ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.09.2024
Просмотров: 2613
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 1. Теория государства и права как наука…………………………….....16
Раздел 2. Государство и общество…….………………………………………….19
Раздел 3. Право……………………………………………………………………..35
Раздел 4. Правовые явления, связанные с юридической деятельностью………………………………………………………………..50
Программа по учебной дисциплине: «Теория государства и права»
Тема 1. Объект и предмет теории государства и права
Тема 2. Место теории государства и права в системе наук
Тема 3. Методы теории государства и права
Тема 4. Власть при догосудартсвенных формах человеческого
Тема 5. Происхождение государства: основные теории
Тема 6. Сущность и признаки государства
Тема 7. Государство в политической системы общества
Тема 8. Механизм (аппарат) государства
Тема 11. Происхождение права: основные теории
Тема 13. Формы (источники) права
Тема 14. Нормативно-правовой акт как источник права
Тема 15. Норма права: понятие, структура и классификация
Тема 16. Понятие и структурные элементы системы права
Тема 18. Реализация норм права. Юридические пределы действия норм права
Тема 19. Толкование норм права
Тема 20. Систематизация правовых норм
Тема 23. Правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность
Тема 24. Механизм правового регулирования: понятие и элементы
Тема 26. Право и личность. Правовое государство и гражданское общество
Тема 27. Законность и правопорядок
Тема 28. Правовая культура, правосознание, правовое воспитание
Тема 29. Право в системе социальных норм
Тема 30. Типы права и правовые системы (семьи)
Тема 31. Соотношение внутригосударственного и международного права
Раздел 1. Теория государства и права как наука
3. Теория государства и права в системе юридических и гуманитарных наук
Раздел 2. Государство и общество
4. Теории происхождения государства
9. Механизм государства: понятие, принципы и структура
10. Органы государственной власти: понятие, признаки, виды
11. Место и роль государства в политической системе общества
13. Гражданское общество: понятие, признаки и структура
14. Понятие и признаки социального государства. Российская Федерация как социальное государство
15. Соотношение общества и государства
16. Соотношение и взаимосвязь государства и права
17. Понятие права. Право в объективном и субъективном смысле
20. Норма права: понятие, признаки, структура
23. Нормативно-правовой как источник права
24. Судебный прецедент как источник права
25. Правовой обычай как источник права
26. Договор как источник права
27. Действие нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц
28. Понятие и структурные элементы системы права
29. Реализация права: понятие и формы
30. Стадии процесса применения норм права
31. Акты применения правовых норм: понятие, особенности, виды
32. Толкование норм права: понятие и виды по субъектам
Раздел 4. Правовые явления, связанные с юридической деятельностью
35. Правовой статус личности. Понятие прав человека и гражданина
38. Понятие, структура и виды правосознания
39. Деформация правосознания и его формы
40. Правовая культура личности и общества: понятие и структура
41. Правовое воспитание: понятие, элементы, формы
42. Понятие и принципы правотворчества
44. Понятие и стадии законотворчества в Российской Федерации
45. Систематизация нормативных актов: понятие и виды
47. Правовые отношения: понятие, признаки, виды
48. Структурные компоненты правового отношения
49. Субъективное право и юридическая обязанность
51. Понятие и классификация юридических фактов
52. Пробелы в праве: понятие и способы их устранения и преодоления
53. Юридические коллизии и способы их устранения
54. Правовые презумпции и аксиомы в праве
55. Юридическая практика: понятие, признаки, структура, виды
56. Правомерное поведение: понятие и виды
57. Понятие, признаки и виды правонарушений
58. Юридический состав правонарушения
59. Понятие, признаки юридической ответственности
60. Принципы и функции юридической ответственности
61. Виды юридической ответственности:
62. Обстоятельства, исключающие противоправность деяния и юридическую ответственность
63. Понятие и принципы законности
65. Понятие правопорядка. Соотношение законности, правопорядка, демократии
66. Понятие, признаки и виды дисциплины.
67. Правовые проблемы современной глобализации, методы (способы) их решения
68. Юридическая клиника в правовом обучении: понятие, формы
Список экзаменационных вопросов по учебной дисциплине: «Теория государства и права»
26. Договор как источник права
Нормативный договор - это самостоятельная форма права, выражающаяся в соглашении между правотворческими субъектами, в результате которого возникает новая норма права.
Характерными признаками нормативного договора являются: а) всегда содержит нормы права - общие предписания, адресованные к широкому кругу лиц; б) рассчитан на многократное применение; в) заключается на добровольной основе между правотворческими субъектами; г) предполагает взаимную ответственность сторон за его нарушение; д) основной его целью выступает нахождение баланса интересов сторон.
Выделяют следующие виды нормативных договоров:
1) договоры о разграничении компетенции;
2) договоры о сотрудничестве, взаимодействии;
3) договоры о разрешении вопросов, связанных с распоряжением государственной собственностью;
4) концессии и инвестиционные соглашения.
Как особый источник правовых норм договор применяется в основном в трех областях:
- в международном публичном праве (как правило, договоры между государствами являются нормативными);
- в конституционном праве (договором определяются особенности взаимоотношений между федеральным Центром и регионами, например, по вопросам о разграничении компетенции);
- в трудовом праве (отношения регулируются коллективными договорами и соглашениями).
Объект правоотношения - это то, на что направлены права и обязанности субъектов правоотношений, по поводу чего они вступают в юридические связи.
