ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.09.2024

Просмотров: 257

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Значение античной цивилизации в мировой истории (Греция и Рим)

2. Периодизация греческой истории.

3. Природно-географический фактор в греческой истории.

4. Основные политические центры крито-микенского мира.

5. Характеристика гомеровского (предполисного) периода.

6. Олимпийские игры — фактор истории Древней Греции.

7. Греческая архаика: Ликург в Спарте, Солон в Афинах.

8. Великая греческая колонизация.

9. Старшая тирания в Греции.

10. Спарта — олигархический тип полиса.

11, 12 Вопросы. Все об афинском полисе.

13. Полис в понимании Аристотеля.

14. Восток и Запад в Греко-персидских войнах.

15. Великие полководцы Греции: Мильтиад, Фемистокл, Брасид, Павсаний.

16. Культура Греции архаического и классического периодов.

17. Пелопонесская война и её значение в истории Греции как первой гражданской войны.

18. Греческая религия.

19. Общественная жизнь в Греции: воспитание, образование, спорт.

20. Театр в общественной и художественной жизни Греции.

21. Греческие общественно-религиозные празднества.

22. Предпосылки и основные черты кризиса полисного строя в Греции.

23. Александр Македонский в Греции и на Востоке и мировая держава Александра.

24. Эллинизм – определение понятия, периодизация, культура.

25.Греция в период эллинизма.

27. Завоевание Греции Римом.

28. Принципы периодизации Римской империи.

29 Географический фактор и этнолингвистическая карта Древней Италии

30 Цивитас, право гражданства.

31 Загадка этрусков

32 Рим царской эпохи

33 Рим – от центра Лация до создания Римско-италийского союза

34 Этапы борьбы патрициев и плебеев

35 Римское гражданство: сущность и преимущества

37 Римско-Италийский союз: состав и правовой статус

38. Реформы римской армии

39 Пунические войны

40 Религия Рима

41. Общественно-религиозные празднества в Риме

42 Римская культура

43 Римское классическое рабство

44. Рим – гегемон Средиземноморья.

45. «Золотой век» римской Республики.

46. Римская женщина в общественной жизни и в праве.

47. Римский Сенат – его сторонники и противники в конце римской Республики.

48.Образование и воспитание

49. Великие реформаторы Рима

50. Движение рабов в римской Республике.

51. Аграрный вопрос и его решение в конце Республики

52. Падение римской Республики.

53. Диктатура в Риме: Сулла и Цезарь.

54. Принципат Августа

55. Ранняя римская империя I-II в. Н. Э.

56. Всеобщий кризис римской Империи в III в. Н. Э.

57. Поздняя римская Империя – Доминат.

13. Полис в понимании Аристотеля.

Аристотель не вышел за рамки полиса, хотя полисное устройство явно терпело крушение. Все остальные виды государственной организации, весь варварский мир он характеризовал как низшее общество, не достигшее политического уровня.

По Аристотелю, государство это «творение природы», продукт естественного развития. В его основе лежат потребности людей. Полис - это общество, поэтому Аристотель определяет человека как «общественное» или «политическое животное». Человек не может жить один, он нуждается в контактах, в общении с себе подобными, в объединении с ними. Существует несколько ступеней объединения. Первый тип объединения это семья, которая состоит из мужчины, женщины и детей. Далее большая (расширенная) семья, состоящая из нескольких поколений кровных родственников с боковыми ветвями. Затем деревня или селение. Наконец, полис.

По мере расширения круга объединения, его усложнения, восхождения ко ступеням общественной жизни возрастает количество благ, полученных человеком от общения, а также его безопасность. Выигрыш происходит от разделения труда.

Полис - высшая форма объединения. Он достаточно велик, чтобы удовлетворить все потребности человека. В то же время он «достаточно мал для хорошей организации, основанной на личном общении и не превращающей человека в часть гигантской структуры, в которой его роль практически сведена к нулю. Цель полиса - благо граждан»[9].

Полис это объединение людей и территория, находящиеся под властью одного правительства, имеющие одну конституцию. Единство власти и территории придает ему целостность.

Полис - это общение свободных и в известном смысле равноправных людей, обладающих разумом и способных самоопределяться, управляя своими действиями. Власть в полисе распространяется на свободных и равных граждан.

Рассуждения о свободе и равенстве не распространяются на рабов. Философ считает рабовладение естественным и необходимым. Раб лишен разума, управлять им так же естественно, как помыкать волом. Одни люди по природе своей рабы, а другие свободны. Это относится не только к отдельным лицам, но и целым народам. Например, Аристотель убежден, что эллины рождены свободными, в варвары - по природе своей рабы, их покорение естественно. В то же время философ считал недопустимым порабощение греков греками в результате плена или за долги, что было тогда нормальным и распространенным явлением.


Полис - наиболее совершенная форма общественного объединения. Она представляет собой органическое целое и стоит выше семьи и индивида. Сфера его ведения очень широка. Однако единство полиса не должно идти в ущерб семье и отдельному гражданину.

Полис в понимании Аристотеля. (дополнение)*из учебника*

"Население полиса, - писал Аристотель, - должно быть легко обозримо, также легко обозрима должна быть и его территория: легко обозрима в приложении к территории значит то же, что её легко можно защищать".

В центре полиса находится город. Город должен быть центральным пунктом среди всего окружающего пространства, из которого возможно было бы повсюду выслать помощь.

Другое условие - чтобы к городу легко доставлялись земельные продукты, лесные материалы, и все то что государством приобретается для обработки...

Сообщение города и всего полиса с морем - преимущество и в целях безопасности государства, и с точки зрения снабжения его всем необходимым.


