Файл: osipova_a_a_obshaya_psihokorrekciya.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.09.2024

Просмотров: 1192

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Осипова а.А. Общая психокоррекция. Учебное пособие. М.: сфера, 2002 г. 510 с.

Раздел I. Введение в практическую психокоррекцию

Глава 1. Психологическая коррекция как сфера деятельности практического психолога

§ 1. Психологическая коррекция и ее виды

§ 2. Основные принципы, цели и задачи психокоррекционной

§ 3. Требования, предъявляемые к психологу, осуществляющему психокоррекционные мероприятия

Глава 2. Особенности составления психокоррекционных программ

§ 1. Принципы составления и основные виды психокоррекционных программ

§ 2. Оценка эффективности психокоррекционных

Раздел II. Основные направления в зарубежной психокоррекционной практике

Глава 1. Психодинамическое направление

§ 1 Коррекционные воздействия в классическом

§ 2. Аналитическая индивидуальная психокоррекция а.

§ 3. Клиент-центрированный подход к. Роджерса

§ 4. Логотерапия

§ 5. Экзистенциальное направление

Глава 2. Поведенческое направление

Глава 3. Когнитивное направление

§ 1. Особенности когнитивной психокоррекции

§ 2. Рационально-эмотивная терапия (рэт) а. Эллиса

§ 3. Когнитивный подход а. Бека

§ 4. Реальностная терапия у. Глассера

Глава 4. Трансактный анализ

§ 1. Трансактный анализ э. Берна

Глава 5. Гештальттерапия ф. Перлза

Раздел III. Методы практической коррекции

Глава 1. Игротерапия

§ 1. Общая характеристика метода

§ 2. Основные виды и формы игротерапии

§ 3. Игровая комната и ее оснащение

§ 4. Требования, предъявляемые к психологу-игротерапевту

Глава 2. Арттерапия

§ 1. Общая характеристика метода

§ 2. Музыкотерапия

§ 3. Библиотерапия

§ 4. Танцевальная терапия

§ 5. Проективный рисунок

§ 6. Сочинение историй

§ 7. Сказкотерапия

§ 8. Куклотерапия

Глава 3. Психогимнастика

Глава 4. Методы поведенческой коррекции

§ 1. Метод систематической десенсибилизации и

§ 2. Иммерсионные методы

§ 3. Методы, основанные на принципе биологической

§ 4. "Жетонный" метод

§ 5. Метод морита

§ 6. Холдинг

§ 7. Имаго-метод

Глава 5. Психодрама

§ 1. Описание метода

§ 2. Формы и виды психодрамы

§ 3. Методики психодрамы

3. Дублирование (множественное дублирование).

Раздел IV. Индивидуальная и групповая психокоррекция

Глава 1. Индивидуальная психокоррекция

§ 1. Показания к индивидуальной психокоррекции

§ 2. Психологические особенности индивидуальной

Глава 2. Групповая психокоррекция

§ 1. Специфика групповой формы психокоррекции

§ 2. Особенности комплектования группы

§ 3. Групповая динамика

§ 4. Руководство психокоррекционной группой

Глава 3. Виды коррекционных групп

§ 1. Тренинговые группы и социально-психологический

§ 2. Группы встреч

§ 3. Гештальт-группы

Часть 1. Начало фраз: "я должен..." продолжить, добавив окончание. Заменить начало фразы "я должен..." на "я предпочитаю..." (а окончания фраз оставить прежними).

Часть 2. Начало фраз: "я не могу...". Замена - "я не хочу...".

Часть 3. Начало фраз: "Мне надо...". Замена - "я хочу...". Часть 4. Начало фраз: "я боюсь, что...". Замена - "я хотел бы...".

§ 4. Группы умений

§ 5. Телесно-ориентированные группы

Глава 4. Групповая дискуссия как метод групповой

Раздел V. Психокоррекция детско-родительских и

Глава 1. Психокоррекция семейных отношений

§ 1. Семья как объект психокоррекционного воздействия

§ 2. Методики коррекции детско-родительских и семейных

2. Постановка вопросов. После доклада всем участникам предлагается задать по кругу уточняющие вопросы. Ведущий следит за тем, чтобы вопросы не подменялись советами, перерастающими в групповую дискуссию.

