ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.09.2024

Просмотров: 256

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Верные своему практическому направлению, они в своих кратких и весьма четких решениях отдельных казусов удовлетворяли новые зап интересами господствующего класса. При этом нередко наблюдалось, что, устанавливая по существу новые принципы, римские юристы приурочивали их к старым понятиям и подкрепляли ссылкой на авторитет старых юристов: в этом сказывался присущий римским юристам консерватизм. Но, наряду с этим, в их деятельности, и прежде всего в толковании закона, определенно сказывалось и прогрессивное начало. На место прежнего словесно-грамматического толкования законов и сделок является толкование ex voluntate, основанное на отыскании воли закона или сторон. Как говорит Цельз,

scire leges non hoc est verba earum tenere, sed vim ac potestatem (D. 1. 3. 17).

(знать законы - это не значит держаться за их слова, но (понимать) их силу и значение (мощь).)

Классические юристы не отходили, однако, без нужды от грамматически-словесного толкования. При отсутствии в словах закона или сделки какой-либо двусмысленности недопустимо особо ставить вопрос о воле - quaestio voluntatis.

Cum in verbis nulla ambiguitas est, non debet admitti voluntatis quaestio (D. 32. 25. 1).

(Когда слова не возбуждают никаких разногласий, не следует допускать (постановки) вопроса о воле.)

Отходя от старого, строго цивильного права (strictum ius), новое толкование направилось в сторону искания aequum et bonum - справедливого и доброго.

Это

новое

толкование

опиралось

на

зачатки

тог

толкования

права

к

концу

республики

вошла

в

и оказала глубокое влияние на римскую юриспруденцию. Она примыкала к

аристотелевской науке и ставила себе целью научить своих учеников возможно

логичному толкованию. Риторическая теория энергично протестовала против старого

формализма

и

буквального

толкования,

из

кото

право

-

summum

ius

-

становилось

глубочайшей

В

спорных

случаях

теория

 

внушала

искать

наст

те цели, которые преследовал законодатель (ratio legis), в юридических же сделках цели, которые ставили себе договаривающиеся стороны (lex contractus).

27. Ius respondendi. В республиканскую эпоху не существовало юрисконсультов и заинтересованные лица обычно обращались к тем, к кому имели доверие. Август и его преемники, в целях привлечения на свою сторону авторитетного сословия юристов, предоставили некоторым наиболее выдающимся юристам ius publice respondendi - право давать официальные консультации по поручению императора, ex auctoritate principis (D. 1. 2. 2. 48 - 50; Гай. 1. 7) в ответ на запросы,

обращавшиеся к императору. Responsa (ответы) таких имели такую же силу, как и собственные императорские толкования, и были обязательны для судей.

28. Классические юристы. В период от I до середины III вв. работали многие

выдающиеся

юристы,

совмещавшие

глубину

 

теорети

дарования,

 

педагогически-воспитательное

 

влияние

литературное

 

наследие.

 

Целую

эпоху

 

в

принципата М.А. Лабеон, приверженец республиканских идей, новатор в области

права (plurima innovare instituit). Лабеон оказал продолжительное влияние на

дальнейшее

развитие

юриспруденции

 

и

считается

основателем

юрид

прокулианцев

 

 

(названной

 

 

по

 

имени

политический

противник

Капитон,

 

 

имевший

меньшее

значение

другой

юридической

школы

 

-

Сабиньянской,

 

ученика

Мазурия

Сабина

 

(незнатного

 

происхо

всаднического

звания). Сабин был

величайшим юристом I

в. н.э.,

цивильное

право.

Из

школы

прокулианцев

вышли

Ювенций

сабинианцев

во

II

 

 

в.

надо

 

отметит


поручение кодифицировать преторское право и поручение (см. п. 21). Ученик Сабина - Африкан много сохранил от своего учителя, следуя ему иногда дословно, но отличается трудностью для понимания. Трудно

сказать,

 

к

какой

школе

относился

 

обязана сведениями о развитии юриспруденции и отдельных ее представителях (D.

 

1.

2.

2.

47

-

53).

Последним

сабинианцем

 

но

оставивший

учебное

руководство -

Институции,

написанные

с

К III в. н.э. относится стоящий

вне школ Эмилий Папиниан, острей

казуистов,

блестящий

по

сжатости

стилист,

ставший

дл

"первым из всех" (primus omnium). Папиниан занимал выдающееся место по

 

совершенству

 

формы

и

точности

пр

соответствующие правила и нормы права.

