Файл: тгп краткий курс.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.09.2024

Просмотров: 2572

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Тамбовский филиал ноу впо

Оглавление

Раздел 1. Теория государства и права как наука…………………………….....16

Раздел 2. Государство и общество…….………………………………………….19

Раздел 3. Право……………………………………………………………………..35

Раздел 4. Правовые явления, связанные с юридической деятельностью………………………………………………………………..50

Предисловие

Программа по учебной дисциплине: «Теория государства и права»

Тема 1. Объект и предмет теории государства и права

Тема 2. Место теории государства и права в системе наук

Тема 3. Методы теории государства и права

Тема 4. Власть при догосудартсвенных формах человеческого

Тема 5. Происхождение государства: основные теории

Тема 6. Сущность и признаки государства

Тема 7. Государство в политической системы общества

Тема 8. Механизм (аппарат) государства

Тема 9. Функции государства

Тема 10. Формы государства

Тема 11. Происхождение права: основные теории

Тема 12. Понятие и сущность права: современные подходы. Право в системе регулирования общественных отношений

Тема 13. Формы (источники) права

Тема 14. Нормативно-правовой акт как источник права

Тема 15. Норма права: понятие, структура и классификация

Тема 16. Понятие и структурные элементы системы права

Тема 17. Правотворчество

Тема 18. Реализация норм права. Юридические пределы действия норм права

Тема 19. Толкование норм права

Тема 20. Систематизация правовых норм

Тема 21. Правовые отношения

Тема 22. Юридические факты

Тема 23. Правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность

Тема 24. Механизм правового регулирования: понятие и элементы

Тема 25. Юридическая практика

Тема 26. Право и личность. Правовое государство и гражданское общество

Тема 27. Законность и правопорядок

Тема 28. Правовая культура, правосознание, правовое воспитание

Тема 29. Право в системе социальных норм

Тема 30. Типы права и правовые системы (семьи)

Тема 31. Соотношение внутригосударственного и международного права

Раздел 1. Теория государства и права как наука

3. Теория государства и права в системе юридических и гуманитарных наук

Раздел 2. Государство и общество

4. Теории происхождения государства

9. Механизм государства: понятие, принципы и структура

10. Органы государственной власти: понятие, признаки, виды

11. Место и роль государства в политической системе общества

12. Правовое государство: понятие и принципы. Проблемы формирования правового государства в российском обществе

13. Гражданское общество: понятие, признаки и структура

14. Понятие и признаки социального государства. Российская Федерация как социальное государство

15. Соотношение общества и государства

16. Соотношение и взаимосвязь государства и права

Раздел 3. Право

17. Понятие права. Право в объективном и субъективном смысле

19. Принципы и функции права

20. Норма права: понятие, признаки, структура

21. Классификация норм права

22. Понятие и виды форм (источников) права. Основные виды источников права в различных правовых системах

23. Нормативно-правовой как источник права

24. Судебный прецедент как источник права

25. Правовой обычай как источник права

26. Договор как источник права

27. Действие нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц

28. Понятие и структурные элементы системы права

29. Реализация права: понятие и формы

30. Стадии процесса применения норм права

31. Акты применения правовых норм: понятие, особенности, виды

32. Толкование норм права: понятие и виды по субъектам

Раздел 4. Правовые явления, связанные с юридической деятельностью

35. Правовой статус личности. Понятие прав человека и гражданина

38. Понятие, структура и виды правосознания

39. Деформация правосознания и его формы

40. Правовая культура личности и общества: понятие и структура

41. Правовое воспитание: понятие, элементы, формы

42. Понятие и принципы правотворчества

43. Виды правотворчества.

