ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.09.2024
Просмотров: 254
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. Значение античной цивилизации в мировой истории (Греция и Рим)
2. Периодизация греческой истории.
3. Природно-географический фактор в греческой истории.
4. Основные политические центры крито-микенского мира.
5. Характеристика гомеровского (предполисного) периода.
6. Олимпийские игры — фактор истории Древней Греции.
7. Греческая архаика: Ликург в Спарте, Солон в Афинах.
8. Великая греческая колонизация.
10. Спарта — олигархический тип полиса.
11, 12 Вопросы. Все об афинском полисе.
13. Полис в понимании Аристотеля.
14. Восток и Запад в Греко-персидских войнах.
15. Великие полководцы Греции: Мильтиад, Фемистокл, Брасид, Павсаний.
16. Культура Греции архаического и классического периодов.
17. Пелопонесская война и её значение в истории Греции как первой гражданской войны.
19. Общественная жизнь в Греции: воспитание, образование, спорт.
20. Театр в общественной и художественной жизни Греции.
21. Греческие общественно-религиозные празднества.
22. Предпосылки и основные черты кризиса полисного строя в Греции.
23. Александр Македонский в Греции и на Востоке и мировая держава Александра.
24. Эллинизм – определение понятия, периодизация, культура.
28. Принципы периодизации Римской империи.
29 Географический фактор и этнолингвистическая карта Древней Италии
30 Цивитас, право гражданства.
33 Рим – от центра Лация до создания Римско-италийского союза
34 Этапы борьбы патрициев и плебеев
35 Римское гражданство: сущность и преимущества
37 Римско-Италийский союз: состав и правовой статус
41. Общественно-религиозные празднества в Риме
43 Римское классическое рабство
44. Рим – гегемон Средиземноморья.
45. «Золотой век» римской Республики.
46. Римская женщина в общественной жизни и в праве.
47. Римский Сенат – его сторонники и противники в конце римской Республики.
50. Движение рабов в римской Республике.
51. Аграрный вопрос и его решение в конце Республики
52. Падение римской Республики.
53. Диктатура в Риме: Сулла и Цезарь.
55. Ранняя римская империя I-II в. Н. Э.
10. Спарта — олигархический тип полиса.
Со второй полвины 7 века сильнейшим госвом становится Спарта.
«Ретры Ракурс» - законы Спарты; дорийцы завоевали Лаконику, некоторые ахейцы жившие там – сбежали, других – сделали рабами.
10 000 дорийцев гомеи называли человека Пелопонесса Спартой или спартанцами.
Ракурс советовал передать землю (участки)
Илоты – порабощенное ахейское население, принадлежавшее всей общине спартанцев.
Спартиаты могли распоряжаться жизнью илотов, илотов было больше, поэтому происходило их уничтожение.
Каждый спартиат в знак в знак взросления должен был убить илота.
Два типа полисов:
-олигархическая Спарта
-демократические Афины.
Граждане , бесправные и периэки – лично свободные , но бесправные ( и даже пользовались гражданскими правами в тех общинах или полисах, на территории которой они проживали)
Гьтайр – юношеское соревнование, когда они должны были убивать илотов.
Народное собрание в Спарте – Апелле (в пер. «стадо») – высший законодательный орган. Герусия – совет старцев. В совете было 28 человек, из них два царя – басилевсы. С древнейших времен в Спарте одновременно правили две царские династии, которые нередко соперничали друг с другом. Цари, возводившие свой род к самому Гераклу, пользовались всеобщим почетом и уважением. В военное время они выполняли функции военачальников, командовавших спартанский армией, в мирное время занимались судебными и религиозными делами. Оба царя входили в совет старейшин( вместе сними он насчитывал 30 чел).
Басилевсы были лишены всякого права. Но они были лучшими полководцами.
К концу 6 века Спарта возглавила Пелопонесский союз. Пелопонесс стал непобедим.
11, 12 Вопросы. Все об афинском полисе.
Полис древней Греции: его общая характеристика
Полис - город, государство, особая форма экономической и политической организации общества. Территория полиса состояла из городских территорий и из окружавших их земледельческих поселений (хоры).
Полис возник в процессе борьбы с пережитками родового строя, роста товарно-денежных отношений, отделения ремесла от земледелия, обострения социальной борьбы земледельцев-общинников и торгово-ремесленных слоёв с родовой знатью. Экономическим базисом полиса являлась античная форма земельной собственности, которая выступает всегда в противоречивой, двойственной форме - как собственность государственная (общинная) и как собственность частная, причём последняя обычно обусловлена первой. Право частной собственности на землю имел лишь полноправный гражданин полиса (общины), являвшийся таковым благодаря своему происхождению. Наряду с полноправными гражданами территорию полиса населяли свободные, но неполноправные жители - метеки, периэки, вольноотпущенники, которые обычно занимались ремеслом и торговлей, а также лишённые всяких прав рабы.
