Файл: Беседы Эпиктета (Античная классика) - 1997.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.09.2024

Просмотров: 688

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

права и, тем самым, высшим законодательным учрежде,нием, Сама

власть императора официально имела своим источником решение

CeHaTal , и императоры обязывались управлять в согласии с Сенатом,

Официально император был только первым из сенаторов. Се­

наторское сословие in corpore, независимо от судьбы отдельных

его членов, продолжало оставаться сословием господствующим и

вместе с тем объединенным определенными традициями и идеоло­

гией. Даже те homines novi, проникавшие в сенаторское сословие по назначению императоров, как особо верные им люди, быстро

осваивались с новым положением и принимали привычки, взгляды

и традиции старых родов. Их дети уже ничем не отличаются от

потомков старых римских аристократов2

Но только что родившаяся автократия совсем не склонна была делиться властью с кем бы то ни было. Традиционно высокое по­

ложение сенаторов, не желавших растворяться в общей массе под­

данных и превращаться в служилую аристократию, было постоян­ ным источником беспокойства для императоров. Ибо ни один со­ циальный слой в Империи не пострадал столь сильно от измене­

ний в политическом строе, как сенаторское сословие. Многие дру­

гие социальные силы даже выиграли от режима принципата>, но

только не Сенат. Именно «сенатская оппозиция», которая подтал­

кивалась самой двойственностью государственной структуры,

представляла наибольшую опасность для императорской власти Щl протяжении всего первого века существования Империи. Импера­ торы не обманывались той безмерной лестью, которой осыпал их Сенат. Они прекрасно сознавали, что в момент кризиса только Се­

нат сможет проявить политическую инициативу и стать един­

ственным легитимным органом, который подхватит власть, выпа­ дающую из императорских рук. Иногда сенаторы не ожидали та­

ких случаев, а создавали их. Уже во времена Августа возникло

несколько политических заговоров, во главе которых стояли вид­

нейшие представители сенаторского сословия4• Чреда заговоров

I В 27 году до Р. Х. Август объявил о прекращении военных действий на

всей территории государства и, тем __амым, о завершении той миссии, которая на него была возложена, Ссылаясь на свое расстроенное здоровье, он просил Сенат освободить его от власти. Сенат, естественно, умолял его «не оставлять Респу­ блику». Август был непреклонен, и ,тогда Сенат «приказал» ему остаться у кор­

мила власти, что император и «вынужден» был выполнить.

2 См.: М а ш к и н Н. А, Принципат Августа, Происхождение и социальная

сущность. М. - Л., 1949, с. 445.

3 При Н Ц И n а т - укоренившееся в науке обозначение раннего периода

Римской империи (1- 111 вв. по Р, Х.) от л а т. princeps, что значит «первый».

4 В 30 году до Р. Х. был раскрыт заговор Эмилия Лепида (сына бывшего три­ умвира), в 23 году - заговор Фанния Цепиона (бывшего легата Кассия) и Варро­ на Мурены (родственника Мецената), в 4 году по Р, Х, - заговор Корнелия Цин­

ны (племянника Помпея Великого). В число заговорщиков иногда входили самые близкие Августу люди и даже члены его семьи. Так, участником одного из заго­

воров был 'Эмилий Павел, муж внучки Августа,

23


следовала и через все последующие царствования. Особенно опас­

ными они становились, когда сенаторы находили пути к претори­

анцам, «лейб-гвардии» императоров. Но борьба между Сенатом и императорской властью имела и иные формы. В частности, боль­ шое распространение получили всякого рода памфлеты, часто со­

ставлявшиеся виднейшими представителями сенаторского сосло­

вия, особое значение имели прославления героев и нравов про­

шедших времен (laudatio temporis acti) и т. д.

Императорская власть отвечала на оппозицию Сената самыми жестокими репрессиями. Были казнены все участники заговоров против Августа. В последние годы Тиберия последовала серия убийств видных сенаторов. То же самое продолжалось при Кали­

гуле, и смерть его праздновалась в сенаторских кругах, как осво­

бождение от тирании. Клавдий первоначально стремился править в

«духе Августа», то есть в согласии с Сенатом, но восстание солдат

в 42 году, поддержанное некоторыми сенаторами, привело к рез­

кому разрыву с Сенатом. По самым различным поводам выноси­

лись смертные приговоры тем, кто подозревался в оппозиционных

настроениях.