Нередко уже на этом этапе докладчик отмечает, что вопросы, поставленные членами группы, оказываются более существенными для прояснения описанной им ситуации, чем его собственные. Такие вопросы могут выноситься на групповое обсуждение наряду с его собственными.

3. Обсуждение возможных вариантов решения ситуации. На следующем этапе всем участникам группы по кругу предлагается дать свои ответы на все поставленные вопросы. В отличие от права задавать вопросы рассказчику на предыдущем этапе, ответы на его вопросы являются обязанностью всех членов группы. Каждый из ответов или суждений участников расширяет видение ситуации, стимулирует самопознание, ценными являются свободные ассоциации "аналогичного случая", высказывания коллег, которые сознательно или неосознанно идентифицируют себя с клиентом. Ведущий внимательно следит за сохранением центрированности обсуждения на взаимоотношениях "специалист - клиент", оказывает эмоциональную поддержку рассказчику, предотвращает блокирующие дискуссии.

При критической установке группы возможно использование психодрамы, в процессе которой советчику и критику предлагается реализовать собственные советы. Роль клиента отводится рассказчику. Обычно это нейтрализует критический настрой группы и эмоционально поддерживает рассказчика.

В хорошо работающей группе высказывания отдельных участников побуждают к продолжению дискуссии в виде второго, третьего кругов обсуждения, предметом которого становится творческое коллективное развитие предложенных неожиданных точек зрения, развитие обсуждения от поверхностного к углубленному видению проблемы.

390

На этом этапе запрещаются критика ведущего, высказывания о рассказчике, базирующиеся на ситуациях "там и тогда".

4. Этап обратной связи. В конце обсуждения ведущий предоставляет слово рассказчику для обратной связи. Эта обратная связь первого порядка (от докладчика к участникам обсуждения) может быть дополнена обратной связью второго порядка (от членов группы к докладчику), предоставляющей всем членам группы информацию об эффективности их корригирующей деятельности.

Задачей балинтовской группы является не создание некоего конечного продукта, абсолютно истинного видения предложенной ситуации, а расширение сознания участников группы и стимуляция самопознания.


391 Общество АА

Общество АА (анонимных алкоголиков) возникло после встречи в г. Акроне, штат Огайо (США), двух "безнадежных" - биржевого маклера Билла (Уильям Гриффит Вильсон, 1895-1971) и хирурга Боба (Роберт Хальбрук Смит, 1879-1950). Билл прошел курс лечения в десятках наркологических заведений, а Боб не мог больше оперировать. Благодаря Обществу АА, оба они отказались от алкоголя до конца жизни.

Датой рождения Общества АА считают 10 июня 1935 г. В 1953 г. Общество АА насчитывало 111 000 членов, объединенных в 5000 групп (в основном в США и Канаде), в 1988 г. оно охватывало уже 1,7 млн. человек (свыше 83 000 групп) практически во всех странах мира. Гербом Общества АА является круг и вписанный в него треугольник, где круг означает всемирное значение Общества АА, а стороны треугольника символизируют выздоровление, единство и помощь.

Основная существенная информация об Обществе АА содержится в так называемой "Преамбуле АА": "Анонимные алкоголики являются обществом мужчин и женщин, которые делятся друг с другом своим опытом, силой и надеждой с целью решить общую проблему и помогать другим выздороветь. Единственным условием членства является желание бросить пить. В сообществе АА нет членских взносов и билетов. Оно само обеспечивает себя путем добровольных взносов Общество АА не связано ни с какой сектой, с вероисповеданием, партией или организацией; оно не вступает ни в какие полемики, не занимает никакой точки зрения в каких бы то ни было спорах. Нашей первейшей

391

целью является сохранение трезвости и помощь другим алкоголикам в ее достижении".

