Файл: Кокорева Л. - Клод Дебюсси - 2010.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.10.2024

Просмотров: 742

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

повторяется этот устрашающий поток кварт ff (словно появилась грозная тень Голо), заканчивающийся пространственным удалением двух кварт С-/в правой и левой руках: одна в очень высокий, другая в очень низкий регистр (Ь). И далее обилие авторских ремарок^^' говорит о том, что в этюде что-то все время происходит, и каждый момент насыщен каким-то скрытым смыслом, который исполнитель волен для себя так или иначе расшифровать.

Прихотливы и изменчивы ритмические рисунки, что идет вразрез с жанром этюда, обычно основанного на единообразной ритмической формуле. Такого разнообразия не встречалось ни в одном этюде до Дебюсси.

Потоки грозных кварт ff сменяются одноголосным печальным напевом (мотив с, ремарка, expressif, рр). Третья секция {in Tempo I — средний раздел) отмечена ремаркой scherzandare — остро ритмизованная, в танцевальном ритме. Квартовые пассажи тридцатьвторыми и танцевальная формула опираются на неизменное «пеллеасовское» колебание кварт des-as, которые перед репризой обнаженно звучат целых два такта (!). Игривое скерцо внутри пасторали словно отражает в обобщенно-инструментальном гшане игровой аспект 1-й сцены II акта оперы (игры любовные, игра с кольцом).

Четвертая секция — смысловая реприза, возвращение нежной пасторали. Теперь она звучит печально-прощально, а одноголосный напев, ранее отделявший первую секцию от второй, отмечен ремаркой con tristezza (с грустью).

Одноголосные восходящие арабески 32-ми длительностями в последних тактах «пришли» из той же 1-й картины II акта оперы (У источника), где сопровождали слова Пеллеаса « Чем играете вы ?».

ПРИМЕР 58. Этюд Для кварт

Murmurando — рр, risoluto — ff, balabile et grazioso, poco animando, expressif, sostenuto, scherzando, leggiero, dolce sostenuto, con tristezza, lointain, volubile, estinto и т. д.

214

ПРИМЕР 58а. Пеллеас (U -1)

Мож-но так у - пасть!

Чем иг - pa - е - те вы?

Vous al-lez tom-ber!

А - vec quoi jou-ez- vous?

Таким обтразом, Для кварт — таинственный этюд, с высокой степенью концентрации смысла в мотивах.

Этюд № 4. Для секст Pour les sixtes

Lento, Des-dur, 3/4

Печально-ностальгический этюд.Для секст также можно назвать этюдом-поэмой. Его темп еще более медленный, чем темп предьщущего этюда. На параллелизмах секст построен весь этюд. Но это касается только секст. Темп, ритмические фигуры, динамические оттенки, фактура, характер мотивов — все изменчиво, что делает этюд очень событийным.

Поток контрастных мотивов складывается в сложную трехчастную форму.

Схема № 18. Для секст

 

А

 

 

С

 

 

A,

а(9)

b(6)

ai(5)

с(б)

d ( n )

ci(8)

32(5)

bi(9)

Mezzo voce,

Animando

Au mouv.

Au mouv.

Mouv.

Mouv.

1" Mouv.

Piu lento

dolce

poco a poco

 

un poco

 

Un poco

slentando

Sempre

sostenuto

 

 

agitato

 

agitato

 

dolcissimo

Вполголоса, с большой нежностью (Mezza voce, dolce sostenuto) поначалу сексты повествуют о чем-то далеком и печальном (мотив а). Второй мотив {Ь) основан на квартовом, затем секундо-

215


BOM колебании секст шестнадцатыми длительностями (тт. 10—12, 14). Вновь «пеллеасовские» колебания кварт! Этот мотив вносит заметное беспокойство и заканчивается кульминационным взрывом отчаяния.

Lento сменяется взволнованным и тревожным скерцо (средний раздел, аи mouvement, ип росо agitato, мотив с), основанном на быстрых репетициях секст. Несмотря на ремарку agitato, динамика скерцо остается pianissimo. Такое сочетание придает музыке таинственный и очень беспокойный оттенок (словно душа трепешет).

В репризе второго мотива {Ь, ritenuto, piu lento sempre dolcissimo)

квартовые колебания секст в партии правой руки сопровождаются многократным, настойчивым повторением кварт в басу: аллюзии на мотив Пеллеаса становятся еще более явными. Так секстовый этюд квартовым мотивом оказывается связан с предьщущим (пеллеасовским) этюдом Для кварт.

Этюд № 5. Для октав Pour les octaves

Joyeux et emporte, librement ritme (Весело с огнем, ритмически свободно), E-dur, 3/8

Этюд Дяя октав вносит яркий контраст. Здесь Дебюсси неузнаваем. Радостное настроение одушевляет всю пьесу. Самое необычное в ней — преобладание динамики f-ff и патетических звучаний листовского плана, особенно в кульминации центральной части. Почти вся пьеса построена на октавах, но они настолько разнообразны и так свободно использованы, что не приходится говорить о некой заданной единой фактурно-ритмической формуле.

