ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.09.2024
Просмотров: 253
Скачиваний: 0
При издании этой конституции имелось в виду ограничить местные обычаи (Египта, Сирии, Аравии и других провинций). С другой стороны, конституция выдвигает на вид общие смысл и цели закона - ratio iuris. Его не могут изменять местные пережитки и состояние права, иногда в его первобытной форме.
§ 7. Закон
17. Понятие закона в республиканском Риме. В Древнем Риме законом являлось решение комиций - народного собрания (populu центуриям, трибам). Для полной силы закона требовалось содействие трех органов римского государства. Такими являлись:
(1) Магистрат, имевший ius cum populo agen (консул, диктатор, претор), должен был сначала выработать письменный проект закона (rogatio legis), испрошение закона.
(2) Народ, собранный магистратом в комиции, мог принять или отвергнуть проект целиком, но не обсуждал его, так что весь процесс прохождения закона сводился к вопросу магистрата, предлагающего закон, и положительного или отрицательного ответа со стороны народа ("как просишь" antiquo legem).
(3) Наконец, закон, предложенный магистратом и принятый народом, нуждался в ратификации или одобрении со стороны сената (auctoritas patrum). Принятые таким
образом |
|
законы |
|
носили |
наз |
противополагались |
к |
концу |
республики |
законы, |
|
законодателя полководцами в завоеванных провинциях (leges datae). |
|
||||
18. Виды законов по санкции их. Формулировка принятых законов распадалась на |
|||||
три |
части: |
а) |
надпись |
(praescriptio), |
указыва |
народного |
|
собрания |
и |
обстоятельства, |
содержание самого закона и в) санкция (sanctio). Последняя содержала гарантии соблюдения закона. Со стороны этих гарантий различались: leges perfectae, minus
quam |
perfectae |
и |
leges |
|
imperfectae. |
какой-либо |
юридический |
|
акт |
и |
объявляв |
боролась с нежелательными актами угрозой невыгодных последствий, не объявляя ничтожными самих актов.
Minus quam perfecta lex est quae vetat aliquid fieri, et si factum sit, non rescindit, sed poenam iniungit ei qui contra legem fecit (Ulp. 1. 1. 2).
(Менее, чем законченным, является закон, запрещающий какое-либо действие, но, если оно совершится, не отменяющий его, а налагающий штраф на вопреки закону.)
Третья категория законов содержала только воспрещение актов, без угрозы невыгодными последствиями. Республиканскому законодательству было свойственно избегать издания leges perfectae. Последующее время, особенно при императорах, изменило в обратную сторону законодательную политику, и с V в. при сомнении всякий воспрещающий закон считался lex perfecta (C. 1. 14. 5).
19. Отмирание республиканского законодательства в эпоху принципата. Август, стремясь поддержать иллюзию народного суверенитета, пытался возобновить законодательную деятельность комиций для своих реформ, желая подкрепить их мнимой волей народа. Но к концу I в. н.э. народные собрания перестали проводить законы, хотя их законодательная власть не была упразднена. Последнее упоминание о народных собраниях находится в аграрном законе конца I в. н.э. (D. 47. 21. 3. 1).
§ 8. Эдикты магистратов и преторское право
20. Эдикты магистратов. Третий чисто римский источн республиканского Рима, представляли эдикты магистратов (претора, курульного эдила, правителя провинции).
При вступлении в должность магистрат издавал эдикт, в котором объявлял программу своей деятельности, обязательную для него на время его службы. Особенно большое значение получили эдикты преторов (с при каких обстоятельствах будет даваться судебная защита).
Эдикты преторов послужили источником образования особой системы преторского (или гонорарного, от honores, почетные должности) права. В эпоху принципата за преторами сохранялось прежнее право издавать эдикты. По-прежнему эдикт ставится наравне с цивильным правом. Однако независимое положение преторов и
самостоятельное |
осуществление |
ими |
своей |
новыми формами государственного устройства. Издание преторами своих эдиктов |
|||
(ius edicendi) формально не прекратилось, но они не могли вступать в конфликт с |
|||
императорской властью. Подчиненные сенату преторы потеряли всякую инициативу. |
Сенат |
обычно |
предписывал |
преторам |
проводить |
|
свои |
под |
сильным |
влиянием |
императоров), |
и |
те |
|
иски. |
Вводилось |
уже |
мало |
|
нового |
добавлялись только по предложениям сената или особо влиятельных юристов. Конечно, в начале принципата таково же было влияние и императора, но усиление императорской юрисдикции пока было направлено на содействие преторскому формулярному процессу, который номинально остался неприкосновенным.
