ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.09.2024
Просмотров: 2625
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 1. Теория государства и права как наука…………………………….....16
Раздел 2. Государство и общество…….………………………………………….19
Раздел 3. Право……………………………………………………………………..35
Раздел 4. Правовые явления, связанные с юридической деятельностью………………………………………………………………..50
Программа по учебной дисциплине: «Теория государства и права»
Тема 1. Объект и предмет теории государства и права
Тема 2. Место теории государства и права в системе наук
Тема 3. Методы теории государства и права
Тема 4. Власть при догосудартсвенных формах человеческого
Тема 5. Происхождение государства: основные теории
Тема 6. Сущность и признаки государства
Тема 7. Государство в политической системы общества
Тема 8. Механизм (аппарат) государства
Тема 11. Происхождение права: основные теории
Тема 13. Формы (источники) права
Тема 14. Нормативно-правовой акт как источник права
Тема 15. Норма права: понятие, структура и классификация
Тема 16. Понятие и структурные элементы системы права
Тема 18. Реализация норм права. Юридические пределы действия норм права
Тема 19. Толкование норм права
Тема 20. Систематизация правовых норм
Тема 23. Правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность
Тема 24. Механизм правового регулирования: понятие и элементы
Тема 26. Право и личность. Правовое государство и гражданское общество
Тема 27. Законность и правопорядок
Тема 28. Правовая культура, правосознание, правовое воспитание
Тема 29. Право в системе социальных норм
Тема 30. Типы права и правовые системы (семьи)
Тема 31. Соотношение внутригосударственного и международного права
Раздел 1. Теория государства и права как наука
3. Теория государства и права в системе юридических и гуманитарных наук
Раздел 2. Государство и общество
4. Теории происхождения государства
9. Механизм государства: понятие, принципы и структура
10. Органы государственной власти: понятие, признаки, виды
11. Место и роль государства в политической системе общества
13. Гражданское общество: понятие, признаки и структура
14. Понятие и признаки социального государства. Российская Федерация как социальное государство
15. Соотношение общества и государства
16. Соотношение и взаимосвязь государства и права
17. Понятие права. Право в объективном и субъективном смысле
20. Норма права: понятие, признаки, структура
23. Нормативно-правовой как источник права
24. Судебный прецедент как источник права
25. Правовой обычай как источник права
26. Договор как источник права
27. Действие нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц
28. Понятие и структурные элементы системы права
29. Реализация права: понятие и формы
30. Стадии процесса применения норм права
31. Акты применения правовых норм: понятие, особенности, виды
32. Толкование норм права: понятие и виды по субъектам
Раздел 4. Правовые явления, связанные с юридической деятельностью
35. Правовой статус личности. Понятие прав человека и гражданина
38. Понятие, структура и виды правосознания
39. Деформация правосознания и его формы
40. Правовая культура личности и общества: понятие и структура
41. Правовое воспитание: понятие, элементы, формы
42. Понятие и принципы правотворчества
44. Понятие и стадии законотворчества в Российской Федерации
45. Систематизация нормативных актов: понятие и виды
47. Правовые отношения: понятие, признаки, виды
48. Структурные компоненты правового отношения
49. Субъективное право и юридическая обязанность
51. Понятие и классификация юридических фактов
52. Пробелы в праве: понятие и способы их устранения и преодоления
53. Юридические коллизии и способы их устранения
54. Правовые презумпции и аксиомы в праве
55. Юридическая практика: понятие, признаки, структура, виды
56. Правомерное поведение: понятие и виды
57. Понятие, признаки и виды правонарушений
58. Юридический состав правонарушения
59. Понятие, признаки юридической ответственности
60. Принципы и функции юридической ответственности
61. Виды юридической ответственности:
62. Обстоятельства, исключающие противоправность деяния и юридическую ответственность
63. Понятие и принципы законности
65. Понятие правопорядка. Соотношение законности, правопорядка, демократии
66. Понятие, признаки и виды дисциплины.
67. Правовые проблемы современной глобализации, методы (способы) их решения
68. Юридическая клиника в правовом обучении: понятие, формы
Список экзаменационных вопросов по учебной дисциплине: «Теория государства и права»
45. Систематизация нормативных актов: понятие и виды
Систематизация законодательства - это упорядочение нормативных актов, приведение их в определенную систему в целях обеспечения доступности законодательства, удобства пользования им, устранения устаревших и неэффективных норм права, разрешения юридических конфликтов, ликвидации пробелов.
