Файл: Кокорева Л. - Клод Дебюсси - 2010.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.10.2024

Просмотров: 723

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

шой путь в сочинениях Дебюсси, но самое главное — его появление

вПеллеасе: первый раз — в интерлюдии после сцены В подземелье и

вследующей сцене — Терраса у выхода из подземелья (III-3), где он, порученный попеременно гобоям, валторнам, трубам звучит множество раз. Для понимания смысла прелюдии особенно важно знать то, что ее мотив появляется в финале Пеллеаса, сопровождая слова Мелизанды: «Правда, что зима настала? Стало холодно и листья все опали». Аркель: «Хочешь, чтобы закрыли окно?» Мелизанда: «Пет![...] Пока солнце в море не сядет».

ПРИМЕР 42. Шаги на снегу

Triste et lent (J = 44)

m

РР

p expressifet douloureux

 

1 ' I

ПРИМЕР 42». ne.t.ieac (V)

M.

M.

Нет...

Non...

«fjp>

f-l L I

Ш

piu PP^ Ce rythme doit avoir la valeur sonore d'un fond de paysage triste et glac^

m p

pP P ' P P P ^ ' I J ^ ^ ' I T

я ло-чу

у - ви-деть солн-це в мор-сгой глу-би

- не!

jus-qu'a се

que le so - leil soit au fond de la

mer.

Ulid' к

 

Солнце в море село, Мелизанды не стало, зима настала, снег покрьш землю. И остались на снегу лищь щаги. В V акте мотив Шагов звучит попеременно у фаготов, английского рожка, кларнетов, флейт и у валторны с очень характерными обозначениями: pianissimo со стрелочками разрастания и затухания динамики на двух звуках. В партиях духовых это возможно выполнить. Точно такой динамический щтрих отмечен Дебюсси в мотиве этой прелюдии. Но на фортепиано это сделать невозможно, поэтому указание Дебюсси имеет скорее психологическое значение для исполнителя. Кроме того, так композитор намекает на то, откуда мотив пришел.

155


Мотив-остинато в прелюдии многозначительный'". Здесь он неуклонно звучит на звуках d-e и e-f, собирая и обобщая все знаки, все следы, которые оставили эти звуки в опере. Напомним, что тоны е- f там всегда выступали в качестве фатальных. Мотив Шагов звучит действительно фатально, как мотив щага жизни человеческой, дорога которой ведет к смерти. Об этом недвусмысленно говорят последние звуки — кварто-квинтовые «щаги», спускающиеся в глубокий бас. «Ледяной саван смерти окутывает прелюдию», — заметил об этих щагах В. Янкелевич'^^.

Мотив шагов выступает в качестве основного, изредка переходит на второй план, уступая место отрывочной, почти «пуантилистической» мелодии. Эта мелодия всегда имеет склонность к ниспаданию. Она представляет собой род никнуш^ей, говорящей об угасании мелодии, что часто встречается у Дебюсси.

Необычная форма прелюдии (прерванные вариации на мелодию ostinato) связана с неуклонным звучанием этого краткого четырехзвучного мотива. Наверное, нет такой второй пьесы у Дебюсси, где бы столь пронзительная тоска была выражена столь лаконично, столь малым количеством звуков.

Прелюдия №7

(... Что увидел западный ветер), дата написания неизвестна {...Cest ди'а vu le vent d'Ouest)

Anime et tumultueux (взволнованно и бурно), fis-moll, 4/4

Это одно из самых бурных, трагических сочинений Дебюсси и одно из самых гениальных во всем цикле прелюдий. Хальбрейх не скупится на комментарии, описывая, как музыка иллюстрирует бурю на море: «Еш,е более чем симфония „Море", этот западный ветер приходит с огромных просторов Океана, с его валами, тяжелым, мрачным небом. Ураган хроматизмов рычит с яростной страстью, часто отрицаемой великим романтиком, которым умел быть Дебюсси [...]. Стены воды, которые внезапно вздыбливаются, преследуемые

Из моих наблюдений: колокол парижской церкви St-Gdrvfes отбивает мотив прелюдии Дебюсси Шаги на снегу. Это могло бы показаты;я странным. Но, по свидетелы;твам современников, Дебюсси часто посещал эту церковь и его там видели с карандашом и нотной бумагой во время григорианской мессы. Наверное, в его память глубоко проникли и звуки колокольного звона, который, в сущности, настроен на начальную интонацию григорианского хорала. Вот откуда, я думаю, этот мотив у Дебюсси.

''4ankdMvitch V. Ор. cit. Р. 84.

156


прибоем, ярость остановившейся волны на краю падения — все это вплоть до последнего сухого, резко диссонирующего аккорда демонстрирует великолепное богатство фортепианного письма»^^.

Но музыка прелюдии имеет гораздо более глубокий подтекст. Название прелюдии — метафора: ветер, что-то увидел. Но что?

Какие страшные веши явились ему? Какие бури, какие ужасы? А что увидел в окно маленький Иньоль? (Эта параллель, как увидим ниже, неслучайна). Никто этого не узнает. Как не узнает и то, какое тайное послание несет ветер. Но кое-что могут рассказать звуки Дебюсси, если к ним внимательнее прислушаться.

Очевидно, что есть определенные параллели между этой прелюдией и симфоническим Дмалого^и ветра с морем (III ч. триптиха Море).

«После симфонического диалога — трагическиймонолог»^^^. Очень точное определение, ибо музыка описывает здесь не столько грохот волн и завывание урагана, сколько создает образ говорящего ветра. Дебюссистская космология. И там, и здесь — разбушевавшаяся стихия моря, волны которого гонимы ветром. И в том, и в другом названии, где стихии живут словно человеческой жизнью (они что-то видят, о чем-то спорят), заложен и вместе с тем скрыт смысл: стихии повествуют о человеческих судьбах и трагедиях. Возможно, ь Диалоге рассказывается о той буре на море, которая предсказывалась в I акте оперы, буре, символизирующей разворачивающуюся драму. А Что увидел западный ветер?

Прелюдия, звуковая материя которой складывается из бурных потоков разного рода фигураций, тремоло, секундовых, октавных вибраций, аккордовых последовательностей, «колокольных» секундаккордов, разнородных мотивов, имеет совершенно свободную форму, которую можно представить в 9-ти секциях.

Схема № 16. Прелюдия Что увидел западный ветер

1-ая

2

3

4

5

6

7

8

9

секция

 

 

 

 

 

 

 

 

а(6)

Ь(3)-с(1) d(4)

е(6)-

g(9)

d(3)

hi(5)

c(3)

a(2)-b(4)

Кода-К9)

 

 

f(5)

 

h(l)

f(7)

 

 

 

 

 

 

 

d(3)

 

 

 

 

Многие мотивы невольно вызывают аллюзии на подобные элементы Пеллеаса. Именно это и поможет хотя бы немного приот-

Lockspeiser Е., Halbreich Н. Ор. cit. Р. 584. ^^4ankdMvitch V. Ор. cit. R 74.

157


крыть тайну. Картина того, Что увидел западный ветер, выстраивается очень трагическая.

Основная тональность fis-moll обнаруживает себя лишь в тоническом аккорде в 8-м такте. Первые пассажи на басу fis — диссонирующий квинтсекстаккорд шестой ступени (мотив а). Невинные сами по себе разложенные аккорды устрашающими становятся изза стремительного темпа пассажей в низком регистре в динамике рр с острыми форшлагами'^®. Форшлаги напоминают подобные им в прелюдии Ветер на равнине. Но еще более важно отметить то, что на таких пассажах в опере построена вся интерлюдия после сцены В подземелье (III-2) и большая часть следующей сцены Терраса у выхода из подземелья (Ш-З). Но там после наваждения ужаса в подземелье выход на террасу означал свет, солнце, свежий воздух. Пеллеас: «Ах, как дышится легко [...] И вот теперь свежий морской ветер...». Ветер в опере несет запахи цветов и трав. Здесь, в прелюдии — злой ветер несет страшную весть. Эта параллель отражает метод Дебюсси — никаких прямолинейных связей не навязывать, а лишь только намекать на что-то с помощью звуковых символов.

ПРИМЕР 43. Что видел западный ветер

Anime et tumultueux

ПРИМЕР 43а. Пеллеас (III - 3)

1ег Mouvt (joyeux et clair) Прежни!! темп (радостно)

156 Q^ пианиста зависит, насколько они прозвучат не как легкое дуновение ветра, а устрашающими.

158

в восьмом такте (мотив Ь, вторая секция) появляется новый тематический элемент — последовательность трезвучий на тремолирующем фоне чистых квинт: fis-moll-Es-dur-A-dur-fls-moll. Вслед за ними — мотив падения кольца в воду, точнее, напоминающий его своим рисунком (с). Эти два элемента в ином порядке (сначала мотив падения кольца, затем параллелизмы трезвучий) пришли из 1-й сцены II акта оперы (завязка драмы). Мелизавда: «Оно (кольцо) так далеко от нас...» (мотив падения кольца); «Оно потеряно... потеряно! Остался только большой круг на воде...»(параллелизмы трезвучий)

В одиннадцатом такте на вибрирующем фоне тремолирующих секунд появляется каскад секундаккордов {d, plaintif et lointain — жалобно и отдаленно, рр), в которые вторгается еще раз мотив падения кольца. Эти жалобные, пока еще отдаленно звучащие параллелизмы секунд (в кульминации они звучат как грозный набат) -мо- тив-символ закрывающихся ворот замка в опере (IV-4). Эти же секундаккорды впервые появились в интерлюдии после сцены падения кольца (II-1) на тремолирующем басу. Совершенно очевидно, что здесь сжаты в отдельные символы завязка и развязка драмы.

ПРИМЕР 44. Что виде.1 западный ветер

ПРИМЕР 44а. Пеллеас (IV - 4)

 

 

Мёте mouvt (sombre et inquiet)

ПЕЛЛЕАС

Прежний темп (мрачно и беспокойно)

PELLEAS

 

 

Что там за

шум?

 

Quel est се

bruit?

Serrez Ускоряя

т'и ^

Многоточия принадлежат Метерлинку.

159