14. Восток и Запад в Греко-персидских войнах.

Греко-персидская война

В конце 6 века греческим полисам стала угрожать держава Ахеменидов. Дарию I удалось укрепить внутренне и внешнее положение.

Греческие полисы были развитыми, и посему было выгодно завоевать их.

Агрессия персидской державы, подогреваемая кажущейся слабости жертвы, с одной стороны, и естественная потребность в защите самих основ своего существования со стороны греков – это глубокие причины греко-персидских войн.

Это была борьба двух миров.

Война греков с Персией датируется 500-449 гг до.н.э.

Разделяется на пять военных компаний.

1) 500-494гг – восстание Милета и греческих городов Малой Азии против персидского ига

Восставшие города заключили союз для ведения борьбы против персов.

Милеет обратился к балканским грекам за помощью, отозвались только Афины. Спарта в помощи отказала.

Союз восставших был достаточно рыхлый, и начал распадаться. К 495 году персы собрали огромный флот и нанесли союзному флоту жестокое поражение при острове Лада.

2) 492-490 – первое поражение персидских войск на тер. Балканской Греции.

Двинулись прямо к Аттике но пошли в обход.

Мильтиад: в крайних обстоятельствах после того, как персы уничтожили Милеет, и готовились к атаке на Балканскую Грецию на первый план выдвинулся талантливый полководец – Мильтиад. В конце 6 века он был правителем Херсонеса. Часто сталкивался с персами, знал их сильные и слабые стороны. В 490 г. Мильтиад был одним и з стратегов и предложил план веления военных действий. Мильтиад хотел навязать персам свою военную тактику. Он убедил своих коллег не отсиживаться в слабоукрепленных Афинах, а вести войско к Марафону и дать им там сражение. 12 сентября 490 г. – состоялась знаменитая Марафонская битва.

490г.- скопление населения в Афинах. Со стороны персов – вооруженные лучники и конница, у греков – фаланга, построенная как на пригорке.

Греческие фаланги разбегались и на бегу таранили персов. Так появился «марафон» - гонец бежал с вестью о победе, а рассказав ее, умер.

Дарий умирает на престол восходит его сын Ксеркс.

3) 480 – 479 г. – поход Ксеркса на Грецию – кульминационный пункт греко-персидский войн.

У Ксеркса строился новый большой мощный флот. Когда все приготовления были закончены, эту самую большую армию возглавил сам царь царей Ксеркс. Над Элладой нависла страшная смертельная угроза.

В 481 году в Балканской Греции удалось прекратить междоусобицы и был заключен союз 31 полиса Греции. В Афинах разгорелась борьба как вести тактику: Фемистокл призывал к усилению морского могущества Афин. Фемистокл – выдвинул программу строительства сильного военно-морского флота, расширение афинских гаваней, сооружение портовых зданий, тренировок судовых экипажей. Так же его программа имела политический аспект. Фемистокл стремился ввести в действие низший слой – фетов, у которого не было своего вооружения, и они могли служить главным образом на флоте. Это вызвало возражение со стороны зажиточной стороны земледельцев, интересы которых представлял Аристид.


К концу 80-х годов 5 века группировка Фемистокла одержала победу, его политический противник Аристид был изгнан и мосркая программа Фемистокла начала активно воплощаться в жизнь.

Организовался большой афинский флот наряду со спартанской тяжеловооруженной пехотой.

480г. Начался военных поход Ксеркса.

Новым оборонительным рубежом было выбрано узкое Фермопильское ущелье. Оборона Фермопил превратилась в символ беспощадной и священной борьбы за независимость Греции. Сложилась парадоксальная ситуация: самая подготовленная большая персидская армия ничего не могла поделать с маленьким греческим отрядом. Предатель-фесалец за большую сумму выручил Ксеркса. Груки потерпели поражения, но мужественно стояли до конца, стало понято, что персидская армия встретит еще столь же доблестных защитников.

Потом состоялось сражение в узком Саламинском проливе, где армия Ксеркса была наголову разбита.

4) 478 – 459 г – изменение характера военных действий, переход стратегический инициативы к грекам, освобождение от персов греческих городов и островов Эгейского моря и Малой Азии. Усиление афинского военного могущества.

5) 459 – 449г. Военная экспедиция Афин и их союзников в Египет и завершение греко-персидских войн.

Афины стали владельцем самого большого флота в Элладе.

Спарта (царь Леонид); в его войске было около 5000 чел, и обосновались они в Фермопильском ущелье. Когда Леонида предали, он отпустил всех неспартанцев. С ним остались только спартанцы, и этот небольшой отряд на трое суток задержал огромное войско персов. Это был блестящий для греков пример полисного героизма.

Это дало возможность подготовиться для сражения Фемистоклу. Персы подошли к Афинам. Женщины и дети эвакуировались на о. Саламин. Таким образом, персы были вынуждены принять бой в невыгодных условиях ( в узком проливе); в итоге персы проиграли сражение ( в силу неповоротливости своих грузовых судов)

Без флота ( т.к. Ксеркс потерял весь свой флот) персам пришлось очень тяжело. Ксеркс в ярости покидает свое войско, оставив с ним Мордони.

Мордони был вынужден принять сражение при Платеях, где был убит.

Позже Павсаний (лучший полководец в Греции) разбил оставшееся войско.

После этого война продолжалась до 439 года. Греки продолжали сражаться: на юге Малой Азии. Была одержана оч серьезная победа, и все персы были проданы в плен. Греция начинает богатеть.

Последствия греко-персидских войн:

Греция: общество начинает богатеть, активно развивается рабство.