ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.09.2024
Просмотров: 274
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. Значение античной цивилизации в мировой истории (Греция и Рим)
2. Периодизация греческой истории.
3. Природно-географический фактор в греческой истории.
4. Основные политические центры крито-микенского мира.
5. Характеристика гомеровского (предполисного) периода.
6. Олимпийские игры — фактор истории Древней Греции.
7. Греческая архаика: Ликург в Спарте, Солон в Афинах.
8. Великая греческая колонизация.
10. Спарта — олигархический тип полиса.
11, 12 Вопросы. Все об афинском полисе.
13. Полис в понимании Аристотеля.
14. Восток и Запад в Греко-персидских войнах.
15. Великие полководцы Греции: Мильтиад, Фемистокл, Брасид, Павсаний.
16. Культура Греции архаического и классического периодов.
17. Пелопонесская война и её значение в истории Греции как первой гражданской войны.
19. Общественная жизнь в Греции: воспитание, образование, спорт.
20. Театр в общественной и художественной жизни Греции.
21. Греческие общественно-религиозные празднества.
22. Предпосылки и основные черты кризиса полисного строя в Греции.
23. Александр Македонский в Греции и на Востоке и мировая держава Александра.
24. Эллинизм – определение понятия, периодизация, культура.
28. Принципы периодизации Римской империи.
29 Географический фактор и этнолингвистическая карта Древней Италии
30 Цивитас, право гражданства.
33 Рим – от центра Лация до создания Римско-италийского союза
34 Этапы борьбы патрициев и плебеев
35 Римское гражданство: сущность и преимущества
37 Римско-Италийский союз: состав и правовой статус
41. Общественно-религиозные празднества в Риме
43 Римское классическое рабство
44. Рим – гегемон Средиземноморья.
45. «Золотой век» римской Республики.
46. Римская женщина в общественной жизни и в праве.
47. Римский Сенат – его сторонники и противники в конце римской Республики.
50. Движение рабов в римской Республике.
51. Аграрный вопрос и его решение в конце Республики
52. Падение римской Республики.
53. Диктатура в Риме: Сулла и Цезарь.
55. Ранняя римская империя I-II в. Н. Э.
45. «Золотой век» римской Республики.
II в. до н. э. – 130 г. до н. э. Этот период назван Золотым веком Республики.
Он может быть назван эпохой реформ и разделен в этом отношении на две половины. Первая из них отмечена консервативным настроением, стремлением возвратить доброе старое время, воспрепятствовать отступлению от идеалов старины. Представителем этой эпохи можно считать Катона старшего, недаром прозванного цензором. Представителем второй эпохи является Тиберий Гракх, с его системой государственных нововведений, которые должны были преобразовать политический и экономический быт не только римлян, но и италиков, и перенести центр тяжести из сената в трибунат. )
В этот период 3-яя пуническая война. Сципион Эмилиан разрушает Карфаген, извечного врага Рима.
Марк Порций Катон заканчивает все свои речи: «Впрочем, я считаю, что Карфаген должен быть разрушен».
К концу войны почти все Средиземноморье (кроме Египта) стало провинциями Рима
45 (альтернативная версия) Империя в эпоху Октавиана Августа.
Золотой век римской культуры
Покой вернулся в Рим только в 30 г. до Р.Х. Внучатый племянник Цезаря Гай Октавиан, принявший имя Август, победил своих противников и добился единоличной власти в государстве.
Как и Гай Юлий, Гай Октавиан сохранил за собой империум и множество республиканских должностей. К тому же он получил титул принцепса
(первого сенатора) и взял в непосредственное управление половину провинций государства (в основном самых ответственных, приграничных).
Долгое время историки считали 30 год датой установления монархии в Риме. Но такое строгое разделение очень условно. С одной стороны, Октавиан и все его преемники-принцепсы носили титул императора Римской республики, и, значит, res publica юридически не прекращала существования. С другой — переход к единовластию начался еще во времена Гая Юлия Цезаря, если не во времена Суллы и Мария.
В своей политике Август стремился не столько к завоеваниям, сколько к внутреннему равновесию. Своим наследникам он заповедовал держать пределы империи в Европе по Рейну и по Дунаю, в Азии — по верхнему течению Евфрата. Эти границы оказались, возможно, самыми стабильными в мировой истории. Европейские продержались как минимум три столетия, азиатские — до начала VII в. по Р.Х.
И во внутренних делах Октавиан явил себя достойным продолжателем Цезаря. Он мог с гордостью сказать: «Я принял Рим кирпичным, а оставляю — мраморным».
Повсюду, где только можно, и в столице, и в провинциях, он строил, украшал, устраивал водопроводы, улучшал условия хлебной торговли, заботился о бедняках и ветеранах.
