ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.09.2024
Просмотров: 766
Скачиваний: 0
права и, тем самым, высшим законодательным учрежде,нием, Сама
власть императора официально имела своим источником решение
CeHaTal , и императоры обязывались управлять в согласии с Сенатом,
Официально император был только первым из сенаторов. Се
наторское сословие in corpore, независимо от судьбы отдельных
его членов, продолжало оставаться сословием господствующим и
вместе с тем объединенным определенными традициями и идеоло
гией. Даже те homines novi, проникавшие в сенаторское сословие по назначению императоров, как особо верные им люди, быстро
осваивались с новым положением и принимали привычки, взгляды
и традиции старых родов. Их дети уже ничем не отличаются от
потомков старых римских аристократов2•
Но только что родившаяся автократия совсем не склонна была делиться властью с кем бы то ни было. Традиционно высокое по
ложение сенаторов, не желавших растворяться в общей массе под
данных и превращаться в служилую аристократию, было постоян ным источником беспокойства для императоров. Ибо ни один со циальный слой в Империи не пострадал столь сильно от измене
ний в политическом строе, как сенаторское сословие. Многие дру
гие социальные силы даже выиграли от режима принципата>, но
только не Сенат. Именно «сенатская оппозиция», которая подтал
кивалась самой двойственностью государственной структуры,
представляла наибольшую опасность для императорской власти Щl протяжении всего первого века существования Империи. Импера торы не обманывались той безмерной лестью, которой осыпал их Сенат. Они прекрасно сознавали, что в момент кризиса только Се
нат сможет проявить политическую инициативу и стать един
ственным легитимным органом, который подхватит власть, выпа дающую из императорских рук. Иногда сенаторы не ожидали та
ких случаев, а создавали их. Уже во времена Августа возникло
несколько политических заговоров, во главе которых стояли вид
нейшие представители сенаторского сословия4• Чреда заговоров
I В 27 году до Р. Х. Август объявил о прекращении военных действий на
всей территории государства и, тем __амым, о завершении той миссии, которая на него была возложена, Ссылаясь на свое расстроенное здоровье, он просил Сенат освободить его от власти. Сенат, естественно, умолял его «не оставлять Респу блику». Август был непреклонен, и ,тогда Сенат «приказал» ему остаться у кор
мила власти, что император и «вынужден» был выполнить.
2 См.: М а ш к и н Н. А, Принципат Августа, Происхождение и социальная
сущность. М. - Л., 1949, с. 445.
3 При Н Ц И n а т - укоренившееся в науке обозначение раннего периода
Римской империи (1- 111 вв. по Р, Х.) от л а т. princeps, что значит «первый».
4 В 30 году до Р. Х. был раскрыт заговор Эмилия Лепида (сына бывшего три умвира), в 23 году - заговор Фанния Цепиона (бывшего легата Кассия) и Варро на Мурены (родственника Мецената), в 4 году по Р, Х, - заговор Корнелия Цин
ны (племянника Помпея Великого). В число заговорщиков иногда входили самые близкие Августу люди и даже члены его семьи. Так, участником одного из заго
воров был 'Эмилий Павел, муж внучки Августа,
23
следовала и через все последующие царствования. Особенно опас
ными они становились, когда сенаторы находили пути к претори
анцам, «лейб-гвардии» императоров. Но борьба между Сенатом и императорской властью имела и иные формы. В частности, боль шое распространение получили всякого рода памфлеты, часто со
ставлявшиеся виднейшими представителями сенаторского сосло
вия, особое значение имели прославления героев и нравов про
шедших времен (laudatio temporis acti) и т. д.
Императорская власть отвечала на оппозицию Сената самыми жестокими репрессиями. Были казнены все участники заговоров против Августа. В последние годы Тиберия последовала серия убийств видных сенаторов. То же самое продолжалось при Кали
гуле, и смерть его праздновалась в сенаторских кругах, как осво
бождение от тирании. Клавдий первоначально стремился править в
«духе Августа», то есть в согласии с Сенатом, но восстание солдат
в 42 году, поддержанное некоторыми сенаторами, привело к рез
кому разрыву с Сенатом. По самым различным поводам выноси
лись смертные приговоры тем, кто подозревался в оппозиционных
настроениях.