Основная задача Общества АА - помочь нуждающимся в преодолении алкогольной зависимости. Основу программы общества составляет программа "12 ступеней".

Это мощное средство в борьбе с алкогольной зависимостью. Первые ступени помогают осознать свою зависимость от алкоголя и признать утрату самоконтроля, последующие - побуждают к самоанализу. В итоге патологические защитные механизмы уступают место зрелым формам реагирования.

Общество "Анонимные алкоголики" предлагает многие действенные практические советы. Например, на ранней стадии выздоровления рекомендуется избегать существенных жизненных перемен и новых интимных связей.

План освобождения от зависимости

1. Не пить.

2. Посещать собрания общества.

3. Найти себе куратора.

Особо подчеркивается роль отрицательных эмоций в срывах. Нужно избегать чувства голода, злости, одиночества и усталости, так как эти состояния побуждают к употреблению алкоголя.


Человек, следующий программе "12 ступеней", постепенно избавляется от чувства вины и, помогая товарищам по несчастью, учится альтруизму.

Общество "Анонимные алкоголики" проводит разного типа собрания.

· Открытые. На них допускаются все желающие. Во время собраний проходят выступления докладчиков.

· Закрытые. Проводятся в небольших группах и предназначены для того, чтобы присутствующие на них могли поделиться мыслями и переживаниями личного характера.

· Для новичков. Специальные собрания, где новичкам помогают выбрать куратора - члена Общества "Анонимные алкоголики" с длительным стажем воздержания. В задачи куратора входит:

o дружеское общение с новичком;

o разъяснение ему принципов программы организации;

o практические советы по воздержанию от спиртного;

o психологическая поддержка на начальных этапах воздержания;

o личный пример.

392 В свою очередь, для самого куратора эти задачи становятся важным психокоррекционным фактором. Он наглядно видит последствия пьянства и лишний раз убеждается в эффективности программы Общества "Анонимные алкоголики".

· По программе "12 ступеней". Обычно такие собрания закрытые и четко

регламентированные. Каждое занятие посвящено одной из ступеней. Сначала зачитывается глава из "Двенадцати ступеней и двенадцати заветов", затем члены группы ее обсуждают. Иногда занятие проходит в более свободной форме.

Программа "12 ступеней" общества "Анонимные алкоголики"

1. Признаем, что оказались бессильны перед алкоголем и полностью попали под его власть.

2. Верим, что только высшая сила способна нам помочь.

3. Вверяем свою жизнь и волю Богу, как каждый из нас понимает Его.

4. Без страха и самообмана пытаемся разобраться в себе.

5. Полностью осознаем свои пороки и признаем их перед Богом, собой и другими людьми.

6. Готовы к тому, чтобы Бог избавил нас от пороков.

7. Смиренно просим Бога помочь нам исправиться.

8. Вспоминаем всех, кому причинили зло, и готовы покаяться перед ними.

9. Просим прощения у всех, кому причинили зло, и пытаемся исправить содеянное, если только эти наши попытки не будут новым злом.

10. Продолжаем раздумья о себе и своих поступках, признавая все ошибки.


11. Через молитву и размышления пытаемся приблизиться к Богу, моля Его научить нас Своей воле и дать силы ее выполнить.

12. Придя через эти ступени к духовному преображению, во всех делах своих будем следовать им и поделимся своим знанием с собратьями по несчастью.

1-й шаг является началом всех действий, способствующих прекращению алкоголизации. Подчеркивается необходимость признания собственного бессилия по отношению к алкоголю и неизбежность своей капитуляции, без чего не может начаться процесс выздоровления. Это очень важный шаг, ибо только осознание своего бессилия и потери контроля над собственной жизнью, а также убеждение в окончательном

393

поражении могут вызвать у алкоголика потребность обратиться за помощью.

