ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.09.2024

Просмотров: 248

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Qu или Quest. - Quaestiones (Вопросы).

Раздел I

ИСТОЧНИКИ РИМСКОГО ЧАСТНОГО ПРАВА Глава 1

ОБЗОР ИСТОЧНИКОВ РИМСКОГО ЧАСТНОГО ПРАВА

§ 4. Исторические системы римского частного права

9. Цивильное право. Сообразно с задачами настоящего учебника (п. 4) изучению подлежат источники права периода принципата и домината (I - VI вв. н.э.). Для понимания их необходимо предварительно охарактеризовать в основных чертах состояние источников римского частного права к концу республики.

В силу особенностей исторического развития к этому времени в составе римского права можно различать отдельные системы, которые возникли не одновременно, а складывались последовательно одна за другой.

Древнейшее

римское

право

называлось

квиритским

по

имени

дре

квиритов

(ius

Quiritium).

Это

название

 

оставило

 

формальных

оборотах

языка,

особенно

там,

где

вещи (dominium ex iure Quiritium - собственность по квиритскому праву). Эта система

 

права позднее получила название цивильного права (ius civile), подчеркивающее

 

строго национальный характер права римских граждан, права государства-города

 

(civitas). Законодательство XII таблиц и последующие законы определяли подробно

 

порядки

охраны,

а

 

также

прижизненных

 

и

 

объектами квиритской собственности.

 

 

 

 

 

 

 

Цивильным правом в тесном смысле считалась закрепленная законами узко

 

национальная

система

частного

права.

 

В

 

бол

обнимало также и все разъяснения и комментарии к цивильным законам,

 

дававшиеся

римскими

юристами

применительно

к

 

системе

 

К концу республики существовало несколько таких комментариев. Для юристов

 

эпохи принципата и домината ius civile было одновременно и совокупностью норм

 

действующего

права

 

и

наукой

 

права;

 

заслонена учениями и толкованиями юристов. В законодательство империи ius civile вошло в качестве древнейшей части римского права.

10. Преторское право. Наряду с этой системой цивильного права постепенно сложилась другая система права - право преторское (ius praetorium или honorarium, от слова "honores" - почетная должность).

Эта система права была вызвана к жизни развитием экономики, ростом

 

рабовладения ,

сосредоточением

 

 

в

рабовладельческого класса торгового и ростовщического капитала и крупной

 

земельной собственности. Рост групп рабовладельцев-ростовщиков и

 

землевладельцев сопровождался обострением классовых противоречий. Все эти

 

новые социально-экономические условия делали старые постановления цивильного

 

права недостаточными и с количественной, и с качественной стороны. Эти

 

постановления нужно было пополнять и даже исправлять. Эта работа легла на

 

судебных

магистратов,

главным

образом

-

преторов.

О

результате получился ряд институтов, разработанных преторами преимущественно путем эдиктов и снабженных созданными ими новыми средствами защиты. Параллельно цивильному праву создалась система преторского права (см. также пп. 20 - 22).

11. Право народов (ius gentium). Цивильное право противополагалось не только преторскому праву, но также еще одной системе - праву народов. Эта система


представляет самое оригинальное явление в римском праве.

Цивильное

право

применялось

только

 

римскую

общину

считались,

как

указано

 

защитой.

С

развитием

производства

и

 

стало необходимым признать основные частные права (право собственности, право

 

заключения договоров и т.д.) и за неримлянами. На этой почве и сложилась система

 

права, получившая название ius gentium.

 

 

 

В итоге исторического развития эта система включила в себя разные элементы. К

 

понятию

права

народов

относилось

д

римлян с иностранными общинами по установлению взаимного права вступления в брак (conubium) и права торговли (commercium). Затем к нему относилось обычное право, применявшееся в практике торговых отношений и имевшее о благодаря племенному родству и тесным экономическим связям членов латинского союза, например свободные от формализма сделки обмена. Наконец, с распространением римского господства на провинции право народов заимствовало торговые институты различных частей империи.