Таким образом, несмотря на то, что тысячи людей стремились
к сенаторскому достоинству, жизнь каждого отдельного сенатора
могла оборваться каждую минуту с приходом центуриона или им
ператорского вольноотпущенника, принесшего приказ принцепса
покончить с собой. Приговор мог быть и более милостивым (смерть заменялась ссылкой), или - более жестоким (не только
смерть, но и предшествующие ей пытки). Но самое главное было в
ином: самый лояльный из сенаторов мог оказаться жертвой или вследствие доноса личного недоброжелателя, или из-за одного не
верно понятого слова, или потому, что его вилла приглянулась им
ператору или его вольноотпущеннику. Жизнь каждого сенатора
целиком зависела от воли принцепса, и этот самовластный произ
вол высшее сословие должно было не только терпеть, но и про
славлять, как проявление наивысочайшей справедливости. До это
го в Риме был только один «полюс бесправия». Мы имеем в виду рабов, которые целиком зависели от произвола своих хозяев. Те
перь возник второй на прямо противоположном конце «спектра
статусов». Самое высшее из римских сословий оказалось в некото
рых отношениях в том же самом положещlИ. Становление авто
кратического режима автоматически означало подавление, в пер
вую очередь, именно этого слоя общества, для которого его новое положение было особенно нетерпимо, ибо все еще помнили об ог
ромной власти Сената, которую он имел совсем недавно. При этом
надо учесть, что сенатская оппозиция оказалась в своеобразном
духовном вакууме. Герои стоического сопротивления самовластью
напрасно ждали помощи от народа или хотя бы моральной под
держки. Основная часть гражданства отнюдь не спешила не только
24
помогать им, но даже сочувствовать их борьбе. Они вполне были
довольны существующим режимом. Для них, в сущности, было все равно, кто правит Римом: император или Сенат. Репрессии же могли задеть их только случайно.
Мы говорили о том, что именно стоицизм был философским учением, наиболее распространенным среди верхов римского об щества. Он стал и своего рода знаменем духовной оппозиции им
ператорам, причем на первый план, естественно, выходит пробле ма свободы. Одним из тех, кто пытался найти ответ на этот наибо
лее актуальный тогда вопрос, был Эпиктет.
ЖИЗНЬ ФИЛОСОФА
Биография Эпиктета, к сожалению, известна нам не очень хо
рошо'. Однако основные факты его жизни таковы, что у нас вряд
пи могут возникнуть сомнения в том, какой именно жизненный
опыт приобрел Эпиктет и как мог этот опыт повлиять на формиро вание его философских концепций.
Родился он, видимо, около 50 года по Р. Х. во Фригии (одной
из областей Малой Азии, уже много лет входившей в состав Рим
ской империи), кажется, в городе Гиераполе. Известно, что его мать была рабыней (сведений об отце в источниках, понятно, не
имеется). Соответственно, и сам Эпиктет был рабом". При неиз
вестных нам обстоятельствах он оказался в Риме, в составе иму
щества Эпафродита, одного из вольноотпущенников и секретарей императора Нерона. По некоторым свидетельствам, Эпиктет на всю жизнь остался хромым, после того как Эпафродит или в при
падке гнева или в виде наказания сломал ему Hori. Попытки ряда
исследователей доказать неточность этой традиции уже давно бы ли опровергнуты В. Э. Олдфазером, показавшим, что они ни на
чем, кроме добросердечия этих исследователей, не основываются·.
Известно, что еще будучи рабом Эпиктет познакомился с самым известным в то время в Риме философом-стоиком Музонием Ру
фом и стал его учеником. Несомненно, что Музоний оказал огром ное влияние на формирование мировоззрения своего молодого
ученика, что с бесспорностью следует из контекста всех высказы-
, Подробнее см.: 01 d fa t h е r W. А. Introdllction // Epictetlls. The Discourses as reported Ьу Arrian, the Manual, and Fragments. With ап English Translation Ьу W. А. Oldfather. In two volumes. Yol. 1. Cambridge (Mass), London, 1979,
рр. YII-XIII.
" Подтверждается большим количеством источников, хотя раньше некоторые
исследователи сомневались в этом. См.: О 1d fa t h е r W. А. Introduction, р. YII.
3 См.: О .. i g., Contra Celsum, YII, 53 (сообщение Цельза, бывшего младшим современником Эпиктета, Ориген не сомневается в точности этой информа
ции).
• 01 d fa t h е r W. А. Introduction, рр. X-XI.
25
ваний Эпиктета о HeM I , |
а также сравнения произведений |
Эпиктета |
с теми, к сожалению, |
немногими фрагментами трудов |
Музония |
Руфа, которые дошли по нас. Но вряд ли справедливо мнение тех
исследователей, кто полностью отвергает творческое начало в тру
дах Эпиктета и считает его только эпигоном, рабски повторяюшим
то, что он получил от своего учителя.
Мы не знаем, когда и при каких обстоятельствах Эпиктет по
лучил свободу. Однако нам известно, что к 92 году он был уже до
статочно заметной фигурой среди римских философов, ибо он, как и другие философы, по указу императора Домиuиана, был изгнан в этом году из Рима (хотя, возможно, это событие имело место в 89 году по Р. Х.). Эпиктет переселился в город Никопоnь (в Эпире), где открыл свою философскую школу. Из Никополя он совершил путешествие в Олимпию и Афины (Р h i 1о s t r а t II s, Epist., 69).
