ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.09.2024

Просмотров: 258

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Значение античной цивилизации в мировой истории (Греция и Рим)

2. Периодизация греческой истории.

3. Природно-географический фактор в греческой истории.

4. Основные политические центры крито-микенского мира.

5. Характеристика гомеровского (предполисного) периода.

6. Олимпийские игры — фактор истории Древней Греции.

7. Греческая архаика: Ликург в Спарте, Солон в Афинах.

8. Великая греческая колонизация.

9. Старшая тирания в Греции.

10. Спарта — олигархический тип полиса.

11, 12 Вопросы. Все об афинском полисе.

13. Полис в понимании Аристотеля.

14. Восток и Запад в Греко-персидских войнах.

15. Великие полководцы Греции: Мильтиад, Фемистокл, Брасид, Павсаний.

16. Культура Греции архаического и классического периодов.

17. Пелопонесская война и её значение в истории Греции как первой гражданской войны.

18. Греческая религия.

19. Общественная жизнь в Греции: воспитание, образование, спорт.

20. Театр в общественной и художественной жизни Греции.

21. Греческие общественно-религиозные празднества.

22. Предпосылки и основные черты кризиса полисного строя в Греции.

23. Александр Македонский в Греции и на Востоке и мировая держава Александра.

24. Эллинизм – определение понятия, периодизация, культура.

25.Греция в период эллинизма.

27. Завоевание Греции Римом.

28. Принципы периодизации Римской империи.

29 Географический фактор и этнолингвистическая карта Древней Италии

30 Цивитас, право гражданства.

31 Загадка этрусков

32 Рим царской эпохи

33 Рим – от центра Лация до создания Римско-италийского союза

34 Этапы борьбы патрициев и плебеев

35 Римское гражданство: сущность и преимущества

37 Римско-Италийский союз: состав и правовой статус

38. Реформы римской армии

39 Пунические войны

40 Религия Рима

41. Общественно-религиозные празднества в Риме

42 Римская культура

43 Римское классическое рабство

44. Рим – гегемон Средиземноморья.

45. «Золотой век» римской Республики.

46. Римская женщина в общественной жизни и в праве.

47. Римский Сенат – его сторонники и противники в конце римской Республики.

48.Образование и воспитание

49. Великие реформаторы Рима

50. Движение рабов в римской Республике.

51. Аграрный вопрос и его решение в конце Республики

52. Падение римской Республики.

53. Диктатура в Риме: Сулла и Цезарь.

54. Принципат Августа

55. Ранняя римская империя I-II в. Н. Э.

56. Всеобщий кризис римской Империи в III в. Н. Э.

57. Поздняя римская Империя – Доминат.

Участвовать в играх мог и свободный, заключивший контракт и давший клятву: "даю себя жечь, вязать и убивать железом". Раненый гладиатор мог просить о милости зрителей. Поднятием пальцев - вверх или вниз - толпа римлян решала его судьбу.

Римская культура развивалась неравномерно. По сравнению с периодом царей, республиканская форма правления привела первоначально к её снижению. Только спустя столетие наблюдается оживление - дело в том, что в этот период Рим боролся за саму возможность своего существования. Позднее военные удачи способствуют пышному расцвету культуры за счёт ограбления побеждённых народов: греков, кунов, галлов, бриттов. Постепенно Рим втянулся в целую серию войн, что привело культуру в застойное состояние, придало ей милитаристский характер.

Рим прославился своими войсками. Их отличала не только высокая выучка, но и дисциплина. Она устанавливалась прежде всего за счёт наказания: символ власти центуриона - розга, символом власти консула были фасции - топорики, воткнутые в пучок палок. Но наказание, страх присутствовали при строительстве многих армий. Дисциплина в римском войске держалась за счёт хорошо продуманной системы наград: солдатам вручали знаки отличия, ордена, браслеты. Отслужив срок, они могли получить землю. Высшей наградой для солдата был венок из дубовых листьев. Воин, первым поднявшийся на стены крепости, получал золотой венок.

Наградой полководцу служил триумф - торжественный въезд на колеснице на вершину холма Капитолия. Герой триумфа носил тунику, расшитую пальмами, и лавровый венок. Право на триумф давал сенат за особо крупную победу. Если победа была не столь значительна, то устраивали овацию, или Малый триумф - герой всходил на Капитолий, пешком и в миртовом венке.

Цивилизация древнего Рима не стала культурой технической, хотя в области аграрного производства римляне достигли известного технического прогресса.

Среди причин, не позволивших развивать технику, науку обычно называют ограниченное применение источников энергии - воды, ветра, пара и др. Даже мускульная энергия животных не использовалась в должной мере. Основным средством передвижения и перевозки тяжестей оставались бычьи упряжки, ослы, мулы. Лошадей широко не применяли ввиду того, что не знали стремени. Оно появилось только в VIII в. н. э. Оглоблевая телега оставалась неизвестной вплоть до III в. н. э. Следствием этого была высокая стоимость и неэффективность наземного транспорта, что не способствовало развитию мануфактуры.