 

 

 

 

Менее яркими, но также крупными юристами III в. н.э. были Павел и Ульпиан. Павел являлся представителем того направления юристов, которые видели основную

задачу

в

собирании,

обработке

и

комментировании

рабо

все

же

более

смел

и

оригинален,

ч

направлении многоречивый Ульпиан.

 

 

 

 

29. Упадок юриспруденции. С середины III в. н.э. начинается упадок юриспруденции. Если в эпоху принципата юристы были нужны императору в качестве одного из каналов для проведения и поддержки императорской политики, то при доминате эта их роль оказалась уже законченной. Императорская власть стала абсолютной, и воля императора оказалась единственным источником права.

Ius

respondendi

 

больше

не

дается;

 

юрист

чиновников императорской канцелярии. Однако responsa классических юристов

сохранили значение источника права: в 426 г. был издан Закон "О цитировании

юристов",

признававший

обязательное

 

значение

за

сочин

Ульпиана, Гая, Модестина (и тех юристов, сочинения которых приводятся этими

авторами). При различии мнений этих юристов предписывалось придерживаться

мнения,

за

которое

высказалось

большинство,

а

предпочтение мнению Папиниана.

Из юристов эпохи домината сколько-нибудь выдающимся можно признать Гермогениана (приблизительно IV в.).

30. Юридическая литература. Юридическая литература классической эпохи была чрезвычайно разнообразна и различно освещала проблемы права. Для начинающих назначались элементарные руководства - институции (institutiones, enchiridia), определения (definitiones), правила (regulae). Практическим целям служили сборники консультаций и казусов - ответы, письма, проблемы и диспутации

(responsa, epistolae, quaestiones,

представляли комментарии к эдикту, книги по цивильному праву, комментарии к Кв. Муцию и М. Сабину, где излагалась прежняя система ius civile (libri iuris civilis). Настоящие своды давали дигесты, в которых рассматривалось одновременно и преторское, и цивильное право. Сюда же относились комментарии к отдельным законам, сенатусконсультам, монографии по отдельным отраслям права, специальные монографии по законодательству - своду XII таблиц, императорскому законодательству.

Наибольшей

 

популярностью

пользовались

 

краткие

 

institutiones. Обучение юристов в республиканском Риме выражалось в допущении

 

молодых

 

юристов

 

к

слушанию

 

даваем

отдельных казусов (instruere). В конце республики стали вести систематическое

 

чтение лекций (instituere). В качестве пособия к этим занятиям и появились

 

institutiones.

 

Наибольшей

 

популярностью

 

 

пользовались

классического периода появились Институции Марциана, Каллистрата, Павла и

 

Ульпиана.

Но

они

не

могли

затмить

старых

Институций

дальнейшем

 

образцом

 

институционной

 

системы.

И

назвать

 

доктринальной;

 

при

 

 

отс

исторического материала все сосредоточено на догматическом изложении


действующего права. Институционная система излагает право и его применение не

разрозненно,

в

случайном

смешении

казуистики,

как

это

выше

"Вопросы"

и

"Ответы",

 

"Прави

расчленить с точки зрения общих правовых категорий, какими прежде всего являются лица, вещи и иски.

Институции Гая дополняются еще его сочинением "Res quotidianae" ("Повседневные дела"). В совокупности они дают краткий обзор всего действующего права, привлекая к изложению две системы - цивильного и преторского права, с преобладанием догматического изложения над историческим. Институции Гая

получили

широкое

распространение

у

юристов

и

грамм

в VI в. н.э. они, правда, в искаженном и переработанном виде, были внесены в

кодификацию Юстиниана (см. п. 38). Еще в V в. н.э. они распространялись в Италии

в

списках,

в

 

своем

 

по

искажениями, был найден в библиотеке в Вероне ученым Нибуром (1816 г.). Текст Институций был стерт и покрыт сверху посланиями Иеронима (VIII или IX в.). Восстановленная рукопись - палимпсест (т.е. пергамент, текст которого был ранее соскоблен и по нему было написано что-нибудь заново) известен под названием Веронской. В 1933 г. в Александрии были куплены у антиквара пергаментные листы с отрывками Гая, дополняющие Веронский палимпсест. Они называются то "новыми отрывками Гая", то - Александрийский, Египетский и Флорентийский Гай (по месту находки и хранения). Существуют русские переводы Институций Гая - Расснера

(1888 г.), Дыдынского (1890 - 1892 гг.), М. Бобина - III и IV книг (Харьков, 1892 г.).