44. Понятие и стадии законотворчества в Российской Федерации

45. Систематизация нормативных актов: понятие и виды

47. Правовые отношения: понятие, признаки, виды

48. Структурные компоненты правового отношения

49. Субъективное право и юридическая обязанность

50. Законные интересы в праве

51. Понятие и классификация юридических фактов

52. Пробелы в праве: понятие и способы их устранения и преодоления

53. Юридические коллизии и способы их устранения

54. Правовые презумпции и аксиомы в праве

55. Юридическая практика: понятие, признаки, структура, виды

56. Правомерное поведение: понятие и виды

57. Понятие, признаки и виды правонарушений

58. Юридический состав правонарушения

59. Понятие, признаки юридической ответственности

60. Принципы и функции юридической ответственности

61. Виды юридической ответственности:

62. Обстоятельства, исключающие противоправность деяния и юридическую ответственность

63. Понятие и принципы законности

65. Понятие правопорядка. Соотношение законности, правопорядка, демократии

66. Понятие, признаки и виды дисциплины.

67. Правовые проблемы современной глобализации, методы (способы) их решения

68. Юридическая клиника в правовом обучении: понятие, формы

Список экзаменационных вопросов по учебной дисциплине: «Теория государства и права»

Для справок

26. Договор как источник права

Нормативный договор - это самостоятельная форма права, выражающаяся в соглашении между правотворческими субъектами, в результате которого возникает новая норма права.

Характерными признаками нормативного договора являются: а) всегда содержит нормы права - общие предписания, адресованные к широкому кругу лиц; б) рассчитан на многократное применение; в) заключается на добровольной основе между правотворческими субъектами; г) предполагает взаимную ответственность сторон за его нарушение; д) основной его целью выступает нахождение баланса интересов сторон.

Выделяют следующие виды нормативных договоров:

1) договоры о разграничении компетенции;

2) договоры о сотрудничестве, взаимодействии;

3) договоры о разрешении вопросов, связанных с распоряжением государственной собственностью;

4) концессии и инвестиционные соглашения.

Как особый источник правовых норм договор применяется в основном в трех областях:

- в международном публичном праве (как правило, договоры между государствами являются нормативными);

- в конституционном праве (договором определяются особенности взаимоотношений между федеральным Центром и регионами, например, по вопросам о разграничении компетенции);

- в трудовом праве (отношения регулируются коллективными договорами и соглашениями).

Объект правоотношения - это то, на что направлены права и обязанности субъектов правоотношений, по поводу чего они вступают в юридические связи.

Выделяют два подхода к пониманию объекта правоотношения:

- согласно первому объектом правоотношения могут выступать только действия субъектов, поступки людей;

- согласно второму (разделяемому большинством ученых) объекты весьма разнообразны и могут быть:

1) материальные блага (вещи, предметы, ценности) - они характерны для гражданских правоотношений;

2) нематериальные личные блага (жизнь, честь, достоинство, свобода, безопасность, неприкосновенность человека) - типичны для уголовных, гражданских и процессуальных правоотношений;

3) поведение субъектов и его результаты (действие или бездействие субъектов, услуги и т.п.) - характерны для административных, хозяйственных правоотношений, отношений в сфере бытового обслуживания;


4) продукты духовного творчества (произведения литературы, искусства, научные открытия, изобретения и т.д.);

5) ценные бумаги, официальные документы (акции, векселя, деньги, дипломы, аттестаты и т.п.) - характерны для финансовых, хозяйственных, гражданских и иных правоотношений.

27. Действие нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц

Действие нормативных актов во времени - обусловлено вступлением его в силу и утратой силы.

В данном случае важно учитывать принцип – закон обратной силы не имеет, т.е. он не должен распространяться на те отношения, которые уже существовали до момента вступления его в юр. силу.

Исключение принципа составляет только, если закон смягчает или устраняет ответственность.

Нормативные акты утрачивают свою силу по следующим основаниям:

- по истечению срока действия акта;

- в связи с изданием нового акта, заменившего ранее действующий;

- на основании прямого указания конкретного органа об отмене данного акта.

Действие нормативных актов в пространстве - связано с той территорией, на которую распространяется суверенитет государства или компетенция соответствующих органов. Под территорией РФ понимается ее сухопутное водное пространство внутри государственной границы, воздушное пространство над ними, недра. К ней относится также территория российских дипломатических представительств за рубежом, военные и торговые суда в открытом море, воздушные корабли, находящиеся в полете за пределами РФ.

