ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.09.2024

Просмотров: 272

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Значение античной цивилизации в мировой истории (Греция и Рим)

2. Периодизация греческой истории.

3. Природно-географический фактор в греческой истории.

4. Основные политические центры крито-микенского мира.

5. Характеристика гомеровского (предполисного) периода.

6. Олимпийские игры — фактор истории Древней Греции.

7. Греческая архаика: Ликург в Спарте, Солон в Афинах.

8. Великая греческая колонизация.

9. Старшая тирания в Греции.

10. Спарта — олигархический тип полиса.

11, 12 Вопросы. Все об афинском полисе.

13. Полис в понимании Аристотеля.

14. Восток и Запад в Греко-персидских войнах.

15. Великие полководцы Греции: Мильтиад, Фемистокл, Брасид, Павсаний.

16. Культура Греции архаического и классического периодов.

17. Пелопонесская война и её значение в истории Греции как первой гражданской войны.

18. Греческая религия.

19. Общественная жизнь в Греции: воспитание, образование, спорт.

20. Театр в общественной и художественной жизни Греции.

21. Греческие общественно-религиозные празднества.

22. Предпосылки и основные черты кризиса полисного строя в Греции.

23. Александр Македонский в Греции и на Востоке и мировая держава Александра.

24. Эллинизм – определение понятия, периодизация, культура.

25.Греция в период эллинизма.

27. Завоевание Греции Римом.

28. Принципы периодизации Римской империи.

29 Географический фактор и этнолингвистическая карта Древней Италии

30 Цивитас, право гражданства.

31 Загадка этрусков

32 Рим царской эпохи

33 Рим – от центра Лация до создания Римско-италийского союза

34 Этапы борьбы патрициев и плебеев

35 Римское гражданство: сущность и преимущества

37 Римско-Италийский союз: состав и правовой статус

38. Реформы римской армии

39 Пунические войны

40 Религия Рима

41. Общественно-религиозные празднества в Риме

42 Римская культура

43 Римское классическое рабство

44. Рим – гегемон Средиземноморья.

45. «Золотой век» римской Республики.

46. Римская женщина в общественной жизни и в праве.

47. Римский Сенат – его сторонники и противники в конце римской Республики.

48.Образование и воспитание

49. Великие реформаторы Рима

50. Движение рабов в римской Республике.

51. Аграрный вопрос и его решение в конце Республики

52. Падение римской Республики.

53. Диктатура в Риме: Сулла и Цезарь.

54. Принципат Августа

55. Ранняя римская империя I-II в. Н. Э.

56. Всеобщий кризис римской Империи в III в. Н. Э.

57. Поздняя римская Империя – Доминат.

15. Великие полководцы Греции: Мильтиад, Фемистокл, Брасид, Павсаний.

Мильтиа?д— великий афинский полководец, сын Кимона Старшего (который был сводным братом Мильтиада Старшего, отец Кимона Младшего (от фракийки). Владел Фракийским Херсонесом после смерти своего брата Стесагора, откуда 494 до н. э. изгнан персами, 490 до н. э. разбил персов при Марафоне, умер 489 до н. э. в темнице, не будучи в состоянии заплатить денежного штрафа за неудачную осаду Пароса.

Он был в 524 г. до н. э. архонтом в Афинах, а затем (около 518 г. до н. э.) управлял в качестве тирана фракийским Херсонесом. Во время восстания ионийских греков Мильтиаду удалось присоединить остров Лемнос к Афинам. Когда восстание это было подавлено, Мильтиад с большой опасностью вернулся в 494 г. до н. э. в Афины, причём сын его Метиох попал в плен к неприятелям. В Афинах он был обвинен врагами в том, что был тираном во Фракии; но он оправдался указанием на благосостояние Херсонеса, которого тот достиг благодаря ему. Когда персидское войско, предводимое Датисом и Артаферном, стало приближаться к пределам Аттики, Мильтиад был избран в число 10 стратегов для предстоящей войны. Знакомый с персидской тактикой и встретив поддержку своим планам в полемархе Каллимахе, Мильтиад убедил военный совет дать сражение персам в открытом поле; получив, благодаря добровольной уступчивости остальных стратегов, в свои руки главное начальство над войском, Мильтиад воспользовался всеми выгодами местоположения и, сильным напором ошеломив неприятеля, одержал блестящую победу над ним (в сентябре 490 г. до н. э.) при Марафоне. В 489 г. был предпринят афинянами поход против отпавших от них островов, и в этом походе Мильтиад принимал деятельное участие. Под его предводительством афиняне обложили остров Парос, но блокада окончилась неудачей; сам Мильтиад был ранен и, опасаясь приближения персидского флота, вернулся в Афины, не добившись никаких результатов. Здесь враги снова обвинили его перед народом, на этот раз — в злоупотреблении общим доверием и в обмане народа. Он был приговорен к штрафу в 50 талантов и, так как не мог уплатить такую сумму, то был заключен в темницу, где и умер, по-видимому, от полученных при осаде Пароса ран.