Ius gentium становится синонимом универсального права, противопоставляемого, с одной стороны, ius civile, а с другой - национальным правам народов, участвующих в римском товарообороте. Поскольку нормы ius gentium применялись римским претором в Риме, оно остается римским правом. Претор перегринов фиксировал нормы ius gentium и работал в постоянном соприкосновении с городским претором. Последний в некоторых случаях применяет нормы ius gentium к спорам между гражданами, если они возникли признавал данное притязание подлежащим защите, но это притязание не могло быть основано нормами цивильного права, преторы давали формулы исков, основанные на фактах (in factum conceptae), в которых основные моменты заимствовались из обычаев международной торговли и оборота. Так образовалось право, всецело приноровленное к жизни; оно разрабатывалось практикой судебных магистратов и нередко выражалось в торговых обычаях. Ius gentium соответствовало сложной

стадии

организации

обмена

товаров

противоположность цивильному праву, строго формальному и малоподвижному,

право

народов

лучше

и

быстрее

приспособляетс

Свободное

от

традиций

глубокой

старины,

частности

торговых,

отношений,

в

которых

участвовали

других народностей, ius gentium является правом универсальным в том смысле, что оно применяется ко всем участникам торгового оборота, независимо от их гражданства.

12. Сближение систем. Дуализм противоположных укладов - цивильного права и права народов - не мог не привести к их взаимному слиянию. Этому процессу способствовал, прежде всего, собственный интерес господствующего класса в развитии гражданского и торгового оборота всех областях покоренного мира. Унификация права содействовала этому развитию. Предоставление перегринам прав римского влияние на это развитие. Наконец, преторское право, судебный обычай, неиссякаемая активность юриспруденции привели к тому, что ius civile и ius gentium стали постепенно сливаться. Преторское право, поддерживая и развивая ius civile, реально проводило принципы ius gentium. В этом же направлении двигалось новое обычное право, слагавшееся в содействовало развитию ius gentium новое толкование права - nova interpretatio iuris. За 50 лет до элемента юридических сделок. Другим, столь же могущественным фактором развития ius gentium являлось введение так называемой экстраординарной когниции, как более свободной формы разбирательства споров (пп. 90 - 91).

Строгость и формализм цивильного права особенно долго держались в области

семейных

и

наследственных

отношений,

на

которы

ius

gentium.

Наоборот,

обширная

область

 

оборота


цивильном праве, развивалась под влиянием ius gentium. Подчеркивая

 

распространенность права народов, римские юристы относили к его области такие

 

исконные институты, как рабство (Гай. 1. 82; D. 1. 5. 4. 1) и даже связанное с

 

завоевательной политикой Рима право военной добычи (D. 41. 1. 5. 7). С особенной

 

силой

и

быстротой

сказалось

влияние

ius

 

gentium

н

Под этим влиянием создались новые типы договоров, которые, в отличие от

 

цивильного

 

права,

 

строились

 

на

основе

 

простого

 

каких-либо торжественных обрядов и вообще формальностей. Описанное влияние

 

права народов на ius civile было взаимным, так как институты права народов быстро

 

поглощались

 

цивильным

 

правом,

 

и

 

усовершенствования)

 

старых

 

цивильных

 

н

цивильные сделки стипуляции (Гай. 3. 93) (см. п. 433), письменного обязательства

 

(Гай.

3.

133)

 

(см.

п.

449)

и

погашение

 

п. 348) стали распространяться и на перегринов, и на провинции. Этот процесс все

 

усиливался с развитием римской экономики, так что сами римляне приравнивали ius

 

gentium к ius civile.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Quod autem gentium, idem civile esse debet (Цицерон, De off., 3.17).

(Что же относится к праву народов, то должно быть признаваемо и цивильным.)

На теоретическую выработку представлений влияние доктрины греческой философии, перенесенные и усвоенные римскими юристами. Для них ius gentium, конечно, всегда оставалось правом чисто римским, а отнюдь не правом иностранным. Теоретически право разделялось юристами на две области права: цивильного и права народов. Тут обнаруживалось влияние

Аристотеля,

разделявшего

право

на

естес

legitimum). Это раздвоение повторяет Цицерон (De origine iuris, 1. 130). В него

вносит новую основу Гай (II в. н.э.), противополагающий цивильному праву как

продукту законодательства ius gentium как порождение естественного разума (ratio

naturalis).

