Файл: тгп краткий курс.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.09.2024

Просмотров: 2573

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Тамбовский филиал ноу впо

Оглавление

Раздел 1. Теория государства и права как наука…………………………….....16

Раздел 2. Государство и общество…….………………………………………….19

Раздел 3. Право……………………………………………………………………..35

Раздел 4. Правовые явления, связанные с юридической деятельностью………………………………………………………………..50

Предисловие

Программа по учебной дисциплине: «Теория государства и права»

Тема 1. Объект и предмет теории государства и права

Тема 2. Место теории государства и права в системе наук

Тема 3. Методы теории государства и права

Тема 4. Власть при догосудартсвенных формах человеческого

Тема 5. Происхождение государства: основные теории

Тема 6. Сущность и признаки государства

Тема 7. Государство в политической системы общества

Тема 8. Механизм (аппарат) государства

Тема 9. Функции государства

Тема 10. Формы государства

Тема 11. Происхождение права: основные теории

Тема 12. Понятие и сущность права: современные подходы. Право в системе регулирования общественных отношений

Тема 13. Формы (источники) права

Тема 14. Нормативно-правовой акт как источник права

Тема 15. Норма права: понятие, структура и классификация

Тема 16. Понятие и структурные элементы системы права

Тема 17. Правотворчество

Тема 18. Реализация норм права. Юридические пределы действия норм права

Тема 19. Толкование норм права

Тема 20. Систематизация правовых норм

Тема 21. Правовые отношения

Тема 22. Юридические факты

Тема 23. Правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность

Тема 24. Механизм правового регулирования: понятие и элементы

Тема 25. Юридическая практика

Тема 26. Право и личность. Правовое государство и гражданское общество

Тема 27. Законность и правопорядок

Тема 28. Правовая культура, правосознание, правовое воспитание

Тема 29. Право в системе социальных норм

Тема 30. Типы права и правовые системы (семьи)

Тема 31. Соотношение внутригосударственного и международного права

Раздел 1. Теория государства и права как наука

3. Теория государства и права в системе юридических и гуманитарных наук

Раздел 2. Государство и общество

4. Теории происхождения государства

9. Механизм государства: понятие, принципы и структура

10. Органы государственной власти: понятие, признаки, виды

11. Место и роль государства в политической системе общества

12. Правовое государство: понятие и принципы. Проблемы формирования правового государства в российском обществе

13. Гражданское общество: понятие, признаки и структура

14. Понятие и признаки социального государства. Российская Федерация как социальное государство

15. Соотношение общества и государства

16. Соотношение и взаимосвязь государства и права

Раздел 3. Право

17. Понятие права. Право в объективном и субъективном смысле

19. Принципы и функции права

20. Норма права: понятие, признаки, структура

21. Классификация норм права

22. Понятие и виды форм (источников) права. Основные виды источников права в различных правовых системах

23. Нормативно-правовой как источник права

24. Судебный прецедент как источник права

25. Правовой обычай как источник права

26. Договор как источник права

27. Действие нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц

28. Понятие и структурные элементы системы права

29. Реализация права: понятие и формы

30. Стадии процесса применения норм права

31. Акты применения правовых норм: понятие, особенности, виды

32. Толкование норм права: понятие и виды по субъектам

Раздел 4. Правовые явления, связанные с юридической деятельностью

35. Правовой статус личности. Понятие прав человека и гражданина

38. Понятие, структура и виды правосознания

39. Деформация правосознания и его формы

40. Правовая культура личности и общества: понятие и структура

41. Правовое воспитание: понятие, элементы, формы

42. Понятие и принципы правотворчества

43. Виды правотворчества.

44. Понятие и стадии законотворчества в Российской Федерации

45. Систематизация нормативных актов: понятие и виды

47. Правовые отношения: понятие, признаки, виды

48. Структурные компоненты правового отношения

49. Субъективное право и юридическая обязанность

50. Законные интересы в праве

51. Понятие и классификация юридических фактов

52. Пробелы в праве: понятие и способы их устранения и преодоления

53. Юридические коллизии и способы их устранения

54. Правовые презумпции и аксиомы в праве

55. Юридическая практика: понятие, признаки, структура, виды

56. Правомерное поведение: понятие и виды

57. Понятие, признаки и виды правонарушений

58. Юридический состав правонарушения

59. Понятие, признаки юридической ответственности

60. Принципы и функции юридической ответственности

61. Виды юридической ответственности:

62. Обстоятельства, исключающие противоправность деяния и юридическую ответственность

63. Понятие и принципы законности

65. Понятие правопорядка. Соотношение законности, правопорядка, демократии

66. Понятие, признаки и виды дисциплины.