Видимо, при императоре Траяне ему было разрешено вернуться в
Рим, где он скоро приобрел большую популярность. Многие прихо дившие послушать его беседы принадлежали к самым высшим сло ям римского обшества. Среди них был и Флавий Арриан (известный
автор биографии Александра Македонского, тогда сенатор, позд
нее - консул), ставший горячим поклонником философа. В отличие от многих других учителей мудрости, Эпиктет и в жизни сnедоваn
принuипам того учения, которое он проповедовал. Несмотря на
при шедшую к нему славу и покровите.f1bСТВО императора, он оста
вался столь же скромен в быту, как и в годы безвестности. Строгость
его моральных правил и верность принuипам благородной бедности вызывали к нему глубокое уважение не только у современников, но и у последующих поколениЙ. Даже ранние христианские авторы, в общем, достаточно суровые в оиенках своих языческих предше
ственников, выделяли Эпиктета среди общей массы философов.
Умер он в глубокой старости, видимо, в 20-х годах 11 векаС. Он быn
современником Таuита и Плутарха. «Палатинская Антология» со
хранила нам его эпитафию: «Раб Эпиктет, хромой и бедный, как Ир,
друг бессмертных» (Anth. Pal., VII, 676).
Эпиктет не относится к числу философов-эрудитов. Судя по uи
татам в его беседах, он знал поэмы Гомера, кое-что из трудов Плато на и Ксенофонта, некоторые трагедии. Высказывалось предположе
Нllе, что основную часть своих знаний он почерпнул не из ориги
нальных работ, а из того пересказа их, который нашел в произведе ниях Хрисиппа, которого он действительно много читал и изучал.
Что Эпиктет по-настоящему знал хорошо - это произведения фило-
1См., напр.: Ер i с (., Сопvег., 1, IХ, 29-31.
с д.1Я определеНllЯ даты смерти обычно используют следующие соображе
НIlЯ: ЭПllктет о себе многократно говорит как о cTapllKe. То же самое мы слышим 11 от ЛУКllана (L II с.. Ad\el·. lJ1doctlllll, 13). Он лично знал 11мператора Адриана, но нет CHllcleTe.lbCTB о встречах его с Марком Авре.ll1ем, хотя послеДНII11 глубоко
) важа;l ')Пllктета.
26
софов позднего времени. Не отличался он и особой любовью (что, в общем,было не совсем обычно) к памятникам изобразительного ис
кусства. Кажется, на него сильное впечатление произвели хрисоэле
фантинные статуи Афины (в Афинах) и Зевса (в Олимпии), но Акро
поль удостоился в одной из его «Бесед» не очень лестной оценки.
Сам Эпиктет, подобно Сократу, которого он глубоко почитал, ничего не писал (кроме, может быть, заметок к беседам).. Его
«Беседы» были записаны и подготовлены к изданию Аррианом.
Итак, это своеобразное произведение ни в коей мере не системати ческий курс стоической философии, а только запись тех бесед, ко торые вел учитель со своими учениками по поводу обсуждаемой
на том или ином занятии темы. Тем не менее оно дает огромный
материал не только для понимания мыслей самого философа, но и для понимания общественных настроений в Риме его времени, ибо обсуждались действительно самые важные мировоззренческие проблемы времени. Но перед тем, как перейти к изложению взгля дов философа, мы хотели бы остановиться на том, с чего нача ли, - на жизненных впечатлениях философа, особенно в юности,
впору его формирования, на той атмосфере, в которой он вырос и которая дала ему основной запас его жизненных наблюдений. Они неизбежно в той или иной степени должны были найти отражение
вего творчестве, ибо нельзя забывать, что Эпиктет прежде всего был философом-моралистом.
Вспомним, какие имена появляются в источниках рядом с име
нем молодого Эпиктета. Первое из Hf1X - это Музоний Руф. Мы
уже говорили о том, что Руф (Эпиктет всегда называл его только
так) был виднейшим представителем стоической философии в Ри
ме этого времени и наставником молодежи1. Источники позволяют
несколько расширить наше представление об этом философе. В
частности, мы знаем, что он вращался в кругах оппозиции импера
тору Нерону. По делу Пизона был выслан из Рима". Сначала он
находился на острове Гиар, а в .66 - 67 годах отбывал каторжные работы на Истме. Известно, что Руф советовал одному из заподо зренных в заговоре Нероном сенаторов «предпочесть мужествен ную смерть жизни в неуверенности и страхе» (Т а с i t, Апп., XIV,
Позднее он оказался вовлеченным в гражданскую войну, раз разившуюся после убийства Нерона. Об этом эпизоде его жизни рассказал Тацит. Когда после серии переворотов к власти в Риме пришел Вителлий, восточные армии Империи провозгласили им ператором Веспасиана. Его войска двигались на Рим и готовились К штурму «вечного города». В этот момент городские власти по
слали легатов для ведения переговоров с наступавшими. С другой
1 Известно, что его учеником был и Дион Хрисостом.
" Т а с i t, Апп., ХV, 7: «Виргиния Флава н Музония Руфа обрекла на изгна
ние их известность: Виргиний привлек к себе расположение молодежи своим красноречием, Музоний - наставлениями в философии».
27