Файл: Кокорева Л. - Клод Дебюсси - 2010.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.10.2024

Просмотров: 751

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Словесные образы в ней повторяются в различных вариантах, цепь идей-символов проходит через оркестровую музыку, связывая все произведения воедино. Но это единство подтверж-

дается и чисто музыкально: в с е

( и л и п о ч т и

все) о р к е -

с т р о в ы е п р о и з в е д е н и я

п р о н и з а н ы

звуковыми

с и м в о л а м и (мигрирующими

мотивами),

п е р е х о -

д я щ и м и и з п р о и з в е д е н и я в п р о и з в е д е н и е , у к а з ы в а я н а т а й н ы е с в я з и и с о о т в е т с т в и я . В х о д е м и г р а ц и и о н и м е н я ю т с в о й с м ы с л , о б р а - с т а ю т н о в ы м и з н а ч е н и я м и , и х в о с п р и я т и е б а з и р у е т с я на а с с о ц и а т и в н о м м е х а н и з м е н а - щ е г о м ы ш л е н и я .

Вот некоторые примеры. Мотив восходящей большой секунды в синкопированном ритме — обращенный мотив зова, многократно прозвучавший в сцене смерти Мелизанды, появится едва ли не во всех оркестровых произведениях Дебюсси: в начальных тактах Фавна у валторны, в последних тактах Облаков, в первых тактах Моря, он пронизывает весь ноктюрн Сирены.

ПРИМЕР 59. Пеллеас и Мелизанда (V)

Я хо-чу

у - ви-деть солн-це в мор-ской

глу-би

- не!

jus^^u'ace

que le so - leil soit au fond

de la

mer.

m

ПРИМЕР 59a. Послеполудень Фавна

Cors I

(Fa)

247

П Р И М ЕР 59Ь. Обмт

Coreп $

т

 

т

HI

$

 

ршр:=~рр:

(Fa)

 

 

 

 

 

 

 

рш

:

П Р И М Е Р 59с. Сирены

 

sourdines

 

I

 

 

И

 

ршр^

Cors

P-S:

(Fa)

sourdines

 

Ш

$

 

IV

ршр.

ПРИМЕР 59d. Море. От три до полудня на море

Tris lent J = 116

arco^ip

Мотив форшлага двух нисходящих больших терций (собственно, мотив зова) из 1-й сцены II акта оперы {Источник в парке), в

V акте превратившийся в звутси погребального колокола, в Фавне повторяется несколько раз у арфы. Сопоставим полуденную сцену в Пеллеасе (кольцо упало в бассейн ровно в полдень) с названием оркестровой пьесы Послеполуденъ Фавна (хотя это уже не полдень, а после полудня, но в этом-то и смысл!). Связь неоспоримая. Она дает возможность осознать и мифологизм оперы. Мотив зова завершает также Празднества. Он же является важнейшим мотивом Сирен и напоминается в Играх волн. Сопоставив эти произведения, понимаешь их внутренние смысловые связи и соответствия.

248


ПРИМЕР 60. Пеллеас (П • 1)

$

«f

ПРИМЕР 60a. Поогеполудень Фавна

I J t j b ^ i ^ :

U m -

Harp,

i

 

Vns

m

Cello

Cb.

ПРИМЕР 60b. Празднества

Vcelles

Cb.

Ш

m.g.

J>=J>

Ф

pizz.

pizz.

249


ПРИМЕР 60с. Игры волн

l y

GdesFl

 

 

 

-

ffI

 

Pie П.

1

4 '

г- Г

 

 

 

 

> — —

 

г

 

 

 

 

Ц

 

 

Htb

f

** )

/

 

 

 

-

 

-1 ~ ' 1—1

Cor А.

 

 

 

Т 1

 

 

 

fif^

ff

 

CI.

1

1

 

-1

 

 

*А —1—4

 

 

 

 

л

Р

 

Bons W

 

-

 

 

 

и

ff

Восходящий четырехзвучный мотив английского рожка в диапазоне тритонов, который появился в интерлюдии к 4-й картине III акта оперы (сцена с Иньолем и Голо), отзывается в двух ноктюрнах — Облака и Сирены.

ПРИМЕР 61. Пе.ыеас (Ш - 3)

ггёз lointain издалека

-aJ—L Л ^

ПРИМЕР 6U. Облака

r t M

250


Этот же мотив становится центральным во второй части Моря, настойчиво и многократно повторяется все в том же тембре английского рожка во второй и в третьей частях Иберии.

Тремолирующие арабески, занимающие огромное место в опере, проникают и оркестровые партитуры. Все э т о в с о в о к у п - н о с т и е с т ь о т р а ж е н и е с р е д с т в а м и с и м в о л и ч е - с к о й з в у к о в о й с и с т е м ы к а р т и н ы м и р а , где с у д ь - ба ч е л о в е к а р а с к р ы в а е т с я в с и м в о л а х .