 

 

 

 

 

На

смену

описанному

представлению

пришла

новая

порядка. Она противопоставляла право народов не праву цивильному, а праву естественному (п. 14) в смысле стоической философии, согласно которой iure naturae omnes homines aequales sunt - no праву природы все люди являются равными.

13. Aequitas (справедливость). Изложенное противоположение права народов цивильному праву дополнялось в эпоху принципата противоположением ius aequum (справедливое право, или aequitas) строгому праву, ius strictum. Практикой юристов был введен в обиход принцип справедливости. Закрывая глаза на такое вопиющее неравенство, как рабство, на жестокую эксплуатацию богатыми рабовладельцами свободных бедняков, римские юристы говорят о справедливости как начале равенства всех в области права и перед законом, умеряющем остроту и тяжесть требований цивильного права. В области частного права принцип справедливости долго понимался юристами чисто эмпирически и практически, как стремление идти навстречу нарождавшимся требованиям республики и право собственности возводили к естественной справедливости.

Nihil enim tam conveniens est naturali aequitati, quam voluntatem domini... ratam haberi (D. 40. 1. 9. 3).

(Ведь ничто не соответствует так естественной справедливости, как подтверждать в праве... волю собственника.)

Ульпиан (III в. н.э.) собственности временное безвозмездное предоставление ее в пользование (прекарий) считал актом справедливости.

Quod genus liberalitatis (precarium) ex iure gentium descendit... et naturalem habet in se aequitatem (D. 43. 26. 1. 2; 2. 2).

(Этот род щедрости - прекарий происходит от права народов и заключает в себе естественную справедливость.)


Считалось несовместимым с принципом справедливости, чтобы кто-нибудь путем обмана (dolus) извлекал какую-либо выгоду. Противоположность обману составляла добрая совесть - bona fides. Когда претор во многих формулах предписывал судье

вынести

решение,

 

принимая

во

внимание

соображения

лишь

применением

 

 

на

практике

 

принципов

 

широкое

применение

 

в

преторском

 

эдикте,

и,

так

во многие положения эдикта и преторского права.

 

 

 

 

 

Комментаторы эдикта очень часто объясняли постановления преторского права

 

принципом справедливости.

 

 

 

 

 

 

 

 

14.

Естественное

 

 

право

(ius

 

naturale).

 

Ук

было

римлянами

еще

 

расширено

и

 

сблизилось

с

в

представлением о ius naturae, ius naturale. Цицерон первый определил его как

 

требования морали и утверждал, что право покоится на неизменном нравственном

 

сознании и законе, который природа вложила в сердца всем людям (De republica, 3,

 

22).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ульпиан

считал

 

 

в

некоторых

отношениях

 

естественном праве.

Quarundam rerum dominium nanciscimur iure gentium quod ratione naturali inter omnes homines peraeque servatur (D. 41. 1. 1. pr.).

(Право собственности над некоторыми вещами мы приобретаем по праву народов, которое в силу естественного разума одинаково соблюдается между всеми людьми.)

В этом определении как право народов, так и естественный разум в качестве его естественного источника совершенно освобождаются от пр системе какого-либо государства и возводятся до степени порядка, соблюдаемого всем человечеством.

Представление Ульпиана о естественном праве является вообще чрезвычайно широким. Он признал, что естественное право расп тогда как право народов ограничивает свое действие только людьми.

Ius gentium est quo gentes humanae utuntur, quod a naturali recedere facile intellegere licet, quia illud omnibus animalibus, hoc solis hominibus inter se commune sit (D. 1. 1. 1. 4).

(Правом народов является то, которым пользуются народы человечества. Можно легко понять, что последнее отличается от естественного права, так как оно свойственно всем животным, тогда как первое является общим только для людей между собой.)

§ 5. Виды источников права

15. Институции Гая (1. 2) дают такое перечисление отдельных видов источников права: законы (plebiscita), сенатусконсульты, конституции императоров, эдикты магистратов, ответы юристов (responsa prudentium). Этот перечень должен быть дополнен еще одним источником, а именно обычным правом.