21. Кодификация преторского права. Дальнейшее развитие формально потеряло свое основание, когда при Адриане, в целях закрепления отдельных постановлений преторского права, юристу Сальвию Юлиану было поручено собрать, пересмотреть и привести в порядок материалы постоянного эдикта - edictum perpetuum (125 - 138 гг. н.э.). Содержание прежних эдиктов в совокупности было окончательно зафиксировано. Другими словами, была произведена кодификация преторского права. Правда, edictum perpetuum не был признан законом, но, по предложению императора, особый сенатусконсульт объявил его неизменяемым; право делать прибавления и дополнения было оставлено лиш редактирования эдикта заменил viva vox iuris civilis - живой голос цивильного права. Преторы продолжали выставлять эдикт в Риме и в провинциях, но только в окончательной редакции Юлиана. Юлиановская редакция эдикта не сохранилась,
однако |
благодаря |
вызванным |
кодификацией |
эдикта |
и |
в |
основно |
обширным |
комментариям |
Гая, |
Ульпиана |
|
и |
Па |
|
текст |
|
и |
расположение |
|
содержавши |
Существование комментария Гая также к провинциальному эдикту - edictum |
|
|||||
provinciale - заставляет предполагать, что Юлиан кодифицировал не только эдикт |
|
|||||
городских преторов, но и эдикт провинциальных правителей. Эдикт же преторов |
|
|||||
перегринов |
|
остался, |
по-видимому, |
вне |
кодификации. |
|
определенно говорят об одном эдикте, то это происходит в силу уравнения в 212 г. |
|
|||||
н.э. юридического положения свободных обитателей Римской империи, для которых |
|
|||||
другие эдикты потеряли всякое значение. Эдикт распадался на определенное число |
|
|||||
титулов |
|
небольшого |
объема |
с |
заглавия |
|
охватывал две части. В главной части были опубликованы отдельные моменты и |
|
|||||
пункты исков, clausulae edictales, в дополнительной - приведены типовые |
|
|||||
формуляры исков. В эдикте не соблюдалось особой системы, так как содержание |
|
|||||
его складывалось исторически, в течение веков, и обусловливалось практическими |
|
|||||
соображениями и историческими случайностями. Содержание эдикта вытекало при |
|
|||||
республике из компетенции (officium) судебных магистратов и устанавливалось ими |
|
|||||
по соображениям современной политики правящего класса. |
|
|
||||
22. |
Отношение |
между |
цивильным |
|
||
преторским правом имело место живое взаимодействие; некоторые правила ius civile |
|
|||||
воспроизводились в эдикте, и обратно, достижения преторского права переходили в |
|
|||||
область ius civile. Императорские конституции и рескрипты, развивая цивильное |
|
|||||
право, |
шли |
иногда |
путем |
заимствований |
из |
эд |
захватывал различные институты права. В некоторых областях права на почве преторского эдикта сложились целые новые институты. Так, рядом с dominium ex
iure Quiritium (квиритской собственностью) возникла так называемая бонитарная (in bonis esse - см. п. 193), наряду с цивильным наследником (heres) стал преторский владелец наследства (bonorum possessor - см. п. 236). В других институтах благодаря преторскому эдикту преобразовывалось содержание институтов цивильного права.
Уже было указано, как две области права - области цивильного и преторского права |
|
|||||||
- |
в |
|
процессе |
отмеченного |
выше |
взаимодействия |
ме |
|
После кодификации эдикта Сальвием Юлианом, при Адриане, это сближение стало |
|
|||||||
еще более тесным. Правда, формальное противоположение двух систем в силу |
|
|||||||
римского консерватизма сохранялось до Юстиниана, как историческое переживание. |
|
|||||||
Но еще с эпохи классических юристов началось слияние цивильного и преторского |
|
|||||||
права |
|
в |
один |
юридический |
порядок. |
С |
особой |
|
и оказало огромное влияние на структуру всех институтов и их систематическую |
|
|||||||
разработку. Нормы и институты, которые кажутся часто новыми в кодификации |
|
|||||||
Юстиниана, |
|
в |
сущности |
|
представляют |
|
|
слияния этих двух систем права. Об этом свидетельствует автор первых двух книг Институций Юстиниана - Дорофей:
Sed cum paulatim tam ex usu hominum quam ex constitutionum emendationibus coepit in unam consonantiam ius civile et praetorium iungi constitutum est... (I. 2. 10. 3).
(Но так как постепенно, из обычая людей, с одной стороны, и нововведений конституций, с другой, цивильное право начало приходить к единообразию с преторским, то было установлено...)
Этот текст, включенный в элементарное руководство VI в. н.э., передает чрезвычайно важный факт в истории источников римского права как вполне естественный. Текст указывает, что постепенно путем практики, очевидно судебной и деловой, а также под воздействием действующий закон, возникло новое право.