Таким образом, несмотря на то, что тысячи людей стремились

к сенаторскому достоинству, жизнь каждого отдельного сенатора

могла оборваться каждую минуту с приходом центуриона или им­

ператорского вольноотпущенника, принесшего приказ принцепса

покончить с собой. Приговор мог быть и более милостивым (смерть заменялась ссылкой), или - более жестоким (не только

смерть, но и предшествующие ей пытки). Но самое главное было в

ином: самый лояльный из сенаторов мог оказаться жертвой или вследствие доноса личного недоброжелателя, или из-за одного не­

верно понятого слова, или потому, что его вилла приглянулась им­

ператору или его вольноотпущеннику. Жизнь каждого сенатора

целиком зависела от воли принцепса, и этот самовластный произ­

вол высшее сословие должно было не только терпеть, но и про­

славлять, как проявление наивысочайшей справедливости. До это­

го в Риме был только один «полюс бесправия». Мы имеем в виду рабов, которые целиком зависели от произвола своих хозяев. Те­

перь возник второй на прямо противоположном конце «спектра

статусов». Самое высшее из римских сословий оказалось в некото­

рых отношениях в том же самом положещlИ. Становление авто­

кратического режима автоматически означало подавление, в пер­

вую очередь, именно этого слоя общества, для которого его новое положение было особенно нетерпимо, ибо все еще помнили об ог­

ромной власти Сената, которую он имел совсем недавно. При этом

надо учесть, что сенатская оппозиция оказалась в своеобразном

духовном вакууме. Герои стоического сопротивления самовластью

напрасно ждали помощи от народа или хотя бы моральной под­

держки. Основная часть гражданства отнюдь не спешила не только

24


помогать им, но даже сочувствовать их борьбе. Они вполне были

довольны существующим режимом. Для них, в сущности, было все равно, кто правит Римом: император или Сенат. Репрессии же могли задеть их только случайно.

Мы говорили о том, что именно стоицизм был философским учением, наиболее распространенным среди верхов римского об­ щества. Он стал и своего рода знаменем духовной оппозиции им­

ператорам, причем на первый план, естественно, выходит пробле­ ма свободы. Одним из тех, кто пытался найти ответ на этот наибо­

лее актуальный тогда вопрос, был Эпиктет.

ЖИЗНЬ ФИЛОСОФА

Биография Эпиктета, к сожалению, известна нам не очень хо­

рошо'. Однако основные факты его жизни таковы, что у нас вряд

пи могут возникнуть сомнения в том, какой именно жизненный

опыт приобрел Эпиктет и как мог этот опыт повлиять на формиро­ вание его философских концепций.

Родился он, видимо, около 50 года по Р. Х. во Фригии (одной

из областей Малой Азии, уже много лет входившей в состав Рим­

ской империи), кажется, в городе Гиераполе. Известно, что его мать была рабыней (сведений об отце в источниках, понятно, не

имеется). Соответственно, и сам Эпиктет был рабом". При неиз­

вестных нам обстоятельствах он оказался в Риме, в составе иму­

щества Эпафродита, одного из вольноотпущенников и секретарей императора Нерона. По некоторым свидетельствам, Эпиктет на всю жизнь остался хромым, после того как Эпафродит или в при­

падке гнева или в виде наказания сломал ему Hori. Попытки ряда

исследователей доказать неточность этой традиции уже давно бы­ ли опровергнуты В. Э. Олдфазером, показавшим, что они ни на

чем, кроме добросердечия этих исследователей, не основываются·.

Известно, что еще будучи рабом Эпиктет познакомился с самым известным в то время в Риме философом-стоиком Музонием Ру­

фом и стал его учеником. Несомненно, что Музоний оказал огром­ ное влияние на формирование мировоззрения своего молодого

ученика, что с бесспорностью следует из контекста всех высказы-

, Подробнее см.: 01 d fa t h е r W. А. Introdllction // Epictetlls. The Discourses as reported Ьу Arrian, the Manual, and Fragments. With ап English Translation Ьу W. А. Oldfather. In two volumes. Yol. 1. Cambridge (Mass), London, 1979,

рр. YII-XIII.

" Подтверждается большим количеством источников, хотя раньше некоторые

исследователи сомневались в этом. См.: О 1d fa t h е r W. А. Introduction, р. YII.

3 См.: О .. i g., Contra Celsum, YII, 53 (сообщение Цельза, бывшего младшим современником Эпиктета, Ориген не сомневается в точности этой информа­

ции).

• 01 d fa t h е r W. А. Introduction, рр. X-XI.

25


ваний Эпиктета о HeM I ,

а также сравнения произведений

Эпиктета

с теми, к сожалению,

немногими фрагментами трудов

Музония

Руфа, которые дошли по нас. Но вряд ли справедливо мнение тех

исследователей, кто полностью отвергает творческое начало в тру­

дах Эпиктета и считает его только эпигоном, рабски повторяюшим

то, что он получил от своего учителя.

Мы не знаем, когда и при каких обстоятельствах Эпиктет по­

лучил свободу. Однако нам известно, что к 92 году он был уже до­

статочно заметной фигурой среди римских философов, ибо он, как и другие философы, по указу императора Домиuиана, был изгнан в этом году из Рима (хотя, возможно, это событие имело место в 89 году по Р. Х.). Эпиктет переселился в город Никопоnь (в Эпире), где открыл свою философскую школу. Из Никополя он совершил путешествие в Олимпию и Афины (Р h i 1о s t r а t II s, Epist., 69).

