ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.09.2024

Просмотров: 251

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Значение античной цивилизации в мировой истории (Греция и Рим)

2. Периодизация греческой истории.

3. Природно-географический фактор в греческой истории.

4. Основные политические центры крито-микенского мира.

5. Характеристика гомеровского (предполисного) периода.

6. Олимпийские игры — фактор истории Древней Греции.

7. Греческая архаика: Ликург в Спарте, Солон в Афинах.

8. Великая греческая колонизация.

9. Старшая тирания в Греции.

10. Спарта — олигархический тип полиса.

11, 12 Вопросы. Все об афинском полисе.

13. Полис в понимании Аристотеля.

14. Восток и Запад в Греко-персидских войнах.

15. Великие полководцы Греции: Мильтиад, Фемистокл, Брасид, Павсаний.

16. Культура Греции архаического и классического периодов.

17. Пелопонесская война и её значение в истории Греции как первой гражданской войны.

18. Греческая религия.

19. Общественная жизнь в Греции: воспитание, образование, спорт.

20. Театр в общественной и художественной жизни Греции.

21. Греческие общественно-религиозные празднества.

22. Предпосылки и основные черты кризиса полисного строя в Греции.

23. Александр Македонский в Греции и на Востоке и мировая держава Александра.

24. Эллинизм – определение понятия, периодизация, культура.

25.Греция в период эллинизма.

27. Завоевание Греции Римом.

28. Принципы периодизации Римской империи.

29 Географический фактор и этнолингвистическая карта Древней Италии

30 Цивитас, право гражданства.

31 Загадка этрусков

32 Рим царской эпохи

33 Рим – от центра Лация до создания Римско-италийского союза

34 Этапы борьбы патрициев и плебеев

35 Римское гражданство: сущность и преимущества

37 Римско-Италийский союз: состав и правовой статус

38. Реформы римской армии

39 Пунические войны

40 Религия Рима

41. Общественно-религиозные празднества в Риме

42 Римская культура

43 Римское классическое рабство

44. Рим – гегемон Средиземноморья.

45. «Золотой век» римской Республики.

46. Римская женщина в общественной жизни и в праве.

47. Римский Сенат – его сторонники и противники в конце римской Республики.

48.Образование и воспитание

49. Великие реформаторы Рима

50. Движение рабов в римской Республике.

51. Аграрный вопрос и его решение в конце Республики

52. Падение римской Республики.

53. Диктатура в Риме: Сулла и Цезарь.

54. Принципат Августа

55. Ранняя римская империя I-II в. Н. Э.

56. Всеобщий кризис римской Империи в III в. Н. Э.

57. Поздняя римская Империя – Доминат.

Затем Афины в 425 г. до н. э. не смогли захватить Коринф, а в 424 г. до н. э. потерпели крупнейшее поражение за всю войну под городом Делий. В 424 г. до н. э. общее собрание сицилийских городов попросило афинскую экспедицию убраться восвояси.

В 422 г. до н. э. спартанский полководец Брасид взял Амфиполь. На освобождение города отправился лидер радикальных афинян Клеон. В итоге битвы оба полководца погибли, но город остался за Спартой.

После смерти Клеон Никий заключил перемирие со Спартой, прозванное Никиевом миром.

Второй период, Декелейская война и Сицилийская экспедиция.

Сицилийская экспедиция. Началась в 415 г. до н. э.. Возглавили Никий, Ламах, Демосфен и племянник Перикла Алкивиад. Осада главного города Сицилии, Сиракуз, продолжалась до 413 г. до н. э. и была неудачной. Никий и Демосфен были захвачены в плен и казнены.

Инициатива перешла к спартанцам. Они организовали в городке Декелея (22 км от Афин) опорную базу. Декелейский гарнизон совершал постоянные набеги на Афины. К спартанцам стали уходить афинские рабы, ненавидевшие своих господ. Но Афины еще не были повержены. Благодаря форосу (дани с союзников) они смогли восстановить флот, потерянные в Сицилийской экспедиции. Для окончательного разгрома Афин Спарта была вынуждена обратиться к персам. Персидский царь Дарий II спонсировал постройку пелопоннесского флота, в обмен на малоазийские греческие колонии. В 412 г. до н. э. флот был построен. В это же время вспыхнули восстания у афинских союзников Хиоса, Теоса, Эритры и др., а в 411 г. до н. э. Иония отпала от Афин. Для поддержки восставших спартанцы отправили флот в 100 триер во главе с переметнувшимся Алкивиадом, знавшим афинские военные ходы.