Этюд тематичен, его темы излагаются октавами, иногда октавы заполняются другими интервалами, переходят из одной руки в другую, разукрашиваются сложной диссонантной гармонией, при этом опираются на разные жанры и, соответственно, на разнообразную фактуру. Содержание этюда складывается из множества смысловьгх единиц. Если вспомнить октавный этюд Шопена, то его октавные крайние части основаны на единой ритмико-фактурной формуле. Цель, к которой стремится Дебюсси, иная, казалось бы, не инструктивная: на основе октав сотворить некую веселую, карнавальную, полную огня и грации сценку. На это достаточно отчетливо намекает вальсовый ритм, появившийся в пятом такте. Кажется, что

216

здесь кружатся маски. Иногда под карнавальной маской угадывается нежный и ласковый лик.

Как все этюды Дебюсси, Для октав ритмически очень прихотлив, в темпе rubato, агогические оттенки разнообразны и меняются очень часто. Дважды вальс сменяют токкатные темы. Так, третий мотив в первой части — короткая, но бурная токката, и вся средняя часть — тоже токката.

Схема № 19. Для октав

 

А

С

 

А,

 

а(10)-а,(12)

b(4)-c(4)-b,(10)

d(34)

32(10)

е(16)

аз(13)

Она решена в феерическом плане: это легкий, воздушный, как бы засурдиненный полет октав, который напоминает фактуру пьесы Снег танцует. Маски кружатся, словно снежинки. Но, в конце концов, эта токката приводит к бурной и мощной кульминации — потоку параллельных октав в двух руках в духеf-jf Листа. Исключительный случай у Дебюсси.

Этюд № 6. Для восьми пальцев Pour le huit doigts

Vivamento molto leggiero e legato, Ges-dur, 3/4

Для восьми пальцев, на первый взгляд, типичный этюд, построенный на стремительном «беге» 32-х длительностей. И все же это не этюд, а легчайшее, воздушное, полетное скерцо. Его фактура почти единообразная: попеременное движение поступенных и трелетре- молообразных пассажей по четыре звука в каждой руке. Дебюсси предлагает пианистам в аппликатуре не использовать игру первыми пальцами, намекая тем самым на способ игры в эпоху Рамо и Куперена. При этом гармония — невероятно смелая.

«Волнообразное непрерывное движение [...], гармония которого полностью уходит за пределы тональности, — писал об этом этюде Хальбрейх, — рождается в мелодических волнах, заставляя искриться клавиатуру тысячью красочных капелек, словно лучи солнца сквозь их призмуь^^^.

Lockspeiser Е., Halbreich Н. Op.cit. Р. 599.

217


В т о р а я т е т р а д ь

Этюд № 7. Для хроматических ступеней Pour les degres chromatique

Scherzando, animando aussi, a-moll, 2/4

Вторую тетрадь открывает хроматический этюд, в котором, как уже упоминалось, есть аллюзии на этюд Шопена (ор. 10, № 2, a-moll). Это еще одно полетное, полное великолепной фантазии скерцо, с кружевными узорами стремительных хроматических пассажей. Они все время меняют направление, то взлетают, то стремительно несутся вниз, то кружатся на одном месте. Чаще всего хроматизмы — в правой руке, но временами подключается и левая рука, и тогда вихри пассажей расходятся в противоположные стороны или бегут навстречу друг другу. Пленительное, волнующее звуковое пространство, сонорное в своей сущности! Кружевные фигурации сопровождают изящную скерцозную тему, которая всегда звучит в нижнем голосе (в левой руке). Она возникает после нескольких тактов вступления; первый раз — в одноголосном изложении и с ремаркой dolce espressivo, ип реи еп dehors {нежно экспрессивно, немного выделяя, как бы издалека). Все эти ремарки совсем не этюдные! И совсем не в духе жанра этюда завораживающий контраст нежной грациозной и неторопливой мелодии и волнующих пассажей вокруг нее. Зерно темы — всего три такта. Продолжение — каждый раз новое и различной длины. Тема повторяется много раз, пронизывает все произведение, всегда одна и та же и всегда новая, в новом кружевном наряде. Она проходит от разных звуков, в различном изложении: в одноголосном, аккордовом, смешанном. Меняется интервалика внутри мотива, неизменным остается только ритмический рисунок. Не меняется и ее характер — весьма загадочный. Что здесь кроется — трудно сказать. Казалось бы, нейтральная по эмоциональной окраске, тема вместе с тем удивительно выразительна. В контексте целого в ней можно уловить ностальгический нюанс. Пример того, сколько гений Дебюсси мог извлечь из простого напева.

Форма этюда близка старинному рондо: рефрен — три, иногда четыре такта (его структура меняется), эпизоды разной длины: от 6- ти до 17-ти тактов. Все построения вне квадратных структур, превалирующих обычно в любом традиционном этюде.

