ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.09.2024
Просмотров: 2623
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 1. Теория государства и права как наука…………………………….....16
Раздел 2. Государство и общество…….………………………………………….19
Раздел 3. Право……………………………………………………………………..35
Раздел 4. Правовые явления, связанные с юридической деятельностью………………………………………………………………..50
Программа по учебной дисциплине: «Теория государства и права»
Тема 1. Объект и предмет теории государства и права
Тема 2. Место теории государства и права в системе наук
Тема 3. Методы теории государства и права
Тема 4. Власть при догосудартсвенных формах человеческого
Тема 5. Происхождение государства: основные теории
Тема 6. Сущность и признаки государства
Тема 7. Государство в политической системы общества
Тема 8. Механизм (аппарат) государства
Тема 11. Происхождение права: основные теории
Тема 13. Формы (источники) права
Тема 14. Нормативно-правовой акт как источник права
Тема 15. Норма права: понятие, структура и классификация
Тема 16. Понятие и структурные элементы системы права
Тема 18. Реализация норм права. Юридические пределы действия норм права
Тема 19. Толкование норм права
Тема 20. Систематизация правовых норм
Тема 23. Правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность
Тема 24. Механизм правового регулирования: понятие и элементы
Тема 26. Право и личность. Правовое государство и гражданское общество
Тема 27. Законность и правопорядок
Тема 28. Правовая культура, правосознание, правовое воспитание
Тема 29. Право в системе социальных норм
Тема 30. Типы права и правовые системы (семьи)
Тема 31. Соотношение внутригосударственного и международного права
Раздел 1. Теория государства и права как наука
3. Теория государства и права в системе юридических и гуманитарных наук
Раздел 2. Государство и общество
4. Теории происхождения государства
9. Механизм государства: понятие, принципы и структура
10. Органы государственной власти: понятие, признаки, виды
11. Место и роль государства в политической системе общества
13. Гражданское общество: понятие, признаки и структура
14. Понятие и признаки социального государства. Российская Федерация как социальное государство
15. Соотношение общества и государства
16. Соотношение и взаимосвязь государства и права
17. Понятие права. Право в объективном и субъективном смысле
20. Норма права: понятие, признаки, структура
23. Нормативно-правовой как источник права
24. Судебный прецедент как источник права
25. Правовой обычай как источник права
26. Договор как источник права
27. Действие нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц
28. Понятие и структурные элементы системы права
29. Реализация права: понятие и формы
30. Стадии процесса применения норм права
31. Акты применения правовых норм: понятие, особенности, виды
32. Толкование норм права: понятие и виды по субъектам
Раздел 4. Правовые явления, связанные с юридической деятельностью
35. Правовой статус личности. Понятие прав человека и гражданина
38. Понятие, структура и виды правосознания
39. Деформация правосознания и его формы
40. Правовая культура личности и общества: понятие и структура
41. Правовое воспитание: понятие, элементы, формы
42. Понятие и принципы правотворчества
44. Понятие и стадии законотворчества в Российской Федерации
45. Систематизация нормативных актов: понятие и виды
47. Правовые отношения: понятие, признаки, виды
48. Структурные компоненты правового отношения
49. Субъективное право и юридическая обязанность
51. Понятие и классификация юридических фактов
52. Пробелы в праве: понятие и способы их устранения и преодоления
53. Юридические коллизии и способы их устранения
54. Правовые презумпции и аксиомы в праве
55. Юридическая практика: понятие, признаки, структура, виды
56. Правомерное поведение: понятие и виды
57. Понятие, признаки и виды правонарушений
58. Юридический состав правонарушения
59. Понятие, признаки юридической ответственности
60. Принципы и функции юридической ответственности
61. Виды юридической ответственности:
62. Обстоятельства, исключающие противоправность деяния и юридическую ответственность
63. Понятие и принципы законности
65. Понятие правопорядка. Соотношение законности, правопорядка, демократии
66. Понятие, признаки и виды дисциплины.
67. Правовые проблемы современной глобализации, методы (способы) их решения
68. Юридическая клиника в правовом обучении: понятие, формы
Список экзаменационных вопросов по учебной дисциплине: «Теория государства и права»
63. Понятие и принципы законности
Законность - это такой режим общественной жизни, который основан на системе требований по соблюдению законодательства всеми государственными органами, должностными лицами, предприятиями, учреждениями и гражданами. Законность есть по сути соблюдение всеми субъектами права законов и подзаконных актов.
Законность предполагает две стороны: наличие правовых, справедливых, научно обоснованных законов (содержательная сторона) и их выполнение, ибо только наличия даже самых совершенных законов будет недостаточно (формальная сторона).
Принципами законности являются обусловленные закономерностями общественного развития, объединенные в систему, руководящие идеи и исходные положения, определяющие основное содержание режима законности в стране.
К ним относятся:
- единство законности (единообразие правового регулирования однородных общественных отношений на всей территории государства);
- всеобщность законности (равное требование ко всем без исключения субъектам исполнять закон);
- верховенство закона (только закон как акт высшего представительного органа государственной власти обладает высшей юридической силой);
- недопустимость противопоставления законности и целесообразности; гарантированность прав и свобод человека и гражданина;
- связь законности и культуры;
- принцип презумпции невиновности.
64. Гарантии законности - это средства и условия, обеспечивающие соблюдение законов и подзаконных актов, беспрепятственное осуществление прав граждан и интересов общества и государства, это совокупность факторов, содействующих установлению надлежащего режима законности.