Впервые во времена Октавиана можно говорить о целостной культурной политике государства. Август не только поддерживал писателей и художников — из кружка его друга и сподвижника Мецената вышла почти вся классическая римская поэзия. Само имя меценат стало нарицательным и обозначает с тех пор щедрого покровителя искусств.
Время Августа и Мецената потомки назвали золотым веком римской культуры.
Впрочем, тогда же выяснилось, что пристальное внимание власти к художнику может обернуться и сомнительными решениями. За непристойные стишки о любви Август выслал замечательного поэта Овидия на крайние рубежи империи, в нынешнюю Румынию...
Особое значение имела политика Августа в отношении к провинциям. Если в Риме еще кто-то и мог тосковать о былых республиканских свободах, то для провинциалов империя обернулась настоящим благодеянием. Жители отдаленных от Рима областей стали нужны принцепсу, о них заботились, их нуждами занимались, их ограждали от произвола чиновников и откупщиков.
И, что характерно, самые дурные императоры, которые разоряли столицу, подражали Августу в провинциях. К середине I в. по Р.Х. и в Африке, и в Азии приучились ставить алтари в честь богини-покровительницы Рима.
Но самое интересное, что главным благом для провинциалов стало даже не покровительство высшей власти, а сам по себе римский мир — pax romana. В императорский период римские легионы вели постоянные войны на границах, но сохраняли для гражданской жизни, оберегали от бедствий и разрухи все внутренние территории.
Однако при преемниках Октавиана Августа проявились и вопиющие недостатки нового государственного строя. Он оказался совершенно не защищен от императорского произвола. Калигула, а особенно Нерон, ославили себя такими преступлениями, которые были немыслимы в республиканском Риме.
Но пути назад уже не было. Республика погибла окончательно, погибла вместе с римской аристократией в дни Неронова террора. Оставалось только дожидаться достойных императоров, способных спасти положение.
Ситуация несколько выправилась при династии Флавиев (68—96 гг. по Р.Х.). А во времена Ульпия Траяна (98—117) и его преемников из династии Антонинов управление государством было доведено практически до совершенства.
46. Римская женщина в общественной жизни и в праве.
В Риме уже во времена Республики женщины занимали более уважаемое положение, чем в Греции. Находясь в течение всей своей жизни в зависимости от мужчин, вначале отца, затем супруга, они тем не менее обладали некоторой самостоятельностью. Участие римских женщин в общественной жизни было обычным явлением. Возможностей получения образования у них было больше, чем у гречанок, по крайней мере, большинство девушек-римлянок получали начальное образование. Значительна была их роль и в государственном культе: весталки (жрицы богини Весты) пользовались в римском обществе большим уважением. Постепенно становилось все более благоприятным и правовое положение женщин. Во времена Империи их права почти уравнялись с правами мужчин: они имели возможность распоряжаться своим имуществом. Женщины из высших слоев оказывали заметное влияние на политическую жизнь общества (Октавия, Ливия). Им разрешалось вступать в брак по собственной инициативе. Однако это сказалось на снижении ценности браков, ослаблении связанных с ними обычаев и появлении разводов. Женщины из низших слоев общества при браке с мужчинами из высших слоев могли подняться в своем социальном положении.
Положение женщины в значительной степени изменилось, начиная со времен ранней Римской республики и до более позднего этапа Римской империи. В ранний период жена и дочь обладали небольшой властью в экономической, семейной и политической сферах жизни общества. Однако в период поздней Республики и ранней империи изменения в семье предоставили женщине доступ ко всем аспектам общественной жизни.
В древний период Римской истории власть отца над женой и детьми была дарована ему "Двенадцатью таблицами". Patter families имел абсолютную власть над женой и детьми, включая право мужа развестись с женой, выдать дочь за того мужчину, которого он сам выбрал, или заставить дочь покинуть своего мужа. Он даже имел власть над жизнью и смертью своей семьи. Эта власть отца распространялась на сыновей вплоть до смерти отца. Но что касается жены и дочерей, власть над их жизнью сохранялась даже после смерти главы семьи в лице уполномоченного ближайшего мужчины родственника в установленном законом возрасте, либо в лице опекуна, назначенного главой семьи в его завещании.
