ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.10.2024
Просмотров: 754
Скачиваний: 0
|
i . |
Ш |
m dim. |
||
$ |
m |
|
|
|
3 dim.
Главная тема сразу подвергается интенсивному развитию, включающему различные по фактуре и по ритмическому рисунку элементы. Побочная партия — изящная мелодии в h-moll. Она едва заметно контрастирует главной партии, но имеет с нею и общие элементы. В частности, обе темы — с пунктированной ритмической фигурой, изобилуют фигурациями: триолями, секстолями, а также по 8—9—10 звуков на четверть с широким применением полиритмии.
Очень масштабная разработка демонстрирует умение Дебюсси блестяще развивать материал, пользуясь средствами гармонии, фактуры, ритма, оркестровых тембров. Разрабатываются элементы побочной и главной партий. Побочная партия теряет свой лирический характер и становится скерцозной. Она украшена типичной концертной фактурой: пассажами, фигурациями как в партии фортепиано, так и в оркестре. В разработке есть эпизод (Modere) на новой лирической теме.
Главная партия в репризе значительно варьирована. Украшающие стремительные фигурации делают ее еще более виртуозной. Вместо побочной партии — лирическая тема эпизода, кардинально изменившая свой облик^'1
Подобный тип замены побочной партии темой эпизода разработки в репризе первой части композитор использовал позднее в Квартете.
254
ПРИМЕР 63. Фантазия для фортепиано с оркестром
Modere
1 Г Л |
|
|
i f ^ f n ' f r i |
|
|
|
|
||
«J |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Г |
" |
T — |
— |
г - ^ |
r — |
|
|
|
|
|
|||||
^ |
' |
|
— |
^ |
^ |
г |
г |
P- |
^ - f — ^ |
у |
P г ' |
r — ^ ^ ^ |
|||||||
|
|
— |
|
|
|
|
|
|
|
" |
|
i ^ |
^ |
^ |
: |
|
|
|
|
|
|
|
doux et exoressif |
|
|
|
|
|
|
ПРИМЕР 63а. Фантазия для фортепиано с оркестром
I
и
>8: ly r ^ r г f
^ r ^ |
J |
I« ЬЛД
1' |
t i f f r r T |
ra |
1 -1 1 1 1 _r-r. |
|
т з |
|
^ |
тл
i J : — i '"r^ T ^ r
|
f |
tf f f |
f f r » # |
^ |
г -Сп |
rir - L |
|
|
^ — ^ |
H
255
Краткая кода (Tres animejusgu'a la fin — Очень воодушевленно до самого конца) построена на непрерывном crescendo до заключительной тоники в солнечном G-dur.
Вторая часть
Lento е molto expressivo, Fis-dur, 4/4
Мечтательное Lento отражает атмосферу ночной природы, звездной ночи и ничем не омраченных чувств. Здесь нет драматических коллизий, острых контрастов. Ничто не нарушает поэзии ночи, ее тишины, красоты. Первая тема, основанная на длительном непрерывном развертывании в фортепианной партии, полна нежной истомы. Она свежо, оригинально гармонизована, оркестровый контрапункт придает ей особое очарование.
Две темы среднего раздела {Lento в трехчастной форме), хотя они более взволнованны, но близки по характеру первой теме, воспринимаются как ее варианты. В модуляциях много красочных эффектов: середина начинается в H-dur, третья тема — в B-dur, подход к репризе осуществляется через Fis-dur. Это красивое сопоставление тональностей, казалось бы, готовит появление основной темы в главной тональности. Но от такого ожидаемого стандартного хода композитор отказался: реприза начинается на полтона ниже — в «матовом» F-dur. И только в коде устанавливается главная тональность Fis-dur. Но на этом неожиданности не заканчиваются. Следует большой ход к Финалу в духе маленького скерцо, или фортепианной каденции, в которой через далекие тональности Fis-dur и Es-dur осуществляется переход в главную тональность Финала —
G-dur.
Третья часть
Allegro molto, G-dur, 4/4
Полный блеска, яркий, виртуозный Финал начинается attaca и разворачивается как веселое скерцо-токката. Это своего рода празднество — явный предвестник второй части Ноктюрнов^^^ и первый прорыв Дебюсси в эстетику карнавала. Развернутый по масштабам, он основан на простой токкатной теме, интервалами напоминающей главную тему первой части.
Опираясь на одну тему, Дебюсси виртуозно выстраивает форму. Он дает основную тему во множестве вариантов, подчас отходит от нее, чтобы тут же вернуться. В форме улавливаются черты.
Это также предвестник финала Иберии (Утро праздничного дня).
256
сближающие ее со старинным рондо. Ее можно рассматривать и в семи секциях.
Поначалу основная тема финала появляется в оркестровом вступлении как остинатный бас, сопровождая призывный мотив, изложенный терциями (первая секция). Когда вступает фортепиано (вторая секция), тема уже вьщвигается на первый план, ибо рельефно звучит у солиста в окружении фигураций.
ПРИМЕР 64. Фантазия для фортепиано с оркестром. Финал |
|
|
№ |
|
-Н- |
т |
|
|
Р |
|
|
ш 1=4 |
Ж |
|
9 |
|
|
Ш |
И? |
т ID Д^ |
шт т Щ] |
i
рр
ж
18zak218 |
257 |
в третьей секции {A-dur, Tres rythme) объединяются терцовые призывные мотивы и главный мотив. Непрерывное обновление фактуры и форм движения в этом perpetuum mobile не дают расслабиться ни пианисту, ни оркестрантам, делают увлекательным все развитие. Быстрые фигурации шестнадцатыми сменяются всплесками фигураций тридцать вторыми длительностями, полиритмическая фигура с триолями — «токкатными» аккордами.
