ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.09.2024
Просмотров: 1269
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Осипова а.А. Общая психокоррекция. Учебное пособие. М.: сфера, 2002 г. 510 с.
Раздел I. Введение в практическую психокоррекцию
Глава 1. Психологическая коррекция как сфера деятельности практического психолога
§ 1. Психологическая коррекция и ее виды
§ 2. Основные принципы, цели и задачи психокоррекционной
§ 3. Требования, предъявляемые к психологу, осуществляющему психокоррекционные мероприятия
Глава 2. Особенности составления психокоррекционных программ
§ 1. Принципы составления и основные виды психокоррекционных программ
§ 2. Оценка эффективности психокоррекционных
Раздел II. Основные направления в зарубежной психокоррекционной практике
Глава 1. Психодинамическое направление
§ 1 Коррекционные воздействия в классическом
§ 2. Аналитическая индивидуальная психокоррекция а.
§ 3. Клиент-центрированный подход к. Роджерса
§ 5. Экзистенциальное направление
Глава 2. Поведенческое направление
Глава 3. Когнитивное направление
§ 1. Особенности когнитивной психокоррекции
§ 2. Рационально-эмотивная терапия (рэт) а. Эллиса
§ 3. Когнитивный подход а. Бека
§ 4. Реальностная терапия у. Глассера
§ 1. Трансактный анализ э. Берна
Глава 5. Гештальттерапия ф. Перлза
Раздел III. Методы практической коррекции
§ 1. Общая характеристика метода
§ 2. Основные виды и формы игротерапии
§ 3. Игровая комната и ее оснащение
§ 4. Требования, предъявляемые к психологу-игротерапевту
§ 1. Общая характеристика метода
Глава 4. Методы поведенческой коррекции
§ 1. Метод систематической десенсибилизации и
§ 3. Методы, основанные на принципе биологической
3. Дублирование (множественное дублирование).
Раздел IV. Индивидуальная и групповая психокоррекция
Глава 1. Индивидуальная психокоррекция
§ 1. Показания к индивидуальной психокоррекции
§ 2. Психологические особенности индивидуальной
Глава 2. Групповая психокоррекция
§ 1. Специфика групповой формы психокоррекции
§ 2. Особенности комплектования группы
§ 4. Руководство психокоррекционной группой
Глава 3. Виды коррекционных групп
§ 1. Тренинговые группы и социально-психологический
Часть 2. Начало фраз: "я не могу...". Замена - "я не хочу...".
§ 5. Телесно-ориентированные группы
Глава 4. Групповая дискуссия как метод групповой
Раздел V. Психокоррекция детско-родительских и
Глава 1. Психокоррекция семейных отношений
Для групп сензитивности улучшение группового функционирования и развития личностных умений является вторичными по отношению к общему развитию личности. Однако и в такой группе сохраняется контекст понимания группового процесса, что является отличительной чертой всех типов тренинговых групп.
К. Роджерс считал термин "тренинг сензитивности" более общим по отношению к термину "Т-группа". Выделяя две основные формы групповой работы - тренинг сензитивности и группы организационного развития - он относил к тренингу сензитивности Т-группы и группы встреч. В качестве
373
основной задачи тренинга сензитивности большинство авторов рассматривает совершенствование способности человека понимать других людей
Общие цели тренинга
· Формирование у индивида духа исследования, готовность экспериментировать со своей ролью
· Развитие аутентичности в межличностных отношениях
· Расширение межличностного сознания, т е знания о других людях
· Выработка способности вести себя с окружающими в сотрудничающей, а не авторитарной манере
Непосредственные цели тренинга
· Рост самосознания участников, связанный с получением сведений о том, как другие воспринимают поведение каждого
· Обострение чувствительности к групповому процессу, поведению других, связанное прежде всего с восприятием более полного ряда коммуникативных стимулов, получаемых от других (обычно, формулируя эту цель, используют понятие эмпатии)
· Понимание условий, которые затрудняют или облегчают функционирование этой группы
· Развитие диагностических умений в межличностной сфере
· Развитие умений успешно вмешиваться во внутригрупповые и межгрупповые ситуации, обучение тому, как учиться
Иногда в качестве основной цели выделяют обучение, тренинг возможностей, усиливающих социальную компетенцию
В самом общем виде цели тренинга сензитивности могут быть определены как обострение чувствительности к групповым процессам, к собственной личности и к другим людям, повышение восприимчивости к групповым процессам, к собственной внутренней жизни и к внутренней жизни других людей, к своим и чужим ролям, позициям и установкам
Воспитание искренности, открытости и спонтанности осуществляется при тренинге сензитивности за счет использования межличностного взаимодействия и межличностных взаимоотношении, анализа гуппового процесса, таких феноменов, как групповые цели и нормы, роли, групповая
374
структура, проблема руководства и лидерства, групповой конфликт, групповое напряжение и т.д.
В этом отношении тренинг сензитивности имеет много общего с групповой психокоррекцией, однако в отличие от нее практически полностью ориентирован на ситуацию "здесь и теперь", исследование группового процесса, того, как человек действует в группе, в чем состоит его влияние на других и как можно улучшить то, что он делает.
Тренинг сензитивности находит широкое применение в подготовке специалистов, в частности, при обучении групповых психокорректоров. Использование этой формы тренинга позволяет развивать чувствительность к групповому процессу, способность к его более адекватному пониманию и использованию в ходе групповой психокоррекции, умение оценивать отношения, установки, психологические проблемы и внутренние конфликты людей на основании анализа межличностного взаимодействия, а также способствует углубленному пониманию собственной личности, собственных установок, позиций, отношений, потребностей и мотивации. При подготовке тренеров тренинг сензитивности может быть направлен как на решение отдельных задач (например, только на повышение чувствительности к групповым процессам или на становление более глубокого и адекватного самопонимания), так и на реализацию в процессе занятий более широких возможностей, предоставляемых данной формой тренинга.