Такая неограниченная власть главы семьи являлась краеугольным камнем римской общественной структуры, как и римской философии, считавшей женщину "слабой и легкомысленной". Семья в Римском государстве воспринималась как ячейка общества, и положение человека в семье определяло его положение в обществе. Семья включала в себя главу, жену, сыновей и их жен и детей сыновей, незамужних дочерей и рабов семьи. Можно проследить сильную параллель между властью главы семьи над ее зависимыми членами и властью общества над своими гражданами.10
Но несмотря на относительную свободу римских женщин по сравнению с греческим обществом следует помнить, что ненависть к женщинам в римском обществе была совершенно реальным фактом. Дио Крисостом рассказывает о практиковавшемся в римском городе Тарсе обычае заставлять женщин полностью закрывать свои тела от взоров посторонних, оставляя лишь щелочку для глаз. Этот обычай был способом сохранить прежнее целомудрие, которого больше не существовало. Женщин считали нечистыми существами: "Они ходят с закрытыми лицами, но душа их неприкрыта и широко распахнута".
После Второй Пунической войны система господства "главы семьи" стала ослабевать. Женщины стали приобретать богатство и власть. Это позволяло им иметь большую степень контроля над своей собственностью и таким образом большую независимость в браке. Женщины даже получили возможность разводиться с мужем по собственной инициативе. Император Август, стремясь поощрить большую рождаемость, предоставил женщинам больше свободы. Свободные женщины, родившие троих детей, или освобожденные женщины, родившие четырех, получали также свободу от мужчины опекуна.
...Положение женщины в значительной степени изменилось, начиная со времен ранней Римской республики и до более позднего этапа Римской империи. В ранний период жена и дочь обладали небольшой властью в экономической, семейной и политической сферах жизни общества. Однако в период поздней Республики и ранней империи изменения в семье предоставили женщине доступ ко всем аспектам общественной жизни.
В период поздней Республики опекунство считалось излишним бременем и редко удерживало женщин от действий по собственной инициативе.
47. Римский Сенат – его сторонники и противники в конце римской Республики.
При Сулле часть его реформ была направлена на усиление власти сената и ограничение власти народного собрания. Сулла наделил сенат многими новыми полномочиями: он отнял у всадников судебную власть над наместниками и передал сенату, ему был передан контроль над финансами государства, была отменена цензура, а ее полномочия опять-таки присвоил сенат. Состав Сента увеличился с 300 до 600 человек за счет союзников диктатора. После смерти диктатора в 78 г. до н. э. власть перешла к сенатской олигархии.
Вплоть до 70 г. до н. э. сенат правил безмерно и могущественно, пока консулы Помпей и Красс, благодаря своей славе великих полководцев и двум армиям не провели реформы о сокращении власти сената. Все вернулось на досулловские рубежи.
Политическая война между Сенатом и Народным собранием. Позднее такое же противостояние между сенатом и первым триумвиратом (Помпей, Цезарь и Красс).
Когда Цезарь стал вечным диктатором он реорганизовал сенат, увеличив кол-во его членов до 900 чел. Сенатом же был устроен заговор против Цезаря.
После этого сенат стал заложником второго триумвирата. А затем и вовсе стал второстепенным органом власти при императоре Октавиане.
48.Образование и воспитание
В Риме до конца 2го в. до н.э. образование, как система отсутствовало: в состоятельных семьях детей обучали рабы-педагоги, а дети низших сословий практически не обучались. Но по мере расширения Римской державы возросла потребность в грамотных людях, что привело к формированию народной системы образования, в значительной степени заимствованной у греков. Она предполагала 3 ступени:
1) Людус или схола. 5-летнее обучение мальчиков и девочек с 7ми лет. Школы частные, но плата невысокая, обучение практически общедоступное. В группах по 15-20 человек. Учили писать, читать, считать.
2)Школа грамматика. 5 лет, начиная с 12ти. Плата повышалась, доступно лишь для среднего класса. Группы по 8-10 человек. Обучение по более развёрнутой программе. Читали латинских поэтов, писали сочинения, изучали элементы права, основы философии, математику, астрономию и греческий язык. Отличие от греческой системы образования – отсутствие таких предметов, как музыка, живопись и гимнастика (физ-ра). Практичные римляне считали их необязательными для основной массы учеников.
3)Школа ритора. 3-4 года с 16ти лет. Группы по 5-6 человек. Индивидуальный характер. Метод занятий – не столько лекции препода, сколько практические занятия по типу современных семинаров с ученическими диспутами на заданную тему. Обширная программа – греч язык, латинская и греческая лит-ра, математика, астрономия, юриспруденция, философия, теория и практика ораторского искусства. Риторские школы во II-I вв. до н.э. были редкими, их руководителями были греки-эмигранты. Высокая плата за обучение, доступно только знати. Для полного завершения образования сыновья римской аристократии отправлялись в знаменитые философские или ораторские центры Средиземноморья – в Афины, Пергам, Антиохию, Александрию, на Родос, где 1-2 года слушали лекции самых известных специалистов.