2-й шаг призывает к умалению своего "Я", ибо вера в "Высшую силу" несовместима с чувством собственной исключительности, своего всемогущества. Опора на "Высшую силу" осуществляется посредством как признания существования Бога, так и обращения за помощью к другому человеку (супругу, куратору Общества АА) или коллективу. Любой член Общества АА сам определяет свою "Высшую силу", т.е. Бога, "как он Его понимает", и никто из остальных членов не вправе что-либо диктовать. Один из основателей Общества АА, Билл, в книге под названием "АА достигают зрелости" по этому вопросу писал: "Атеистам и агностикам скажи четко, что они вовсе не обязаны принимать Бога в нашем понимании. Пусть вместо Бога признают какую-либо свою разумную правду. Самое важное, чтобы все они поверили, что существует какая-то сила более великая, нежели они сами". 2-й шаг позволяет алкоголику избавиться от чувства "центра мироздания" и связанных с ним гнетущих обязанностей.

3-й шаг - это начальный шаг, поскольку он опирается на действия, ограничивающие собственную волю и чувство силы. В трудные моменты жизни поддержкой для лиц, прорабатывающих этот шаг, может служить молитва о душевном покое римского императора Марка Аврелия: "Господи, дай мне силы, чтобы изменить то, что я не могу вынести, дай мне смирение, чтобы вынести то, что я не могу изменить, и дай мудрость, чтобы отличить одно от другого".

4-й шаг призывает взглянуть на себя честно, без обмана, отмечая как свои недостатки, так и достоинства, осознавая причины происшедшего. Добросовестный и искренний анализ ситуации, вызывающей страх и чувство вины ("с нравственной точки


зрения"), дает верный диагноз ситуации, что, в свою очередь, позволяет предпринять меры, направленные на достижение желаемых изменений.

5-й шаг можно сравнить с исповедью, освобождающей человека от чувства одиночества, позволяющей надеяться на прощение со стороны другого человека и тем самым примирение с самим собой. Избавление от чувства изоляции и вины и вместе с тем обретение реалистичного образа самого себя - вот очередные действия по пути к достижению состояния внутреннего покоя, дающего возможность освобождения от зависимости выздоровления (трезвости).

6-й шаг предлагает приготовиться к дальнейшим изменениям. Готовность к избавлению от всех своих слабостей

394

является условием совершенствования. Однако совершенство для большинства людей недостижимо. Тем не менее можно стремиться к заданной цели, постоянно самосовершенствуясь.

7-й шаг создает фундамент полной капитуляции, подготовка к которой проводилась ранее. Особо подчеркивается необходимость смирения (не смешивать с унижением) и изменения жизненных условий. Многолетний опыт показывает, что ни один алкоголик не способен сохранить трезвость, забывая о чувстве смирения.

8-й и 9-й шаги- - это шаги конкретных действий, которые позволяют упорядочить свои отношения с окружающими. Предлагается провести огромную работу в эмоциональной сфере, без чего невозможно собственное перерождение и изменение отношений с другими людьми. Составление списка тех, кому мы причинили зло, и возмещение причиненного ущерба позволяет в конечном счете избавиться от чувства вины и согласиться с последствиями имевшей ранее место несправедливости.

10-й шаг учит подводить итоги, ежедневно отмечать свои как хорошие, так и слабые стороны характера, признаваться в них, исправлять их "на ходу". Шаг предохраняет от возврата к старым представлениям и поведению, которые могли бы затормозить процесс освобождения и спровоцировать возврат к употреблению алкоголя. 10-й шаг- это совет систематического повторения 4-го и 5-го шагов для сохранения эмоционального равновесия, что обеспечивает непрерывность процесса выздоровления.

11-й шаг в очередной раз укрепляет смирение и довершает капитуляцию, а также подчеркивает "духовный" аспект программы.

12-й шаг является допингом для тех, кто, будучи трезвым, живет "новой жизнью". Они понимают, что для закрепления временного успеха необходимо делиться своим опытом с другими. "Нести послание" путем оказания помощи другим - это дает удовлетворение и одновременно воспитывает чувство уважения к самому себе, без чего алкоголик не в состоянии достичь полной трезвости. 12-й шаг - это венец всех пройденных шагов, он воспевает жизнь и бескорыстное даяние.