ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.09.2024
Просмотров: 1266
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Осипова а.А. Общая психокоррекция. Учебное пособие. М.: сфера, 2002 г. 510 с.
Раздел I. Введение в практическую психокоррекцию
Глава 1. Психологическая коррекция как сфера деятельности практического психолога
§ 1. Психологическая коррекция и ее виды
§ 2. Основные принципы, цели и задачи психокоррекционной
§ 3. Требования, предъявляемые к психологу, осуществляющему психокоррекционные мероприятия
Глава 2. Особенности составления психокоррекционных программ
§ 1. Принципы составления и основные виды психокоррекционных программ
§ 2. Оценка эффективности психокоррекционных
Раздел II. Основные направления в зарубежной психокоррекционной практике
Глава 1. Психодинамическое направление
§ 1 Коррекционные воздействия в классическом
§ 2. Аналитическая индивидуальная психокоррекция а.
§ 3. Клиент-центрированный подход к. Роджерса
§ 5. Экзистенциальное направление
Глава 2. Поведенческое направление
Глава 3. Когнитивное направление
§ 1. Особенности когнитивной психокоррекции
§ 2. Рационально-эмотивная терапия (рэт) а. Эллиса
§ 3. Когнитивный подход а. Бека
§ 4. Реальностная терапия у. Глассера
§ 1. Трансактный анализ э. Берна
Глава 5. Гештальттерапия ф. Перлза
Раздел III. Методы практической коррекции
§ 1. Общая характеристика метода
§ 2. Основные виды и формы игротерапии
§ 3. Игровая комната и ее оснащение
§ 4. Требования, предъявляемые к психологу-игротерапевту
§ 1. Общая характеристика метода
Глава 4. Методы поведенческой коррекции
§ 1. Метод систематической десенсибилизации и
§ 3. Методы, основанные на принципе биологической
3. Дублирование (множественное дублирование).
Раздел IV. Индивидуальная и групповая психокоррекция
Глава 1. Индивидуальная психокоррекция
§ 1. Показания к индивидуальной психокоррекции
§ 2. Психологические особенности индивидуальной
Глава 2. Групповая психокоррекция
§ 1. Специфика групповой формы психокоррекции
§ 2. Особенности комплектования группы
§ 4. Руководство психокоррекционной группой
Глава 3. Виды коррекционных групп
§ 1. Тренинговые группы и социально-психологический
Часть 2. Начало фраз: "я не могу...". Замена - "я не хочу...".
§ 5. Телесно-ориентированные группы
Глава 4. Групповая дискуссия как метод групповой
Раздел V. Психокоррекция детско-родительских и
Глава 1. Психокоррекция семейных отношений
Методики, основанные на метафорах, были предложены в школах стратегической и семейной терапии.
Когда психологу ясны все трудности семьи, он выбирает в качестве темы для беседы или вида деятельности, отражающего проблемы в данной семье, аналогичную ситуацию или метафорическую ситуацию. Например, в семье, члены которой постоянно конфликтуют, можно предложить обсудить ведение переговоров между предпринимателями и профсоюзами или между двумя враждующими сторонами.
Если проблемой является воспитание детей, то в качестве аналога воспитания детей может выступать образ ухода за садом, где процесс воспитания уподобляется процессу выращивания и ухаживания за растениями.
Тема обучения новым навыкам поведения в различных семейных ситуациях может трактоваться как дрессировка
467
животных или обучение животных новым навыкам поведения.
В качестве примера можно рассмотреть конфликт супружеской пары. Жене кажется, что муж не обращает внимания на ее потребности, игнорирует их и она не удовлетворена своей жизнью.
Психолог выбрал аналогичную ситуацию, в которой супружеская пара могла оказаться вместе и предполагала активность супругов, но вместе с тем являлась бы легкой для обсуждения. Такой темой, которая подходила бы для данного случая, является разговор о совместном принятии пищи. В ходе обсуждения психолог может спросить: "Случается ли супругам принимать пищу в отсутствии детей, когда за столом сидят только они вдвоем?" Он может коснуться разнообразия различий между людьми в поведении и т.д. Цель здесь - бессознательное связывание конфликтов в отношении между супругами и кулинарной темы. Выражение "Это типично американское, как яблочный пирог" дает аналогию, позволяющую рассмотреть на языке метафоры связи и отношение в семье, т.е. обсудить, какие пироги в данной семье пекутся.
Возможны разные варианты использования такой метафоры. То, из чего состоит пирог, как он готовится, какие ингредиенты делают его вкусным, как может меняться рецепт, передаваемый из поколения в поколение, отражает состояние семьи и те явления, которые в ней происходят. Вопросы, которые, как считает Рум, могут способствовать разрешению проблемы, примерно следующие: "Какие ингредиенты пирога должны быть изменены для того, чтобы он понравился всем в семье?"; "Чего не хватает в этом пироге?"; "Кто отвечает за то, чтобы пирог не пригорел?"; "Пусть пирог символизирует проблему, с которой семья обратилась к психологу"; "Кто должен получить больший кусок?"