Полис обеспечивал коллективу полноправных граждан право собственности на землю и на рабов; обязанностью полиса была забота об экономическом поддержании граждан полиса; соответственно внешняя и внутренняя экономическая политика полиса направлялась на восстановление мелкой и средней земельной собственности (выведение колоний и клерухий). В полисе вводились т.н. литургии, раздача зрелищных денег, плата за несение военной и государственной служб.
Все граждане от 17-18 до 60 лет составляли народное ополчение. Богатые и средние слои общества служили всадниками и тяжеловооружёнными пешими воинами (гоплиты), а более бедные - легковооружёнными воинами. Специфика полисных отношений способствовала формированию полисной идеологии, полисного патриотизма.
Политическое устройство полисов при всём их разнообразии представляло некоторое единство. Государственный аппарат полиса состоял из народного собрания (апелла, эклессия) полноправных граждан-мужчин, совета (герусия, ареопаг, сенат) и различных выборных должностных лиц (магистратов). Народное собрание - наиболее демократический орган управления - было атрибутом всякого полиса. Оно осуществляло право гражданина управлять государством. В зависимости от того, какой вес в политической жизни удалось приобрести торгово-ремесленным слоям и земледельцам-общинникам в борьбе с родовой знатью, полис мог быть либо олигархическим (Спарта), либо демократическим (Афины). В экономическом отношении различие между полисами определялось большей или меньшей ролью хоры, т.е. соотношением между земледелием и ремеслом и торговлей. Типичным земледельческим полисом была Спарта; Коринф, имевший незначительную хору, был типичным торгово-ремесленным полисом.
С установлением рабовладельческого строя полис становится формой рабовладельческого государства. Однако рост частной собственности, эксплуатации рабского труда приводят к разорению основной массы земледельцев-общинников, разложению античной формы собственности, а следовательно к кризису полиса. Кризис полиса в Греции (пережившей период наивысшего расцвета полиса в 5в. до н.э.) приходится на начало 4в. до н.э.
Законодательство Дракона
Оно представляло собой сборник законов. До нас дошли лишь их наименования. Законы были чрезвычайно жестоки, возможно поэтому в современном лексиконе появилось устойчивое выражение «Драконово законодательство». Дракон своим законодательством:
-дал гражданские и политические права всем способным носить оружие;
-ввел 9 архонтов (архонт Эпоним);
-ввел совет 401 (он избирался жребием из числа граждан Афин);
-сохранил патриархат;
-узаконил рабство (долговое);
-узаконил право кровной мести;
-ввел коллегию эфетов;
-узаконил высокий имущественный ценз.
Законодательство Солона
Реформам Солона предшествовала напряженная ситуация в обществе. Все это приводит к открытому выступлению против родовой аристократии в VIIв. до н.э. Также против старой родовой аристократии выступил новый круг лиц, который представлял собой разбогатевшие торговые и промышленные круги общества. Они стремились оттеснить родовую аристократию и взять власть в свои руки. Эта борьба выдвинула на политическую арену Солона, который в 594г. до н.э. был избран архонтом и наделен чрезвычайными полномочиями. Произведенные им реформы все таки носили компромиссный характер, они оставляли ряд привилегий для родовой аристократии.
Солон произвел т.н. сисахвию - реформу долгового рабства. Все долги крестьян были аннулированы и были запрещены впредь долговые обязательства, в силу которых закладывалась бы сама личность должника. Все лица находившиеся в кабале получали свободу, а проданные за пределы государства были выкуплены и возвращены на родину.
Солон разделил всех граждан на 4 разряда, в зависимости от их имущественного положения. Только граждане первых трех разрядов могли занимать государственные должности, а должности архонтов и членов ареопага могли занимать люди только из первого разряда. Четвертому разряду был открыт доступ лишь в народное собрание.
Солон создал новый орган государственного управления - совет четырехсот, который ежегодно избирался из граждан первых трех разрядов по 100 человек от каждого племени. Также Солоном был создан суд присяжных -гелиэя, в ее состав могли входить граждане всех четырех разрядов.
Фактически, Солон сохранил, идущее от родового строя, деление афинского общества на 4 племени - филы. В течение 30 лет, установленный Солоном государственный строй сохранялся без изменений, но затем число архонтов было увеличено до 10(было 9) 5 из них выбирались от эвпатридов (благородных), 3 от геоморов (земледельцев), 2 от демиургов(ремесленников).
Реформа Клисфена
Клисфен возглавил движение знати против тирании пизистратидов. При содействии спартанского царя удалось изгнать пизистратида Гипия и положить конец тирании, власть была передана Клисфену.