§ 6. Обычное право

16. Институции Юстиниана разделяли все право по признаку письменной и устной формы источников.

В

последнюю

категорию

источников

входил

древ

осуществлявшийся

 

sine

 

lege

 

определенного закона, ни определенного права. Существовали только обычаи и

религиозные предписания - non ius, sed mos ac fas. Терминология для обозначения

обычая

 

исторически

изменялась.

Древнейшие

назв

сменились

в

начале

нашей

эры

более

отчетливы

3) противополагает mores maiorum законам, и в особенности кодификации XII таблиц (V в. до н.э.). Необходимость последней римская традиция объясняла неизвестностью права, которое до тех пор оставалось неформулированным в


определенном

акте,

а

сами

законы

XII

табл

обычаев.

Сюда

 

относились

 

нормы,

регулировавшие

отношения

 

между

супругами,

порядки

Опубликование XII таблиц государственной властью превратили этот сборник обычаев и новых распоряжений в свод законов цивильного права, который стал исходным пунктом дальнейшего развития римского права.

Сусилением законодательной деятельности государства обычай (ius non scriptum) в значительной мере потерял свое значение. Но все-таки и в эпоху распространения римского государства на весь бассейн Средиземного моря обычай не перестал быть источником права. Цицерон (Topica, 28, 31) поместил mores рядом с leges, видя в них отдельный вид действующего права.

Сустановлением римского мирового господства в новых условиях правовой жизни обычай стал выполнять новые задачи - именно функцию отмены и преодоления явно

устаревших

 

норм

цивильного,

квиритског

desuetudo, и в ней обычай осуществлял задачи расчистки места для новых норм и в

 

этом

смысле

имел

большое

значение

для

путем после Пунических войн стали выходить из применения формальные сделки и

 

обряды квиритского права.

 

 

 

 

Наряду с прежним обычаем появляется новый - судебный, и судебная практика.

В эпоху принципата значение обычая как живо разобрано и отмечено Юлианом. Он признавал за ним такую же силу и такое же основание, как и за законом.

Inveterata consuetudo pro lege non immerito custoditur et hoc est ius quod dicitur moribus esse constitutum, nam cum ipsae legis nulla alia ex causa nos teneant, quam quod iudicio populi receptae sunt, merito et ea, quae sine ullo scripto populus probavit tenebunt omnes: nam quid interest suffragio populus voluntatem suam declaret an rebus ipsis et facis? quare rectissime etiam illud receptum est, ut leges non solum suffragio legislatoris sed etiam tacito consensu omnium per desuetudinem abrogentur (D. 1. 3. 32. 1).

(Установившийся

издревле

 

обычай

заслуженно

соблюда

право, о котором говорится, что оно установлено нравами. Ведь самые законы

связывают нас не по какой-либо другой причине, как по той, что они приняты по

решению

народа.

 

Заслуженно

соблюдается

выражает

свою

волю

на

самом

дел

принято

даже

 

такое

правило,

 

законодателя, но также и в силу молчаливого согласия всех, путем неприменения.)

В этом тексте Юлиан намечает и образующие обычай признаки - давнее применение и молчаливое согласие общества.

Теория Юлиана находилась во внутреннем противоречии с условиями времени ее появления (II в. н.э.). Римская традиция о народном суверенитете и законодательной власти народа давно была уже опровергнута диктатурой цезарей и продолжала жить лишь в теории. Вл римским юристом теории обычая в его архаическом аспекте: в ряде случаев императоры поддерживали видимость сохранения прежних форм государственной власти.

В начале домината в практике законодательства оформилась тенденция, противоположная теории Юлиана, и было запрещено действие обычаев, которые отменяют законы. В 319 г. н.э. последовало новое распоряжение:

Consuetudinis ususque longaevi non vilis auctoritas est, verum non usque adeo sui valitura momento, ut aut rationem vincat aut legem (C. 8. 52. 2).

(Авторитет обычая и долговременного применения представляется немалым, однако его не следует доводить до такого значения, чтобы он преодолевал разум или закон.)