ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.09.2024
Просмотров: 1223
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Осипова а.А. Общая психокоррекция. Учебное пособие. М.: сфера, 2002 г. 510 с.
Раздел I. Введение в практическую психокоррекцию
Глава 1. Психологическая коррекция как сфера деятельности практического психолога
§ 1. Психологическая коррекция и ее виды
§ 2. Основные принципы, цели и задачи психокоррекционной
§ 3. Требования, предъявляемые к психологу, осуществляющему психокоррекционные мероприятия
Глава 2. Особенности составления психокоррекционных программ
§ 1. Принципы составления и основные виды психокоррекционных программ
§ 2. Оценка эффективности психокоррекционных
Раздел II. Основные направления в зарубежной психокоррекционной практике
Глава 1. Психодинамическое направление
§ 1 Коррекционные воздействия в классическом
§ 2. Аналитическая индивидуальная психокоррекция а.
§ 3. Клиент-центрированный подход к. Роджерса
§ 5. Экзистенциальное направление
Глава 2. Поведенческое направление
Глава 3. Когнитивное направление
§ 1. Особенности когнитивной психокоррекции
§ 2. Рационально-эмотивная терапия (рэт) а. Эллиса
§ 3. Когнитивный подход а. Бека
§ 4. Реальностная терапия у. Глассера
§ 1. Трансактный анализ э. Берна
Глава 5. Гештальттерапия ф. Перлза
Раздел III. Методы практической коррекции
§ 1. Общая характеристика метода
§ 2. Основные виды и формы игротерапии
§ 3. Игровая комната и ее оснащение
§ 4. Требования, предъявляемые к психологу-игротерапевту
§ 1. Общая характеристика метода
Глава 4. Методы поведенческой коррекции
§ 1. Метод систематической десенсибилизации и
§ 3. Методы, основанные на принципе биологической
3. Дублирование (множественное дублирование).
Раздел IV. Индивидуальная и групповая психокоррекция
Глава 1. Индивидуальная психокоррекция
§ 1. Показания к индивидуальной психокоррекции
§ 2. Психологические особенности индивидуальной
Глава 2. Групповая психокоррекция
§ 1. Специфика групповой формы психокоррекции
§ 2. Особенности комплектования группы
§ 4. Руководство психокоррекционной группой
Глава 3. Виды коррекционных групп
§ 1. Тренинговые группы и социально-психологический
Часть 2. Начало фраз: "я не могу...". Замена - "я не хочу...".
§ 5. Телесно-ориентированные группы
Глава 4. Групповая дискуссия как метод групповой
Раздел V. Психокоррекция детско-родительских и
Глава 1. Психокоррекция семейных отношений
Понятие "мышечная броня" означает, что мышечное напряжение связано с различными ситуациями и психологическими травмами, переживаемыми людьми. В. Райх полагал, что механизмы психологической защиты используются
416
для того, чтобы скрыть "актуальные эмоциональные переживания" и способствуют формированию "мышечной брони" (или "брони характера"), выражающейся в напряжении различных групп мышц, стесненном дыхании и пр. Противостоять психологическим защитным механизмам можно путем модификации телесного состояния и бездействия на напряженную область. Формирование характера и "мышечной брони" диалектически взаимосвязано, тело и психика в этом процессе непрерывно взаимодействуют. Примером такого единства является стремление ребенка удержаться от плача: он стискивает зубы, сдерживает дыхание и напрягает мышцы живота и шеи. Это первая стадия при формировании "брони характера". Любая последующая травмирующая ситуация будет вызывать подобную реакцию, благодаря которой боль станет неосознаваемой, а плач будет подавлен. Со временем автоматическое сдерживание плача приведет к хроническому напряжению мышц и образовавшаяся "мышечная броня" сделает свободное выражение горя или печали почти невозможным.
В понятии "опора под ногами" имеется в виду не только реальная физическая опора, но и метафорическое выражение фрейдовского "принципа реальности": "Чем прочнее человек ощущает свой контакт с почвой (реальностью), чем крепче он держится за нее, тем большую нагрузку он может вынести и тем лучше управляет чувствами". Иметь "опору под ногами" - значит быть в энергетическом контакте с почвой, обеспечивать ощущение стабильности и уверенности. Те люди, которые используют наркотики, алкоголь или самообман, могут испытывать ощущения полета. Чтобы эффективно взаимодействовать в реальном мире, им необходимо в прямом смысле "вернуться" (опуститься) на землю.
Специальные упражнения побуждают участников группы ощутить опору под ногами и преодолеть тем самым сомнения и чувство собственной несостоятельности. Так, например, участникам предлагается постоять на одной ноге, почувствовав опору под ней. Чтобы усилить это чувство, их просят попрыгать на одной ноге и снова встать на обе.