Из-за сложившегося катастрофического положения Афины были вынуждены отменить форос и назначить 5-процентуную пошлину на провозимые через проливы товары. В 411 г. до н. э. в Афинах произошел государственный переворот, власть перешла к олигархам, Совету 400. Совет 400 начал гонения на демократов, и, для укрепления своей власти, обратился к Спарте, чтобы заключить мирный договор, но спартанцы отвергли предложение. Афинский флот был недоволен Советом 400 и организовал собственное демократическое правление на Самосее, где он и базировался. В 410 г. до н. э. остров Эвбея объявил о своем выходе из Афинского морского союза. Руководители афинского флота тут же послали туда часть триер во главе с Алкивиадом, успевшим поссориться со спартанцами. Он же установил контакты с одних из персидских сатрапов, который не желал усиления Спарты. Но как только Совет 400 был низвержен, а в Афинах установился порядок, финансирование прекратилось и персидское золото вновь полилось в Спарту. Спартанский полководец Лисандр, возглавивший спартанский флот, нанес крупные поражения афинского флоту (победившему лишь один раз, в 406 г. до н. э., в битве при Аргинусских островах), а затем, при Эгоспотамосу в 405 г. до н. э. разгромил последние морские силы афинян. В 404 г. до н. э., осажденные с моря и суши, Афины капитулировали на милость победителю.


Итогом Пелопонесской войны стала гегемония Спарты и ослабление Греции в целом. Полисы вновь стали раздроблены. Людские и материальные ресурсы были исчерпаны. Были разрушены многие города, безжалостно сжигались посевы. Греция больше проиграла, чем выиграла от этой войны.


18. Греческая религия.

Язычество. Религия была органической частью греческой культуры и оказывала на нее большое влияние.

Богатая греческая мифология, сложившаяся еще в архаический период, многочисленные сказания о взаимоотношениях богов и героев создали богатый арсенал образов, которые: стали отправной точкой для разработки художественных типов сильных людей, выступающий против слепых сил природы, против самых могущественных богов; послужили основой для создания греческой литературы V-VI вв. до н. э..

Греки представляли богов в образах красивых людей, это стало исходным рубежом для скульпторов, стремившихся передать в скульптуре человеческое и божественное.

Прекрасное божество должно жить в прекрасном жилище, поэтому храмы стали исходной основой греческого зодчества.

Боги велики, но не всемогущи, над ними довлеет некая сила, как и над людьми. Понимание природы божества являлось первостепенной задачей для грека. Из этого выросла философия – религия дала ей темы для размышления о сущности человека, могуществе его сил и разума.

Непременной частью религиозного культа в V-VI вв. до н. э. стали почитания главного божества данного полиса в форме торжественных шествий граждан со статуей божества и праздничных мероприятий после принесения жертвы в его честь перед главным храмом. Примеры: Панафенеи в Афинах (Афина), Олимпийские игры в Олимпии (Зевс), Пифийские игры в Дельфах (Аполлон), Истмийские игры в Коринфе (Посейдон).

Из такого праздника как Дионисии вырос древнегреческий театр.

19. Общественная жизнь в Греции: воспитание, образование, спорт.

Воспитание в Афинах было направлено на создания гражданина полиса. По достижению 18-летнего возраста молодые люди собирались со всей Аттики в районе Пирея и здесь в течении года проходили обучение под руководством специальных учителей – софронистов, избранных из числа наиболее уважаемых афинян. Пд их руководством юноши (их называли эфебами) обучались фехтованию, стрельбе из лука, метанию копья, физическими упражнениями. Большое внимание уделялось нравственному воспитанию молодых людей. Дальше шли два года служения в пограничных отрядах и молодой афинянин становился гражданином.