Фемисто?кл (537 до н. э. — 459 до н. э.), афинский государственный деятель и полководец периода греко-персидских войн (500—449 гг. до н. э.). Будучи архонтом, укрепил Пирей. В 490 до н. э. как стратег сражался при Марафоне Будучи вождём так называемой морской партии, отражавшей интересы торгово-ремесленных слоев и бедноты, Фемистокл, в противовес своему главному политическому конкуренту Аристиду, выступавшему за наращивание сухопутного военного потенциала, стремился превратить Афины в морскую державу. Среди преобразований, предпринятых Фемистоклом накануне вторжения персидского царя Ксеркса в 480 до н. э., важнейшее значение имели укрепление гавани Пирей и наращивания боевого потенциала афинского военного флота (с 70 до 200 триер). Фемистокл сыграл решающую роль в организации общегреческих сил сопротивления персам. При приближении персидской армии принял решение оставить Афины, понимая, что одержать победу он мог только на море. Афинский флот под руководством Фемистокла одержал ряд решающих побед над персами (в том числе при Саламине в 480), за что ему были возданы почести даже в Спарте. После разгрома персов был инициатором создания в 478/477 Делосского союза, добился строительства Афинами Длинных Стен, соединяющих город с портом Пирей. В 471 в результате происков афинской аристократии Фемистокл был подвергнут остракизму, позднее обвинён в дружбе с персами, в тайной связи со спартанским полководцем Павсанием и осужден по общему решению греческих государств. После долгих скитаний бежал к персидскому царю Артаксерксу I, получил в управление ряд городов Малой Азии.


Брасид – спартанский полководец, участник Пелопонесской войны. В 424 г. до н.э. проводил успешные компании в Халкидике и Фракии. Брасид предотвратил афинскую атаку на Мегары и перетянул на сторону Спарты города Македонии. В 422 г. до н.э. взял в осаду Амфиполь, а затем успешно захватил город. На выручку афинянам был отправлен флот, но он не успел. Чтобы взять город афинские стратеги послали войско во главе с Клеоном. Из-за неумелых приказов Клеона и мудрых распоряжений Брасида Амфиполь остался в руках спартанцев. Но в итоге битвы оба полководца, как Брасид, так и Клеон погибли.

Павсаний, — спартанский полководец эпохи Греко-Персидских войн. Происходил из царского рода Агиадов, был племянником Леонида. После гибели Леонида в Фермопильском проходе (август 480 до н. э.) царем Спарты стал отец Павсания Клеомброт, впрочем вскоре умерший (октябрь), после чего царем стал малолетний сын Леонида Плистарх при опекунстве Павсания. В этом качестве регента, Павсаний возглавил общегреческое войско в битве при Платеях и дальнейших военных действиях, состоявших в расправе с союзными персам Фивами и затем морском походе сначала на Кипр, а после частичного завоеваний острова — на Византий, игравший стратегически важную роль ввиду своего расположения на черноморских проливах; Византий был взят (478 до н. э.). Слава победителя при Платеях, избавившего Элладу от варваров, вознесла Павсания на недосягаемую высоту; взятие Византия еще более усилило его славу. К этому моменту Павсаний, бывший фактически главой всей Греции, задумал упрочить свое положение и стать греческим царем; для этой цели он вступил в сношения с персидским царем Ксерксом. А именно, он организовал бегство взятых в Византии царских родственников, отправив вместе с ними письмо Ксерксу, в котором обещал подчинить ему Грецию и просил в жены царскую дочь; Ксеркс прислал с ответным письмом одного из своих приближенных Артабаза, через которого в дальнейшем и осуществлялись все сношения и который был с этой целью назначен сатрапом Фригии, и обручил Павсания со своей родственницей. Уверившись в своем могуществе, Павсаний окружил себя двором и телохранителями из пленных мидийцев и египтян, предался восточной роскоши, с греками же (не спартанцами) стал крайне груб и надменен. По словам Плутарха,

«с начальниками союзников Павсаний разговаривал всегда сурово и сердито, а простых воинов наказывал палками или заставлял стоять целый день с железным якорем на плечах. Никому не разрешал раньше спартанцев набрать соломы на подстилку, принести сена коням или подойти к источнику и зачерпнуть воды — ослушников слуги гнали прочь плетьми».(Аристид, 23) Этим Павсаний очень быстро вызвал мятеж союзников, которые отказались ему подчиняться и передали командование афинянам. Со своей стороны спартанские власти, опасаясь кандидата в «сильные люди», отозвали Павсания. Вскоре Павсаний по собственной инициативе вновь отплыл под Византий, якобы для того, чтобы «принять участие в эллинской войне»; однако он был изгнан оттуда афинянами и обосновался в Троаде, находясь в оживленных сношениях с персами. В Спарту он вернулся только тогда, когда эфоры пригрозили объявить ему войну. Первоначально он был заключен в тюрьму; подозрения его в «мидийской измене» были очень сильны, к тому же поступили доносы от илотов, что он подбивал их к восстанию в свою пользу, обещая свободу. Однако прямых улик против Павсания не было, илотам же не поверили. Павсаний был освобожден и оставался в Спарте, продолжая сноситься с Артабазом через гонцов, которых по прибытии персы казнили — таким образом обеспечивалась тайна. Это продолжалось вплоть до того момента, когда один из гонцов, заподозрив неладное, не вскрыл письмо и не обнаружил там приписки с просьбой казнить доставившего его. Он немедленно явился с ним к эфорам. Последние, однако, желая окончательно удостовериться, предложили ему обратиться за убежищем в храм Посейдона Тенарского (на мысе Тенар), где эфоры, спрятавшись в тайнике, подслушали разговор между Павсанием и гонцом. На следующий день эфоры направились, чтобы арестовать Павсания; но он, догадавшись обо всем (как говорили по еле заметному знаку, который подал ему сочувствовавший эфор), бежал в храм Афины Меднодомной. Эфоры однако заложили все входы в помещение, где находился Павсаний, и он скончался от голода и жажды в 467 г. до н.э..



16. Культура Греции архаического и классического периодов.

Архаический период. VIII-VI вв. до н. э.

В архитектуре массивность. Декоративные скульптуры и рельефы, изображавшие сюжеты из мифов украшали храмы. Возникли дорический и ионический ордера.

В скульптуре основной темой греков становится прежде всего человек, представленный в виде бога, героя, атлета. Уже к началу архаики относится кратковременная вспышка гигантизма при изображении человека в конце VII века до и. э. на Фазосе, Наксосе, Делосе. В памятниках скульптуры архаики нарастает пластичность, сменяющая схематизм, присущий образам геометрики. В середине VII века до н. э. скульпторы обращаются к мрамору, наиболее подходящему материалу для изображения человеческого тела.

В вазописи в конце VIII века до н. э. формировались новые вкусы и интересы. Упрощенные, условные геометрические изображения перестали удовлетворять; в рисунках на вазах художники VII века до н. э. начали обильно вводить растительные мотивы и сюжетные сцены. Близость малоазийского Востока выразилась в декоративности и красочности композиций, заставивших называть стиль вазописи VII века до н. э. ориентализирующим, или ковровым.

В этот период творят Гомер, Эсоп и Гесиод, из поэтов выделяют Алкея, Анакреона, Стесихора и Сапфо.