Видимо, при императоре Траяне ему было разрешено вернуться в

Рим, где он скоро приобрел большую популярность. Многие прихо­ дившие послушать его беседы принадлежали к самым высшим сло­ ям римского обшества. Среди них был и Флавий Арриан (известный

автор биографии Александра Македонского, тогда сенатор, позд­

нее - консул), ставший горячим поклонником философа. В отличие от многих других учителей мудрости, Эпиктет и в жизни сnедоваn

принuипам того учения, которое он проповедовал. Несмотря на

при шедшую к нему славу и покровите.f1bСТВО императора, он оста­

вался столь же скромен в быту, как и в годы безвестности. Строгость

его моральных правил и верность принuипам благородной бедности вызывали к нему глубокое уважение не только у современников, но и у последующих поколениЙ. Даже ранние христианские авторы, в общем, достаточно суровые в оиенках своих языческих предше­

ственников, выделяли Эпиктета среди общей массы философов.

Умер он в глубокой старости, видимо, в 20-х годах 11 векаС. Он быn

современником Таuита и Плутарха. «Палатинская Антология» со­

хранила нам его эпитафию: «Раб Эпиктет, хромой и бедный, как Ир,

друг бессмертных» (Anth. Pal., VII, 676).

Эпиктет не относится к числу философов-эрудитов. Судя по uи­

татам в его беседах, он знал поэмы Гомера, кое-что из трудов Плато­ на и Ксенофонта, некоторые трагедии. Высказывалось предположе­

Нllе, что основную часть своих знаний он почерпнул не из ориги­

нальных работ, а из того пересказа их, который нашел в произведе­ ниях Хрисиппа, которого он действительно много читал и изучал.

Что Эпиктет по-настоящему знал хорошо - это произведения фило-

1См., напр.: Ер i с (., Сопvег., 1, IХ, 29-31.

с д.1Я определеНllЯ даты смерти обычно используют следующие соображе­

НIlЯ: ЭПllктет о себе многократно говорит как о cTapllKe. То же самое мы слышим 11 от ЛУКllана (L II с.. Ad\el·. lJ1doctlllll, 13). Он лично знал 11мператора Адриана, но нет CHllcleTe.lbCTB о встречах его с Марком Авре.ll1ем, хотя послеДНII11 глубоко

) важа;l ')Пllктета.

26


59).

софов позднего времени. Не отличался он и особой любовью (что, в общем,было не совсем обычно) к памятникам изобразительного ис­

кусства. Кажется, на него сильное впечатление произвели хрисоэле­

фантинные статуи Афины (в Афинах) и Зевса (в Олимпии), но Акро­

поль удостоился в одной из его «Бесед» не очень лестной оценки.

Сам Эпиктет, подобно Сократу, которого он глубоко почитал, ничего не писал (кроме, может быть, заметок к беседам).. Его

«Беседы» были записаны и подготовлены к изданию Аррианом.

Итак, это своеобразное произведение ни в коей мере не системати­ ческий курс стоической философии, а только запись тех бесед, ко­ торые вел учитель со своими учениками по поводу обсуждаемой

на том или ином занятии темы. Тем не менее оно дает огромный

материал не только для понимания мыслей самого философа, но и для понимания общественных настроений в Риме его времени, ибо обсуждались действительно самые важные мировоззренческие проблемы времени. Но перед тем, как перейти к изложению взгля­ дов философа, мы хотели бы остановиться на том, с чего нача­ ли, - на жизненных впечатлениях философа, особенно в юности,

впору его формирования, на той атмосфере, в которой он вырос и которая дала ему основной запас его жизненных наблюдений. Они неизбежно в той или иной степени должны были найти отражение

вего творчестве, ибо нельзя забывать, что Эпиктет прежде всего был философом-моралистом.

Вспомним, какие имена появляются в источниках рядом с име­

нем молодого Эпиктета. Первое из Hf1X - это Музоний Руф. Мы

уже говорили о том, что Руф (Эпиктет всегда называл его только

так) был виднейшим представителем стоической философии в Ри­

ме этого времени и наставником молодежи1. Источники позволяют

несколько расширить наше представление об этом философе. В

частности, мы знаем, что он вращался в кругах оппозиции импера­

тору Нерону. По делу Пизона был выслан из Рима". Сначала он

находился на острове Гиар, а в .66 - 67 годах отбывал каторжные работы на Истме. Известно, что Руф советовал одному из заподо­ зренных в заговоре Нероном сенаторов «предпочесть мужествен­ ную смерть жизни в неуверенности и страхе» (Т а с i t, Апп., XIV,

Позднее он оказался вовлеченным в гражданскую войну, раз­ разившуюся после убийства Нерона. Об этом эпизоде его жизни рассказал Тацит. Когда после серии переворотов к власти в Риме пришел Вителлий, восточные армии Империи провозгласили им­ ператором Веспасиана. Его войска двигались на Рим и готовились К штурму «вечного города». В этот момент городские власти по­

слали легатов для ведения переговоров с наступавшими. С другой

1 Известно, что его учеником был и Дион Хрисостом.

" Т а с i t, Апп., ХV, 7: «Виргиния Флава н Музония Руфа обрекла на изгна­

ние их известность: Виргиний привлек к себе расположение молодежи своим красноречием, Музоний - наставлениями в философии».

27