67. Правовые проблемы современной глобализации, методы (способы) их решения

68. Юридическая клиника в правовом обучении: понятие, формы

Список экзаменационных вопросов по учебной дисциплине: «Теория государства и права»

Для справок


Раздел 2. Государство и общество

4. Теории происхождения государства

Среди теорий происхождения государства следует выделить:

1. Теологическая теория (Фома Аквинский) - государство - продукт божественной воли, в силу чего государственная власть вечна и незыблема, зависима главным образом от религиозных организаций и деятелей. Отсюда каждый обязан подчиняться государю во всем.

2. Патриархальная теория (Аристотель) - государство - продукт разросшейся семьи, это своеобразная большая семья. Отсюда власть государя есть продолжение власти отца (патриарха) в семье, которая является неограниченной. Как и отец в семье, так и монарх в государстве не выбирается, не назначается и не смещается подданными, ибо они - его дети.

3. Договорная теория (Ж.Ж. Руссо) – государство - это рациональное объединение людей на основе соглашения между ними, в силу которого они передают часть своей свободы, своей власти государству взамен на его защиту.

4. Теория насилия (Л. Гумплович) - государство - "естественным" образом (т.е. путем насилия) возникшая организация властвования одного племени над другим. Следовательно, государство - не итог внутреннего развития общества, а навязанная ему извне сила.

5. Органическая теория (Г. Спенсер) - государство - это организм, постоянные отношения, между частями которого аналогичны постоянным отношениям между частями живого существа. Государство, будучи разновидностью биологического организма, имеет мозг (правителей) и средства выполнения его решений (подданных).

6. Материалистическая теория (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин). Они объясняют возникновение государственности, прежде всего, социально-экономическими причинами. Государство возникло преимущественно в целях сохранения и поддержки господства одного класса над другим.

7. Психологическая теория (З. Фрейд). Данная теория связывает появление государственности с особыми свойствами человеческой психики: потребностью людей во власти над другими людьми, стремлением подчиняться, подражать.

5. Государство: понятие, признаки, сущность - это особая суверенная организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и других интересов в пределах определенной территории. Это сложный, универсальный, структурно-организованный механизм, который представлен системой находящихся в иерархической зависимости государственных органов, осуществляющих с помощью профессиональных служащих повседневное управление общественной жизнью.


Государство характеризуется следующими признаками, позволяющими отличить его от социальной власти родового строя:

1) наличие публичной власти, выделенной из общества и не совпадающей с населением страны (государство обязательно обладает аппаратом управления и принуждения, ибо публичная власть - это чиновники, армия, полиция, а также тюрьмы и другие учреждения);

2) система налогов, податей, займов (необходимы для проведения определенной политики и содержания государственного аппарата, людей, не производящих материальные ценности и занятых только управленческой деятельностью);

3) территориальное деление населения (государство объединяет своей властью и защитой всех людей, населяющих его территорию, независимо от принадлежности к какому-либо роду или племени);

4) право (государство не может существовать без права, так как последнее юридически оформляет государственную власть и тем самым делает ее легитимной, определяет юридические рамки и формы осуществления функций государства и т.п.);

5) монополия на легальное применение силы, физического принуждения (возможность лишить граждан высших ценностей, каковыми являются жизнь и свобода, определяет особую действенность государственной власти);

6) суверенитет (это присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях).

Сущность государства есть то наиболее характерное, значимое в нем, что определяет его содержание, социальное назначение и функционирование.

При рассмотрении сущности государства важно учитывать два аспекта:

1) то, что любое государство есть организация политической власти (формальная сторона);

2) то, чьим интересам служит данная организация (содержательная сторона).

Можно выделить классовый, общечеловеческий, религиозный, национальный, расовый подходы к сущности государства.

Классовый подход определяет государство как организацию политической власти экономически господствующего класса. Здесь государство используется в узких целях, как средство для обеспечения главным образом интересов господствующего класса, слоя, социальной группы.