Из

обширной

литературы

юристов-классиков

до

нас

в

немного

 

и

часто

в

искаженном

 

 

следует отметить:

 

 

 

 

 

 

 

(1)

Так

называемые

fragmenta

Ulpiani.

Дошедшая

до

нас

р

Галлии в X в. и найдена в библиотеке Ватикана. В ней содержатся извлечения из сочинения Ульпиана - liber singularis regularum. Написано это сочинение по системе Институций Гая.

(2) Sententiarum libri quinque ad filium - называемые sententiae receptae Павла.

Принадлежность их Павлу сомнительна. Это руководство по гражданскому и уголовному праву и процессу благодаря полноте и относительной краткости было широко распространено и особо отмечено послеклассическую эпоху было издано в сокращенном и переработанном виде. Извлечения вошли в Вестготский свод законов.

31.

Позднейшие

литературные

памятники.

Из

бол

эпохи домината дошли:

 

 

 

 

(1)Так называемые Fragmenta Vaticana - рукопись, найденная в 1821 г. в Ватиканской библиотеке; она представляет собой сборник ius и leges и содержит семь глав: о купле-продаже, узуфрукте, приданом, опеке, дарении и прокураторах. Ius представлено в извлечениях из сочинений Папиниана, Ульпиана и Павла (Гай не представлен). Leges - почти исключительно конституции до 318 г., а также три многоречивых закона Константина и один Валентиниана I от 372 г. О происхождении сборника ничего не известно. Труд, по-видимому, составлен до 438 г., так как Кодекс Феодосия (см. п. 35) в нем не упоминается.

(2)Collatio legum Mosaicarum et Romanarum (неизвестного автора) в трех рукописях

VIII - XI вв., содержит сопоставление законов Моисея и римского права в 16 главах, относящихся преимущественно к уголовному праву.

(3)Consultatio veteris cuiusdam iurisconsulti. Это сборник мнений юриста (имя

которого

неизвестно),

жившего,

 

по-видимому,

в

Галл

Автор дает советы (главным образом из области договорного права) своим

 

доверителям.

 

 

 

 

 

 

(4)

Leges

saeculares

-

сирийско-римский

зак

влиянием на Востоке и не был вытеснен законодательством Юстиниана. Книга


излагает римское право весьма неполно, часто не понимая и искажая смысл путем добавлений, по-видимому, из местного права. В основание положены изречения классических юристов, но в результате усиленной и часто непонятной переработки они почти неузнаваемы. Работа была написана первоначально по-гречески, затем переведена на сирийский язык, и этот перевод подвергся переработке на арабском и армянском языках.

§ 11. Императорские конституции

32. Виды конституций. В эпоху принципата издавались конституции в четырех

основных

формах:

а)

эдикты

-

общие

практику

республиканских

магистратов,

но

существен

магистратов, поскольку императорские эдикты содержали не программу

деятельности, а постановления, обязательные для всех должностных лиц и

населения);

б)

декреты

-

решения

по

поступавшие

к

императорам

вопросы;

г

административным и судебным вопросам.

Из этих четырех форм в период домината мандаты выходят из употребления; декреты и рескрипты имеют силу только по конкретным делам, в связи с которыми они даны, и, таким образом, основной формой закона является императорский эдикт.

Многочисленность и разбросанность императорских конституций вызвали потребность их объединения. Последовавшее в конц две половины придало задаче такого собрания и политическое значение. Оно назначено было служить символом единства права, при политическом разделении государственного аппарата. Инициатива по кодификации конституций, однако не была взята на себя правительством. Кодификация была произведена частными лицами.

33. Codex Gregorianus. В конце III в. (295 г.) был выпущен Codex Gregorianus,

названный так по имени автора, Грегориана. Он собрал конституции, начиная с Адриана и кончая современными ему. В подлинном виде этот Кодекс не сохранился, но в значительной части вошел

Collatio legum Mosaicarum et Romanarum, lex romana Visigothorum, lex romana Burgundiorum).

Оригинальной системы составитель не выработал и из 19 книг, на которые распадается этот Кодекс, в 13 книгах следовал системе преторского эдикта последней редакции. Книги делились на титулы с предметными рубриками; но материал размещался неравномерно и пестро. В пределах титулов конституции приведены в хронологическом порядке с указанием адресатов и времени издания (inscriptio и subscriptio). В 14-й и следующих книгах трактовались уголовное право и процесс. Принятое к практическому применению собрание Грегориана пользовалось официальным признанием и авторитетом в последующие два века, пока его не отменил Кодекс Юстиниана.

