ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.10.2024
Просмотров: 756
Скачиваний: 0
этому можно причислить Маски к «испанским» пьесам Дебюсси, где гитара выступает знаком испанской музыки.
Форма пьесы — типична для Дебюсси: она построена по принципу старинной ритурнельной формы, свободно трактованной и организованной в три раздела.
Схема № 6. Маски
|
|
А |
|
|
|
С |
а(12) ai(9) b(16) |
а,(10) |
int.(8) 32(8) int.(16) |
с(16) с,(26) |
а(12) |
а,(14) d(26)-e(4)-d,(16)-e,(8)-d2(14) |
|
С (продолжение) |
|
А|.репри]а |
|
|
Кода |
|
|
|
|
|
|
||
аз(20) f(20) |
g(14) |
а(12) а. (9) |
Ь(16) |
а,(10) |
int.(16) |
d 3 - h (53) |
Ритурнель {а) основан на остинатном повторении в танцевальном ритме пустых квинт. Неуклонно повторяемая тема, каждый раз окрашивается разными тональностями {а-тоИ — C-dur — F-dur — G-dur), звучит с разной интенсивностью (от pianissimo до fortissimo) и даже в разном характере: поначалу сухо, но легко, со сдержанной страстностью, как это характерно для испанских танцев, подчас с юмором, временами со зловещим оттенком и даже трагично.
Интермедии мелькают и проносятся, как разнообразные маски на фантастическом или даже фантасмагорическом карнавале. За этими масками прячутся таинственные персонажи. Одна из них — с трепетной душой, словно за нею скрывается Мелизанда (мотив е). Не случайно мотив вьзделен динамикой ррр и состоит из звуков мотива Мелизанды"'^
ПРИМЕР 30. Маски
РРР
Ilaissez vibrer pendant ces 4 mesures
""Даже его своеобразный ритм — поперек тактовой черты — похож на ритм мотива Мелизанды в том варианте, как он звучит в оркестровом вступлении к третьему акту.
ПО
ПРИМЕР 30а. Пе.ыеас (П1 - 1)
Другие персонажи — грозные, жестокие словно среди них появляется тень ревнивого Голо (мотивы fvig). Вдалбливание секунд
исекундаккордов fortissimo недвусмысленно намекает на него.
Споявлением этих двух мотивов (мотивов/и g) атмосфера сгущается. Предыкт к репризе начинается в низком регистре, глухо, мрачно. Он построен на разработке основной темы в контрапункте
свосходящей целотоновой гаммой, которая идет крупными длительностями как бы поперек тактовой черты (6/8). Она с большим напряжением поднимается в высокий регистр {crescendo) и достигает кульминации на доминанте des-moll. Это трагическая кульми- н а ц и я И столь же трагична реприза, которая начинается с ритурнеля в а-тоИ {fortissimo). В ней слышен крик отчаяния.
Странно просветленная кода — одна из самых загадочных страниц творчества Дебюсси. Она построена на материале среднего раздела и начинается в тональности Fis-dur с долгими репетициями звука тоники fis. Призрачные колокольчики удаляются и замирают в пространстве {sourd et en s'eloignant — приглушенно, удаляясьУ''\
Последние арпеджированные аккорды — словно расходящиеся круги на воде (над брошенным туда кольцом), в глубине которой скрыта тайна — тайна человеческой жизни. Слова Мелизанды во втором действии после падения кольца в воду «только большой круг на воде» сопровождают параллелизмы трезвучий, отсвет которых слышится в параллелизмах пустых кварто-квинтовых аккордов в
Масках.
Маски — в т о р а я п о с л е Сарабанды ф о р т е п и а н - н а я п ь е с а Д е б ю с с и , п о т а е н н ы й с м ы с л к о т о р о й
п р и о т к р ы в а е т с я |
ч е р е з а л л ю з и и на о п е р у |
Пелле- |
|
ас и |
Мелизанда. |
|
|
""Колорит фрагмента — словно отголосок страшной сцены В подземелье замка (III-2).
""Здесь явные аллюзии на любовные «ариозо» Пеллеаса в Fis-dur (rV-4).
I l l
Остров радости (1904) Elsie joyeuse
Modere et tres souple (Умеренно и очень нежно), A-dur, 4/4 Известно, что пьеса была вдохновлена картиной Ватто Отплы-
тие на остров Цитеру. Пожалуй, нет у Дебюсси другого столь монументального сочинения для фортепиано, заряженного такой светлой энергией, искрящегося радостью, отражающего большой эмоциональный подъем.