В конце периода Пифагор создает свою философскую школу.

Классический период. V-VI вв. до н. э.

Появление специальных сценических площадок. Зарождение театра. Развитие театра, Эсхил, Софокл, Эврипид, Аристофан.

В литературе развитие исторического направления, Геродот Фукидид, Ксенофонт. Ораторские речи Исократа и Демосфена, философские работы Платона и Аристотеля.

В архитектуре рациональные идеи в сфера градостроительства. «Гипподамов город», деление на правильные прямоугольные кварталы. Дорический ордер, продолжая быть господствующим, делается легче в своих формах и смелее в их сочетании, ионический же стиль входит все в большее и большее употребление, и, наконец, постепенно получает право гражданства и ордер коринфский.

В скульптуре продолжается очеловечивание. Скульптуры богов и богинь в IV в. До н. э. больше напоминают смертных людей. Скульптуры становятся полны жизни и движения.

Благодаря трём самым выдающимся представителям греческой философии — Сократу, Платону и Аристотелю — Афины примерно на 1000 лет стали центром греческой философии. Сократ впервые в истории ставит вопрос о личности с её решениями, диктуемыми совестью, и с её ценностями. Платон создаёт философию как законченную мировоззренчески-политическую и логико-этическую систему; Аристотель — науку как исследовательски-теоретическое изучение реального мира.


Вазопись преимущественно краснофигурная.

17. Пелопонесская война и её значение в истории Греции как первой гражданской войны.

Война между Афинским морским союзом и Пелопонесским союзом вспыхнувшая в 431 г. до н. э. и продолжавшаяся 27 лет, получила название Пелопоннесской войны.

Причины:

1. Консервативные землевладельцы были недовольны экономической политикой Афинского морского союза.

2. Афины были за демократию, Спарта за аристократическую олигархию.

3. Коринф был против западной экспансии Афин, поэтому подстрекал Спарты начать войну.

Начало войны ускорили:

1. Гражданская война на Керкире и в Эпидамне в 435-433 гг. до н. э. Коринф поддерживал аристократию, Афины демократов.

2. Запрет на ввоз товаров из города Мегары (т.к. тот покинул Афинский морской союз).

3. Провоцирование Потидеи на выход из Афинского морского союза Коринфом.

Пелопоннесскую войну принято делить на два основных периода: Архимадова Война (431-425 гг. до н. э.) и Декелейская война (415-404 гг. до н. э.) с Сицилийской экспедицией. В 421-415 гг. соблюдалось перемирие.

Архидамова война. Название получила от спартанского царя Архимада, командующего объединенной пелепоннесской армией. Началась с атаки Фив, союзника Спарты, на город Платеи, входивший в Афинский морской союз. В это время войска Архидама разоряли Аттику. Но благодаря предусмотрительности Перикла, людям удалось укрыться за мощными стенами Афин, разрушить которые неопытные в осаде таких крепостей спартанцы не могли. Провизию поставляли союзники, через порт Пирей, и слабый Пелопоннесский флот не мог этому помешать. После месячной осады Архидам отступил, но потом регулярно, вплоть до 427 г. до н. э. разорял Аттику (за исключением 429 г. до н. э.).

В 430 г. до н. э. в Афинах вспыхнула эпидемия тифа (или чумы) продолжавшаяся до 426 г. до н. э. Она унесла в могилы четверть населения Аттики и морально и физически ослабила Афины.

В 427 г. до н.э. вспыхнуло восстание на острове Лесбос, которое афинской флотилии с трудом удалось погасить.

Позднее возникли разногласия в Народном собрании Афин. Первая группировка, во главе с Клеоном, была за активные военные действия. Вторая, во главе с Никией, за продолжение оборонительной тактики. Победил Клеон.

В 427 г. до н. э. отправили часть флота на Сицилию, противостоять Сиракузам. В 426 г. до н. э. афиняне под руководством стратега Демосфена при Солах разгромили отряд пелопоннессцев, одержав первую крупную победу на суше. В 425 г. до н. э. Демосфен захватил Пилос, порт в 70 км от Спарты.