В телесно-ориентированных группах используются: дыхательные упражнения, способствующие пониманию своего телесного состояния и напряженных поз; двигательные упражнения; физический контакт между участниками группы.
Дыхательные упражнения - классические упражнения в телесно-ориентированных группах. Они включают задержку
417
дыхания, расслабленное или полное дыхание, способствующие разрядке сдерживаемых чувств. Человек непроизвольно задерживает дыхание в момент переживания сильных эмоций: гнева, страха, ярости и т.д. Обучая клиентов приемам регуляции дыхания, можно научить их управлять своим состоянием и овладеть свободой выражения ранее подавляемых чувств.
Двигательные упражнения. Движения человека можно охарактеризовать посредством различных специфических признаков, которые позволяют описать и оценить его двигательные особенности, в том числе в условиях болезни. К таким признакам относятся: двигательная гибкость, двигательный ритм, индивидуальное протекание движения, двигательная уверенность и координация.
Двигательная гибкость характеризует общее психофизическое состояние личности и подвержена влиянию настроения. Например, у клиентов со сниженными
потребностями можно наблюдать нарушенную двигательную гибкость в виде шаркающей походки и наклоненного вперед корпуса; у клиентов с латентным напряжением, страхами и выраженными мышечными тиками - твердая, неустойчивая, семенящая походка; у эгоцентричных личностей с ярко выраженной переоценкой себя и демонстративным предъявлением собственной силы - подчеркнуто громыхающая, жесткая походка.
Двигательный ритм выражается в чередовании напряжения и расслабления. У большей части невротических клиентов нарушения двигательного ритма проявляются в форме преобладающего продолжительного мускульного напряжения, рассматриваемого как следствие конфликтных личностных отношений с окружающим миром.
Индивидуальное протекание движения, осуществляемое плавно, без задержек, в скользящей манере, субъективно переживается как приятное, ровное и успокаивающее.
Двигательная уверенность и координация определяются концентрацией на цели движения. Чрезмерное внутреннее возбуждение или психическая заторможенность снижают двигательную уверенность и координационную успешность. Кроме того, на надежное, уверенное протекание движения дезорганизующе влияют колебания при принятии решения.
Двигательные функции рассматриваются в их совокупности, которая и создает общее впечатление об индивидуальном двигательном процессе и позволяет сделать заключение о виде нарушенного поведения. Так как моторные функции неразрывно
418
связаны со всей психической жизнью человека, через гармонизацию моторных процессов можно осуществлять воздействие на психическое состояние и поведение.
Двигательные упражнения способствуют возврату клиентов к примитивному эмоциональному состоянию, первичной природе человека. Одним из базовых физических упражнений является брыкание. Участники имитируют протестующие действия маленького ребенка, который ложится на спину, сучит ногами, колотит руками по полу и вертит головой из стороны в сторону.
Физические движения сопровождаются выкриками "Нет!" или "Я не буду!". Таким образом клиент получает доступ к заблокированным эмоциям гнева и ярости. Другие участники помогают каждому клиенту высвобождать указанные эмоции. Они могут активно стимулировать этот процесс, например утверждением "Да!", если участник говорит "Нет!", или "Ты будешь!", когда клиент выкрикивает "Я не буду!".
Таким образом группа взаимодействует с главным участником, поощряя более полное высвобождение эмоций.
Кроме брыкания, используются другие физические движения, такие как удары по матрасу или стулу. Применяются также упражнения, способствующие выражению негативных эмоций по отношению к другим участникам групповых занятий. Проявление негативных чувств, таких, как гнев, страх, грусть, ненависть, почти всегда предшествует выражению положительных эмоций. По мнению руководителей телесно-ориентированных групп, негативные чувства скрывают глубокую потребность в положительном контакте и успокоении. Утверждается также, что сильное высвобождение негативных аффектов может приводить к позитивным личностным изменениям.
Ш. Колер предложил систему двигательных упражнений для клиентов, неуверенных в себе, длительное время избегающих физических нагрузок. К занятиям они приступают с опасением, страшась перегрузок, болевых ощущений и собственных неудач. Программа занятий строится с учетом состояния клиента, субъективных и объективных данных. Такие клиенты нуждаются в ободрении и эмоциональной поддержке, поэтому руководитель старается избегать замечаний и поправок, поскольку на первых порах не важно, как клиент выполняет упражнение, важно, что он его делает.
Продолжительность первых занятий составляет 5-10 мин, последующих - 20-30 мин. Занятия могут проводиться индивидуально и в группе.