«Это воплощение дивной и тончайшей поэзии. Пианистическое письмо отличается исключительнойроскошью, квазиоркестровым звучанием [...]. После колдовских ночных „Масок"это солнечная эйфория перед лицом сверкающего моря, полная чувства гордости, утверждающая мужественность, радость влюбленных, сбросивших, наконец, свои маски»^°^.
Остров радости — первый морской пейзаж в фортепианной музыке композитора, по эмоциональному тонусу — предвестник оркестровой партитуры Море. В нем сплелись танцевальные ритмы и ритмы волн морских, широкие эмоциональные мелодии, трели и рулады птиц'"', мотив зова из Пеллеаса и загадочный терцовый мотив из Масок, триоли Фавна и мощные фанфары Празднеств из Ноктюрнов. И все это воплощено в богатой красочными нюансами звуковой палитре, обновляющей сонорный облик фортепиано.
«...Это так трудно сыграть!— писал Дебюсси своему издателю Дюрану. — Моя пьеса, как мне кажется, соединила все способы игры на фортепиано, так как она воплощение и силы, и грации. [...] Если я осмелюсь так сказать»^^^.
Остров радости — первое произведение, над которым Дебюсси работал с М. Лонг. В своей книге она приводит слова мэтра:
«Это нарядная картина, радостный вихрь буйнойроскоши, „празднество Ритма", в котором на широких потоках модуляций, под вуалями, наброшенными его воображением, пианист должен сохранять точную технику»^^\
Форма Островарадости очень свободная: три раздела, но каждый из них — многомотивный. Ее можно рассматривать и в 6 секциях'Ч
Lockspeiser Е., Halbreich Н. Ор. cit. Р. 568. Предвестники птиц Мессиана.
Цит. по: Lockspeiser Е., Halbreich Н. Ор. cit. Р. 569.
Лонг М.. Цит. изд. с. 33.
Во французском музыковедении формы Дебюсси рассматривают чаще всего в секциях, не исполызуя терминологию классических форм.
112
Особенностью подобных форм у Дебюсси является взаимодействие мотивов трех разделов: в среднем разделе наряду с новыми мотивами развивается и один мотив первой части, а в репризном разделе появляется важная тема среднего раздела.
Схема № 7. Остров радости
|
|
|
А |
|
|
|
в |
|
а(6) |
Ь(9+7) |
с(7) |
d(24) |
а,(12) |
Ь,(4) |
е(16+16) |
f(6) |
Ь2(4) |
1 секц. |
|
|
2 секц. 3 секц. |
|
4 секц. |
|
|
|
в (продо.1жение) |
|
|
А| (реприза) |
Кода |
||||
f.(8) |
е,(28) |
Ьз(3)-С| (12) |
Ь4(6) |
С2(20) b5(14)-g(4) |
сз(4)-g(4) сз(8) е,(24)-а2(12) |
|||
|
|
|
|
5 секц |
. |
|
6 секц. |
Несколько тактов вступления {quasi una cadenza, мотив а), замысловатый узор фигураций на звуках каскада увеличенных трезвучий подобны импровизации. Трели и одноголосные «кларнетные» (или «флейтовые») фигурации — словно веселое пение птиц на заре. Они прозвучат еще дважды: в репризе первой части и в коде, завершая всю композицию.
Дебюсси, работая над этой пьесой с М. Лонг, указал, что начальная каденция должна звучать «как зов». И действительно, в первых тактах — пеллеасовский мотив зова (он вьщелен динамикой forte в окружении piano). Таким образом, сам композитор подсказал красивое название этому мотиву, который в Пеллеасе олицетворял первый зов любви. И, наверное, с таким смыслом он перешел в
Остров радости.
Основная тема {Ь) — сочетание ритма хабанеры (левая рука) и танцевальной формулы тарантеллы (правая), переходящей в ритмическую фигуру жиги. Оригинален этот симбиоз испанских, итальянских и английских ритмов.
Третий мотив (с) в первой части вьщелен ремаркой ип реи еп dehors (как бы издалека, слегка выделяя)^^^. Этой ремаркой композитор фиксирует внимание на восходящем терцовом мотиве, который
Еп dehors — трудно переводимая на русский язык ремарка. Ее можно интерпретировать как издалека, извне. Обычно же переводят на русский язык —
выделяя.