Четвертая секция — самый контрастный эпизод в замедленном темпе {le double moin vite — В два раза медленнее) и с резкой сменой тональности: A-dur-As-dur. Он также основан на варианте основной темы, которая превратилась в изяшную напевную мелодию {doux et exspressif — с нежной экспрессией).
Пятая секция (Tempo Г) — модулирует из бемольных тональностей в диезные. Триольный ритм, который скандирует оркестр, попадет позднее в Празднества. Этот раздел, который одновременно соединяет и развивает два варианта темы — токкатный и лирический, носит характер предыкта к репризе.
Реприза (шестая секция) начинается кульминационным проведением основной темы fortissimo и к тому же в у в е л и ч е н и и {G-dur, фортепиано)^^. Ее окружают в оркестре призывный мотив начального вступления и ритмический мотив триолей. Фортепианная фактура находится в состоянии непрерывного обновления.
ПРИМЕР 65. Фамташя для фортепиано с оркестром. Финал |
|
|
|
|
|
> |
> |
|
:> |
> > |
> |
J |
I |
^ |
J |
J J |
J 1 |
18 |
|
|
8— |
|
|
^ |
I |
i |
|
|
J |
|
|
Lg^ |
|
1 |
|
v^^ |
|
|
|
||
|
|
|
|
|
260 Начиная с Фантазии, Дебюсси и в дальнейшем будет часто прибегать к тому способу модификаций тем, которые сложились в эпоху Ренессанса, давая темы в увеличении, двойном увеличении, уменьшении и т.д.
258
Блестящая, виртуозная кода (седьмая секция) завершает Фантазию, которой никак нельзя отказать в свежести самого материала, в блестящем его развитии, в ярких, сочных оркестровых и гармонических красках.
Прелюдия к Послеполудню Фавна (1894) Ргё1и(1е а Гаргё$-т1Ш d'un Faune
Начиная с флейты Фавна и английского рожка из ноктюрна «Облака» музыка задышала по-новому
Б. Булез
Прелюдия занимает особое место в творчестве Дебюсси. Если Струнный квартет g-moll (1893) завершает ранний период^^', то Прелюдия к Послеполудню Фавна открывает новый период. С этого миниатюрного произведения длительностью семь-девять минут для скромного состава оркестра начинается современная музыка. А в т в о р ч е с т в е с а м о г о Д е б ю с с и о н о о к а з а л о с ь з е р - н о м , из к о т о р о г о в ы р а с т е т м о г у ч е е д р е в о в с е г о е г о о р к е с т р о в о г о н а с л е д и я .
С 1892 г. у Дебюсси созревает проект оркестрового сочинения по эклоге Малларме. Он замыслил симфонию, где три части имели бы названия: Прелюдия, Интерлюдия, Парафразы. В 1894 году, когда композитор был всецело поглощен сочинением оперы Пеллеас и
Напомним, это период, когда бьши написаны два первых произведения для конкурса на Римскую премию — Гладиатор (1883), Блудный сын (1884), кантаты
Весна (1887), Дева-избранница (1888), Пять стихотворений Шарля Бодлера (1889), Забытые ариетты (на тексты Верлена, 1888), Фантазия для фортепиано с оркестром (1890).
18* |
259 |
Мелизанда, он заканчивает Прелюдию, отказавшись писать две другае части, хотя в Брюсселе весной 1894 года было объявлено исполнение произведения в 3-х частях. В партитуре дата окончания Прелюдии — сентябрь 1894 года. 22 сентября того же года она была с триумфом исполнена в Национальном обществе музыки под управлением Гюстава Доре. К первому изданию партитуры Дебюсси написал:
«Музыка Прелюдии есть свободная иллюстрация стихотворения Малларме. Она не претендует полностью раскрыть его содержание. Это скорее ряд картин, отражающих желания и грезы Фавна в послеполуденный зной, который, оставив преследование пугливых нимф и наяд, позволил себе погрузиться в упоительный сон, наполненный сновидениями, в конце концов, реализованными полным обладанием всеобщей природой»^^^.
Сам Малларме, ведушая фигура поэтического символизма, знаменитые «вторники» которого посещал Дебюсси, был очарован этой музыкой и написал, что произведение «не только не диссонирует с его стихотворением, а идет дальше в передаче ностальгии и света с тонкостью, трепетом и разнообразием»^^. И он подарил Дебюсси свое стихотворение с очаровательным посвящением:
Sylvain d'haleine premiere Si la fldte a reussi
Ouis toute la lumiure Qu'y soufflera Debussf'^
Сильван, который первый дул, Коль ты прославил флейту эту — Внимай сияющему свету, Что Дебюсси в нее вдохнул^^.
А значительно позднее, 25 марта 1910 года Дебюсси в письме к Жану Обри написал не без гордости о визите Малларме: «Малларме пришел ко мне с обреченным видом. После прослушивания (Прелюдии — Л. К.) он довольно долго оставался молчаливым, после чего сказал: „Я никогда не слышал ничего подобного. Эта музыка продолжает эмоции моего стихотворения и является его украшением, более впечатляющим, чем KpacKu'V^\
Цит. по: Lockspeiser Е., Halbreich Н. Ор. cit. Р. 687. Ibid. Р. 666.
Debussy С. Lettre к deux amis. Paris, 1942. R 121.
^^ Перевод Ю. Кремлева///^велмев Ю. Клод Дебюсси. С. 267.
267 |
j^Q. Роттег М. Preface / / Debussy. Pr61ude h I'apr^s midi d'un Faune. |
Partition. |
Leipzig. |
260