Методика применяется для большего понимания клиентами самих себя, улучшения взаимоотношения с окружающими, преодоления тупикового общения, прекращения борьбы за власть между членами семьи, изменения внутрисемейных взаимоотношений.
Психолог предлагает клиентам поиграть в игру "Заверши предложение". После того как согласие получено, психолог сажает играющих лицом к лицу и предъявляет следующую инструкцию: "Я дам вам ряд незаконченных предложений. Конец
предложения вы должны придумать сами. При этом вы можете делать все, что приходит вам в голову. Пожалуйста,
468 будьте как можно более свободными - вам разрешается говорить все, что заблагорассудится. Но ни в коем случае не обсуждайте работу и высказывания друг друга. Только когда мы закончим, будет обсуждение. Если у вас нет вопросов, давайте начнем".
Возможные основы предложений
"Я должен...";
"Когда я сердит, я...";
"Я выражаю любовь тем, что...";
"Моя значимость состоит в том, что...";
"Изменение в моем положении чревато тем, что...";
"Если бы я набрался смелости, я бы...";
"Если бы меня знали, вы бы...";
"Тот человек, которого я люблю должен...";
"Моя мать должна...";
"Мой отец должен...";
"Человек, которого я люблю, должен...";
"Для меня самое лучшее время, когда...".
Наиболее интересные окончания, предложенные клиентами, могут быть использованы для конструкции последующей основы. Например, окончание фразы: "...я должна быть хорошей девочкой" может быть преобразовано в основу: "Хорошая девочка должна...".
Методика применяется в работе как с детьми, так и со взрослыми. Используется для того, чтобы дать возможность клиенту по-новому понимать и воспринимать ситуацию, что приводит к появлению и проявлению новых чувств. Клиенты, выполняя упражнение, более отчетливо понимают ожидания друг друга, свои собственные чувства и проблемы.
Простое прослушивание себя и других помогает клиентам увидеть реальные позитивные изменения во внутрисемейных взаимоотношениях. А невозможность оценки высказываний клиентов дает им психологическую защищенность и комфорт при обсуждении скрытых от сознания проблем.
8. "Сравнение ценностей". Данная методика, основанная на системном подходе, предполагает, что любые взаимоотношения в семье могут быть рассмотрены как целостные. Методика определяет ценности и социальные роли как неотъемлемую часть социально-психологического процесса и построена на восприятии и взаимных объяснениях членов супружеской пары или семьи.
469
Она направлена на выявление ценностей, влияющих на внутрисемейные взаимоотношения, и дает возможность как психологам, так и клиентам получить доступ к проблемам, сходствам, различиям и взаимодополняющим позициям, существующим в данной семье.
Данная методика наиболее эффективна для помощи членам семьи в эффективном общении друг с другом; прояснения подозрений по поводу того, что кто-то кого-то не ценит; подозрений в манипуляции.
Методика используется на первых этапах работы с семьей, если у клиентов возникают ощущения, что кто-то использует другого клиента, страдает от безразличного отношения другого клиента или есть ощущения, что в их взаимоотношениях присутствуют трудности.
Данная методика является групповой и используется, если в работе участвуют как минимум два человека. Каждому из членов группы дается индивидуальное домашнее задание, которое затем обсуждается на последующих встречах.
Он должен подумать, какие ценности наиболее значимы для данного человека, и приготовить два списка ценностей.
Один список - собственные ценности клиента, другой список представляет ценности партнера с точки зрения клиента.
Ценности необходимо расположить в порядке их важности. Не существует никаких ограничений по содержанию ценностей. Клиенты не должны обсуждать списки до того, как клиенты встретятся у психолога.
На последующей встрече клиентов просят прочитать составленные ими дома списки вслух, а затем психолог записывает их на один лист для того, чтобы они были удобны для сравнения. Затем участники сравнивают представленные списки и размышляют над следующими вопросами: возможный источник ценностей, противоречия между списками и внутри каждого списка, различия в содержании списков, как клиенты воспринимают ценности других и т.д.
После составления общего списка и его обсуждения клиентов просят рассказать о своих впечатлениях, которые сформировались от знакомства со списками партнера.
Клиенты не должны критиковать позиции друг друга, их задача - посмотреть на ценности другого человека с его точки зрения и со своей.
В качестве примера можно использовать данные Флойд (1902), которая предлагает список ценностей мужа и жены, используемые во время обсуждения.