Как один из вариантов образования, Перикл ввел «театральные деньги», на которые бедные граждане могли посмотреть на театральное представление, которое было прекрасной школой воспитания и образования.


Система спартанского воспитания состояла из трех ступеней.

Первая, с 7 до 12. Юных спартакиатов забирали у родителей и собирали в агелы (стада). Там они учились подчиняться приказам, терпеть наказания и драться со сверстниками. Грамоте они учились только в пределах необходимости. Все же остальное воспитание было направлено на умение побеждать.

С 12 лет подростки вступали в илы (отряды). Занятия носили характер военной подготовки. Именно в этом возрасте они учились владению оружием, тактическим хитростям и другим военным дисциплинам. Также их учили презрительному отношению к илотам (рабом). Из старших юношей формировались карательные отряды для наказания илотов.

К 20 годам наступал третий этап, юноши вступали в сисситии, своеобразные военные подразделения. В этом же возрасте спартиат получал земельный надел, но еще не был полноправным гражданином (к примеру, не мог самостоятельно ходить на рынок). И лишь к 30 годам становился гражданином со всеми правами.

Одним из позднейших институтов образования является Академия Платона, и другие подобные ей заведения.

Начиная с V века до н. э. спортом можно назвать Олимпийские игры, хотя и имели большее отношение к религиозному обряду, тем не менее наглядно показывают в каких дисциплинах соревновались древние греки, а именно: колесницы, пятиборье (бег, метание диска, борьба, кулачный бой, прыжки). Для соревнований были построены специальные арены – палестры. Иногда богатые граждане полисов устраивали свои «мини-игры», соревнования атлетов.


20. Театр в общественной и художественной жизни Греции.

Изначально театральные постановки были лишь частью обряда, посвященного празднику Диониса, бога плодородия и винограда. Но и в классический период, растущая популярность театральных представлений привела к тому, что они не только заняли доминирующее место в религиозных и общественных празднествах, но отделились от религиозных церемоний, стали самостоятельным видом исскуства. Лишь в V веке до н. э. стали появляться специально предназначенные для сценических действий площадки.

Театры стали органической частью повседневной жизни греков. В Афинах даже ввели «театральные деньги», на которые бедные граждане могли посмотреть на театральное представление. Это фонд не трогался даже во время финансовых бедствий и войн.

Творчество драматургов ознаменовало новый этап в мировом литературном процессе. Трагедии Эсхила, Софокла, Эврипида и комедии Аристофана стали замечательным художественным открытием древнего мира, определили многие направления дальнейшего движения мировой литературы.

21. Греческие общественно-религиозные празднества.

Непременной частью религиозного культа в V-VI вв. до н. э. стали почитания главного божества данного полиса в форме торжественных шествий граждан со статуей божества и праздничных мероприятий после принесения жертвы в его честь перед главным храмом. Примеры: Панафенеи в Афинах (Афина), Олимпийские игры в Олимпии (Зевс), Пифийские игры в Дельфах (Аполлон), Истмийские игры в Коринфе (Посейдон), Дионисии.

В V в. до н. э. в большинстве греческих полисов (особенно в Афинах) празднование в честь покровителя полиса стало рассматриваться как демонстрация силы и богатства полиса, смотр его достижений и успехов, как проявление единства всего полисного коллектива. Религиозные начала отходят на второй план, а общественно-политические и идеологические проявляются явственнее и полнее.

Многие крупные праздники (примеры см. выше) превращаются в глобальные общественные события не только местного, но и общегреческого значения. Они проводились - раз в четыре года и были рассредоточены таким образом, что фактически каждый год греки могли побывать на празднествах.

22. Предпосылки и основные черты кризиса полисного строя в Греции.

Предпосылками стали Пелепоннесская и другие многочисленные войны IV в. до н. э. Они требовали для себя огромные экономические ресурсы. Только за 5 лет войны Афины истратили огромную сумму в 10 тыс. талантов, что копили два десятилетия. К тому же, большая часть армий состояла из свободных граждан, так что после всех войн гражданское население сократилось едва ли не на четверть. Все это повлекло за собой: