ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.10.2024
Просмотров: 713
Скачиваний: 0
ей со словами: «Моей очень дорогой Шушу с нежными извинениями отца за то, что последует далее».
Детский уголок в том же году опубликовал постоянный издатель композитора Ж. Дюран с оригинальными рисунками на обложке, сделанными самим Дебюсси. Композитор Андре Капле оркестровал цикл, и Дебюсси им дирижировал в концерте 15 марта 1911 года.
Название всего цикла и его шести пьес — на английском языке. Дело в том, что маленькая Шушу изучала английский язык, гувернантка у нее была англичанка (подобно тому, как в домах русской аристократии в ту эпоху гувернантки были, как правило, француженки).
На первый взгляд, Детский уголок наследует традицию подобных циклов Шумана {Afib6oM для юношества), Чайковского {Детский альбом), Мусоргского {Детская). Сравним для примера названия пьес: Болезнь куклы. Похороны куклы Чайковского с Серенадой кукле Дебюсси. Однако разница большая. Конечно, цикл воплошает соответствующую атмосферу, но он — не для детских рук (и даже, наверное, не для детского восприятия). Пьесы требуют от исполнителя виртуозности, тончайшего звукового мастерства и, главное, — большой фантазии. Здесь мало звуков, но этими звуками нужно суметь многое выразить.
«Глава Шушу. На цыпочках, затаив дыхание, мы проникаем в это маленькое королевство утонченной феерии. Дебюсси страстно любил свою маленькую дочь с самого ее рождения. Оно застало его немного врасплох, но в то же время и очаровало [...]. В „Детском уголке" самый тонкий юмор сочетается с эмоциями самыми проникновенньши, улыбка самая насмешливая — с самыми теплыми чувствами [...]. Это миниатюры утонченной простоты»™. Прекрасно сказано!
Новая аскетичная манера Дебюсси (в сравнении с такими роскошными по фактуре циклами как Эстампы, Образы) отражала новые идеи, а именно — поворот к так называемому «обнаженному стилю». Но, с другой стороны, «обнаженный стиль» — это всего лишь лик неоклассицизма. Детский уголок имеет точки пересечения с ранней Бергамасской сюитой и сюитой Для фортепиано. Однако в нем есть и приметы нового времени. Например, последняя пьеса цикла Кукольный кэк-уок — смелое для того времени проникновение в музыку звуков, ритмов, жанров американской эстрады.
Lockspeiser Е., Halbreich Н. Ор. cit. Р. 575.
128
что найдет продолжение в прелюдиях Менестрели и «Генерал Лявин»- эксцентрик, в очаровательном «детском» балете Ящик с игрушками.
Все пьесы цикла пронизаны тонким юмором, особым чувством и пониманием «детства», и все они написаны с неисчерпаемой фантазией. Это пьесы-сценки, изображающие, как писал А.Корто,
«изящные игры под присмотром, скромные шалости, ласковые жесты городской девочки и даже парижанки, уже кокетливой и немножко женщины...Можно представить себе это, а можно и что-нибудь другое, нарисовать для себя другие картинки или сценки. Исполнителю здесь поможет только богатое воображение и память детства.
Доктор «gradus adparnassum» Doctor «gradus adparnassum»
Moderement anime (Умеренно подвижно), C-dur, 4/4
Первая пьеса играет роль прелюдии, но с аллюзиями на этюдный жанр, точнее на упражнения Клементи с таким же названием. В ее легких, суховатых фигурациях угадывается клавесин, воссоздать звучание которого — задача пианиста. Пьеса — сродни Прелюдии из сюиты Pour le piano. Своего рода, perpetuum mobile, но с эффектом яркой, зримой картинки, пронизанной юмором, чего не было в ранних сюитах. Ребенок играет нудные упражнения, скучает, останавливается утомленный (в середине пьесы непрерывный бег шестнадцатых прерывается остановкой на звуке ми: «больше не могу!»). Опять и опять повторяет одно и то же упражнение, однако, варьируя его, чтобы не бьшо так скучно. Повторяет его по указанию строгого учителя в медленном темпе, о чем-то в этот момент мечтая, и испытывает невероятную радость и облегчение, когда заканчивает упражнение, с энтузиазмом барабаня по роялю последние пассажи и аккорды: «Ура! Урок окончен!» Характер пьесы веселый, задорный, колорит светлый — до-мажорный. Но сколько тончайших штрихов в фактуре, в развитии и в варьировании по существу одной и той же начальной темы!
Форму пьесы можно трактовать как рондо (А-В-А, С-А^-Кода). Эпизоды связаны с начальной темой'^", но контрастируют тональными красками (а-тоИ, B-dur).