Выделяют два подхода к пониманию объекта правоотношения:
- согласно первому объектом правоотношения могут выступать только действия субъектов, поступки людей;
- согласно второму (разделяемому большинством ученых) объекты весьма разнообразны и могут быть:
1) материальные блага (вещи, предметы, ценности) - они характерны для гражданских правоотношений;
2) нематериальные личные блага (жизнь, честь, достоинство, свобода, безопасность, неприкосновенность человека) - типичны для уголовных, гражданских и процессуальных правоотношений;
3) поведение субъектов и его результаты (действие или бездействие субъектов, услуги и т.п.) - характерны для административных, хозяйственных правоотношений, отношений в сфере бытового обслуживания;
4) продукты духовного творчества (произведения литературы, искусства, научные открытия, изобретения и т.д.);
5) ценные бумаги, официальные документы (акции, векселя, деньги, дипломы, аттестаты и т.п.) - характерны для финансовых, хозяйственных, гражданских и иных правоотношений.
27. Действие нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц
Действие нормативных актов во времени - обусловлено вступлением его в силу и утратой силы.
В данном случае важно учитывать принцип – закон обратной силы не имеет, т.е. он не должен распространяться на те отношения, которые уже существовали до момента вступления его в юр. силу.
Исключение принципа составляет только, если закон смягчает или устраняет ответственность.
Нормативные акты утрачивают свою силу по следующим основаниям:
- по истечению срока действия акта;
- в связи с изданием нового акта, заменившего ранее действующий;
- на основании прямого указания конкретного органа об отмене данного акта.
Действие нормативных актов в пространстве - связано с той территорией, на которую распространяется суверенитет государства или компетенция соответствующих органов. Под территорией РФ понимается ее сухопутное водное пространство внутри государственной границы, воздушное пространство над ними, недра. К ней относится также территория российских дипломатических представительств за рубежом, военные и торговые суда в открытом море, воздушные корабли, находящиеся в полете за пределами РФ.
Действие нормативных актов по кругу лиц – на территории РФ нормативно-правовые акты действуют в отношении всех граждан, гос. органов, иностранцев, лиц без гражданства.
28. Понятие и структурные элементы системы права
Система права - это внутренняя структура права, состоящая из взаимосогласованных норм, субинститутов, институтов, подотраслей и отраслей права.
Черты системы права:
1) ее первичным элементом выступают нормы права, которые объединяются в более крупные образования - субинституты, институты, подотрасли, отрасли.
Субинститут права - это упорядоченная совокупность юридических норм, регулирующих конкретную разновидность общественных отношений, находящихся в рамках определенного института права.
Институт права - это упорядоченная совокупность юридических норм, регулирующих определенный вид (группу) общественных отношений.
Система однородных институтов определенной отрасли права образует подотрасль права.
Отрасль права - это упорядоченная совокупность юридических норм, регулирующих определенный род (сферу) общественных отношений. Это наиболее крупное подразделение системы права.
Кроме отраслей в структуре права юридические нормы можно подразделить на две большие группы: на частное и публичное право. Частное право - это упорядоченная совокупность юридических норм, охраняющих и регулирующих отношения частных лиц. Публичное право образуют нормы, закрепляющие порядок деятельности органов государственной власти и управления;
2) элементы системы права непротиворечивы, внутренне согласованы, взаимоувязаны, что придает ей целостность и единство;
3) обусловлена социально-экономическими, политическими, национальными, религиозными, культурными, историческими факторами;
4) имеет объективный характер, ибо зависит от объективно существующих общественных отношений и не может создаваться по чисто субъективному усмотрению людей.
29. Реализация права: понятие и формы
Реализация права - это процесс воплощения правовых норм в правомерное поведение субъектов, достижение запланированного социально полезного результата, который зависит от ряда экономических, политических, социально-культурных, профессиональных и иных факторов. Реализация права представляет собой необходимую сторону жизни, существования права, без чего оно утрачивает свой социальный смысл.
В зависимости от характера действий субъектов выделяют следующие формы реализации права:
- соблюдение (выражается преимущественно в пассивном поведении разнообразных субъектов, состоящем в обязанности их воздержания от совершения социально вредных действий, запрещенных правом. В этой форме реализуются запрещающие нормы);
- исполнение (состоит в активном выполнении субъектом возложенных на него обязанностей. В этой форме реализуются обязывающие нормы);
- использование (состоит в добровольном и последовательном осуществлении субъектами права принадлежащих им субъективных прав, которое происходит в активной или пассивной форме. В этой форме реализуются управомочивающие нормы);
- применение (представляет собой властную деятельность компетентных органов по разрешению конкретного юридического дела, в результате чего выносится соответствующий индивидуальный акт)
30. Стадии процесса применения норм права
Применение права - это властная деятельность компетентных органов по разрешению конкретного юридического дела, в результате чего выносится соответствующий индивидуальный акт. Правоприменение необходимо тогда, когда субъекты не могут сами без помощи властных органов реализовать свои права и обязанности, когда возникает потребность в государственном принуждении, когда имеется спор по поводу юридического факта и т.д.
Признаки правоприменения:
- применяют право только уполномоченные на то компетентные субъекты (государственные, муниципальные органы и т.п.);
- носит властный характер;
- осуществляется в процессуальной форме (в целях усиления гарантий законного и справедливого разрешения дела данная деятельность жестко регламентирована нормами права);
- связано с применением соответствующего индивидуального, властного (правоприменительного) акта;
- направлено на установление конкретных правовых последствий - субъективных прав и обязанностей, мер наказания и поощрения и т.п.
- имеет ряд стадий:
1) установление фактической основы дела (осуществляется сбор всей юридически значимой информации, относящейся к конкретному делу);
2) установление юридической основы дела (правоприменитель выбирает отрасль, институт и норму права, регулирующие данное общественное отношение, проверяет подлинность текста норм права, их пределы действия во времени, в пространстве и по кругу лиц, уясняет смысл и содержание юридических предписаний, квалифицирует деяние);
3) решение дела - завершающая и вместе с тем основная стадия (принимается решение и выносится правоприменительный акт).