В 509 г. до н.э. Клисфен проводит реформы по ликвидации остатков родового строя. Он ввел территориальное деление населения, уничтожив политическое значение старого деления населения на 4 филы. Клисфен разделил население на 10 территориальных фил. Каждая фила разделена на 3 тритии. Каждая фила представляла не сплошную территорию, а непременно была соединением трех отдельных территориальных единиц: в филу входила 1 трития от территории города Афин, 1 трития от приморской территории и 1 трития от внутренней части страны, т.о. в каждой филе 2/3 городское или тяготевшее к городу, население, а 1/3-сельское. Тритии делились на демы, в каждом деме был выборный староста - демарх, который ведал делами дема и приводил в исполнение постановления демовых собраний.
Совет 400 упразднен, вместо него создан совет 500, состоял из представителей 10 фил, избранных по 50 от каждой. Коллегия архонтов утратила свое значение и была образована коллегия 10 стратегов. Имущественный ценз для занимания высших должностей сохранился. Клисфен ввел т.н. остракизм или суд черепков. Посредством него народное собрание получило право изгонять из государства на 10 лет граждан, которые по мнению народа становились опасными для демократии.
Государственное устройство древних Афин
Эклессия - народное собрание. Каждый гражданин Афин имел право участвовать в эклессии с 20 лет. Чтобы им стать необходимо было выиграть doci masia в своем деме. С 18 лет гражданин Афин включался в список дема, который был основой списка созываемых на эклессию. Народное собрание созывалось 10 раз в год (позже - 40 раз в год). В Афинах существовало два вида календарей. Для участия в эклессии граждане Афин собирались на агоре (площади у подножия горы).
Компетенция эклессии:
1.выборы и увольнение всех чиновников (кроме чиновников филов и демов)
2.заслушивала отсчет чиновников
3.рассматривала внешнеполитические
Разряды населения в древних Афинах
В Афинах существовало четкое деление на рабов и свободных граждан. Свободные делились на полноправных граждан и метэков.
Граждане. Считались гражданами те, у кого отец и мать афиняне. По достижении 18 лет гражданин зачислялся в списки членов дема-демотов. Граждане обладали всей полнотой политических прав. Афинское гражданство давало право на получение пособий и всякого рода раздач от государства. Гражданин считался военнообязанным с 18 лет, а в возрасте от 18 до 20 лет все граждане проходили военное обучение.
Метэки - это чужеземцы, проживавшие в Афинах продолжительное время. Обычно это были граждане других греческих городов, жившие в Афинах. Они не обладали правом гражданства, не имели право приобретать недвижимость. Брак гражданина с метэком законным не считался, а дети от такого брака гражданства не имели. Каждый метэк обязан был выбирать себе простата, который являлся посредником между ним и правительством. С метэков взималась особая подать - метэкион, кроме того он и несли и все остальные подати, подати по сооружению триер. Метэки были обязаны нести и военную службу. К метэкам по своему положению приравнивались вольноотпущенники, которые также имели своего простата - своего бывшего хозяина и платили те же особые сборы.
Рабы. Существовали рабы государственные и частные. Из числа государственных вербовалась полицейская стража для поддержания порядка в общественных местах, тюремные служители, исполнители судебных приговоров, писцы. Частновладельческие рабы жили отдельно от своих хозяев и, занимаясь ремеслом, платили хозяевам лишь условленный оброк. Источником рабства было: военный плен, рождение от рабов, приобретение покупкою за границей. Рабство за долги было отменено Солоном в начале 6 в. до н.э. Раб являлся вещью и не мог обладать какой-либо собственностью, все, чем он обладал являлось собственностью его господина. Но за государственными рабами признавалось право покупать и располагать собственностью. На суде раб не мог выступать самостоятельно, было необходимо представительство его господина. Убийство раба не считалось преступлением, убийство чужого раба влекло штраф в пользу его господина.
Суд, его органы и процесс в древних Афинах
В Афинском государстве существовали следующие судебные органы:
Ареопаг. Разбирал дела об умышленных убийствах, поджогах. Убийство считалось делом, вызвавшем гнев богов и поэтому приобретало религиозное значение. Убийца мог удалится в изгнание и тем самым избавится от осуждения.
Коллегия одинадцати, ей были подсудны дела разбойников, ночных воров, карманных воров, осуществляла надзор за тюрьмами и за исполнением приговоров.
Суд "сорока мужей". В нем рассматривались имущественные дела на сумму не свыше 10 драхм. Он вел свое начало от "судей по демам".
Суд диэтов. В нем рассматривались дела на сумму более 10 драхм т.е. по большинству имущественных тяжб. Апелляция на его решение подавалось в гелиэю.
Гелиэя была важнейшим судебным органом в Афинах. Первая инстанция по важнейшим судебным делам и апелляционной инстанцией.