218

Этюд № 8. Для украшений Pout les argements

Lento, rubato et leggiero, F-dur, 6/8

Этюд в медленном темпе. Не виртуозные проблемы стоят здесь перед исполнителем, а сложные художественные задачи. Казалось бы, украшенР1я — главная цель Дебюсси. Но что скрывается за отвлекающим от главного названием? Настоящая поэма с капризной изменчивостью настроения, со сложным подтекстом, который нелегко расшифровать. Может быть, это поток воспоминаний, наплывающих в беспорядке, без особой логики, как во сне, или поток сознания. Пьеса полна нежной грации и изящества и одухотворена вновь видениями из оперы Пеллеас и Мелизанда.

Первая секция построена на ряде, казалось бы, разрозненных элементов: это арпеджированные «арфовые» ниспадающие и волнообразные пассажи, репетиции одного звука в конце фраз, аккордовые параллелизмы — все эти элементы отдаленно напоминают cцe^^y падения кольца из Пеллеаса. Судя по многим произведениям, в которых Дебюсси намеренно вызывает ассоциации именно с этой сценой оперы, он потере кольца придавал особый смысл, как некоторому символу, указывающему на важный, поворотный момент в судьбе человека.

Многократно повторенный звук des в этюде напоминает о репетициях звука в оркестре, отмечающих полдень в этой сцене. Одновременно долгая задумчивая репетиция отражает состояние глубокой сосредоточенности на одной мысли, попытке ухватить ка- кие-то неясные отдаленные воспоминания. И вдруг что-то не вполне отчетливо всплывает в сознании, как мираж (взрыв страстной ок- тавно-аккордовой мелодии в вальсовом ритме), и тут же, не успев оформиться, этот мираж исчезает, растворяется (конец первой секции)231.

Вторая секция (мотив Ь, росо animando) — светлая пастораль (в типичной тональности F-dur\). На мягко и тихо тремолирующем фоне (murmurando) звучит дебюссистский пасторальный символ — «флейтовая» мелодия. Ассоциации ведут к таким сочинениям как

Фавн, Девушка с волосами цвета льна. Вереск, Соната для флейты, арфы и альта, Пастушок. Но, главное, и здесь явные аллюзии на

Форма этюда подобна многим другим в общих чертах, при этом абсолютно индивидуальна: трехчастная с многомотивным первым и средним разделами и сокращенной репризой. А (а b с bi Ci d) В (е f g О Ы (ai). Ее можно представить и в пяти секциях.

219



упомянутую выше сцену оперы {У источника), которая открывается соло флейты. Едва уловимо мелькают танцевальные ритмы, словно это некое призрачное «воспоминание о танце». Leger et dansant {легко, танцуя) — авторская ремарка к одной из тем (с) второй секции.

Третья секция (мотив d — Rubato, poco scherzando). Игра! Игра кольцом? Любовная игра? (Как в той же сцене!).

В четвертой секции (средний раздел) каждая новая тема становится все более теплой, даже страстной. От одноголосного изложения тем композитор приходит к аккордовому, насыщенному звучанию (редкие, но много значащие для Дебюсси ремарки sempre animando, confuoco — все время возбужденно, с огнем).

Реприза (пятая секция) возвращает к начальной теме, к репетициям звука des. Может быть, таким образом композитор вызывает в памяти оркестровую постлюдию оперы в строе Cis. И тогда звук des воспринимается как мысль о печально-прощальном конце оперы или как более абстрактная мысль об уходе.

Темпоритм пьесы, агогические оттенки гибко изменчивы, словно в каждом коротком мотиве что-то происходит: lento, rubato, stretto, mouvement, poco animando, murmurando, ritenuto, au movement, leger et

dansant, tempo, poco animando, cedez,

mouvement, rubato, souple et

ondoyant, размер 6/8 меняется на 2/4.

 

Очень богата, разнообразна и непрерывно изменчива фактура, ибо каждый новый элемент насыщен смыслом. Кроме того, многие мотивы как бы инструментованы оркестровыми тембрами. Здесь есть, как уже отмечалось, «арфовые» фигурации и пассажи, звуки «челесты», как рассыпающиеся брызги воды (3-й, 4-й такты), страстные мелодические мотивы в октаву или даже в две октавы, словно струнный квартет, «флейтовые» наигрыши, тремоло «струнных», ниспадаюшие пассажи параллельными трезвучиями «деревянных духовых», темы в басу у «фагота» и многое другое. И все это — Этюд!

Этюд № 9. Для репетиций нот Pour les notes repetees

Scherzando, G-dur, 4/4

Этюд в жанре скерцо — веселая, с большим юмором написанная пьеса, к которой подошло бы название Маски. По смыслу она близка Этюду № 5. Можно даже представить себе карнавальную сценку с причудливыми персонажами, их играми, танцами, смешными жестами, внезапными прыжками, ужимками, гримасами. Словом, веселая фантасмагория.

220