113
в несколько ином виде присутствовал в Масках. Звучание мотива загадочное. Именно с него начинается реприза. Он появится и в коде как контрапункт к гимнической теме средней части и выделен автором еще более сильной ремаркой: Tres en dehors (очень издалека, выделяя) и акцентами на каждой ноте. Что хотел выразить автор, вьщеляя этот мотив? Напомнить терциями о судьбе Мелизанды?
Таким образом, в Островерадости Дебюсси, используя едва уловимые ассоциации, тонко намекает на вечные перепетии судьбы человеческой.
В средней части (Un реи cede. Molto rubato — Немного медленнее. Очень свободно) появляется одна из самьгх прекрасных мелодий Дебюсси (е) — аккордовая тема с волнообразным сопровождением. При первом появлении она звучит piano, словно композитор сдерживает рвущиеся наружу эмоции. И только в ликующей коде эта мелодия, наконец, звучит в полный голос. 36 тактов fortissimo, а в заключительном восторженном аккордовом тремоло — fortefortissimo. Редчайщий случай в музыке Дебюсси столь длительно вьщержанной динамики высокого уровня и редкий случай заверщения пьесы кульминацией.
Образы
П е р в а я с е р и я (1905)
Images s e r i e
Первую серию Образов композитор создал в 1905 году, сразу после окончания партитуры Моря, и опубликовал в том же году. Закончив триптих, композитор был доволен и написал своему издателю Дюрану 11 сентября 1905 года:
«Без ложной скромности могу сказать, что эти три пьесы удались и что они займут свое место в литературе для фортепиано [...] слева от Шумана или справа от Шопена ... as you like Действительно, это щедевр зрелого творчества Дебюсси. Впервые триптих прозвучал в исполнении верного Р. Виньеса 6 февраля 1906 года в Зале Агрокультуры и 3 марта — в Национальном обществе музыки. И
оба раза с неизменным успехом.
Первую серию составляют три пьесы: Отражения в воде. Посвящение Рамо и Движение. Это еще одна сюита в неоклассическом
"" Debussy С. Correspondance 1884-1918. Р. 204.
114
наклонении, подобно сюите Д/гя фортепиано. Хотя первая пьеса — типичная импрессионистическая с символическим подтекстом, вторая Посвящение Рамо — в жанре сарабанды. Движение — типичная токката. Старинная барочная токката и есть движение.
Фортепианный стиль по сравнению с ранними сюитами Дебюсси существенно обновился. Но многие константы творчества сохранились. Так, одной из них является состав сюиты из трех пьес. Вторая константа — опора на пейзаж и танец, третья — воплощение идеи движения. Она объединяет все предьщущие сюиты Дебюсси. Все финалы в них под разными названиями — Паспье, Токката, Сады под дождем — это движение. И только в Образах для третьей пьесы композитор нашел абстрактное название, которое попало точно в цель.
Отражения в воде Reflets dans Геаи
Andantino molto. Tempo rubato, Des-dur, 4/8
Удивительно, как у Дебюсси одно произведение вытекает из другого, как они все так или иначе концептуально связаны между собой неким единым взглядом на мир. Но каждое произведение при этом отражает единственный и неповторимый аспект в этом миросозерцании и его художественном отражении, содержит всегда чтото новое.
Первая пьеса цикла Отражения в воде написана сразу после Моря. Два произведения — воплощение водной стихии, водного пространства. Главная тональность двух произведений общая: Des-dur. И вместе с тем они такие разные!
Название таинственно. Отражения — чего? И в чем? В какой воде? Морской или в воде ручья, озера, пруда, речки? Может быть, это отражение в морской глубине, когда гладь и тишь на море, когда заходящее солнце окрашивает водное пространство в чарующие, изменчивые краски, когда глубина манит и в ней отражается... только что? А может быть, имеются в виду отражения и в море, и в ручье,
ив бассейне, и т.д.? Это остается тайной. И в этом весь Дебюсси.
Впротивоположность Дмо/гогу ветра и моря, полному драматической силы, динамики, тревожных зовов, трагических акцентов и экстатических кульминаций, здесь — полная дебюссистская статика и созерцание. Созерцание водного пространства. Созерцание в звенящей тишине, навевающей мысли. Тишина и покой — это главные поэтические образы пьесы. Элемент восточной созерцательно-
115