельность мозга в данный момент в ситуации "здесь и теперь", определяется по невербальным ключам доступа (перемещения глаз). Для тренировки в определении невербальных ключей доступа можно задать несколько вопросов, обращенных в прошлое. Например: "Помните ли вы, когда последний раз были в лесу?"; "Можете ли вспомнить свою входную дверь, своего первого учителя, свою первую зарплату?"
Вывод: цель конгруэнтного общения будет достигнута, если вы обладаете навыками пользования такими элементами общения, как: поза, жесты, речь, дыхание и т.д.
"Переманивание". Участники тренинга разбиваются на пары. Один сидит на стуле, другой стоит позади этого стула. При этом один стул должен быть свободным и клиент, перед которым он стоит, обращается к одному из участников тренинга, сидящих на стульях, с просьбой пересесть на свободный стул. Слушатель, стоящий сзади, должен удержать за плечи своего партнера при попытке пересесть. Далее, к сидящим
обращается тот, у кого оказывается свободный стул. Через некоторое время тот, кто стоит, меняется местами с тем, кто сидит.