Выделяют следующие виды систематизации:
1) инкорпорация - форма систематизации путем объединения нормативных актов без изменения их содержания в сборник, где каждый из актов сохраняет свое самостоятельное юридическое значение. Принципы инкорпорации: хронологический (по времени их принятия), тематический (по определенной тематике) и др. Она подразделяется на официальную (Собрание законодательства РФ) и неофициальную (сборники нормативных материалов по отраслям права, издаваемых в учебных целях, для просвещения населения и т.п.). На неофициальные инкорпоративные материалы нельзя ссылаться в процессе рассмотрения юридических дел;
2) консолидация - форма систематизации путем объединения нормативных актов без изменения их содержания в единый акт, где каждый из актов теряет свое самостоятельное юридическое значение. Здесь нормативные акты объединяются по признаку их относимости к одному виду деятельности (охрана природы, образование и т.п.). Особенность консолидации состоит в том, что она является "компромиссной" систематизацией, сочетающей в себе черты инкорпорации и кодификации. Консолидация используется зачастую как промежуточный этап, когда отсутствует возможность кодификации;
3) кодификация - форма систематизации путем объединения нормативных актов в единый, логически цельный акт с изменением их содержания. В процессе кодификации устраняются устаревший правовой материал, противоречия в нормах, создаются новые правила поведения, обеспечивается их согласованность, логичность.
Кодификация - способ правотворчества, наиболее сложный и трудоемкий вид систематизации; ею имеют право заниматься только специальные органы. В ее итоге появляется новый нормативный акт - кодекс, который выступает основным среди всех иных актов, действующих в данной сфере.
Кодификация законодательства может быть всеобщей (переработке подвергается значительная часть законодательства), отраслевой (перерабатываются нормы определенной сферы законодательства), специальной (перерабатываются нормы какого-либо правового института).
46. Юридическая техника - это система средств, правил и приемов подготовки и упорядочения правовых актов, применяемая в целях обеспечения их совершенства и повышения эффективности. Ее основным объектом является текст правовых актов. Юридическая техника признана структурировать правовой материал, совершенствовать язык правовых актов, делать его более понятным, точным и грамотным.
К техническим средствам относят юридические термины (словесное выражение понятий, используемых при изложении содержания правового акта) и юридические конструкции (специфическое строение нормативного материала, складывающееся из определенного сочетания субъективных прав, льгот, поощрений, обязанностей, запретов, приостановлений, наказаний и т.п.).
К техническим правилам относят ясность и четкость, простоту и доступность языка правовых актов; сочетание лаконичности с необходимой полнотой, конкретности с требуемой абстрактностью выражения соответствующих правовых предписаний; последовательность в изложении юридической информации; взаимосвязь, согласованность и внутреннее единство правового материала.
К техническим приемам относят способы, фиксирующие официальные реквизиты (наименование правового акта, дата и место его принятия, подписи должностных лиц и т.п.), структурную организацию правового акта и т.д.
47. Правовые отношения: понятие, признаки, виды
Правоотношение - это общественное отношение, урегулированное нормами права, участники которого имеют соответствующие субъективные права и юридические обязанности.
Признаки правоотношений:
1) это общественное отношение, которое представляет собой двустороннюю конкретную связь между социальными субъектами;
2) оно возникает на основе норм права (общие требования правовых норм индивидуализируются применительно к субъектам и реальным ситуациям, в которых они находятся);
3) это связь между лицами посредством субъективных прав и юридических обязанностей;
4) это волевое отношение, ибо для его возникновения необходима воля его участников (как минимум хотя бы с одной стороны);
5) это отношение возникает по поводу реального блага, ценности, в связи с чем субъекты осуществляют принадлежащие им субъективные права и юридические обязанности;
6) это отношения, охраняемые и обеспечиваемые государством (в частности, возможностью государственного принуждения).
Виды правоотношений:
Правоотношения подразделяются:
1) в зависимости от предмета правового регулирования - на конституционные, административные, уголовные и т.п.;
2) в зависимости от характера - на материальные (финансовые, трудовые и т.д.) и процессуальные (уголовно-процессуальные, гражданско-процессуальные и др.);
3) в зависимости от функциональной роли - на регулятивные (возникают на основе норм права или договора) и охранительные (связаны с государственным принуждением и реализацией юридической ответственности);
4) в зависимости от природы юридической обязанности - на пассивные, связанные с осуществлением запретов, пассивных обязанностей, и активные, связанные с осуществлением определенных положительных действий;
5) в зависимости от состава участников - на простые, возникающие между двумя субъектами (правоотношения купли-продажи), и сложные, возникающие между несколькими субъектами (правоотношение отбывания уголовного наказания);
6) в зависимости от продолжительности действия - на кратковременные (правоотношения мены) и долговременные (правоотношения гражданства);
7) в зависимости от степени определенности сторон - на относительные, абсолютные и общие.
48. Структурные компоненты правового отношения
В структуру правоотношения входят: субъект, объект, содержание (субъективное право и юридическая обязанность).
Субъекты правоотношений - это участники правовых отношений, обладающие соответствующими субъективными правами и юридическими обязанностями. Субъект правоотношения - это субъект права, который использует свою праводееспособность.
Выделяют следующие виды субъектов правоотношений: индивидуальные и коллективные.
К индивидуальным субъектам (физическим лицам) относятся: 1) граждане; 2) лица с двойным гражданством; 3) лица без гражданства; 4) иностранцы.
Лица без гражданства и иностранцы могут вступать в те же правоотношения на территории России, что и граждане РФ, зарядом ограничений, установленных законодательством (избирать и быть избранными в представительные органы власти России, занимать определенные должности в государственном аппарате, служить в Вооруженных Силах и т.п.).
К коллективным субъектам относятся:
1) государство в целом (когда оно, например, вступает в международно-правовые отношения с другими государствами, в конституционно-правовые - с субъектами Федерации, в гражданско-правовые - по поводу федеральной государственной собственности и т.п.);
2) государственные организации;
3) негосударственные организации (частные фирмы, коммерческие банки, общественные объединения и т.д.).
Коллективные субъекты, участвующие в области частноправовых отношений, обладают качествами юридического лица.
Субъекты правоотношений должны обладать правосубъектностью, которая включает в себя: правоспособность, дееспособность и деликтоспособность.
Правоспособность - это признаваемая государством способность субъекта иметь предусмотренные законом права и обязанности для осуществления общественно полезной деятельности.
Способностью быть носителем прав и обязанностей обладают все граждане независимо от пола, возраста, образования и т.д. Однако правоспособность порождается не фактом рождения. Она имеет не природный, а государственно-волевой характер. Правоспособность как юридическое свойство субъекта равна для всех. От правоспособности нельзя отказаться или передать другим.
Дееспособность - это признаваемая государством способность лица своими действиями осуществлять принадлежащие ему субъективные права и юридические обязанности.
Дееспособность зависит от возраста и психического состояния индивида. Ею не обладают малолетние (до 6 лет) и душевнобольные лица. За них выступают их законные представители (родители, опекуны, попечители).
Виды дееспособности:
а) полная наступает с совершеннолетием, когда человек может осознанно совершать любые юридически значимые действия, возможна с 16 лет при вступлении в брак или при эмансипации (производится по решению органа опеки и попечительства - с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя либо при отсутствии такого согласия - по решению суда);
б) частичная характерна для малолетних (от 6 до 14 лет), способных осознанно совершать мелкие бытовые сделки (ст. 28 ГК РФ), и несовершеннолетних (от 14 до 18 лет), способных распоряжаться своим заработком и иными доходами, поступать на работу и отвечать за некоторые наиболее очевидные правонарушения;
в) ограниченная, при которой лицо, осуществляющее социально вредную деятельность, ограничивается компетентным органом в праве совершать определенные действия или выполнять определенную деятельность (алкоголики, наркоманы, запрет заниматься охотой, водить автомобиль) на точно фиксированный срок.
Деликтоспособность – это способность лица отвечать за свои деяния (действие и бездействие).
Объекты правоотношений – это то, по поводу чего возникают правовые отношения (материальные и нематериальные блага).
Содержание правоотношений включает в себя: субъективные права и юридические обязанности.
Субъективное право - это мера юридически возможного поведения, позволяющая субъекту удовлетворять его собственные интересы.
Юридическая обязанность - это мера юридически необходимого поведения, установленная для удовлетворения интересов управомоченного лица.