Техника использовалась в непроизводственной сфере, для развлечений, в военном деле. И здесь римлянам приходилось многому учиться у греков. Наука, философия также были заимствованы и пришли слишком поздно, чтобы получить оригинальные формы развития. Виной этому обычно называют рабство. Но и в соседней Греции также использовали труд рабов, но тем не менее здесь развилась глубоко оригинальная и научная, и философская мысль.

В наиболее концентрированном виде античная культура выражается в политическом мышлении. Политика - вот единственно достойное занятие для гражданина, свободного человека - так считали и римляне, и греки.Полис оставил после себя три идеи.

Первая идея - идея гражданства - членства в полисе, городе-государстве. Отсюда сопричастность всей жизни полиса, цивитас.

Вторая идея - демократия - народовластие, народоправство - сопричастность гражданина к управлению жизнью полиса, участию в делах государства.

Третья идея - идея республики - общего дела, а значит, возможность путём выбора занять своё место в "общем деле". Отсюда развитие выборного начала, сменяемость полководцев, их подотчётность сенату, коллегиальность в решениях.

Если культура Греции исчерпала себя этими идеями, то античный Рим пошёл дальше - в кризисный момент он утвердил идею единого, централизованного государства. Таким образом, он создал условия для распространения единой, унифицированной культуры. Более того, Рим пошёл ещё дальше, к идее империи - неограниченной, неразделённой власти главы государства. И это продлило жизнь культуры Рима по отношению к культуре Греции ещё почти на пять столетий, но всё же не спасло её: римляне в IV в. н. э. разучились воевать и даже защищаться. Достаточно вспомнить, что после разорения Рима вандалами в 455 г. римляне обсуждали, не как восстановить город, а как устроить цирковое представление; на большее они уже не были способны. А вождю герулов Одоакру они подчинились в 476 г. без сопротивления.

Наиболее полно и завершённо культура проявляется в нравственности, в моральном кодексе, который каждый народ разрабатывает для себя. Моральные нормы, разработанные римлянами, богаче, чем нормы античного греческого полиса. Если греки свели все добродетели к четырём - справедливости, мудрости, мужеству, умеренности, то римляне не ограничивали их число, так же как и количество богов. Человек ценился не по отдельным своим качествам, достоинствам, а по их совокупности: сумма всех нравственных качеств и составляла новую цельность - virtus, доблесть. Но, в отличие от греческого полиса, где нормы исходили от гражданского общества, в Риме их утверждающим началом являлось государство. Сами добродетели приобрели независимое от человека существование, навязывались ему в виде государственных, сакральных персоналий, олицетворялись в богах и императорах. Concordia (согласие), Fides (верность), Honor (честь), Clementia (кротость), Virtus (доблесть) - плюральные нормы и качества, приписываемые императорам, но это - и отдельные божества. Римская религия была государственной, и чиновник был и главным служителем - понтификом. Сложилась определенная иерархия ценностей. Гай Луциллий дал такую схему:


На первом месте стоят деяния на благо отчизны и качества человека, их обеспечивающие, например, патриотизм.

Затем идут ценности, направленные на благо родных - семья.

На последнем месте стояли ценности, в которых выражалась забота о собственном благе - эгоизм, индивидуализм.

Или, как выражено в поэтической форме:

"Надо сначала о благе отчизны подумать,

После - о благе семьи и потом уже только -

- о нашем"

(Луциний, I в. до н. э.)

Наградой за virtus, то есть за развитие нравственной культуры как высшей ценности был почёт, Honor, всенародное одобрение, признание. Рим утвердил целый перечень почётных выборных должностей, cursus honorum, на которые выбирались в награду за проявленную virtus.

Деяния мужественных людей обеспечивали римлян свободой. Свобода была тесно связана с независимостью, зависимый человек не мог быть свободным. Поэтому считалось, что должность, выполняемая за деньги, не может считаться свободной: "Жалованье делает человека рабом", - считали римляне. Поэтому на должности продвигались люди богатые.

Позднее, когда междоусобные, гражданские войны стали раздирать римское общество, стали утверждаться новые ценности - humanitas (гуманность), а ещё позднее, в период империи - urbanitas (изящество, обходительность). Таким образом, гуманизм - не исходная ценность культуры. Пока культура развивается и её собственные противоречия не достигли развитой формы, общество не ценит гуманизма, заботы о конкретном человеке, не культивирует его. Всё затмевает собой долг, обязанность, необходимость, исходящие от государства, коллектива, общества, то есть организующего, рационального начала. По мере их разложения, центр мотивации переносится на самого человека, он становится высшей ценностью, мерилом оценок, целью культуры.