Выделяют следующие виды гарантий законности:
1) социально-экономические (это степень экономического развития общества, уровень его благосостояния, многообразие форм собственности, экономическая свобода и т.п.);
2) политические (это степень демократизма конституционного строя, политической системы общества, политический плюрализм, многопартийность, разделение властей и т.п.);
3) организационные (это деятельность специальных органов, контролирующих соблюдение законов и подзаконных актов, - прокуратуры, суда, милиции и т.д.);
4) общественные (это сложившийся в стране комплекс профилактических и иных мер, применяемых общественностью в целях борьбы с нарушениями законодательства);
5) идеологические (это степень развития правосознания, распространения среди граждан юридических знаний, уважения к требованиям права, уровень нравственного воспитания в обществе);
6) специально-юридические (способы и средства, установленные в действующем законодательстве с целью предупреждения, устранения и пресечения нарушений правовых требований).
К специально-юридическим гарантиям, в частности, относятся установленные в законодательстве специальные принципы (например, презумпции невиновности), институты (возбуждения уголовного дела), процедуры (порядок рассмотрения уголовных и гражданских дел), средства (поощрений и наказаний и т.п.).
65. Понятие правопорядка. Соотношение законности, правопорядка, демократии
Правопорядок - это состояние упорядоченности регулируемых правом общественных отношений, возникшее в результате последовательного осуществления законности и характеризующееся реальным обеспечением, реализацией и охраной прав и свобод личности, неукоснительным соблюдением юридических обязанностей, правомерной деятельностью всех индивидуальных и коллективных субъектов права.
Правопорядок является необходимой составной частью более широкого понятия - общественного порядка, под которым понимается упорядоченная система всех существующих в обществе отношений, основанных на неуклонном исполнении всех социальных нормативных регуляторов (норм морали, права, корпоративных норм и др.).
Правопорядок - необходимый элемент организации и функционирования государственной власти. Только сильная власть, базирующаяся на неуклонном исполнении закона, способна создать в обществе прочный и устойчивый правопорядок, атмосферу уважения и авторитета права.
Следует различать реально существующий правопорядок, т.е. фактическое состояние общественных отношений, урегулированных правом, и тот идеал правопорядка, к которому стремится цивилизованное государство в своей правотворческой и правоприменительной деятельности, который является целью правового регулирования.
Стабильный и прочный правопорядок возможно установить лишь там, где существует подлинный режим демократии, авторитет и уважение к закону, где создана обстановка неуклонного действия права, уверенности граждан в незыблемости их прав, в том, что любые нарушения юридических норм будут выявлены и пресечены.
Соотношение законности, правопорядка, демократии
Законность, правопорядок и демократия соотносятся следующим образом:
- с одной стороны, демократия невозможна без законности и правопорядка, без которых она превращается в хаос;
- с другой стороны, законность и правопорядок не будут социально ценными без демократических механизмов, институтов и норм, с помощью которых можно легитимно изменять нормативную базу законности и правопорядка.
66. Понятие, признаки и виды дисциплины.
Дисциплина - это подчинение обязанностям, содержащимся в правовых актах (нормативных, правоприменительных, интерпретационных, договорных) и в иных социальных и технических предписаниях (нормативных и индивидуальных), имеющим цель упорядочить определенные общественные отношения; это определенные требования к поведению субъектов, отвечающие сложившимся в обществе социальным нормам.
Законность есть составная часть, ядро дисциплины. Результатом дисциплины выступает общественный порядок.
Признаки дисциплины:
1) дисциплина есть форма социальной связи субъектов, создаваемая и реализуемая в процессе той или иной совместной деятельности (служебной, трудовой, учебной и т.п.). Известно, что любая совместная деятельность предполагает определенную согласованность и организацию, что и достигается с помощью дисциплины;
2) она сопряжена с отношением подчинения одного субъекта другому, в котором содержатся определенные властные либо авторитетные требования, установки, ориентиры;
3) связана с подчинением юридическим и иным социальным (нравственным, партийным и прочим) обязанностям. Самое основное в дисциплине - это выполнение обязанностей, содержащихся в различных предписаниях юридического и неюридического плана;
4) она есть выполнение обязанностей, содержащихся не только в правовых актах нормативного характера, но и в правоприменительных, интерпретационных, договорных, а также в нормативных и индивидуальных неюридических предписаниях. Причем о дисциплине в большей степени можно говорить лишь тогда, когда реализуются не столько акты-документы, сколько акты-действия, т.е. многочисленные устные приказы, задания и распоряжения руководителей. Отсюда ее нельзя отождествлять с самими нормативными и индивидуальными предписаниями. Дисциплина есть их исполнение, фактическое поведение субъектов, соответствующее данным правилам;
5) целью дисциплины является состояние упорядоченности социальных связей, ибо ее результатом выступает общественный порядок. Находясь в противостоянии к анархии и хаосу, дисциплина призвана обеспечивать согласованные и целенаправленные совместные действия внутри тех или иных коллективов и организаций, создавать необходимые условия для нормального существования любой общности людей.
Виды дисциплины:
В зависимости от природы предписаний, содержащих те или иные обязанности, дисциплину подразделяют:
- на воинскую - подчинение военнослужащих обязанностям, содержащимся в соответствующих правовых актах (законах, воинских уставах, приказах командиров);
- государственную - выполнение субъектами (один из которых государственный орган) юридических обязанностей, содержащихся в правовых правилах, установленных государством для государственных служащих;
- договорную - соблюдение субъектами обязательств, предусмотренных в хозяйственных и иных договорах;
- налоговую - подчинение обязанностям, содержащимся в соответствующих налогово-правовых актах;
- процессуальную - подчинение обязанностям, содержащимся в соответствующих процессуально-правовых актах (УПК РФ, ГПК РФ, АПК РФ, ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" и иных актах).
- технологическую - подчинение обязанностям, содержащимся в соответствующих актах, регламентирующих технологические процессы и режимы, и др.