419
Основным вопросом при проведении групповой работы, по мнению Ш. Колер, является вопрос о способе движения, который помогает клиенту нормализовать
нарушенные психофизические функции. Индивидуальная форма моторики человека определяется его взаимоотношениями с окружающей средой. Нарушенные, дезадаптивные отношения с внешним миром проявляются, таким образом, не только в вербальных, но и в невербальных коммуникациях. Поэтому воздействия осуществляются на невербальный аппарат клиента, исходя из типичных нарушений его двигательных процессов.
Главными направлениями такого воздействия, по мнению Ш. Колер, являются: 1) развитие невербальной коммуникации, 2) нормализация ритмического протекания движений, 3) приобретение опыта в переживаниях пластичности, радости.
Занятие состоит из нескольких частей: ритмической, общей, с коммуникативным аспектом, танцевальной.
Ритмическая часть занятия способствует мускульному расслаблению клиента, тем самым создавая предпосылки для дальнейшей двигательной активности при выполнении других упражнений. Продолжительность этой части занятий не превышает 15 мин. Постоянный и определенный порядок упражнений позволяет выполнять их индивидуально в домашних условиях. Используемые двигательные элементы могут заимствоваться из классической гимнастики.
Общая часть направлена на развитие нарушенных коммуникативных отношений и имеет множество вариантов. Центральными вопросами здесь являются: "Что я чувствую теперь?" и "О чем говорит мое тело?" Многие авторы считают очень важным моментом, наряду с переживанием чувств, процесс их вербализации.
Как вариант построения общей части занятия используют последовательность, когда ритмические упражнения сменяются свободной ходьбой в помещении, освоением окружающего пространства. Клиенты могут получить первое задание осмотреться, увидеть других, улыбнуться им. Далее может следовать свободный выбор партнера, с которым в дальнейшем клиент будет взаимодействовать и выполнять упражнения. Это задание имеет и диагностическую функцию, так как в свободном выборе партнера может ярко проявляться невротическое поведение. Так, например, эгоцентричные клиенты зачастую мало принимают во внимание потребности других членов группы. Для
420
"завоевания" желаемого партнера они могут притянуть его и прижать к себе. Напротив, заторможенные, со сниженными потребностями клиенты ведут себя в этой ситуации выжидающе или даже изменяют свою походку - двигаются мелкими шагами, тело их напряжено, выражение лица робкое. Задание "выбор партнера" вызывает у них большие трудности или оказывается невыполнимым, так как выраженные амбивалентные тенденции затрудняют принятие решения. После выбора партнера дальнейшие упражнения выполняются совместно в группах по 2-4 человека. Таким образом, осуществляется центральная задача - обучить выполнению коммуникативных социальных функций и пережить этот новый опыт.
Занятия должны структурироваться из упражнений определенным образом - от простых к более сложным, как постепенное построение совместного двигательного поведения.
Каждый член группы во время одного занятия принимает участие в совместных упражнениях как в активной, так и в пассивной роли. Это динамическое изменение межличностных контактов, которые у клиентов по большей части ограничены или нарушены, формируется и поддерживается простейшими средствами.
Существуют многочисленные модификации партнерских упражнений. Они могут проводиться в помещении, на улице, на полу, на табурете, на скамье, на мате, с небольшими снарядами. Пары, выполняющие упражнения, должны сохраняться при формировании команд для игры, при объединении в группы из четырех человек, при участии в соревнованиях. Особенно интенсивное воздействие на моторные и психофизические реакции оказывает сочетание движения и музыки.
Участники телесно-ориентированных групп обычно надевают легкую спортивную одежду, например шорты. Такая одежда не стесняет движений и дает возможность
наблюдать признаки "мышечной брони". Типичным упражнением является демонстрация собственного тела перед зеркалом. Затем участники группы описывают тело человека, стоящего перед ними. На основании полученных описательных характеристик руководитель и члены группы могут сделать выводы о "броне характера" каждого участника, блокировках спонтанного течения энергии, а также соотнести эти выводы с теми проблемами, которые возникают у участников группы. Таким образом, на протяжении всех
421
занятий не прекращаются попытки соотнесения телесного состояния с обсуждаемыми психологическими темами. Мышечное напряжение определяется с помощью фиксации напряженных поз тела и упражнений, способствующих появлению напряжения. Основной напряженной позой является арка - прогиб назад. При этом упражнении выявляются участки тела, склонные к чрезмерному мышечному напряжению и проявлению физической ригидности.
Физический контакт используется в большинстве в ортодоксальном телесном подходе. В. Райха для поощрения эмоциональной разрядки используют мышечный массаж. К клиенту прикасаются, осуществляя щипковые и давящие действия, чтобы помочь ему сломать "мышечную броню". Похожие на массаж действия применяются и в других телесных подходах для успокоения и поддержки клиента.
422 Метод М. Фельденкрайса