43 Римское классическое рабство

Начиная с закона 12 таблиц, рабы были всегда. Катон описывает: вы покупаете раба (19-20 лет), он начинает работать у вас светлое время суток (не менее 18 светлых часов), два раза в день питается раб, на сон 3-4 часа. К 28 лет он — старый пыльный коврик. Продать не получится. Если не в силах делать ничего

1) все время раба принадлежит хозяину

2) не восполняется физичеки

29. по Катону, раб — это живое говорящее орудие

30. у раба нет признаков человеческо личности (ни право на семью, ни на продолжение рода)

31. Катон: рабу у вас должно быть хорошо, обут/одет

32. в день: кило 200 хлеба. Хлеб из полбы.

33. Два раза в год на рабе меняли одежду. Из старой — лоскутное одеяло =)

34. + к еде горшок густой каши.

35. Наказаниее: в оковы. Работал в них — отпускали кило 600 хлеба. + давали масла и горячего варева (зелень всякая, немного овощей), в день — пол-литра вина (третий сорт).

36. Раба нельзя просто так бить — ведь нужна прибыль! Его надо поощрять. Словесно. Самая большая награда — женщинЪ.

37. 18 часов работают все рабы, а вилик встает на час раньше, укладывается на час позже.

38. У вилика могут быть дети, но они — рожденные рабы!

КЛАССОВАЯ СОЦ СТРУКТУРА РИМА 1-2 ВЕКА.

Третий класс общества — рабы и свободные крестьяне.

Сельские рабы — самая отвратная категория! Раб работал всегда (спасибо Катону). Рабы архаического периода принимали участие в празднествах, но Катон продумал все: дает рекомендации, чтобы они не отдыхали. Сука Катон.

Городские рабы. Италия получает множество ресурсов. Рабы — ремесленники попадают в коллегии ремесленикой по ремеслу. Им праздников никто не отменял! Но наказание за плохое поведение — ссылка в сельское имение.

Еще типы рабов, которые отсутствовали в Греции: переводчики, литератуторы, курьеры, педагоги... Прежде всего это — образованные греки. Выполняют фнкции интеллигентных профессий.

Греки презирали все: не грек, значит — варвар! Римляне никого не презирали, они просто побеждали в бою!

Еще группа рабов — рабы-спортсмены! Прежде всего это гладиаторы. В Риме не было агонистики (соревновательной деятельности: театры, игры, спорт; как в Греции). Гладиаторские бои — унаследовали от этрусков. Это битва знатных родов обязательно до смерти, сохранилось до конца республики. Дуэль двух аристократов до смерти в память умершего...

Основа — воинская доблесть в бою! Это вам не Египет, где душа, маат, женщины. Душа — юридическая ккатегория в Риме.


У этого типа рабов были школы. Обучались искусству драки. Цель этих зрелищ — объединение людей. Все сидят, смотрят и вдохновляются. Если три года успешно сражался и нравился публике — ему давали свободу.

44. Рим – гегемон Средиземноморья.

У Карфагена был лучший флот. Находился у мыса северной Африки. Это колония Финикии. В 7 веке до н.э. оттеснил Этрурию от Сицилии и Корсики. Когда римляне влезли в Сицилию, то решили ее завоевать.

1. Войны с Карфагеном и завоевание Средиземноморья (3-2 века до нэ) – см. 39 вопрос

2. Завоевание Балкан и Малой Азии (200-130 до нэ)

3. Восточное Средиземноморье и Египет (130-30 до нэ)

Разгром Филипа 5, а потом и его сына Персея.

Рим пригласили в Этолийский союз.

Ахейцы признали Рим гегемоном и сделались его провинцией.

Аталл завещал свой Пергам Риму.

С Пергамом и Родосом был заключен союз против Македонии. В 200 до нэ римляне высадились в Греции, осаждали Филиппа. Вовлекли в войну Этолийский и Ахейские союзы.

Решающая битва при Киноскефалах (Собачьи головы) – римляне выигрывали, Филипп просил о мире и отказался от своих владений вне Македонии т.е. римляне замыкали Филиппа в его узких границах.

Вместо македонян Грецией стали главенствовать римляне, но греческая знать была не против = имела общие интересы с сенаторами.

Публий Корнелий Сципион был противником Марка Порция Катона. Он хотел наделить малоимущих граждан землей, в первую очередь военных ветеранов, а также облегчить военную службу. Он вывел много колоний на север Италии. Катон же выдвигал требования рабовладельческого класса. Катон хотел превратить завоеванные земли в провинции и эксплуатировать в кач-ве рабов местное население. Катон был категорически против прекращения войны с Филиппом 5.

Третью македонскую войну начал сын Филиппа Персей. Но против него направили консула Эмилия Павла. Римляне победили македонян на их же территории, а Персей умер пленником в Италии. Эмилий разгромил союзников Македонии, в Греции римляне наказали всех, кто был на стороне Персея.

Остров Родос римляне сделали своим порто-франко.