Общечеловеческий (или общесоциальный) определяет государство как организацию политической власти, создающую условия для компромисса интересов различных классов и социальных групп. Здесь государство уже используется в более широких целях, как средство для обеспечения главным образом интересов общества, концентрирующих запросы различных классов и слоев, большинства населения страны, употребляя преимущественно такой метод, как компромисс.


6. Типология государств: различные подходы. Выделяют два типа государств: формационный и цивилизационный подходы.

Согласно формационному подходу - это система сущностных признаков государств определенной общественно-экономической формации, выражающихся в общности их экономической основы, сущности и социального назначения. Наиболее яркие представители - К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин.

Основным критерием для деления государств на типы здесь выступают особенности общественно-экономической формации - исторически сложившейся формы общественных отношений, охватывающей базис (способ производства, тип производственных отношений) и надстройку (систему взглядов, идеологических отношений и учреждений, в том числе государство и право).

Истории известны пять общественно-экономических формаций: первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и социалистическая. В зависимости от типа базиса выделяют: рабовладельческое государство, феодальное государство, буржуазное государство, социалистическое государство.

Согласно цивилизационному подходу - государство базируется на духовно-культурной жизни общества, которая выражается в совокупности духовных ценностей, обеспечивающих гармоничную жизнедеятельность человека. Представители цивилизационного подхода - А. Тойнби, М. Вебер, П. Сорокин, У. Ростоу, О. Шпенглер.

В рамках цивилизационного подхода существуют самые различные принципы типологии цивилизаций (хронологический, производственный, генетический, пространственный, религиозный и т.д.).

Выделяется более двух десятков цивилизаций (египетская, китайская, западная, православная, дальневосточная, арабская и т.д.).

Лишь в своей совокупности формационный и цивилизационный подходы позволяют осуществить полноценную и всестороннюю типологизацию государств.

7. Функции государства: понятие и классификация. Внутренние и внешние функции государства.

Функции государства - это наполненные особым содержанием основные направления деятельности государства, в которых выражаются и конкретизируются его сущность и социальное назначение в общественной жизни.

По сути функции государства есть устойчиво сложившаяся, повторяющаяся и объективно необходимая предметная деятельность в наиболее важных сферах социальной действительности, с исторически меняющимися, эволюционными, производными от целей и задач, стоящих перед обществом на определенном этапе его развития, направлениями.


Функции государства выполняются скоординированными действиями всех его органов, всем государственным механизмом. Их реализация обеспечивается преимущественным использованием властно-принудительных, юридических методов организующего воздействия.

Каждая функция имеет свой объект (сферу общественной жизни) и содержание (те управленческие шаги и конкретные действия, которые предпринимаются государством для достижения социально полезных целей). Перечень и содержание функций конкретного государства предопределяются целым комплексом факторов внутреннего и внешнего характера. Среди них особо следует выделить своеобразие его сущности (чьи интересы оно выражает и обеспечивает), особенность и актуальность экономических, политических, национальных, экологических и тому подобных проблем, стоящих перед данным обществом.

По степени общности выделяют основные и неосновные функции государства; по сферам деятельности государства - внутренние и внешние; по продолжительности действия - постоянные и временные; по специфике объектов государственного воздействия - экономическую, социальную, идеологическую, экологическую, обороны и др.

Внешние функции Российского государства - это основные направления его деятельности на международной арене.

К ним относятся следующие:

1) функция обороны страны основывается на законах "Об обороне", "О статусе военнослужащих" и других актах и осуществляется государством по следующим направлениям: укрепление и модернизация вооруженных сил; развитие оборонной промышленности; охрана государственных границ; организация гражданской обороны; ведение разведки и контрразведки; подготовка мобилизационных резервов; военное сотрудничество с другими государствами и т.д.;

2) функция обеспечения мира и поддержания мирового порядка предполагает политическое сотрудничество со всеми государствами; укрепление режима нераспространения оружия массового уничтожения, сокращение обычных вооружений; участие в работе международных организаций (ООН и др.); участие в разрешении региональных и межнациональных конфликтов; сотрудничество с другими государствами в борьбе с организованной преступностью (терроризмом, наркомафией и др.);

3) функция сотрудничества и укрепления связей со странами СНГ включает укрепление сотрудничества со странами СНГ в экономической, политической, культурной и иных областях; создание системы коллективной безопасности; совместную охрану границ; создание единого информационного пространства;