Обучающие тренинги также представляют собой сборную группу и направлены на совершенствование, в первую очередь, навыков, необходимых для профессий, где определяющим фактором является активность общения. Программа таких тренингов формируется в соответствии с заказом конкретной группы. Это может быть, например, лабораторный тренинг для психологов, направленный на отработку навыков работы с клиентом, методический тренинг для профессионалов, работающих с группами, методический тренинг для тренеров, работающих с группами психологического направления, и т.д. Направленность такого варианта тренинга может быть и тематической: тренинг переговорного процесса, тренинг для управленческого персонала и т.д.
При всем разнообразии тренингов и различии их теоретической базы можно выделить некоторые основные приемы или процедуры. Основные методические приемы
ролевой игры и групповой дискуссии могут быть дополнены различными вариантами упражнений невербальной коммуникации,
375 упражнений для работы с языком, тренировкой определенных навыков, видеообратной связью и т.д. Значение тренинга как особого явления в мире психокоррекции постоянно возрастает, поскольку эффективность тренинга в различных направлениях, по сравнению с другими подходами, уже доказана практикой.
376
§ 2. Группы встреч
Развитие такой формы групповой работы, как группы встреч, связано с именами К. Роджерса, У. Шутца, Р. Прайса, М. Мэрфи и др. Центром развития движения групп встреч считается Институт Эсален (США, штат Калифорния).
В группах встреч основное внимание сосредоточено на выяснении индивидуальности и развитии каждого человека как личности.
Цель этих групп - осознание и возможно полная реализация того потенциала личностного и интеллектуального развития, который заложен в каждом индивиде.
Один из основоположников движения групп встреч У. Шутц разработал концепцию "открытой встречи", в которой центральным понятием является единство тела и сознания. По мнению Шутца, любое психологическое воздействие, игнорирующее телесные ощущения, будет неполным. Для осознания клиентом длительно подавляемых эмоций им была разработана программа активных телесных упражнений, которые используются наряду с методиками вербальной конфронтации. "Встреча - это способ установления отношений между людьми, основанный на открытости, честности, уверенности в себе, чувстве ответственности перед самим собой, самоконтроле, внимании к чувствам и сосредоточенности на принципе "здесь и теперь"", - пишет У. Шутц.
В этих группа встреча рассматривается как способ ускорения психологического развития и самореализации нормально функционирующей личности.
В группах встреч основное внимание уделяется выбору, который участник делает в текущий момент, и ответственности участника за последствия своего выбора. За каждым участником признается право стремиться к радостной и наполненной жизни, к собственной самоактуализации. Руководитель группы выступает в качестве модели личности, способной к самораскрытию и конфронтации. Подчеркивается важность тела и соматических ощущений. Группа способствует развитию личности и самореализации. Функционирует
376
она как в регулярном режиме (обычно краткосрочном), так и в режиме марафона.
Членов группы просят соблюдать несколько базовых правил:
· организовывать открытое и честное общение;
· уделять особое внимание телесным ощущениям;
· обращать внимание на чувства, а не на мысли;
· апеллировать (насколько это возможно) к своему прошлому опыту и рассудочным описаниям.
377 Отбор кандидатов в группу встреч
В группу встреч включаются люди, которые, с одной стороны, достаточно толерантны к конфронтациям, эмоциональным встряскам, а с другой - способны перенести групповой опыт в обычную среду. Есть люди, которым встречи противопоказаны, они ухудшают их состояние. Это, как правило, люди, неуверенные в себе, имеющие низкую самооценку, нереалистические ожидания какого-то особого
эффекта от взаимодействия, а также склонные избегать сложных, психотравмирующих ситуаций. Иными словами - это чрезмерно уязвимые люди. Клиенты, которые не умеют строить адекватные межличностные отношения и возлагают чрезмерную надежду на встречи, должны быть отнесены к группе риска.
Большая роль в группах встреч принадлежит психологу, его умению дозировать эмоциональную напряженность в группе, а самое главное - не делать из группы встреч своеобразного психологического "протеза", вовремя и правильно сориентировать членов группы на адаптацию в реальной социальной среде.
Контакт в группе начинается с общего знакомства, с хождения "вокруг да около". Когда выясняется, что члены группы сами должны определить, чем они будут заниматься, наступает период разочарования. Этот период межличностных отношений проявляется сопротивлением самовыражению и самораскрытию.
Сначала члены группы более склонны обсуждать события и переживания из прошлого и только позже переходят к обсуждению настоящего. Когда группа начинает работать по принципу "здесь и теперь" , вначале всегда проявляются негативные чувства. Далее обычно следует этап снятия внутреннего сопротивления каждого участника группы, раскрытия его как личности и переход к спонтанному выражению чувств. Затем следует этап описания событий личной жизни
377
участников группы и переживаний, имевших место в прошлом. Завершает все это этап открытого выражения отрицательных межличностных эмоций и чувств.
К. Роджерс полагал, что глубокие позитивные чувства выразить гораздо труднее и опаснее, так как они менее защищены, чем негативные. Так, сказать "Я вас люблю" всегда труднее, чем "Я вас ненавижу". Когда этап негативизма проходит и группа при этом не распадается, начинает формироваться климат доверия: члены группы начинают идти на осознанный риск, проявляется лично значимый материал, члены группы начинают доверять друг другу свои истинные чувства - как негативные, так и позитивные.