Cortot А. La musique pour piano de C. Debussy / / Цит. no: Кремлев Ю. Клод Дебюсси. С. 542/
Как в старинных рондо французских клавесинистов.
10zak218 |
129 |
Схема № \Ъ. Доктор "Gradus adpamassum"
А (12) |
в (9) |
A, (11) |
С (12) (на мат-ле a) |
A (12) |
Кода (2) |
Egal et sans |
a-moll |
A tempo, |
Tempo 1 Expressif |
Tempo 1 |
En animant peu a |
secheresse |
|
expressif |
anime un peu. ExpressiJ |
C-dur |
peu |
C-dur |
|
C-dur |
B-dur |
|
C-dur |
Освещение основной темы скрытым голосом — изящно. То он высвечивается на верхущках фигураций, то перемещается в нижний пласт, в опорные звуки. Очарованием пронизана на мгновение появившаяся вверху экспрессивная мелодия {expressif, первая реприза), словно жалобный голос усталого от упражнений ребенка. Мелодия появилась и тут же исчезла, как прелестное мимолетное видение. Репризы рефрена, как и кода, представляют собой изобретательные вариации на основную тему. Фактура то суховато-этюд- ная, то мерцающая, со светящимся голосом — типично импрессионистическая. Таким образом, как в ранних сюитах, здесь вновь скрестились неоклассицизм и импрессионизм.
Колыбельная Джимбо^^^ Umbo's lullaby
Assezmoddre (Весьма умеренно), B-dur, Ijl
Лаконичная и удивительно тонкая по настроению пьеса. Можно представить себе трогательную картинку: маленькая девочка укачивает большого плюшевого слоненка, напевая колыбельную, под которую сама и засыпает. Композитор воплотил эту вдею в контрасте нежной хрупкости (портрет ребенка) и тяжеловесной неуклюжести (портрет слоненка).
Дебюсси вносит в музыку еще одну изысканную деталь: слоненок — пришелец с Востока. Поэтому его «портрет» композитор дает в одноголосной пентатонической мелодии в очень низком регистре с ремаркой doux, un реи gauche {нежно и немного неуклюже).
Пьеса написана в сложной трехчастной форме с чертами строфичности в первом разделе.
Джимбо — имя плюшевого слоненка Шушу. В русскоязычной литературе встречается неверный перевод названия этой пьесы: Колыбельная слонов, что является причиной неверной интерпретации смысла пьесы.
130
Схема № 14. Колыбельная Джимбо
А (1 строфа) |
A| (2 строфа) |
В(средняя часть) |
А2(реприза) |
Кода |
|||
а(8) |
b/c(10) |
a, (10) |
bi(lO) |
c(8) |
d(7)-d(6) |
a:/d,(n) |
(8) |
Doux el с- мотив |
Un peu en |
|
Un peu plus |
mouv'. |
|
Sans |
|
en реи |
Do-do, |
dehors |
|
|
|
|
retarder |
gauche |
enfant, do |
|
|
|
|
|
|
Во второй теме (Ь) покачивание секунд (свернутых в вертикаль, заимствованных из мелодического рисунка первой темы'") сопровождает едва уловимый мотив народной песни Спи, дитя, спи, выделенный тональностью Ь-тоН.
Мотив детской колыбельной ложится в основу среднего раздела (Un реи plus mouvement). Он почти весь неустойчив, тревожный, словно страшный сон снится бедному слоненку.
В репризе Дебюсси — тонкий полифонист — оставляет этот нисходяший мотив в виде контрапункта к первой теме. Но он уже не страшный. Он тихо и нежно сопровождает первую тему в более высоком регистре. Несколько звуков понадобилось Дебюсси чтобы нарисовать портрет засыпаюшего ребенка, точнее маленькой девочки. В коде о колыбельной напоминают лишь два звука es-des в высоком регистре, на фоне низкой тонической педали.
Снег танцует
The snow is dancing
Moderdment anime (Умеренно подвижно), d-moll, 4/4
Эта пьеса занимает особое место в цикле. Юмор отступает. Игрушки все уложены на ночь в коробки, заснула и сама девочка, укачивавшая своего слоненка. Танцуюшие снежинки лишь повод, чтобы погрузиться в собственные думы. Метафоричность этой пьесы очень дебюссистская: снег танцует, волны играют, ветер с морем разговаривает. С одной стороны, картинность и зримость образа, хоровод снежинок за окном, которых гоняет ветер, заставляет кружиться, менять направление, то вздыматься вверх, то падать вниз. С другой стороны, композитор один на один со своей необъяснимой тоской.
Подобный прием композитор применил уже в Пагодах: пентатоника, вертикальные секунды из мотива проецируются на вертикаль.
10* |
131 |