Весна (1887)

Printemps

Эта партитура для восьмиголосного женского хора, фортепиано в четыре руки и оркестра бьша закончена в 1887 году. В литературе ее жанр определяется и как сюита, и как кантата, и как симфоническая поэма с хором. Весна — юность природы, это и юность Дебюсси. Он представил жюри произведение в варианте для хора и фортепиано (партитура якобы сгорела у переписчика, хотя точно неизвестно). «Это столь новое и свежее произведение Дебюсси было отрицательно принято членами жюри, которые поставили в вину композитору „опору на самую опасную тенденцию — какой-то туманный импрессионизм

Сочинение было опубликовано в 1904 году для фортепиано в четыре руки. Оригинальная версия, к сожалению, до сих пор не издана. Сейчас Весна исполняется в оркестровой версии, где вокальные голоса распределены между инструментами.

Известно, что это произведение вдохновлено знаменитой картиной Боттичелли Ранняя весна, которую композитор увидел в музее Флоренции. Два десятилетия спустя для партитуры Весенние хороводы Дебюсси использовал в качестве эпиграфа флорентийскую майскую песню. Италия вдохновила его на два сочинения — прелестную партитуру молодости и щедевр зрелости.

Выбор тональности Fis-dur, которая считалась неисполнимой в оркестре, бьша причиной неприятия Весны для концерта «римских посылок». Язык молодого композитора здесь свеж и индивидуален, форма нова и свободна.

Lockspeiser Е., Hailbreich Н. Ор. cit. Р. 659.

251

Фантазия для фортепиано с оркестром ( 1 8 9 0 ) Fantasie pour piano et orchestre

Судьба Фантазии складывалась неудачно. Возможно, сам Дебюсси сыграл в этом определенную роль: он отменил назначенное на 21 апреля 1890 года исполнение и забрал от издателя партитуру, когда она уже было награвирована, запретив ее издавать и исполнять^^^ Тем не менее, он был привязан к этому сочинению, старался его переработать, облегчить оркестр и сделать более значительной партию фортепиано. Дебюсси работал над новой редакцией в 1909 году и написал Роже Дюкасу: «Совершенно очевидно, что я не оставлю этого ребенка»^^''.

В 1919 году, уже после смерти Дебюсси, Фантазия была опубликована и в том же году исполнена А. Корто в Лондоне, М. Лонг в Лионе. Отзывы были неодобрительные. Критики рассматривали Фантазию как произведение эклектичное, где индивидуальность Дебюсси не проявилась хотя бы в такой степени, как в ранних, но уже оригинальных по языку сочинениях Весна и Дева-избранница. В переработанном виде Фантазия была опубликована только в 1968 году. Но по-прежнему ее играют крайне редко. На самом деле это произведение яркое, уже достаточно самобытное по языку, и оно явно заслуживает большего внимания пианистов.

Содной стороны. Фантазия мало похожа на сочинения зрелого Дебюсси — в ней действительно нет характерной для композитора колдовской сумеречности, таинственности, что стало в дальнейшем главными оттенками, по которым узнается его почерк. С другой стороны, это предвестник Острова радости, следовательно, здесь уже присутствует Дебюсси.

Сточки зрения пианистической Фантазия представляет интерес как концертная виртуозная пьеса, основанная на разнообразной технике: пассажной, репетиционной, аккордовой и октавной. Большую роль играют разные типы полиритмии, а гармония уже отличается большой смелостью.

Фантазия состоит из трех частей: Allegro, Lent, Final.

Первая часть

{Allegro, G-dur, 3/4) — весенняя, радостная, построена на ликуюших, искряшихся темах, выдержана в едином эмоциональном

Однажды Дебюсси все же позволил сыграть ее в Америке. Цит. по: Lockspeiser Е., Hailbreich Н. Ор. cit. Р. 662

252


строе, вне ярких контрастов. Ей можно было бы дать название Призыв к Весне, ибо основная тема носит призывный характер. Форма, хотя в ней можно еще обнаружить черты сонатности, достаточно свободная^". Лаконичная оркестровая экспозиция построена только на главной теме в темпе Andante и выполняет функцию вступления. В совместной экспозиции фортепиано и оркестра (в темпе Allegro) та же тема звучит темпераментно, в динамике forte.

ПРИМЕР 62. Фантазия для фортепиано с оркестром

f^fff

f

Piano П

 

 

 

Andante ma поп troppo

 

 

 

(Оркестр)]

 

 

 

 

да

 

 

expressif б

т т

 

 

 

 

-I—

I

 

 

 

 

 

 

 

 

J: К

J:"""^-

ПРИМЕР 62a. Фантазия для фортепиано с оркестром

 

 

Piano I (Фортепиано)

 

Q ]

 

 

щ

рр

cresc.

 

 

 

•J

f

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Г

'

 

 

 

 

[7] Allegro gimto

ш

"'Позднее только в Квартете композитор использовал сонатную форму.

253