§ 9. Сенатусконсульты
23. В начале принципата превратились в законодательные акты постановления сената (редкие при республике). С I до середины III вв. н.э. сенатусконсульты являлись основной формой законодательства, хотя и прикрываемой старой формулой, что сенат только полагает, советует и рекомендует (censet, videtur, placet). В сенатусконсультах нередко положения, а затем предоставлялось преторам указать в эдикте средства их практического осуществления, так что некоторые сенатусконсульты можно назвать неоформленными законами. Сенатские законы назывались так же, как и законы в юридическом обиходе, по имени или прозванию тех лиц, кто их предложил (исключение S. C. Macedonianum - см. п. 466). Сенат не имел законодательной инициативы. Его постановления ч предложений императора, которые тот в силу своей власти мог вносить в сенат письменно или устно, так называемая oratio principis in senatu habita - речь императора, произнесенная в сенате.
§ 10. Юриспруденция
24. Деятельность старых республиканских юристов. Римская юриспруденция ведет свое начало от практической деятельности юристов республиканского периода.
Развивавшаяся |
|
экономика |
и |
усложнени |
разнообразные |
запросы, |
требовавшие |
точной |
формулировк |
Рядом с этим противоречия интересов крупных землевладельцев и богачейростовщиков на почве различия эксплуатации крестьян и других малоимущих слоев населения, в частности - провинциалов, в свою очередь, делало необходимой помощь юристов в целях наилучшего урегулирования возникавших вопросов.
Юристы, являвшиеся |
представителями |
класса |
рабовладельцев, с |
успехо |
|
ставившиеся |
им |
жизнью |
задачи: |
закрепление |
пр |
договоров и т.п.
В республиканский период их деятельность имела практический характер и |
|
|||||||
выражалась в редактировании формальных актов (cavere), в руководстве ведением |
|
|||||||
судебных |
дел |
(agere), |
в |
даче |
советов |
(respondere). |
По |
|
сочинений |
республиканских |
|
юристов |
и |
ссылкам |
на |
ни |
признать, что уже тогда юридическая техника достигла довольно высокого уровня.
Деятельность старых республиканских юристов выражалась, прежде всего, в толковании права.
Ita in civitale nostra aut iure, id est lege, constituitur, aut est proprium ius civile, quod sine scripto in sola prudentium interpretatione consistit (D. 1. 2. 2. 12. Pomponius).
(Так и в нашем государстве (правос писаного закона, или действует собственное цивильное право, которое устанавливается без записи, одним толкованием знатоков права.)
В этих словах Помпония подчеркнута творческая роль римского толкования законов и его значение как источника права. Так, путем толкования XII таблиц были выработаны институты эманципации (освобождения) детей от отцовской власти, наследования по закону и институтов цивильного права. Древнее толкование III - II вв. до н.э. строго держалось словесной формы, в которую облекались законы или сделки. Цицерон рисует это состояние и метод словами - veteres verba tenuerunt - древние держались за слова (pro Murena, 11), подчеркивая консерватизм методов старого толкования.
25. Литературные произведения старых юристов. В соответствии с практическим характером деятельности старых республиканских юристов их литературная деятельность выражалась в комментариях к законам XII таблиц (таков комментарий Элия Пета Ката, II в. до н.э., в трех частях: объяснения текста, толкования юристов и исковые формулы). Более поздние произведения дают обобщение практики, ряд юридических правил - regulae (Марк Порций Катон - отец и сын, II до н.э.). Наконец, появились систематические комментарии по отдельным системам цивильного и преторского права. Кв. М. Сцевола (I в. до н.э.) был составителем первого подробного изложения цивильного права в 18 книгах. Сервий Сульпиций Руф (I в. до н.э.) дал первый комментарий преторского эдикта. Его ученик Алфен Вар комментировал обе системы (цивильного и преторского) права в 40 книгах дигест.
Из других республиканских юристов нужно назвать Марка Манилия, Марка Юния Брута и Публия Муция Сцеволу говорили, что они "основали цивильное право" (D. 1. 2. 2. 39). Выдающимся юристом был также Цицерон (I в. до н.э.).
26. Деятельность классических юристов. Особого расцвета римская юриспруденция достигла в период принципата (I - III вв. н.э.), признаваемый за классический. В именно эту эпоху право частной собственности, частное право, достигло своего высшего развития. Это обусловливало широкое развитие деятельности юристов.
Задачи, |
стоявшие |
перед |
юристами |
классической |
э |
сложностью. |
|
Классовые |
противоречия |
все |
|
восстания рабов приняли такие формы и размеры, что весь рабовладельческий строй оказывался в опасности, и требовались чрезвычайные меры для обеспечения
господства |
|
|
верхушки |
|
рабовладельческого |
||
противоречия между различными группировками свободного населения. С другой |
|||||||
стороны, |
рост |
государственной |
территории, |
расширение |
торго |
||
и |
|
усложнение |
всех |
|
|
хозяйстве |
|
соответствующих изменений правовой надстройки. Необходимо было проявить |
|||||||
гибкость |
и |
|
разрешать |
вновь |
возникающие |
||
класса, в первую очередь - в целях закрепления неограниченного права |
|||||||
собственности рабовладельцев на рабов и права собственности на землю. |
|
|
|||||
Классические |
|
юристы |
успешно |
справились |
со |
стоявшими |