470
Список мужа
Мои ценности |
Ценности жены(с точки зрения мужа) |
1. Семья. |
1. Уборка. |
2. Работа. |
2. Семья. |
3. Секс. |
3. Друзья. |
4. Бег трусцой. |
4. Работа. |
5. Путешествие в дальние страны. 5. Религия, |
|
6.Друзья. |
6. Вечеринки. |
7.Чтение. |
7. Секс. |
8.Познание нового. |
8. Покупки. |
|
Список жены |
Мои ценности |
Ценности мужа |
1. Хорошее здоровье. |
1. Работа. |
2. Счастье. |
2. Деньги. |
3. Семья. |
3. Спорт. |
4. Секс. |
4. Быть любимым. |
5. Друзья. |
5. Семья. |
6. Учеба. |
6. Путешествия. |
7. Работа. |
7. Секс. |
8. Спорт. |
8. Еда. |
9. Религия. |
9. Друзья. |
Сопоставление этих списков привело к обсуждению следующих тем:
важность
семьи для мужа и ее значение для жены. Присутствие ценностей, используемых одним из партнеров, и отсутствие этих же ценностей в списке другого. Например, уборка,
вечеринки и покупки не упоминаются женой, но упоминаются мужем в качестве ценностей жены.
Отмечается наличие общих интересов: семья, образование, путешествия, спорт, секс, друзья. Наличие ценностей, таких, как время, отсутствующих в данном списке, -время вообще и время, проводимое друг с другом. Обсуждаются возможные причины невнимательности в оценках списков друг друга. Оценка и восприятие ценностей одного и как это связано с собственными ценностями другого партнера.
Использование данной методики приводит к возможному конструктивному обсуждению несовпадений ценностных ориентации у супругов и дает пищу для анализа несовпадений в данных ценностях.
9. "Экокарта" - метод описания места данной семьи в расширенной семейной системе и социальном сообществе.
471
Большое внимание уделяется тем внутренним и внешним ресурсам, которые доступны семье.
Цель методики - схематически изобразить семью и изучить ее потребности, а также исследовать взаимосвязи с другими семьями, социальными организациями и институтами. Связи, напряженность, поддержка и множество других проявлений внутрисемейных и метасемейных взаимоотношений могут быть наглядно представлены на основе этой методики. Кроме того, методика позволяет выявить эмоциональные и материальные ресурсы семьи.
"Экокарта" представляет собой карту взаимоотношений семьи внутри себя и с внешним миром. В основе методики лежит беседа, цель которой формулируется как получение информации психологом от клиента о связях, которые существуют внутри семьи и вне ее в различных социальных средах, и изображение этой информации в графическом виде.
Психолог задает членам семьи вопросы, касающиеся размера семьи, характера взаимоотношений внутри семьи, с сослуживцами, соседями, друзьями, родственниками, административными органами, с которыми общается семья: школа, церковь, служба социальной помощи, семейный врач, начальство и т.д.
Полученная информация заносится в карту. Взаимоотношения между людьми изображаются с точки зрения их значимости и близости. Отмечаются позитивные и негативные связи. Знакомые друг другу люди соединяются линиями. При этом выявляются люди, которые находятся в изоляции, а также всевозможные союзы, сторонники и противники данной семьи.
Участие семьи в составлении "экокарты" стимулирует обсуждение того, какие ресурсы имеются у данной семьи для улучшения ее функционирования, каковы здесь источники напряжения и конфликтов. Это, прежде всего, актуально для так называемых "закрытых семей", которые варятся в собственном соку и не могут использовать имеющиеся у них ресурсы для улучшения положения.
"Экокарта" особенно полезна для семей, имеющих не одну, а несколько проблем. В "экокарте" указывается место каждого человека в семье и в более широком метасемейном контексте
Становятся наглядными и очевидными изолированные личности, всевозможные союзы, альянсы и противопоставления одних групп другими. Заполнение "экокарты" дает возможность обращения к друзьям семьи, к тем людям.
472
которые имеют к ней отношение, получения дополнительной информации и эмоциональной поддержки. Для заполнения "экокарты" клиент вынужден обращаться к тем людям, которые могут оказать ему реальную психологическую поддержку, что способствует повышению эмоционального комфорта как отдельных членов семьи, так и семьи в целом. Эта методика применяется не только психологами, но и социальными работниками.
10. "Соломенная башня" - это упражнение, адаптированное Пекманом (1984) для использования в семейной работе.
Клиентов просят взять коробочку с соломкой, клейкую ленту и вместе построить соломенную башню. Можно использовать другие материалы, например строительные блоки.
Разрешение этой задачи возможно только при реализации совместных действий. А психолог получает возможность наблюдать поведение семьи не по рассказам клиентов, а непосредственно в действии.
При выполнении данной задачи члены семьи ведут себя гак же, как и в обычной жизни.
Наряду с другими социометрическими методиками это упражнение позволяет выявить лидера в семье, тупики во взаимоотношениях, взаимную поддержку, внутрисемейные союзы, изолированных членов семьи, границы семьи и другую динамику в системе семейных взаимоотношений.
Для построения "соломенной башни" необходим пакет со ста соломинками и клейкая лента. Предлагается следующая инструкция: "Вам необходимо из этих соломинок построить башню. При построении башни попытайтесь совместно достичь определенных целей. Ваша башня должна быть оригинальной по форме, красивой, хорошо сконструированной. Она должна стоять без поддержки и быть достаточно прочной и долговечной, чтобы ее можно было переносить с места на место. Вам следует уложиться в 10-15 мин".