Действие нормативных актов по кругу лиц – на территории РФ нормативно-правовые акты действуют в отношении всех граждан, гос. органов, иностранцев, лиц без гражданства.


28. Понятие и структурные элементы системы права

Система права - это внутренняя структура права, состоящая из взаимосогласованных норм, субинститутов, институтов, подотраслей и отраслей права.

Черты системы права:

1) ее первичным элементом выступают нормы права, которые объединяются в более крупные образования - субинституты, институты, подотрасли, отрасли.

Субинститут права - это упорядоченная совокупность юридических норм, регулирующих конкретную разновидность общественных отношений, находящихся в рамках определенного института права.

Институт права - это упорядоченная совокупность юридических норм, регулирующих определенный вид (группу) общественных отношений.

Система однородных институтов определенной отрасли права образует подотрасль права.

Отрасль права - это упорядоченная совокупность юридических норм, регулирующих определенный род (сферу) общественных отношений. Это наиболее крупное подразделение системы права.

Кроме отраслей в структуре права юридические нормы можно подразделить на две большие группы: на частное и публичное право. Частное право - это упорядоченная совокупность юридических норм, охраняющих и регулирующих отношения частных лиц. Публичное право образуют нормы, закрепляющие порядок деятельности органов государственной власти и управления;

2) элементы системы права непротиворечивы, внутренне согласованы, взаимоувязаны, что придает ей целостность и единство;

3) обусловлена социально-экономическими, политическими, национальными, религиозными, культурными, историческими факторами;

4) имеет объективный характер, ибо зависит от объективно существующих общественных отношений и не может создаваться по чисто субъективному усмотрению людей.

29. Реализация права: понятие и формы

Реализация права - это процесс воплощения правовых норм в правомерное поведение субъектов, достижение запланированного социально полезного результата, который зависит от ряда экономических, политических, социально-культурных, профессиональных и иных факторов. Реализация права представляет собой необходимую сторону жизни, существования права, без чего оно утрачивает свой социальный смысл.

В зависимости от характера действий субъектов выделяют следующие формы реализации права:


- соблюдение (выражается преимущественно в пассивном поведении разнообразных субъектов, состоящем в обязанности их воздержания от совершения социально вредных действий, запрещенных правом. В этой форме реализуются запрещающие нормы);

- исполнение (состоит в активном выполнении субъектом возложенных на него обязанностей. В этой форме реализуются обязывающие нормы);

- использование (состоит в добровольном и последовательном осуществлении субъектами права принадлежащих им субъективных прав, которое происходит в активной или пассивной форме. В этой форме реализуются управомочивающие нормы);

- применение (представляет собой властную деятельность компетентных органов по разрешению конкретного юридического дела, в результате чего выносится соответствующий индивидуальный акт)

30. Стадии процесса применения норм права

Применение права - это властная деятельность компетентных органов по разрешению конкретного юридического дела, в результате чего выносится соответствующий индивидуальный акт. Правоприменение необходимо тогда, когда субъекты не могут сами без помощи властных органов реализовать свои права и обязанности, когда возникает потребность в государственном принуждении, когда имеется спор по поводу юридического факта и т.д.

Признаки правоприменения:

- применяют право только уполномоченные на то компетентные субъекты (государственные, муниципальные органы и т.п.);

- носит властный характер;

- осуществляется в процессуальной форме (в целях усиления гарантий законного и справедливого разрешения дела данная деятельность жестко регламентирована нормами права);

- связано с применением соответствующего индивидуального, властного (правоприменительного) акта;

- направлено на установление конкретных правовых последствий - субъективных прав и обязанностей, мер наказания и поощрения и т.п.

- имеет ряд стадий:

1) установление фактической основы дела (осуществляется сбор всей юридически значимой информации, относящейся к конкретному делу);

2) установление юридической основы дела (правоприменитель выбирает отрасль, институт и норму права, регулирующие данное общественное отношение, проверяет подлинность текста норм права, их пределы действия во времени, в пространстве и по кругу лиц, уясняет смысл и содержание юридических предписаний, квалифицирует деяние);


3) решение дела - завершающая и вместе с тем основная стадия (принимается решение и выносится правоприменительный акт).