34. Codex Hermogenianus. Дополнением к первому собранию явился после 295 г. второй Codex, названный Hermogenianus по имени составителя Гермогениана. Он трижды пересматривался составителем, который подверг тщательной редакции. Всего было собрано 120 конституций, разделенных по содержанию на 69 титулов, без объединения в книги. Система и расположение титулов этого Кодекса не могут быть восстановлены.

35.

Codex Theodosianus. Первым официальным собранием конституций был Codex

 

Theodosianus. Восточно-римский император Феодосий II (402 - 450 гг.) или, вернее,

 

его

правительство

имело

широкие

кодификационные

пла

императорских конституций со включением ius, т.е. произведений классиков.

 

Обширность

программы

затормозила

это

 

собраны только императорские конституции. Кодекс был переслан в Рим и принят

 

соправителем Феодосия II Валентинианом III. Несмотря на то что Кодекс был

 

составлен на Востоке, он имел на Западе, в Галлии, более продолжительное влияние и применялся там даже тогда, когда был отменен на Востоке Кодексом


Юстиниана. Кодекс Феодосия сохранился в многочисленных рукописях и переиздавался как в Средние века, так и в Новое время.

Кодекс распадается на 16 книг, разделенных по предметным титулам.

В Кодексе Феодосия получили государственной и частноправовой сфере рабовладельческого государства. Открытый абсолютизм монархии восточного типа был ярко отражен в общественной и служебной иерархии. Потрясения, вызванные революцией III в. в экономике и праве, заставили пересмотреть ряд вопросов частного права, связанных с землевладением, и т.п. В частности, следует отметить процесс закрепощения, начиная со свободного прежде колона и кончая высшими сословиями.

Глава 2 КОДИФИКАЦИЯ ЮСТИНИАНА

§ 12. Задачи и процесс кодификационных работ при Юстиниане

36. Задачи кодификации. Устремления юстиниановского периода (первая половина VI в.) были направлены на осуществление грандиозной и непосильной задачи восстановления единства Римской империи. К этой цели сводилась политика и в области законодательства.

Законодательная

 

политика

 

ставила

 

задачей

из

двух

 

императорских законов (leges) и работ классических юристов (ius) - создать свод

 

законов, пригодных для применения в новых политических и экономических

 

условиях. Для того чтобы старые источники права превратить в живые источники

 

нового права, нужно было создать из хаоса текстов, законов, конституций одно

 

стройное целое. Перед юристами была поставлена еще задача использовать все, что

 

дало

развитие

права

за

три

столетия,

прошедшие

между

 

этой эпохой, т.е. отразить изменения, которые претерпело римское право при

 

пересадке его с Запада на Восток, под греческими, восточными и христианскими

 

влияниями, а также и тех изменений, которые происходили на Востоке под влиянием

 

западной послеклассической литературы. Таким образом, свод законов Юстиниана

 

является

 

в

 

основном

 

 

компиляцией

 

и

многократно преобразованных, переделанных и обобщенных. Кодификация

 

Юстиниана

отличается

от

предыдущих

 

кодификаций

несравне

и

более

 

высокой

 

творческой

 

силой.

В

ней

о

основа источников и более обильное их использование, но и гораздо более тщательная обработка избранных текстов.

37. Объем кодификации. Предыдущие своды были сборниками только leges; вопрос о собирании материалов ius, поставленный при Феодосии II, не был реализован. Предварительные сборники и хрестоматии по ius были плодом работ и знаний

беритской и константинопольской правовых школ, изучение римского права. Преподаватели стремились приспособить классические труды к новому порядку вещей, установленному абсолютной монархией. Эти-то труды и были использованы в кодификации Юстиниана. Кодификация имеет много недостатков, особенно в самой технике законодательства, но имеются и положительные стороны, в частности в области некоторых нововведений.

Характерно было стремление соединить разнообразные ветви римского права

 

(например, цивильное и преторское право, цивильное и право народов Италии и

 

провинций)

и

удалить

отжившие

институты

(mancipatio,

in

196, 197, 407 и др.). В иных случаях ясно видны попытки придать новое содержание перешедшим от прошлого правовым понятиям и институтам и таки сохранить их жизненность (например, litterarum obligatio in ius vocatio, litis

contestatio) (см. пп. 53, 74, 449). Новый законодательный труд стремился быть

 

продолжением развития классического права и устранить недостатки его,

 

выступавшие

до

того

времени

в

тр

Составители уделяли внимание новым правовым воззрениям; в результате этого римское частное право сделалось более пригодным для восприятия его в